Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект

  • Цель работы

  • Структура исследования

  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

  • ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ

  • отчет по практике. Отчет по практике Чувашовой А.Д. РЯЛZS-251. Отчет по практике студентки группы рял zs 251 Чувашовой Алины Денисовны Тема вкр Пейзаж в рассказах М. Горького Мальва иМакар Чудра научный и методический аспекты Руководитель выпускной


    Скачать 33.28 Kb.
    НазваниеОтчет по практике студентки группы рял zs 251 Чувашовой Алины Денисовны Тема вкр Пейзаж в рассказах М. Горького Мальва иМакар Чудра научный и методический аспекты Руководитель выпускной
    Анкоротчет по практике
    Дата25.04.2022
    Размер33.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтчет по практике Чувашовой А.Д. РЯЛZS-251.docx
    ТипОтчет по практике
    #495793

    Отчет по практике

    студентки группы РЯЛZS-251

    Чувашовой Алины Денисовны

    Тема ВКР: «Пейзаж в рассказах М. Горького «Мальва» и «Макар Чудра»: научный и методический аспекты»

    Руководитель выпускной

    квалификационной работы

    к.ф.н., профессор Кондратьева Виктория Викторовна

    ВВЕДЕНИЕ



    В литературных произведениях русских писателей природе всегда отводилось значимое место. Это можно объяснить тем, что наши предки были язычниками. Они обожествляли и одухотворяли мир природы. А может, этому явлению найдётся простое объяснение: творческий человек особенно воспринимает жизнь – он видит не только ее тёмные стороны, но и всё прекрасное и удивительное, что есть в ней.

    Максим Горький вошёл в литературу на стыке двух исторических эпох, он как бы совместил их себе. Это была пора нравственной смуты и разочарования, общественного недовольства, душевной усталости – с одной стороны, и ещё чего-то не открытого и не проявившегося, – с другой. Все это нашло место в раннем творчестве Горького. Его яркой и страстный натуре было свойственно стремление к идеалу, прекрасному – он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

    Начало XIX века многие считали мрачным и «безгеройным» временем, поэтому рассказы, повести, романы и пьесы Максима Горького воспринимались как нечто свежие и светлое, дающее надежду на будущее. Ранее творчество Горького ознаменовано активным вниманием к природе и романтическим пейзажам. Перечитывая его произведения, поневоле обращаешь внимание на то, что даже самые тяжелые драмы, как правило, изображаются на фоне играющий всеми красками природы. В его произведениях много солнца, воздуха, свободных благоухающих степных просторов, моря, которое неумолимо шумит, смеётся и распевает гимны.

    Для всех произведений Максима Горького характерна одна особенность – с природой всегда связан главный герой, вокруг которого выстраивается повествование.

    Автор в совершенстве владел приемами пейзажиста. Описание живописной и красочной природы усиливают бодрость и надежду в творчестве писателя. Его пейзажи напоминают нам – читателям о непрерывном, вечном обновление жизни.

    В это время перед писателем ещё не стояла проблема природы и человека как философская. Она разрабатывалась им преимущественно в социальном и статическом аспектах. Позже это проблема все больше и больше втягивалась русло философских идей.

    Исходя из подобной актуальности, нами выбрана тема: Пейзаж в рассказах М. Горького «Мальва» и «Макар Чудра»: научный и методический аспекты.

    Объект исследования: рассказы М. Горького «Макар Чудра», «Мальва».

    Предмет исследования: роль и функции природы в ранних романтических рассказах М. Горького

    Тема выпускной квалификационной работы позволяет определить ряд вопросов, которые необходимо рассмотреть в процессе работы: следует обратиться к истории жанра литературного пейзажа для выявления его особенностей и художественной значимости в литературном произведении. Содержание второй главы направлено на аналитическое исследование литературно-эстетических взглядов М. Горького, обусловленное вопросами: почему писателя интересовал именно образ природы во многих его рассказах, исследование функции пейзажа в произведениях М. Горького «Макар Чудра» и «Мальва». В третьей главе представлены аналитические исследования изучения творчества М. Горького в школе. Нами были рассмотрены ведущие учебно-методические комплексы по литературе для основной и средней школы. Таким образом, мы определили цели работы и задачи, которые необходимо решить.

