Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен
Скачать 1.98 Mb.
|
Этот случай доказывает положительный эффект от объединения возможностей разных сторон. Случайно совпало, что новая жена отца была практикующей буддисткой и при этом заканчивала докторантуру в одном из университетов Бостона. При ее знании буддизма она вполне могла предложить Джиму систему взглядов для сравнения философии Ленца с подлинными буддистскими догматами, такими, как ч етыре благородные истины и Восьмикратная тропа. Узнав, что Дуг, брат Джима, брал уроки игры на барабане у бывшего члена культа Рамы с большим стажем, я попросил Дуга поговорить с ним, выяснить, почему он оставил группу, и попросить о помощи. Поскольку Джим всегда любил живую природу, мы попросили несколько самых близких друзей детства пожить с ним в туристском лагере, попеть песни, повспоминать и поговорить о настоящем: почему, например, Джим решил бросить колледж, переехать в Нью-Йорк и изучать компьютеры - область, которой он не интересовался до знакомства с Ленцем? Также предполагалось, что Джим с отцом совершат пеший поход. Джим отнесся к этому положительно. Идея мероприятия состояла в том, что каждый должен был выполнять свою определенную функцию в структуре взаимодействия. В результате осуществилась серия взаимодействий между Джимом, членами семьи и близкими друзьями. Кульминацией была встреча Джима и преподавателя игры на барабане. Он рассказал Джиму о некоторых негативных впечатлениях, связанных у него с группой Рамы, таких, как трата значительных денежных сумм на курсы Ленца или известие о том, что Ленц занимался сексом со многими своими последовательницами, включая одну из бывших подруг барабанщика. Наконец, утром предполагаемого путешествия с отцом Джиму предложили встретиться со мной и некоторыми бывшими членами культа. Он с готовностью согласился. Поскольку мы проделали массу подготовительной работы и добились взаимопонимания и доверия в ходе актов "мини-взаимодействия", быстро стало очевидно, что основная проблема для Джима заключалась в уверенности, что у него были "духовные" переживания (например, он видел золотой свет, исходящий от Ленца и заполняющий комнату). Я объяснил, что такие галлюцинации часто являются результатом легковоспроизводимых гипнотических процессов, имеющих мало общего с духовностью. Джим попросил меня доказать это. Я был вынужден продемонстрировать ему этот гипнотический эффект: попросил его закрыть глаза и медитировать, как он делал месяцами у Ленца, а когда заметил расслабление его лицевых мускулов, начал говорить: "Ты будешь медитировать глубже, чем когда-либо ранее, и я не хочу, чтобы ты открывал глаза, пока не будешь готов увидеть еще более яркий свет, исходящий от меня". Прошло меньше минуты, после чего он открыл глаза, посмотрел на меня и сказал: "Стоп! Это ярче света, который я видел вокруг Ленца! Это именно так - я выхожу! " Все, кто находился в комнате, вздохнули с облегчением, а Джим немедленно добавил: "Есть целый ряд людей, с которыми я хотел бы поделиться этой информацией, чтобы и их вытащить из группы". Как узнала семья Джима, ПСВ предоставляет большой выбор вариантов, привлекая ресурсы, умения и знания всех участников. ПСВ - это практический подход, поощряющий друзей и семью делать последовательные шаги посредством того, что я называю "мини-взаимодействиями": звонки по телефону, письма или дружеские беседы лицом к лицу. С депрограммированием или консультированием о выходе дело обстояло иначе. Эти подходы слишком полагались на организацию формального трехдневного воздействия. Несмотря на некоторую ущербность предшествующих методик, знания о них необходимы, так как помогают узнать, каких типов поведения следует избегать при взаимодействии с близким человеком. 44 ЧТО ТАКОЕ ДЕПРОГРАММИРОВАНИЕ? В начале 1970-х годов Тед Патрик, (Patrick Ted with Dulack Tom. Let Our Children Go! NY: E.P. Dutton and Company, Inc., 1976.) человек исключительно здравый, хотя и не имевший никакого формального образования в области консультирования, пришел к убеждению, что члены его семьи подверглись "промыванию мозгов" со стороны Мозеса Дэвида Берга, лидера группы так называемых "Детей Бога", ныне известных как "Семья". (Несколько экс-адептов этого культа написали книги о своем участии в нем. См.: Williams Miriam. Heaven's Harlots: My Fifteen Years As a Sacred Prostitute in the Children of God Cult. NY: William Morrow, 1998. Davis Deborah Berg. The Children of God: The Inside Story. Grand Rapids, MI: The Zondervan Publishing House, 1984. McManus Una. Not for a Million Dollars. Impact Books, 1980.) Патрик был настроен действовать решительно. Он логично