медиобраз. Медиаобраз России глазами итальянцев. Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат
Скачать 3.53 Mb.
|
Глава 1. Основные теоретические положения исследования медиаобраза 1.1 Определение понятия «медиаобраз»…………………………………………8 1.2 Соотношение понятий «образ», «медиаобраз» и «имидж» ………………..14 1.3 Особенность понятия «медиаобраз страны» ………………………………..17 1.4 Описание элементов медийного образа страны……………………………..20 1.5 Описание источников формирования медийного образа страны………….28 Выводы по главе 1 Глава 2. Анализ медиаобраза России в итальянском медийном пространстве 2.1 Анализ образа России на основе страницы Wikipedia.it по запросу «Россия» ……………………………………………………………………………31 2.2 Анализ информации о России в итальянских digital-СМИ на основе «Corriere della sera» и «La Repubblica» ………………………………………………………39 2.3 Анализ образа России на основе итальянских аудиовизуальных материалов…………………………………………………………………………..45 2.4 Изучение отзывов и комментариев о России от итальянских туристов на туристических интернет-сайтах…………………………………………………...52 2.5 Обзор дополнительных итальянских источников о России …………………58 2.6 Проверка выводов относительно медиаобраза при помощи нерепрезентативного опроса………………………………………………………64 Выводы по главе 2…………………………………………………………………67 Заключение………………………………………………………………………...70 Библиографический список……………………………………………………...73 Приложения………………………………………………………………………..81 21 3 ВВЕДЕНИЕ В эпоху технологий очень сложно представить жизнь без средств массовой коммуникации: телевидение, радио, пресса и интернет играют роль социальных институтов, оказывая огромное влияние на все сферы жизни людей. Современный человек привык находить абсолютно любой материал, который ему интересен, через интернет-источники, создавая в своем сознании представления о реальности, сформированные на основе информации, которая заполняет медиапространство. Искать информацию можно не на одном сайте, а среди миллионов платформ, которые удовлетворяют любые запросы. В интернет-среде можно найти два типа контента: созданный профессиональными журналистами в СМИ и созданный интернет-пользователями. По некоторым статистическим данным можно отметить, что значительная часть итальянского населения считает информацию из сети Интернет надежным источником. Есть также ряд людей, которые считают её более доступной, чем информацию из других источников (газеты, радио, телевидение), поскольку благодаря огромному количеству предлагаемых интернет-источников можно выбрать наиболее интересующие темы и составить целостное и глубокое представление о какой-либо ситуации. На основе анализа актуального итальянского медийного дискурса мы планируем представить в ВКР образ России, который сложился у итальянцев, прежде всего молодого возраста, получающих информацию на итальянском языке. Выбор темы выпускной квалификационной работы связан с ее актуальностью и личным интересом автора к тематике — медийному образу России в итальянских источниках. Образ без сомнения оказывает влияние на развитие туризма, на укрепление международных отношений, научные, деловые, культурные связи, на успешность политической и социальной деятельности государства, а также на 37 2 4 национальную безопасность. Соответственно, позитивный образ оказывает и позитивное влияние. Положительный медийный образ России — это стратегический ресурс, способный обеспечить общение между странами, интуитивно и подсознательно устраняя языковые и культурные барьеры между их представителями. Также важно упомянуть, что, хотя образ страны формулируется на основе впечатлений о разных городах и регионах, основное впечатление производит столица, и главное внимание – к ней. Таким образом объясняется выбор темы этой работы. Новизна работы состоит в изучении и представлении ранее не рассматриваемого материала о России на итальянском языке. Данная работа будет содержать первое исследование на русском языке, посвященное образу России, сложившемуся у итальянцев, на основе италоязычных журналистских статей, репортажей, телевизионных программ, отзывов и комментариев. Представленный в ВКР эмпирический материал охватывает хронологический период с 2018 по 2021 года. Актуальность данной проблематики повышается из-за того, что, хотя число работ, анализирующих «медиаобраз» как объект исследования, растет, метод анализа медиаобраза все еще находится на стадии становления. Вместе с тем можно заметить возрастающий интерес к данному направлению со стороны исследователей, профессиональных журналистов, социологов, политологов, философов и специалистов по PR. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: 1. Разработка на основе выводов о потребностях итальянцев и их предпочтений, касающихся России, рекомендаций для турагентств, предлагающих туристические пакеты, и PR-специалистов, формирующих представление о России. 2. Участие в развитии и дополнении теории «медиаобраза» в научном дискурсе. 2 2 5 Формулировка объекта и предмета Объектом исследования в этой работе является медиаобраз страны. Предметом исследования является медиаобраз России в итальянском медийном дискурсе, формируемый итальянскими digital-изданиями, телеканалами, интернет-сайтами и социальными сетями. Цель данной работы — описать медиаобраз России в итальянском медийном дискурсе. Задачи исследования 1. Рассмотреть существующие подходы к изучению понятия «медиаобраз». 2. Сопоставить понятия «медиаобраз» и «имидж». 3. Выделить особенности медиаобраза страны. 4. Разделить медиаобраз страны по составляющим элементам. 5. Исследовать публикации о России в итальянских каналах коммуникации (СМИ, социальные сети, интернет-сайты), формирующие ее медийный образ. 6. Изучить образ России, транслируемый на странице Wikipedia.it по запросу «Россия». 7. Провести анализ информации о России: - в итальянских digital-СМИ на основе «Corriere della sera» и «La Repubblica»; - в итальянских аудиовизуальных материалах; - в отзывах и комментариях итальянцев. - в официальных и неофициальных интернет статей 8. Провести результаты нерепрезентативного опроса среди итальянцев. 