    Цель работы: изучить особенности пейзажа и его роль в ранних романтических рассказах М. Горького «Макар Чудра» и «Мальва»

    Задачи работы:

    - изучить вопросы теории литературы: истории и типологии пейзажа;

    - изучить становление роли природы в русской и мировой литературе;

    - выявить особенностей жанра пейзажа;

    - определить эстетическую роль природы в рассказах М. Горького на примерах рассказов «Макар Чудра» и «Мальва».

    В качестве методов исследования применялись: метод теоретического анализа, поиск описаний природы в тексте, сравнение, анализ и классификация пейзажей.

    Структура исследования: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список использованной литературы.

    ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
    В первой главе нами был рассмотрен пейзаж как эстетическая и литературная категория, а также функции пейзажа в литературном произведении, проанализировали пейзаж в мировой литературе.

    Нами было определено, что пейзаж в литературном произведении является важнейшим компонентом его повествовательной структуры. Он выступает как универсальная формально-содержательная категория, которая служит организации идейно-тематического, пространственно-временного уровней текста, а также отличается стилистической и смысловой полифункциональностью.

    Красота величий и необозримость природы оказывают огромное влияние на человека. Они формируют идейно-нравственные, патриотические и гражданские убеждения, чувства гордости, любви к родной земле, эстетические понятия, художественный вкус, обогащают ощущения, эмоциональное восприятие, представление, мышление и язык человека. Природа находит отклик в душе каждого человека, делает его благороднее, лучше, чище, легче, милосерднее. Воплощение природы в художественном произведении воспитывает чувства бережного отношения к ней.

    Свое понимание пейзажа в художественном произведении предлагают многие отечественные литературоведы. Но, несмотря на различия в толковании данного понятия, литературоведы приходят к общему заключению о том, что пейзаж является неотъемлемой частью литературного произведения, которая придает особую значимость.

    ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
    Во второй главе нами были рассмотрены особенности романтизма в ранних рассказах М. Горького, традиции морского пейзажа в русской литературе, а также, роль образа природы в рассказах «Мальва» и «Макар Чудра».

    Выражая чувства и настроения через состояния окружающего мира, автор наделяет природу ролью действующего лица произведения. Она оказывает большое влияние на героев, являясь неким символом, что является одной из романтических черт. Также чертой романтизма в произведениях М. Горького выступает проблема противоборства сильного человека с окружающей действительностью.

    Делая вывод о романтизме в ранних рассказах М. Горького, можно сказать о том, что художественное своеобразие произведений связано с мировоззрением его героев. Сюжет строится на основе противостояния двух комплексов идей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями.

    Во втором параграфе нами был рассмотрен образ моря в творчестве разных авторов. Проанализировав источники, мы сделали вывод, что море выступает в роли различных символов: свободы личности и ее проявления на протяжении всего жизненного пути, эмоционального состояния героя, также, символом хаоса и беспорядка.

    К образу водной стихии обращались авторы в различные моменты своей жизни. В нем находили спокойствие и умиротворение. Одни авторы подчеркивали самоуверенность и решительность моря, другие - робость и трепетное отношение. Однако, несмотря на различие взглядов, все непременно отмечали выразительность и символичность его художественного образа.

    Также в данной главе нами был рассмотрен образ природы на примере двух рассказов М. Горького.

    Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького являются обрамлением и фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника, подчеркивают красоту авторской речи.

    ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ
    В третьей главе нашей выпускной квалификационной работы нами были рассмотрены действующие рабочие программы по литературе для основной и средней школы под редакцией В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина, Т.Ф. Курдюмовой.