рассудил, что коль скоро культы применяют методы индоктринации, "программирующие" верования посредством гипноза, подражания, повторения и техник изменения поведения, возможен и обратный ход этого процесса. Процедура получила название "депрограммирования". С тех пор стало ясно, что модель депрограммирования является слишком упрощенной. Сознание и психика человека не могут быть запрограммированы или депрограммированы подобно компьютеру. Человек - не робот. В основе своей депрограммирование - это ориентированная на содержание проблемы, а не на личность, тактика переубеждения, в основном апеллирующая к здравому смыслу, которая иногда предусматривает насильственное похищение и принудительное заточение. (Термин "депрограммирование" использовался и для описания добровольных воздействий, хотя главным образом он применяется для описания принудительного процесса.) Реальное депрограммирование происходит тогда, когда предполагается возможным "подцепить" (поймать) культиста и когда это удобно для депрограммиста. Процесс протекает так. Члена культа привозят в тайное место, находящееся под постоянной охраной, где он не может остаться наедине с собой, даже в ванной. Иногда в помещении заколачивают окна, чтобы исключить возможность побега. Депрограммирование длится целыми днями, а иногда и неделями до тех пор, пока адепт не проявит признаки резкого психологического перелома и освобождения от влияния культового контроля сознания (впрочем, он может успешно притвориться, что сделал это). Депрограммирование вызывает самые глубокие страхи участников культов. Действительно, раз семья и друзья захватывают их насильственно, то им нельзя доверять. Травму может нанести и то, что адепт поначалу видит не своих близких, а неизвестных людей, которые запихивают его в фургон, увозят прочь и держат взаперти. Последователи культа убеждены, что эти люди являются воплощением зла, и проявляют недоверие, гнев и возмущение. Таким образом, депрограммирование имеет много недостатков. Я встречал множество успешно депрограммированных людей, которые до сего дня страдают от психологических травм, нанесенных в ходе применения данного метода. Эти люди были рады освободиться из тисков культового программирования, но им не повезло с методами оказания помощи. (Начиная с 1980 года я неоднократно выступал с публичной критикой насильственного депрограммирования. Чтобы дискредитировать меня, культы лгут как своим членам, так и общественности. Истина заключается в том, что я участвовал приблизительно в дюжине депрограммирований для мунистов в 1976 - 1977 годах. Большинство их было успешными. Два не удались. Факты таковы, что меня никогда не арестовывали, не подвергали преследованию как уголовного преступника, и даже никто из тех, с кем я встречался или кого я консультировал, не преследовал меня по суду.) Профессиональный консультант Кэтлин Мэнн в 1990 году пережила шок, проводя аспирантское исследование по психологии, о чем она писала в письме ко мне. (Личная корреспонденция, лето 1999 г.) Профессор, которому она доверяла, предложил ей в качестве включенного наблюдателя заняться изучением лидера Церкви Универсальной и Торжествующей (Church Universal and Triumphant - CUT), Элизабет Клэр Профет. Кэтлин изучала догматы группы в течение года, и за это время не однажды высказывалось мнение о культовом или, по меньшей мере, сомнительном характере этой "церкви". Она обратилась в братство Хранителей Пламени этой церкви с просьбой о членстве, пытаясь лучше понять групповую доктрину и методологию. Она лично встретилась с Профет в штаб-квартире группы в штате Монтана. Харизма этой женщины произвела на нее сильное впечатление. Кэтлин мало знала о том, что могла подвергнуться методам контроля сознания, что свело бы на нет ее критические способности и внушило бы поклонение группе и ее лидеру. Вскоре после первой встречи с миссис Профет Кэтлин отказалась от научно-исследовательской работы. Она даже согласилась подумать о переезде на ранчо, где жила коммуна адептов. Вмешались друзья, болевшие за ее благополучие и обеспокоенные изменениями, которые уже успели произойти с ее личностью. Кэтлин была депрограммирована. Вот что она пишет: "Однажды в ясный, бодрящий полдень я сидела в квартире, принадлежащей Церкви и находящейся под ее контролем. Вдруг дверь распахнулась, и вошел мой друг, которому я доверяла. Он помогал депрограммистам. Захватив мою одежду и запихав ее в сумку, он прибавил туда же всю пятифутовую груду книг и видеокассет, переданных мне миссис Профет, после чего погрузил все это в ожидающий автомобиль. Я боролась и спорила с ним, но он превосходил меня в силе и буквально поволок меня к