Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект

  • Практическая значимость исследования

  • Отчет по теме самообразования использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики


    Скачать 297 Kb.
    НазваниеОтчет по теме самообразования использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики
    Дата26.02.2023
    Размер297 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotchet_po_teme_samooobrazovaniya.doc
    ТипОтчет
    #955652
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    Центр внешкольной работы

    ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

    Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики

    педагог дополнительного образования

    1 категории

    Козбан Елена Владимировна

    Межгорье
    2011
    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 4

    1.Игровые технологии как вид педагогических технологий 7

    2.Структура игры 11

    Структура организации игры 11

    3.Методические рекомендации по применению игр на различных этапах урока 21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ 35


    ВВЕДЕНИЕ




    Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения и способствуют активизации процесса обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги: - Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Пидкасистый П.И., Прутченков А.С. и др. справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

    Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей информатики.

    В обучении информатики сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения и осмысления.

    Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

    В данном исследовании за основу взята трактовка А. С. Прутченкова игровой технологии, которая представляется как определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности.

    Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует ее применять; как увязать игру с другими способами обучения; как найти время в учебном плане для ее проведения; какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме; как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каждом этапе урока.

    Потребность в быстром и эффективном овладении информатикой, а также вышеназванные причины привели послужили основанием для определения темы самообразования Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики ”.

    Целью исследования является разработка методических рекомендаций по применению игровых технологий.

    Объект исследования - внедрение игровых технологий в процесс преподавания информатики.

    Предмет исследования - игровые технологии на различных этапах занятия информатики.

    В связи с целью данной курсовой работы были определены следующие задачи исследования:

    1. изучить состояние проблемы изучения темы “Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики»;

    2. изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

    3. изучить существующие в практике обучения информатике виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

    4. разработать содержание и методику изучения темы «Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики»;

    5. экспериментально проверить и оценить эффективность разработанной методики.

    Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

    Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, методической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).

    Эмпирические: метод самооценки, систематизации.

    Научная значимость исследования: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках информатики; конкретизировано понятие «игровые технологии» применительно к обучению школьников; разработаны методические рекомендации по обучению учащихся школы с использованием игровых технологий.

    Практическая значимость исследованиязаключается в том, что:

    1. разработанный материал может быть использован учителями информатики, заинтересовавшимися темой “Математическая логика на занятиях информатики”;

    2. предложенные задачи могут быть использованы учителями для подготовки учащихся к олимпиадам по математике и информатике.



    1. Игровые технологии как вид педагогических технологий



    В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом:

    • В толковом словаре технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;

    • По Шепелю В.М. технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

    В то время как:

    • Лихачев говорит о педагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

    • Педагогическая технология по Беспалько В.П. - это содержательная техника реализации учебного процесса.

    • Волков И.П. видит педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

    • Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов В.М. понимает под педагогической технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

    Анализ приведенных выше определений показывает, что многие исследователи идентично трактуют сущность понятия педагогической технологии. Отличие между ними состоит лишь в том, насколько широко раскрывается данное понятие. В данном исследовании предпочтение отдается определению педагогических технологий Б.Т.Лихачева.

    Определившись с понятием педагогической технологии, хотелось бы узнать ее структуру.

    В учебнике педагогики под ред. Пидкасистого П.И. находим, что в структуру педагогической технологии входят:

    • организация учебного процесса;

    • методы и формы учебной деятельности учащихся;

    • деятельность учителя по управлению процессом усвоения

    • материала;

    • диагностика учебного процесса.

    Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

    ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

    Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Бабанский Ю.К. считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Ильина Т.А. понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

    В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, мы приведем классификацию по источнику получения знаний:

    1. словесные;

    2. наглядные:

    • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

    • использование технических средств;

    • просмотр кино- и телепрограмм.

    1. практические:

    • практические задания;

    • тренинги;

    • деловые игры;

    • анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

    В метод обучения игра превращается при условиях:

    • наполнения технологии определенным содержанием;

    • придания содержанию дидактического смысла;

    • наличия мотивации обучаемых;

    • установления дидактических связей с другими методами обучения.

    Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

    1. игровые

    2. догматические, репродуктивные

    3. объяснительно-иллюстративные

    4. развивающее обучение

    5. проблемные, поисковые

    6. программированное обучение

    7. диалогические

    8. творческие

    9. саморазвивающее обучение

    10. информационные (компьютерные).

    М. Новик, выделяет неимитационные и имитационные и формы (виды) занятия.

    Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

    Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов - разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

    М.Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

    Прутченков А.С. определил игровую технологию как определенную последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности.

    Исходя из данных выше определений и классификаций, мы можем сделать вывод, что игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Таким образом, педагогическая технология, доминирующим методом обучения в которой является игра, есть игровая технология.

    1. Структура игры



    Из предыдущего параграфа стало ясно, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Давайте выясним, как определяют игру известные педагоги, психологи, писатели различных лет.

    А.М. Горький писал, что игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.

    По мнению Эльконина Д.Б., человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Существует множество подходов к определению игры. В отечественной науке наиболее общее и полное определение понятию, на наш взгляд, дал известный ученый С.Л.Рубинштейн: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - способность, отражая преобразовывать действительность».
      1   2   3   4


    написать администратору сайта