6 Для осуществления данной работы были использованы теоретические и практические методы исследования материала: - общенаучные методы: наблюдение, синтез и анализ, классификация; - методы социологического исследования: опрос. Методы исследования включают: - анализ и обобщение предыдущих научных работ, использующих «медиаобраз» в качестве ключевого понятия; - анализ различных эмпирических источников на итальянском языке - классификацию источников и классификация информации по отдельным элементам медиаобраза; - проведение социологического исследования на основе нерепрезентативного опроса респондентов и визуальных сравнений; - концептуализация полученной информации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка библиографии и приложений. Во введении дается обоснование выбора темы, раскрываются актуальность и новизна темы, ставятся цель и задачи, определяются объект и предмет исследования, а также методы исследования. Работа разделена на две главы. Первая глава содержит теоретическую часть, посвящена понятиям «образ», «имидж» и «медиаобраз». Определяющей, базисной в рассматриваемой области является работа Т.Н. Галинской «Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике». Именно в ней дано определение термина «медиаобраз», выделена важная его характеристика как феномена, создаваемого не только профессиональными СМИ, но и в полной мере всем корпусом текстов, обращающихся в медиапространстве. Также в качестве базисного материала необходимо обратиться и к работе Е.А. Глазковой «О формировании образа города в картине мира интернет- 2 23 4 1 1 7 пользователя». В ней автор выделяет элементы виртуального образа города, на которые пользователи обращают внимание в процессе анализа интернет- ресурсов. Раскрыв понятие медиаобраза, мы сосредоточились на содержании понятия «медиаобраз страны», выделив составляющие его элементы. В заключении теоретической части были проанализированы источники формирования медийного образа страны. Практическая часть посвящена анализу медиаобраза России в итальянском медийном пространстве по материалам итальянских источников, темой которых является Россия. Представлены и проанализированы различные виды итальянских источников (СМИ, интернет-сайты) в соответствии с элементами медийного образа, выделенными в теоретической части. В заключении формулируются основные выводы и итоги проведенного исследования. Работа имеет библиографический список и приложения. 1 8 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗА 1.1 Определение понятия «медиаобраз» Средства массовых информаций играют фундаментальную роль в формировании образа мышления, поведения и восприятия мира людьми и, несомненно, являются самым мощным средством воздействия на массовое сознание. Распространяя информацию о каком-либо объекте среди всего общества, СМИ и интернет-пространство формируют навыки, ценности, установки, модели поведения и многое другое, восполняя роль таких социальных институтов, как школа и семья в традиционном обществе. При этом следует помнить, что эта информационная и образовательная функция подвержена влиянию множества политических, экономических и социальных факторов. Для современного человека интернет-СМИ, телевидение, радио и пресса являются основными источники информации. Помимо указанных институциональных источников значительную роль в формировании медиаобраза действительности играет информация, получаемая посредством блогов (в том числе персональных), сайтов-агрегаторов отзывов и комментариев по различным отраслевым тематикам. С начала 21 века, с развитием массовых технологий и «новых медиа», создание медиаобраза в медиапространстве все чаще становится предметом анализа и изучения. В научном дискурсе используется термин «медиаобраз», следовательно, после тщательного анализа научных текстов, мы сгруппировали наиболее подходящие, на наш взгляд, определения. Прежде чем анализировать термин «медиаобраз», мы предпочли дать объяснение двум составляющим его терминам: «Медиа» и «Образ»: Образ стал объектом исследования в разных направлениях с древнегреческих времен и, в зависимости от сферы деятельности, в термине 21 21 2 33 2 9 выделяются разные смыслы, цели и задачи. Однако, в разных понятиях можно выделить общие характеристики. В толковом онлайн-словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой слово «образ» представлено как многозначное (отмечено 5 разных значений, каждое из которых имеет ещё несколько оттенков смысла). Его первое значение трактуется как «изображение, копия, внешний вид, облик кого-л., чего-л.» 1 . Современное определение слова дано в философской энциклопедии, где термин «Образ» определяется, как результат отражения объекта в сознании человека. 2 С помощью образов, подверженных внешним условиям — в первую очередь социальным, культурным, экономическим — человек способен инстинктивно реагировать, выражать свое отношение и чувства, а также эффективно строить коммуникацию между отправителем и получателем. Одна из функций образа — коммуникационная. Ю.В. Белоусова в своей научной работе отмечает, что «образ является средством социальной коммуникации, он функционирует в мире социальных норм, чувств и переживаний. Посредством образа можно задать нормы, предъявить свое отношение к ним, выразить свои чувства. Образ формирует социальные ожидания от окружающих, которые могут оправдываться и не оправдываться» 3 Резюмируя вышесказанное, образ — это отражение чего-либо, то, что стихийно создаётся в нашем уме, после анализа конкретного объекта. 1 Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. [Электронный ресурс] / [Ефремова Т.Ф.] // М.: Русский язык, 2000 – [Электронный ресурс https://lexicography.online/explanatory/efremova/%D0%BE/%D0%BE%D0%B1%D1 %80%D0%B0%D0%B7 (дата обращения: 15.03.2022) 2 Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1983. 