    Рассмотрев данные программы можно сделать вывод. Программа под редакцией Г.С. Меркина более полно отражает творчество Максима Горького и облегчает работу учителя по данной теме. Учитывая, что программы дают лишь примерное распределение времени на изучение каждой темы, что преподавателю представляются возможности для проявления творческой инициативы.

    Действующие в настоящее время учебные программы по литературе предполагают знакомство с творчеством М. Горького на разных ступенях обучения, и задача учителя – продумать систему работы по изучению жизненного и творческого пути писателя, предполагающую единство подхода и соблюдение принципа преемственности.

    Также в данной главе нами представлена разработка урока литературы в 8 классе по теме: «Герои–романтики в рассказе М. Горького «Макар Чудра». Целью и задачами данного урока являются: формирование понятия о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; развитие умения анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания; воспитание нравственных качеств, гуманности, положительного отношение к знаниям.




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ



    В ходе данного исследования нами изучены и систематизированы теоретические сведения о пейзаже, его функциях в художественном произведении; выявлены и охарактеризованы пейзажные описания в ранних романтических рассказах М. Горького «Макар Чудра» и «Мальва». Рассмотрены и проанализированы учебно-методические комплексы по литературе для основной и средней школы, в которых представлено творчество М. Горького.

    В художественном произведении пейзаж является важнейшим элементом повествования. Он является универсальной формально-содержательной категорией, которая служит для организации идейно-тематического, пространственно-временного уровней текста, а также отличается стилистической и смысловой полифункциональностью.

    Многие литературоведы толкуют свое понимание пейзажа в художественном произведении. Большая часть исследователей определяют пейзаж как важную содержательно-композиционную часть произведения, которая является составляющей художественного мира произведения. Они также отмечают многообразие пейзажей и их функций.

    В настоящий момент существует несколько классификаций пейзажа, в частности основанных на сезонном, ландшафтном, жанрово-стилевом критериях. Рассмотренные выше классификации и наименования пейзажей, показывают, насколько разнообразны подходы к характеристике и классификации пейзажных описаний в художественном произведении, а также интерес исследователей к данному феномену и отсутствие единой точки зрения.

    В способах обращения к пейзажу в литературе усматриваются две главные тенденции: природа как фон действия (объективно-историческое изображение) и как средство художественного освоения внутренней жизни человека (психологический пейзаж). Обе тенденции являются определяющими в отношении пейзажа к теме, сюжету, героям и автору- повествователю.

    Чаще всего пейзаж является отражением символических смыслов произведения. В этом мы смоги убедиться в ходе работы над второй главой нашего исследования.

    Следуя реалистическим канонам М. Горький «Макар Чудра» и «Мальва» в рассказах отводит пейзажу значительное место. Для него пейзаж становится своего рода декорациями действий, без которых понять задумку автора очень сложно, а порой невозможно. Недаром он проводит столько параллелей между явлениями природы и жизнью человека. Море и степь являются отражением переменчивости жизни, ее неоднородности.

    Степь отражает земную жизнь человека, со всеми ее перипетиями, а море становится символом свободы, о которой мечтают герои произведений М. Горького.

    «В произведениях М. Горького нет искусства; но в них есть то, что едва ли менее ценно, чем самое высокое искусство: жизнь…» говорил Д.С. Мережковский. Именно неисчерпаемость жизни, ее самоценность, позволяют говорить о том, что содержательная и смысловая стороны произведений М. Горького будут неиссякаемы для исследователей и позволят во все времена найти новые толкования известных идей автора.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ





    1. Белецкий А.И. Изображение живой и мертвой природы [Текст] // Белецкий А.И. В мастерской художника слова. – М.: Высшая школа, 1989. – 157 с.

    2. Горький М. Макар Чудра и другие рассказы. – Изд-во «Детская литература», 1987. – с. 31-75

    3. Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901–1906 гг. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1999. – 562 с.

