Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен
Скачать 1.98 Mb.
|
Зимбардо научил меня самому важному и универсальному правилу социальной психологии - фундаментальной ошибке атрибуции: люди последовательно приписывают поведение других людей скорее чертам их характера (диспозициям), чем давлению окружающей среды. В Соединенных Штатах, где высоко ценится индивидуальность, люди обычно уверены, что они действуют, исходя из "своей идеи", а не потому, что на них повлияли внешние силы. Социальная психология продемонстрировала, что все мы находимся под глубоким влиянием окружающей среды. Это в природе человека - приспосабливаться к тому, что воспринимается как "правильное" поведение. 32 ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ? Сначала многие люди представляют себе контроль сознания как неясный мистический процесс, который нельзя охарактеризовать в конкретных терминах. В действительности термин "контроль сознания" связан с определенным набором методов и методик, влияющих на то, как человек думает, чувствует и действует (например, гипноз или блокирование мышления1). (1 В оригинале - thought stopping. Напрашивающийся неологизм - "мысле-стопорение" или "мыслеторможение". (Прим. перев.)) Подобно множеству видов знания, в своей основе он не является ни добром, ни злом. Если применение методов контроля сознания не лишает человека свободы выбора и предоставляет ему самостоятельно распоряжаться своей жизнью, то результаты могут быть самыми благотворными. Например, доброжелательный контроль сознания можно применять, чтобы помочь людям бросить курить, не затрагивая какие-либо другие виды поведения. Контроль сознания становится разрушительным, когда с его помощью подрывается способность человека думать и действовать независимо. Применение контроля сознания в особо деструктивных культах направлено, по меньшей мере, на разрушение подлинной личности индивидуума - его поведения, мыслей, эмоций - и ее вторичное конструирование по образу и подобию культового лидера. Это делается путем жесткого контроля и управления физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной жизнью адепта, чьи уникальные свойства при этом подавляются. Культовый контроль сознания - социально организованный процесс, поощряющий зависимость и подчинение. Он расправляется с индивидуальностью новичка, погружая его в среду, где не остается места для свободного выбора. Интерес вызывает лишь догма, принятая группой. Все, что не вписывается в измененную картину реальности, оказывается ненужным. 33 КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ, ИЛИ ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ? Термин "промывание мозгов", предложенный в 1951 году журналистом Эдвардом Хантером, часто используется как синоним контроля сознания. (Hunter Edward. Brainwashing. NY: Farrar, Straus & Gudahy, 1956.) Хантер перевел это слово с китайского /ш пао, (буквально "промывать мозг"), чтобы описать процесс, в результате которого американцы, взятые в плен во время корейской войны, смогли внезапно изменить присяге и признаться в вымышленных военных преступлениях. Как могло случиться, что спустя несколько недель после захвата в плен вышколенный военный персонал признается в преступлениях, которых не было, соглашается с лишением свободы и полностью меняет свои убеждения? В 1950-х годах армейским психологам и психиатрам Маргарет Сингер, Роберту Лифтону, Луису Весту и Эдгару Шайну поручили исследовать феномен трансформации мышления и разработать на будущее стратегию защиты от него. Как и Лифтон, Эдгар Шайн обратился к программам промывания мозгов, примененным в Китае. Его книга "Принудительное убеждение", которую он создал на основе бесед с бывшими американскими военнопленными, отражает мысли Лифтона о том, что физическое принуждение было, вероятно, важным элементом "промывания мозгов". (Schein Edgar with Schneier Inge & Barker Curtis. Coercive Persuasion. NY: W.W.Norton & Company, 1971.) Однако позднее Лифтон пришел к убеждению, что реформирование мышления фактически могло осуществляться и без физического принуждения или насилия. (Lifton Robert Jay. Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. NY: Metropolitan Books, 1999. See also: Zablocki Benjamin. The Blacklisting of a Concept: The Strange History of the Brainwashing Conjecture in the Sociology of Religion // Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. Vol. 1. No. 1. October 1997; Anthony Dick & Rabbins Thomas. Law, Social Science and the "Brainwashing" exception to the First Amendment // Behavioral Sciences and the Law. Vol. 10. 1992; Robbins Thomas & Anthony Dick, eds. In Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism in America. Transaction Press, 1990.) Будучи старшим психологом в армейском госпитале Уолтера Рида в 1950-е годы, Маргарет Сингер изучала реформирование мышления на примере бывших военнопленных корейской войны. Продолжая заниматься изысканиями в сфере культового контроля сознания, Сингер суммирует пятидесятилетний опыт работы с процессами реформирования мышления в книге "Культы среди нас". ( Singer Margaret & Lalich Janja. Cults in Our Midst, Jossey-Bass 1997. ) Она выводит шесть условий реформирования мышления. Шесть условий реформирования мышления по М. Сингер 10. Установление контроля над временем, в котором существует человек, особенно в периоды размышлений, и над физической окружающей средой. 11. Создание у новичка ощущения бессилия, страха и зависимости при одновременном обеспечении образцами, демонстрирующими новые поведенческие стандарты, следование которым желательно для лидера. 12. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями новичка (в том числе и с использованием измененных состояний сознания) с целью подавить прежнее социальное поведение и социальные установки новичка. 13. Манипулирование поощрениями, наказаниями и переживаниями с целью достижения необходимого лидерам поведения и установок. 14. Создание жестко контролируемой системы с замкнутой на себе логической системой, внутри которой инакомыслящих заставляют чувствовать себя так, будто их сомнения свидетельствуют об их изначальной неполноценности. 15. Новичков держат в неведении относительно контроля их сознания и изменения последнего. Лидеры не в состоянии реформировать мышление человека в условиях полной реализации его умственных способностей и его информированного согласия. С моей точки зрения, ключевые различия между "промыванием мозгов" и контролем сознания (или реформированием мышления) заключаются в следующем: термин "промывание мозгов", как правило, связывается в людских умах с открытым принуждением, с образом заключенного в руках всесильных тюремщиков. Процесс "промывания мозгов" предполагает изначальное отношение субъекта к "агентам влияния" как к "врагам". В условиях контроля сознания "агенты влияния" рассматриваются как друзья или наставники. Они добиваются ослабления личностной защиты, делая людей более уязвимыми для манипулирования. Ключ к успеху контроля сознания состоит в его искусности, в том способе, с помощью которого у объекта влияния поддерживается иллюзия контроля над ситуацией. Человек полагает, что "делает собственный выбор", тогда как фактически подвергается мощному социальному влиянию, имеющему цель разорвать связь между его собственным критическим сознанием и способностью к принятию решений. Другими словами, он верит, что решил добровольно отказаться от свободной воли в пользу Бога, лидера или идеологии. Когда человек пытается со стороны оценить масштабы социального влияния, которому он подвергся, степень манипулирования становится весьма очевидной. 34 ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА И РАЗВИТИЕ BITE-МОДЕЛИ В 1950 году психолог Леон Фестингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: "Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму". (Festinger Leon, Rieken Henry W. & Schachter Stanley. When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a Modern Group that Predicted the Destruction of the World. NY; Harper & Row, 1956.) Как описывал Фестингер, "диссонанс" - это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса. Эта тенденция может проявляться несколькими различными способами. Например: - Когда люди ведут себя, по их мнению, глупо или безнравственно, они изменяют свои аттитюды, дабы убедить себя в том, что их поведение разумно и оправданно. 4- Люди, придерживающиеся противоположных взглядов, склонны интерпретировать одни и те же новости или фактический материал спорного характера совершенно по-разному: каждый видит и помнит то, что соответствует его взглядам, приукрашивая или изгоняя из памяти то, что могло бы породить диссонанс. - Когда люди, считающие себя достаточно гуманными, незаслуженно причиняют кому-либо боль, они снижают возникающий при этом диссонанс, относя свою жертву к числу маргиналов или "принижая" ее. - У людей существует склонность снижать когнитивный диссонанс путем рационализации. В 1956 году Фестингер написал книгу "Когда пророчество не сбывается" о культе "летающих тарелок", действовавшем в то время в штате Висконсин. Лидер группы, миссис Кич, якобы получала сообщения, посланные высшим "Хранителем" с планеты "Кларион". Она сообщила прессе, что 21 декабря того же года случится огромное наводнение и все, кроме немногих избранных, погибнут. Ее последователи продали дома, отдали деньги и ждали прибытия космических кораблей. Когда утро наступило, без "тарелочек" и без наводнения, можно было ожидать, что последователи разочаруются. Но когда миссис Кич объявила, что инопланетяне были свидетелями их правоверного бдения и решили пощадить Землю, большинство членов стали испытывать к ней еще большую преданность, несмотря на публичное унижение. Согласно Фестингеру, причина этой возрожденной преданности сводилась к тому, что чувства и мысли членов культа изменились, чтобы уменьшить диссонанс, созданный их поведением. Теория когнитивного диссонанса дала мне более формальный, структурированный способ мышления о контроле сознания. Конечно, она представляет собой грубое упрощение крайне сложного явления. Уверен, что в будущем возникнут более совершенные теории, объясняющие это явление. 35 РАЗВИТИЕ BITE-МОДЕЛИ В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компонент - контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE (В английском языке может означать: "укус", "клев", "травление", (гравировка на металле), "шулер" и "жало" (в определенном контексте). (прим. Перев.)) (Behavior - поведение, Information - информация, Thoughts - мысли, мышление и Emotions - эмоции), (Моя благодарность преподобному Бадди Мартину за предложение акронима BITE.) будут служить основой вашего понимания контроля сознания. BITE - модель I. Контроль поведения. 1. Регулирование физической реальности индивидуума: а) Где, как, с кем живет и общается член группы. б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает цвета. в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и отвергает в своем питании. г) Сколько времени дается человеку на сон. д) Финансовая зависимость. е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы. 2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам. 3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения. 4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях. 5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения - позитивные и негативные подкрепления). 