840 с. – [Электронный ресурс] https://runivers.ru/bookreader/book140184/#page/446/mode/1up (дата обращения: 15.03.2022) 3 Белоусова, Ю. В., Медийный образ как средство коммуникации// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. I. C. 27-31. ISSN 1997-292X. [Электронный ресурс] Gramota.net: www.gramota.net/materials/3/2012/12-1/4.html (дата обращения 25.03.2022) 1 20 1 100 20 36 6 89 30 4 10 «Медиа» (от латинского medium) — посредник, медиатор. Под этим термином в узком смысле понимаются «Средства массовой информации», то есть каналы передачи информации от отправителя к получателю (пресса, радио, телевидение, интернет). Этот же корень позволяет обозначить переход от одной знаковой системы к другой: медиатекстом поэтому называют неоднородный по типу знаков информационный продукт, в котором объединяются вербальные и невербальные знаки. В широком смысле корень «медиа» становится частью сложных слов, обозначая связь с «цифровым миром»: медиапространство — это цифровое, или виртуально, пространство. Обобщая, медиа — это средства, с помощью которых происходит коммуникация между различными группами и индивидуумами и/или донесение какого-либо значимого продукта до аудитории. В сфере коммуникации используется понятия «медиаобраз» для обозначения образа какой-либо ситуации или предмета, полученных в медиапространстве. Другими словами, адресант отражает в медийном тексте своё ценностное представление о медиаобъекте, вследствие чего вызывает ценностную реакцию адресата. Ссылаясь на других исследователей, Т.Н. Галинская описывает сущность этого термина. Для более точного объяснения автор предлагает рассматривать этот термин как в узком, так и в широком значении. Автор пишет, что «в узком значении «медиаобраз» — это фрагменты реальности, описанные в текстах только профессиональных журналистов, отражающих их мировоззрение, ценностные ориентации, политические предпочтения, а также психологические качества 4 ; Другими словами, адресант отражает в медийном тексте своё ценностное представление о медиаобъекте, вследствие чего вызывает ценностную реакцию адресата. 4 Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. 2013. №11 (160). [Электронный ресурс] КиберЛенинка: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i-problema-ego-rekonstruktsii-v- sovremennoy-lingvistike (дата обращения: 11.03.2022). 22 1 11 В широком значении «медиаобраз» — это образ реальности, конструируемый во всех текстах, созданных в медиапространстве (профессиональными журналистами, блогерами, интернет-пользователями и т. д.)» 5 В широком подходе подчеркивается важность медийного образа, создаваемого журналистами, и также значимость множества инструментов и механизмов для передачи сообщения, включая социальные сети, форумы, сайты с отзывами, блоги и т. д. Эти комментарии и соображения имеют одинаково важное значение для формирования медийного образа. Это определение нам подходит, поскольку в данной работе в качестве материала для анализа медийного образа будут использоваться также комментарии, отзывы и реакции интернет-пользователей. На протяжении всего исследования мы опирались на работу Галинской и ее широкий подход к понятию о медиаобразе. Аналогичное определение дано А.Н. Всеволодовой, которая понимает под медиаобразом «образ, создаваемый в сознании реципиентов через информацию при участии СМИ и других информационных институтов, впоследствии отражающий комплекс представлений участников информационного сообщества по конкретному вопросу» 6 Эти определения объединяет намерение проанализировать понятие «медиаобраз» в широком значении, не ограничиваясь изучением информации полученных из официальных источников, передаваемые в журналистских текстах. Авторы этих определений понимают термин «медиаобраз» более широко, подчеркивая важность всех информационных материалов, накопленных во всем 5 Там же 6 Всеволодова, А. Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. №2. [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobraz-gorodov-rossii-v-federalnyh-pechatnyh-smi (дата обращения: 11.03.2022). 1 2 103 1 6 2 5 3 12 медиапространстве, включая двустороннюю коммуникацию между отправителем и получателем. Узкий поход к толкованию термина «медиаобраз» представлен в научной работе К.А. Полеевой. Под медиаобразом автор понимает «совокупность элементов реальной действительности, как текстовых, так и визуально- аудиальных, дающих наиболее полное представление о каком-либо явлении, процессе или человеке, возникающих в сознании индивида и общества в целом благодаря деятельности СМИ» 7 . Такой подход к медиаобразу, при котором, предметом научного интереса автора являются только медийные образы, транслируемые в журналистских текстах, также предоставлен в работе Л.В. Хочунской «Понятие медиаобраза как за кодированное в медийном тексте ценностное представление автора о медиаобъекте, имеющее диалогический (полилогический) характер и вызывающее ценностную реакцию адресата» 8 В этом определении медиаобраз используется как инструмент коммуникации с точной и определенной целью: воссоздание образа, который отражает представления, заложенные создателем текста, и в результате, вызывает реакцию получателя сообщения. Данные понятия не соответствуют логике нашей работы, поскольку определение термина подчеркивают исключительно роль СМИ в формировании медиаобраза, исключая остальные источники информации. Обратимся к терминологии, представленной Т. Н. Галинской. Помимо подробного объяснения термина, Галинская выделяет 3 направления в изучении медиаобраза, дифференцируя их в зависимости от анализируемого языкового материала: 7 Полеева К.А. МЕДИАОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] Научный форум: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027850 (дата обращения: 24.03.2022 ). 8 Хочунская, Л. В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2013. №2. [Электронный ресурс] КиберЛенинка:https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-mediaobraza-sotsialno-psihologicheskiy- aspekt (дата обращения: 24.03.2022). 