автомобилю, который затем покинул территорию ЦУГ и направился по шоссе 89 штата Монтана. В тот момент я не хотела оставлять группу. Я уже приняла решение остаться, изыскав для этого любую возможность и, конечно, пожертвовав первоначальным намерением провести социологический опрос. Я помню, что боролась и кричала, чтобы он остановился и выслушал меня, но он не обращал внимания на мои слова. Многое из того, что случилось потом, было как в тумане. Сначала мы приехали к нему домой. Затем меня отправили в другое место, где было еще два человека, один якобы психолог. Мне помнится, что во время поездки в автомобиле я пыталась спать, но меня внезапно разбудили незнакомые голоса и звуки, незнакомая обстановка, - я продолжала видеть у каждого человека лицо миссис Профет, и я верила, что она наблюдает за всем этим. Помню, я думала, что она была там - вела записи о том, что я чувствовала и думала, как это бывало в прошлом. Я была крайне подавлена и старалась уклоняться от разговоров. Я все еще была очарована (хотя и смущена) всеми переживаниями, связанными с группой, и думала, что мне следует отказаться сотрудничать в этом сбивающем с толку и унижающем действе. Я не понимала, что происходит. Еще находясь на подконтрольной культу территории, я была совершенно потрясена обстоятельствами своего похищения, хотя и пыталась себя успокаивать в предчувствии предстоящего. Депрограммисты немедленно приступили к работе. Они вытащили фотографию миссис Профет и заявили, что она - лидер культа, в связи с чем я должна плюнуть на фотографию. Я отказалась. Они всячески обзывали ее, один раз даже богохульным словом, после чего посмеялись между собой. Я не смеялась. Они показывали видеозаписи интервью с бывшими членами ЦУГ и заставляли меня соглашаться с излагавшимися там мыслями. Они говорили, что я была частью "демонической, оккультной силы" и мне нужно примириться с тем фактом, что мне, возможно, нанесен "необратимый ущерб". Психолог сказал мне, что у меня, "вероятно, вызванное культом расщепление личности". Это продолжалось в течение нескольких часов. Они оскорбляли мой интеллект, мой выбор и мои чувства. Фактически они лишили меня человеческих прав и пользовались теми же дезориентирующими методами, что и ЦУГ. Им не потребовалось много времени, чтобы убедить меня в том, что ЦУГ была культом. В какой-то степени я осознавала, что доктрины ЦУГ были "придурковатыми" и, по-видимому, неверными. С того самого момента, как я оказалась в обществе миссис Профет, мне не позволяли сделать выбор на основе надлежащей информации. Возможно, я сама поняла бы все натяжки и злоупотребления, если бы оставалась в ЦУГ несколько дольше. В противном случае я бы вскоре поссорилась с миссис Профет и все равно была бы "вышвырнута" прочь. Но не это имело для меня значение. То, чем занимались эти депрограммисты, было попыткой изменить мое сознание путем информационного контроля - точно так же, как это делал культ. Они не боролись с фобиями, которые внушила мне ЦУГ и которые оставались со мной долгие годы: некоторые цвета и типы музыки ассоциировались у меня с ритуалами ЦУГ, а страх возмездия за побег из группы сковывал по рукам и ногам. Стив, если бы использовалась Ваша методика, я смогла бы сохранить чувство собственного достоинства и самостоятельно прийти к осознанию того, что со мной произошло на самом деле. Месяцами, даже годами я казнила себя: "Как я могла позволить такому случиться?" Я могла бы сохранить индивидуальный склад ума и способность к рациональному мышлению. Чего эти депрограммисты не понимали и чем совершенно не интересовались, так это тем, что у меня были существенные сомнения в период пребывания в ЦУГ, - это не признавалось и даже не рассматривалось. Я была для них "жертвой", и это было все, что они понимали или признавали. Даже "освободившись", я периодически возвращалась к догматам ЦУГ в течение года после депрограммиро-вания. Наконец я поняла, что больше не могу воспринимать несообразности в доктрине ЦУГ, и порвала с ней окончательно, выбросив большинство своих материалов в мусорный ящик. Мне хватило бы и одной психологической травмы; вместо этого у меня их было две - обе болезненные, обе попирающие достоинство, обе причиняющие ущерб! В обоих случаях игнорировали меня как человека в пользу других людей". В 1970-е годы никакого выбора, помимо депрограммирования, действительно не было. В 1980-е годов и особенно в начале 1990-х депрограммирование вытесняется консультированием о выходе. В настоящее время в США депрограммирование людей старше 18 лет признано незаконным. Можно с уверенностью сказать, что в случае неудачного исхода депрограммирования виновники последнего будут