    4. Гостева Т.Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XX1 вв.: Дисс. канд. филол. наук: 10.02.04. Барнаул, 2007.

    5. Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов [Текст] / Л. В. Гурленова. – Сыктывкар, 1998. – 179 с.

    6. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь. Ростов на Дону: «Феникс». 2009. 368 с.

    7. Гусев В.И. «Пейзаж»// Краткая литературная энциклопедия / Т.9. -1978 [Электронный ресурс]

    8. Жуковский В. А. Стихи - М.: Днипро, 1983. - 232 c.

    9. Кожуховская Н.В. Роль «чувства природы» в эволюции идейно- художественных особенностей русской литературы XIX века [Текст] / Н. В. Кожуховская. – Сыктывкар, 1996. С. 11-16

    10. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Примерная программа по учебному предмету «Литература» 5-9 классы. — М.: Просвещение.

    11. Крупчанов Л.М. Теория литературы: учебник / Л.М. Крупчанов. – М, 2012. – 360 с.

    12. Курдюмова Т.Ф. Программы курса «Литература». 5-9 классы» / Программа общеобразовательных учреждений. «Литература 5-11 кл.»/ Под ред. Т.Ф. Курдюмовой М: «Дрофа», 2019 год.

    13. Левина В. Н. Принципы классификации текстовых пейзажных единиц / В. Н. Левина // Вестник МГОУ. Серия Русская филология. – 2011. – № 3.

    14. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. 4.

    15. Лермонтов М. Полное собрание сочинений в 4 томах (комплект) / М. Лермонтов. - Москва: Огни, 2009. - 146 c.

    16. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / под ред. А.Н. Николюкина. – М., НПК «Интелвак», 2003. С. 276.

    17. Лысова О.Ю. Лингвистические особенности описательных фрагментов текста: монография. – Самара, 2007.

    18. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. [Текст] / Л.Е. Ляпина. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 279 с.

    19. Мережковский Д.С. // Литературная энциклопедия: В 11-ти т. (1929–1939). – Т. 7. – М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. – Стб. 193-198

    20. Меркин Г.С., Зинин С.А. Программа курса «Литература». 5—9 классы — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016 — 208 с.

    21. Мурадалиева Н.Б. Романтический пейзаж в литературе [Текст] / Н.Б. Мурадалиева. – Баку, 1991. – 208 с.

    22. Никольский В.А. Природа и человек в литературе XIX века (50-60-е годы) [Текст] / В.А. Никольский. – Калинин, 1973. – 226 с.

    23. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. [Текст] / К.В. Пигарев. – М., 1972. – 125 с.

    24. Поспелов Г.Н., Николаев, П.А., Волков, И.Ф. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов / под ред. Г.Н. Поспелова. – М.: Высшая школа, 1988. – 528 с.

    25. Пушкин А.С 1837-1937 Статьи и материалы для доклада / ред. Н.Л. Степанов. - М.: Художественная литература, 2016. – С.589.

    26. Саськова Т.В. Горький и просветительская традиция (рассказ «Мальва») // Максим Горький сегодня: проблемы эстетики, философии, культуры. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1996. – С. 101.

    27. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учебное пособие / под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 251-259.

    28. Соловьев В.С. Собрание сочинений. – Изд-во: «Советский писатель», 1974. – С. 183

    29. Толова Г.Н. Пейзаж в литературе и искусстве [Текст] // Пейзаж в литературе и живописи. – Пермь, 1993. – С. 3-10.

    30. Тютчев Ф.И. Лирика. – Алма-Ата, 1986

    31. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник / В. Е. Хализев. – 4-е изд., испр. и доп. – М: Высшая школа, 2004. – 405 с.

    32. Цветаева М.И. Собрание сочинений: в 7 т. – М.: Эллис – Лак, 1994.

    33. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. – М.; Высшая школа, 1990. – 303 с.


    написать администратору сайта