44 1 1 127 7 13 Первое направление устанавливает медиаобраз, основанный на информации от профессиональных журналистов — узкий подход. Второе направление использует более глубокий анализ, основанный на результатах социальных исследований, таких как фокус группы, опросы, личные беседы, онлайн-анкеты. Третье направление реконструирует медиаобраз на основе анализа информации из интернета: блогов, социальных сетей, журналистских сайтов и всех интернет-платформ, где пользователи добровольно и спонтанно обмениваются комментариями и оценками тех или иных событий и явлений. В данной работе медиаобраз будет изучен на основе широкого подхода и с помощью дифференциации данных направлении. Мы проведем анализ газетных статей, созданных профессиональными журналистами, материалов, опубликованных пользователями интернета, и результатов проведенного нами нерепрезентативного опроса. Tермин «медиаобраз» стал использоваться в контексте современных исследований коммуникации как следствие расширения спектра коммуникативных средств и роста влияния интернета и СМИ на сознание массового общества. В определении выделяются 2 подхода: узкий подход— медиаобраз конструированный на текстах профессиональной журналистики. Широкий подход — медиаобраз в текстах, отзывах, комментариях находящеюся в медиапространстве. В данной исследовательской работе мы будем полагаться на широкий подход Т. Н. Галинской и А. Н Всеволодовой для обширного и достоверного представления о предмете исследования. 1.2. Соотношение понятий «медиаобраз» и «имидж» Очень часто понятие «имидж» и понятие «медиаобраз» считают синонимами, однако это не так. Термин «медиаобраз» более современный, чем 14 термин «имидж», впервые использованный в середине пятидесятых годов XX века американским экономистом К. Болдуингом. Он рассматривал имидж как изображение мира, основанного не на действительных фактах, а на престиже, мнениях, иллюзиях, созданные людьми. Автор подчеркивает, что имидж является лишь отображением реальности, и его нельзя приравнивать к внешней реальности. «Имидж — это не просто то, что мы понимаем под истиной» 9 По мнению Е.В. Шалагиной, «имидж» целенаправленно сформулированный образ. Имидж используется для того, чтобы «оказать эмоционально-психологическое воздействие на целевую аудиторию в целях популяризации, рекламы и т. д.» 10 Отличие имиджа и медиаобраза заключается именно в целях. Имидж создается в результате намеренных усилий (в частности, профессиональных), направленных на повышение успешности субъекта, а медиаобраз – это стихийно сложившееся восприятие. В случае, когда образ идеализирован и адаптирован с учетом предпочтений уже анализированной аудитории с целью влияния на неё, то это считается имиджем. Отражение, которое складывается в его сознании, основанное на газетных статьях, информации, представленной в интернет-источниках, страницах и комментариях в интернете, личном опыте и т. д., является медиаобразом. Термин имидж часто встречается в политическом и экономическом дискурсе, и он напрямую связан с понятием репутации и уровнем доверия. В словаре-справочнике социально-политического характера термин определяется как «целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, 9 Boulding, K. E. The image: knowledge in life and society // Ann Arbor University of Michigan Press 1956, 175 p – [165p] [Электронный ресурс] Электронная библиотека: https://garfield.library.upenn.edu/classics1988/A1988Q864300001.pdf (дата обращения 22.03.2022) 10 Шалагина, Е.В. Имиджелогия: создание корпоративного имиджа // ФГБОУ ВПО «Урал.гос.пед.ун-т». –Екатеринбург, 2015. –112 [Электронный ресурс] Электронные документы:https://docplayer.com/41475226-Imidzhelogiya-sozdanie-korporativnogo-imidzha.html (дата обращения 22.03.2022) 1 116 1 1 15 предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. Особенно важен положительный имидж для публичного деятеля (главы государства, депутата, политика, бизнесмена и т. п.» 11 Выявление образа и медийного образа объекта может стать основополагающим в процессе создания положительного и эффективного «имиджа». Образ — реальное, а имидж — конструируемое. Следовательно, если медиаобраз дает общее представление об объекте, показывая различные его стороны, то имидж скрывает недостатки и подчеркивает достоинства, или наоборот, если рассматривать случаи создания негативного имиджа. Важно помнить, что имидж показывает только одну сторону медали, поэтому он никогда не бывает нейтральным. Атрибуция положительных или отрицательных коннотаций объекта — это процесс, применяемый к различным субъектам социального познания: • Персональный имидж (человек) • Корпоративный имидж (организация) • Территориальный имидж (территория) • Имидж политического деятеля (социальная позиция) • Имидж качества (торговая марка, предмет) • Имидж юриста и пр. (профессия) Поскольку в данной работе будет проанализирован медиаобраз страны, сосредоточимся в основном на территориальном имидже. В своей работе «Имидж территорий» Т.А. Пашкина, комментируя определение термина «имидж», представленное в толковом словаре «Маркетинг» под редакцией А. П. Панкрухина, дифференцирует понятие образа от понятия имиджа: «образ первичен, он формируется органически, естественно в процессе восприятия или представления. А имидж создается с помощью 11 Санжаревский, И.И. Библиография: Политическая наука: Словарь-справочник // Авт. и сост.: -М., 2010. - 988 с. [Электронный ресурс] Электронный словарь: https://politike.ru/termin/imidzh.html (дата обращения 22.03.2022) 1 43 1 16 целенаправленных действий, формируется, конструируется, причем в его основе может лежать несколько образов» 12 Т.