привлечены к уголовной ответственности. Материальные расходы, связанные с судебным разбирательством, приобретут астрономические масштабы. Потери, связанные с неудачным исходом депрограммирования, могут катастрофически сказаться на вашем близком человеке. Вместо развенчивания культовая доктрина, напротив, закрепляется. Отношения с членами семьи, как правило, становятся напряженнее, семья и друзья могут испытывать опустошенность. Опыт депрограммирования Кэтлин причинил ей лишь напрасный вред. Кроме того, депрограммирование часто эмоционально травмирует не только культиста, но и остальных участников процесса, включая семью и даже бывших приверженцев культа, оказывающих помощь собрату. Власть и контроль находятся в руках постороннего человека, наделенного авторитетом, а не в сознании культиста. Выбор времени депрограммирования основан не на интересах адепта, но обычно определяется потребностями и удобством семьи и самого депрограммиста. Депрограммирование, как правило, не предполагает предварительного консультирования с членами семьи, поэтому не направляет силы на ликвидацию ущерба, нанесенного опытом пребывания в культе. Не готовит оно их, соответственно, и к последующей заботе о бывшем культисте. 45 ЧТО ТАКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ О ВЫХОДЕ? Большинство семей, члены которых оказались вовлеченными в культ, не хотят нарушать закон, насильственно похищая и удерживая своего взрослого сына или дочь. Они не хотят рисковать и окончательно отчуждать от себя близкого человека. В отличие от депрограммирования, консультирование о выходе непринудительно и юридически законно. Когда оно проводится хорошо, то в ход идет профессиональное мастерство, а не сила. Участие в консультировании всегда добровольное, то есть уважается добрая воля личности. В 1980-90-е годы ему стало оказываться наибольшее предпочтение среди существующих методов избавления от культовой зависимости. Консультирование о выходе (Некоторые консультанты по выходу теперь называют себя "консультантами по реформированию мышления".) - большой шаг вперед по сравнению с депрограммированием, но оно также узко сфокусировано на извлечении члена культа из группы. Консультирование о выходе, подобно депрограммированию, - информационный подход, ориентированный на содержание проблемы, а не на личность. Он, по существу, опирается на негативную информацию о культе, которую должен усвоить адепт. Большинство консультантов в этой области - бывшие члены культов, не имеющие вообще какой бы то ни было специальной подготовки. Возможность сделать что-либо помимо обеспечения информации о культах и принципах контроля сознания выходит за пределы их компетенции. Как и в депрограммировании, консультант по выходу рассматривается как внешняя авторитетная фигура, которая призвана разрешить проблему культа. Проведя несколько сотен успешных консультаций, я являюсь обладателем степени магистра по психологическому консультированию, полученной в Кембридж-колледже в 1985 году и постоянно подтверждаемой многочисленными переподготовками и супервизиями. Методу консультирования о выходе я посвятил три главы своей первой книги, "Борьба против культового контроля сознания", вышедшей в 1988 году. (Частичный перевод одной из глав опубликован: Хассен С. Консультирование о выходе: Свобода без принуждения. Убеждения, лежащие в основе моего подхода (отрывки из книги "Борьба с культовым контролем сознания") // Журнал практического психолога. 2000. No 1-2. В том же журнале опубликована обзорная полемическая статья об этом виде консультирования: Кларк Д., Джиамбалво К., Джиамбалво Н., Гарей К., Лангоу-ни М, Д. Консультирование о выходе: практический обзор // Журнал практического психолога. 2000. No 1-2. На русском языке была издана книга: Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. Нижний Новгород, 1995. С этическим кодексом консультантов по реформировании мышления можно ознакомиться в: Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. 1997. No 1. Отдельные главы из первых изданий книг С. Хассена и К. Джиамбалво на русском языке и статью Е. Волкова можно найти в Интернете на сайте www.people.nnov.ru/volkov. (Прим. перев.)) Процесс начинается с подготовительной встречи консультанта с заинтересованной стороной - семьей и друзьями культиста. Они начинают прилагать совместные усилия для того, чтобы улучшить свои с ним отношения. Когда ожидается появление адепта в семейном доме, команда консультирования о выходе собирается и ждет поблизости. Цель состоит в том, чтобы заставить члена культа согласиться провести три дня с семьей, друзьями и командой консультантов, не вступая в контакт с культом. |