6. Индивидуализм не одобряется, преобладает "групповое мышление". 7. Жесткие правила и предписания. II. Информационный контроль. 1. Использование обмана: а) Преднамеренное утаивание информации. б) Искажение информации в "нужном" направлении. в) Чистая ложь. BITE - модель (продолжение) 2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен: а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио. б) Критическая информация. в) Бывшие участники. г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было. 3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных (Речь идет как о "тайной"доктрине для всех участников группыв противовес посторонним, так и о более "глубоких" уровнях посвящения внутри группы. (Прим. перев.)): а) Нет свободного доступа к информации. б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под разделениях внутри пирамиды. 4. Поощряется слежка за другими членами группы: а) Составление пар "друзей" по специальной системе в целях наблюдения и контроля. б) Доносительство лидеру о "неправильных" мыслях, чувствах и действиях. в) Поведение личности контролируется всей группой. г) Лидер решает, кому, что и когда "нужно знать". 5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа: а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники, аудио-и видеозаписи, другие средства информации. б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки из некультовых источников. 6. Неэтичное использование исповеди: а) Информация о "грехах" используется, чтобы стереть границы личности. б) Прошлые "грехи" служат средством манипуляции и контроля; нет прощения или отпущения грехов. 7. Необходимость в повиновении и зависимости. III. Контроль мышления 1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину: а) Принятие групповой схемы реальности как непосредственной Реальности (Схема = Реальность). б) Черно-белое мышление. в) Добро против Зла. г) Мы против Них (внутреннее против внешнего). 2. Использование "передернутого" языка (например, "мыслетормозящих клише"). Слова - это инструменты, которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. "Специальные" же слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция - урезать сложные переживания до тривиального "птичьего языка". (В оригинале - ироническое понятие buzz words, т. е. ученые или специальные словечки; слова, способные произвести впечатление на непосвященного; также слова, чей "настоящий" смысл понятен только "посвященным". (Прим. перев.)) 3. Поощряются только "хорошие" и "правильные" мысли. 4. Применение гипнотических техник, вызывающих измененные психические состояния. 5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний. 6. Применение "мыслетормозящих" техник, которые препятствуют "проверке реальности", блокируя "отрицательные" мысли и допуская только "положительные": а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное. б) Монотонное говорение (скандирование). в) Медитация. г) Моление. д) Говорение "на языках" (глоссолалия). е) Пение или гудение. 7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно правильными. 8. Никакие альтернативные системы верований не признаются законными, хорошими или полезными. IV. Эмоциональный контроль. 1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение. 2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа. 3. Чрезмерная эксплуатация чувства вины: а) Личностная вина: a. кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом); b. твоя семья; c. твое прошлое; d. твои привязанности; e. твои мысли, чувства, поступки. б) Социальная вина. в) Историческая вина. 4. Чрезмерная эксплуатация чувства страха: а) Боязнь мыслить независимо. б) Боязнь "внешнего" мира. в) Боязнь врагов. г) Боязнь потерять свое "спасение". д) Боязнь покинуть группу или оказаться в положении, когда группа тебя избегает. е) Боязнь неодобрения. 5. Провоцирование частой смены эмоциональных пиков и спадов. 6. Ритуальное и часто публичное признание "грехов". 7. Индоктринация фобий: внушение иррациональных страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера. Человек, чье сознание контролируется, не может представить будущую реализацию своих потенциальных возможностей вне группы: а) Нет счастья или удовлетворенности вне группы. б) Уход из группы повлечет за собой страшные последствия: адские муки, одержимость демоном, неизлечимые болезни, несчастные случаи, самоубийство, безумие, обреченность на бесконечноеперевоплощение (10 000 реинкарнаций) и т. д. в) Старательное уклонение от общения с теми, кто осмелился уйти; страх перед тем, что тебя отвергнут друзья, члены группы и семья. г) Никогда не может быть оправданных причин для выхода из культа. С точки зрения группы, тот, кто ушел, оказался "слаб", "недисциплинирован", "бездуховен", "суетен", "ему промыли мозги семья или консультант" или "совратили деньги, секс, рок-н-ролл". Важно понять, что деструктивный контроль сознания возникает тогда, когда совокупное влияние всех четырех компонентов вызывает зависимость от лидера и группы, склоняет к повиновению им. Наличие каждого пункта необязательно. Члены культа, чье сознание нахо дится под чужим контролем, могут жить в собственных квартирах, иметь работу "с девяти до пяти", состоять в браке, иметь детей и при этом быть неспособными думать и действовать независимо. |