А. Морозова также затрагивает тему имиджа территории, и указывает на то, что «имидж — это образ, целенаправленно создаваемый для того, чтобы произвести наиболее благоприятное впечатление в той или иной сфере, при тех или иных обстоятельствах» 13 . Также, в своей научной работе она утверждает, что положительный имидж территории необходим не только для развития туризма и экономики, но и для улучшения благосостояния ее жителей и привлечения финансовых инвестиции. А. Н. Кулешова отмечает, что «имидж города влияет на различные стороны городского развития, и, прежде всего, на экономику, культуру, миграционные процессы, а также на поведение жителей в городе » 14 В работах зарубежных исследователей Б. Дженеса и Ф. Малота 15 имидж страны представляют как совокупность оценок: 1) когнитивной (основывается на знаниях о стране); 2) эмоциональной (основывается на впечатлениях о стране). Можно сделать вывод, что имидж образует идеальную, искусственно созданную картину, с целью повышения уровня конкурентоспособности территории и ускорения экономического и социального прогресса. Медиаобраз 12 Пашкина, Т. А. Понятие "имидж территории" в современной науке и практике // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2012. №2. [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-imidzh-territorii-v-sovremennoy-nauke-i- praktike (дата обращения: 25.03.2022). 13 Морозова, Т. А. Имидж города как основа его продвижения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №1. [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-goroda-kak- osnova-ego-prodvizheniya (дата обращения: 11.03.2022). 14 Кулешова, А. Н. Формирование положительного имиджа города / А. Н. Кулешова. — [Электронный текст]: непосредственный //Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 209- 211. — [Электронный ресурс] Молодой ученый: https://moluch.ru/archive/261/60250/ (дата обращения: 11.03.2022). 15 Кумышева, Р. М. содержание и структура имиджа страны с теоретических и методологических позиций // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. №1 (830). [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-imidzha-strany-s- teoreticheskih-i-metodologicheskih-pozitsiy (дата обращения: 11.03.2022). 1 43 1 74 1 102 15 2 15 25 34 109 34 17 же, напротив, стихийно и хаотично формируется в сознании человека и не имеет коммерческих целей. 1.3. Особенность понятия «медиаобраз страны» Многие современные исследователи интересовались разными аспектами медиаобраза. В данной работе мы сосредоточились на освещении особенности медийного образа страны, одной из составлявших глобального процесса межкультурных коммуникаций. Причина такого выбора связана с тем, что положительный медиаобраз необходим для привлечения туристов и финансовых инвестиции, для улучшения отношений между странами и т. д. Соответственно, позитивный образ оказывает, в первую очередь, положительное влияние. Советский и российский политолог И.С. Семененко считает, что образ страны — это некая знаковая модель, «опосредующая представления о национально-государственной общности и ее членах через доступные обыденному сознанию понятия и суждения» 16 . Хотя в этом определении не используется конкретный термин «медиаобраз», мы решили ввести его в данной работе, так как он указывает, что представление о народе и его стране основано на простых и понятных критериях. Люди часто используют упрощенные концепции и схемы, позволяющие нам быстро оценивать и действовать. Это очень важно для эффективного решение бытовых проблем в повседневной жизни. Данный механизм принято называть «стереотипным мышлением». Под этим термином в психологическом словаре понимается стереотип, как «относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления. Стереотип, как готовая схема восприятия, позволяет 16 Семененко, И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Полис. – М., 2008. – № 5. – С. 7–18. [Электронный ресурс] Журнал «Полис»: https://www.politstudies.ru/article/4031 (дата обращения 22.03.2022) 47 1 60 1 18 человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира» 17 В практической части работы мы покажем, как стереотипы влияют на создаваемый медиаобраз страны. Российская исследовательница Е.Н. Богдан дала удачное определение этому слову: медиаобраз страны — это «выраженный в медиапространстве образ страны, созданный средствами массовой информации в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и отражающий особенности текущего момента действительности» 18 . Единственное, стоило бы подчеркнуть важность не только СМИ, но и интернета в создании виртуального образа страны, так как на сегодняшний день медиапространство является основополагающим в создании медиаобраза. Турист, заинтересованный в посещении страны, собирает информацию в медиапространстве, анализируя официальные сайты, где преобладает идеализированный имидж территории. Но, помимо этого, он также изучает информационные источники из сети, которые созданы не специалистам по коммуникации, а простыми пользователями интернета. Следовательно, необходимо иметь в виду, что образ территории может выглядеть совершенно иначе при сравнении СМИ с источниками информации в интернет-пространстве. Е.А. Глазкова в своей работе отмечает, что «в отличие от имиджа, PR- специалист не может напрямую формировать медиаобраз объекта, не может предугадать качество и количество сторонних публикаций об объекте, 17 Онлайн-журнал Psychologies.ru. URL: https://www.psychologies.ru/glossary/17/stereotip/ (дата обращения 22.03.2022) 18 15. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно- функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филолог. наук [Электронный текст] / Е. Н. Богдан. - М., 2007. - 25 с. [Электронный ресурс] Электронные документы: https://docplayer.com/54017071-Bogdan-elena-nikolaevna-mediaobraz-rossii-kak-sredstvo konsolidacii-obshchestva-strukturno-funkcionalnye-harakteristiki.html (дата обращения 22.03.2022) 1 47 1 3 2 1 19 случайных и спланированных его упоминаний клиентами, партнерами и конкурентами, блогерами и журналистами, рядовыми пользователями сети» 19 Важно упомянуть, что, хотя образ страны складывается на основе впечатлений о разных городах и территориях, основное впечатление производит столица, и главное внимание приковано к ней. Так медиаобраз страны представляет собой совокупность медиаобразов различных городов, но при этом медиаобраз столицы является наиболее важным. Согласно Ф. Котлеру, субъектами влияния на медиаобраз города (страны в нашем случае) являются власть, население, средства массовой информации, социальные медиа, блогосфера, визуальный портрет территории, фольклор и кинематограф 20 . Все эти элементы влияния на медиаобраз территории будут учтены при практическом анализе медиаобраза России. Понятие медиаобраза страны и имиджа территории тесно взаимосвязаны. Имидж территории имеет важное значение не только для самого города, но и для страны в целом. Целенаправленный образ базируется прежде всего на совокупности характеристик территории. К основным характеристикам относятся экономические, природные, демографические, социальные, исторические, культурные, правовые и информационные особенности. Исходя из того, что медиаобраз страны также представляет собой слияние образа нескольких городов, мы решили процитировать работу Е. А. Глазковой. Автор выделяет элементы, из которых складывается образ города в медиапространстве: объективные составляющие, статус, облик города, душа города, стереотипное представление, удобство для туристов, эмоциональные ожидания. 19 ГЛАЗКОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА Анализ медиаобраза объекта как профессиональный навык специалиста по связям с общественностью //Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва //2019 Страницы: 425-429 20 ФИЛИП КОТЛЕР. Marketing Essentials. PHILIP KOTLER. Prentice Hall. Основы маркетинга. Краткий курс. ... Котлер, Филип. К73 Основы маркетинга Краткий курс Пер с англ — М Издательский дом "Вильяме", 2007 — 656 с 1 59 75 24 2 2 40 40 20 1.4 Описание элементов медийного образа страны «Составить представление о городе может не только побывавший в нём человек, но и тот, кто получил и проанализировал сведения из книг, фильмов, из рассказов жителей и гостей этого города», — Е.А. Глазкова О формировании образа города в картине мира интернет-пользователя 21 В современном мире несложно представить, что любой человек имеет ментальные представления о городе или о стране, при этом даже не посещая это место. В эру технологии современный человек непрерывно получает большой поток информации из любой точки мира, позволяющий ему создать в своем сознании определённый образ. Если современные СМИ играют все чаще менее значимую роль в удовлетворении информационных потребностей аудитории, то интернет- пространство захватывает все более важное влияние на процесс восприятия событий и объектов. Интернет-пространство завоевало большое доверие пользователей не только благодаря тому, что предоставило, по сути, безграничные (и трансграничные) возможности получать информацию и публично выражать свои мысли, но и получать обратную связь. Между тем, в СМИ может демонстрироваться псевдореальность, созданная манипуляциями, подверженная фрагментации путем отбора и запрета, ориентированная на частные интересы владельца СМИ, окрашенная субъективными оттенками, разрушающими достоверность информации. Д. В. Просянюк. 22 поддерживает данную позицию, отмечая, что цели манипуляций могут достигаться за счет утаивания информации или 21 Глазкова, Е. А. Анализ медиаобраза объекта как профессиональный навык специалиста по связям с общественностью //Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва - 2019 Стр. 425-429 [Электронный ресурс] Академия:https://www.academia.edu/41581742/АНАЛИЗ_МЕДИАОБРАЗА_ОБЪЕКТА_КАК_ПРОФЕССИОНА ЛЬНЫЙ_НАВЫК_СПЕЦИАЛИСТА_ПО_СВЯЗЯМ_С_ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (дата обращения 22.03.2022) 22 Просянюк, Д.В. Репрезентации социально экономических характеристик региона в средствах массовой информации // Научный результат. Социология и управление. 2016. №1 (7). [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsii- sotsialno-ekonomicheskih-harakteristik-regiona-v-sredstvah-massovoy-informatsii (дата обращения: 11.03.2022). 2 2 2 21 акцентирование внимания на каком-то факте, а также за счет ложных публикаций. Тем не менее, они до сих пор оказывают повышенное влияние на общественное мнение. Следовательно, кроме анализа данного рода статей в официальных СМИ, анализ аудиовизуальных материалов, социальных сетей, комментариев пользователей медиапространства, отзывов на неофициальных сайтах и т.д. является основополагающим процессом в этой работе. С помощью сравнительного анализа будет представлен более точный медиаобраз анализируемого объекта. Так как в современной науке не существует единого подхода к определению медиаобраза страны, в данной работе мы опирались на научную работу Е.А. Глазковой Её исследовательская работа стала основой первой главы и практического анализа образа России. Е.А. Глазкова выделила основные элементы медиаобраза города, 23 на которые пользователи обращают внимание в процессе анализа Интернет- ресурсов. Однако предлагаемая исследователем классификация была изменена и адаптирована для нашей работы. Ниже представленные элементы будут использованы в качестве теоретической основы для собственного плана эффективного анализа медиаобраза в практической части дипломной работы. Ниже перечислим виды информации, которые мы будем анализировать для получения общего представления о предмете исследования. Объективные составляющие. Этот элемент медиаобраза представлен фактической информацией, которая независима от субъективных предпочтений. К объективным составляющим относятся: географическое положение, состав населения, официальный язык, административное управление, символика. 23 Глазкова, Е. А. О формировании образа города в картине мира интернет-пользователя // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ// 2016 С.95-99 [Электронный ресурс] Академия:https://www.academia.edu/41582944/О_формировании_образа_города_в_картине_м ира_интернет_пользователя (дата обращения 22.03.2022) 3 2 45 22 Статус. Этот элемент медиаобраза представлен сведениями о положении страны в разных рейтингах и экспертных оценках. Многие аспекты территории можно проанализировать с помощью мировых рейтингах, которые передают более достоверную информацию. Этот элемент может быть проанализирован с помощью официальных ресурсов, социальных сетей и специальных интернет- площадок. Облик страны. Этим термином обозначаются представления о визуальном образе страны, которые были созданы при помощи вербальных и визуальных средств: прежде всего – фото- и видеоматериалов, текстовых описаний природы, ландшафта, исторических достопримечательностей, внешнего вида элементов инфраструктуры. Эта информация представлена на разных форумах и сайтах, в группах в социальных сетях, на сайтах и в рекламных буклетах туристических компаний, на официальных и неофициальных платформах, в фильмах. Часто на этих ресурсах представлены фотографии, видео и их описания, созданные для передачи определенных чувств и настроения. «Душа страны». Под этим термином понимается информация, связанная с представлениями о культуре и традициях страны, которая позволяет передать колорит местности, атмосферу жизни. Также к этому элементу можно отнести представления о менталитете и системе ценностей, уровне доходов и жизни населения, а также отношение жителей к стране. С целью продвижения туризма стоит обратить внимание на этот элемент. Стереотипные представления. Пятый элемент, влияющий на медиаобраз страны, — это стереотипное представление. «Стереотип — относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления. Стереотип, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира.» 24 24 Онлайн-журнал Psychologies.ru. [Электронный ресурс] https://www.psychologies.ru/glossary/17/stereotip/ (дата обращения 21.04.2022) 1 23 Удобство для туристов. К этому элементу можно отнести такиих показателях, как удобство получения визы, ценообразование, качество предлагаемых мест для проживания, туристических достопримечательностей, транспортная инфраструктура, наличие и доступность природных ресурсов, социальные нормы и правила, уровень жизни, чистота и благоустроенность. Эмоциональные ожидания. Последний элемент, который влияет на медиаобраз территории, это эмоциональные ожидания. К нему относят позитивное или негативное представление, сформированное после анализа полученной информации о территории, размещенной в интернет-среде 1.5 Описание источников формирования медийного образа страны Современный человек имеет безграничные возможности для путешествий и получения доступа к информации. Существует два способа получения информации о стране и формирования представления о ней: на основе личного практического опыта и в результате анализа «чужого» опыта. В первом случае человек опирается на собственные наблюдения и стихийно создает набор идей, рассуждений. Таким образом информация приходит естественными путём. Во втором случае человек полагается на опыт друга, члена семьи, интернет-пользователя и/или на информацию, которая целенаправленно представлена в медиапространстве специалистом по коммуникациям. В этом случае индивидуум получает информацию искусственного происхождения, отфильтрованную третьим лицом , однако самостоятельно её анализирует и интерпретирует, опираясь на собственную системы знаний, ценностей, стереотипов. Медиаобраз страны складывается параллельно на двух уровнях: официальном (через государственные сайты и СМИ) и приватном (например, после изучения информации о стране и общения с пользователями в социальных сетях). 24 В качестве основных инструментов создания медиаобраза страны, анализируемых в практической части данной работы, была рассмотрена информация с различных ресурсов, таких как социальные сети, цифровые газеты, официальные и неофициальные веб-сайты, развлекательные платформы, сайты-отзовики, телевизионные передачи, фильмы. Используемые платформы отличаются не только по способу предоставления информации (формальный, неформальный, с помощью аудиовизуальных, звуковых материалах), но и по контент-плану. При анализе официальных газет проще находить информацию о политической и экономической обстановке в стране. Анализируя аккаунты в социальных сетях, мы, вероятно, узнаем больше о разнообразии территорий, городов, туристических достопримечательностей, а также о событиях и возможностях, которые предоставляет туристам и жителям та или иная страна. Посмотрев фильм, мы усвоим информацию о культуре, менталитете, обычаях и инфраструктуре и т. д. Как мы уже отмечали, медиаобраз территории основан на образе различных элементов, и информация о ней недоступна в едином виде. «На любом интернет-ресурсе город будет представлен фрагментарно: информация отбирается в связи с концепцией и задачами информационного ресурса, мы никогда не найдём полную картину абсолютно всех произошедших событий, как не найдём детального описания всех без исключения городских объектов». 25 Таким образом, мы делаем вывод, что благодаря различным источникам, форматам и содержанию, нам удается создать общее представление медиаобраза страны, даже не побывав в ней. Рассмотрим несколько из них более подробно. Социальные сети. Социальным сетям следует уделять внимание в сфере создания медийных образов различных объектов. Сильной стороной социальных 25 Глазкова, Е. А. О формировании образа города в картине мира интернет-пользователя // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ// 2016 С.95-99 [Электронный ресурс] Академия:https://www.academia.edu/41582944/О_формировании_образа_города_в_картине_м ира_интернет_пользователя (дата обращения 22.03.2022) 2 45 25 сетей и предметом интереса пользователей является возможность получения обратной связи через отклики, комментарии, сообщения. Помимо того, что они являются платформами для получения информации, их пользователи могут взаимодействовать со всей аудиторией и играть активную роль в виртуальном сообществе. Стоит отметить, что социальные медиа являются перспективной площадкой для работы с мнением общества. Аудитория все больше зависит от общественного мнения и все чаще проявляет активность в социальных сетях. Несмотря на устойчивый рост каналов социальных сетей, рынок продолжает свое развитие, увеличиваясь на 13% в период с 2020 по 2021 год. Статистика также показывает, что общее число пользователей почти удвоилось с 2,31 млрд в 2016 году до 4,20 млрд в 2021 году 26 . Ожидается, что в 2025 году число пользователей социальных сетей вырастет до 4,41 миллиарда 27 . Типичный пользователь проводит в социальных сетях в среднем 2 часа 25 минут в день. 28 Можно сделать выводы что, социальные сети являются ключевым источником для анализа медиаобраза страны (и любого объекта). Средства массовой информации. Медиаобраз страны в современном информационном обществе сильно зависит от отражения информации о стране в СМИ. СМИ являются не только одним из каналов получения информации, но и инструментом создания определенных мнений у целевой аудитории. Как пишет Ирина Балалуева в своей научной работе о медиаобразе в информационном обществе, «благодаря способности производить и массово распространять информацию, масс-медиа обладают одним из существенных ресурсов – социальной, идеологической властью, возможностью называть, 26 Исследование. DIGITAL 2021: GLOBAL OVERVIEW REPORT. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2021-global-overview-report (дата обращения 20.03.2022) 27 Исследование. Number of social network users worldwide from 2017 to 2025 URL: https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users/ (дата обращения 23.03.2022) 28 Исследование. URL: s://wearesocial-net.s3.amazonaws.com/wp-content/uploads/2021/01/05- Time-Spent-on-Social-by-Country-DataReportal-20210126-Digital-2021-Global-Overview-Report- Slide-90.png 51 1 26 описывать, классифицировать социальные процессы и явления, а также формировать представление о степени их значимости для общественной жизни» 29 . В законе «о СМИ» термину СМИ дается данное определение: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием» 30 Учитывая, что традиционные средства массовой информации, такие как печатные газеты, все больше теряют популярность, в данной работе будут использоваться исключительно электронные издания, которые имеют массу преимуществ по сравнению с печатными: регулярность обновления контента, неограниченность объема, интерактивность, цена и скорость доступа 31 Интернет-страницы. Этот раздел включает официальные страницы, такие как сайты посольств и культурных центров, онлайн-энциклопедии, а также страницы туристических агентств, сайты отзывов, туристические сайты. Если официальные сайты предназначены в основном для информирования туристов и/или жителей страны, на остальных вышеперечисленных сайтах реклама является основным элементом и инструментом формирования медийного образа страны. А. Ю. Прохоров отмечает, что «реклама является сегодня одним из самых распространенных инструментов коммуникативной политики компании. Это утверждение столь же справедливо и применительно к распространенности 29 Балалуева, И. А. МГУ им. М.В. Ломоносова // Номер: 4 (33) 2014 С. 86-9. [Электронный ресурс] Электронная библиотека: https://www.online-science.ru/userfiles/file/qpa2vpiylo11cooqayvj8zgedfhlvhbq.pdf (дата обращения 22.03.2022) 30 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa 7ca381b18f4/ 31 Казакова А. В. Электронные сми: понятие и особенности // Наука и современность. 2013. №20. [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-smi- ponyatie-i-osobennosti (дата обращения: 11.03.2022). 1 51 80 1 78 1 27 ее использования в Интернете» 32 . Например, анализируя изображения, представляющие Россию на таких сайтах, как «Tripadvisor», создаётся образ тёплой, солнечной, исторической страны. Акцент делается на природу и на исторические здания. В качестве примера можно привести рекламу «Сибирской короны» с актером Дэвидом Духовны, снятую ещё в 2014 году, но известную до сих пор. Рекламный видеоролик за четыре дня набрал 1,7 млн просмотров в интернете 33 Он был размешен на всемирном известном ресурсе видеохостинга. Американский актер русского происхождения Дэвид Духовны сыграл роли хоккеиста, космонавта, советского актера и гражданина, показав обычаи и традиции русского народа. После просмотра видеоролика, у аудитории формируется позитивный образ России, как страны, которой «есть чем гордиться»: научные достижения, успехи в спорте и кино, историческое и культурное богатство. Таким образом, можно подтвердить, что интернет-пространство и интернет-реклама являются эффективными инструментами создания медиаобраза страны. Кинематограф. Среди инструментов, используемых для формирования медиаобраза страны, кинематограф играет одну из самых важных ролей. В научной статье Табаринцевой-Романовой К. М. отмечается, что «кино выступает как элемент культурной дипломатии, которая основана на обмене идеями, ценностями другими культурными феноменами» 34 . С помощью кино субъект может представить себя аудитории, формулируя желаемое представление о себе. Например, Москва и Санкт-Петербург – города, наиболее часто упоминаемые в 32 Прохоров А. Ю. Современная правовая политика по отношению к свободе слова в сети Интернет // Идеал порядка общества в ис1тории политико-правовой мысли и современность: Межвузовский научный сборник, Ростов-на-Дону– 20072 33 Информационная статья Ведомости URL:https://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/07/29/devid-duhovny-porabotal-na- sibirskuyu-koronu (дата обращения 25.03.2022) 34 Tabarintseva-Romanova K. M. Evolutionary changes in concepts: «soft power», cultural policy and foreign policy image // In: Dnevnik ASHPI [ASHPI Diary], 2017, no. 33, pp. 21–25. 20. 1 2 1 72 28 западных фильмах о России. Это можно считать одной из причин, объясняющих, почему эти города привлекают больше западных туристов. В рамках этой работы предпринята попытка проанализировать российские и западные художественные фильмы, для представления образа России в киноиндустрии. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 Понятие «медиаобраз» вызывает большой интерес у многих исследователей, при этом, термин не имеет четкой формулировки, так как, появился в научном дискурсе совсем недавно. До появления определения понятия медиаобраза специалисты употребляли термин «образ» и «имидж». В связи с этим данные термины часто путают. В данной работе были представлены различия определений этих терминов. В первой главе были глубоко изучены понятия «медиаобраз» и «медиаобраз страны». Также была изучена связь и различия терминов «образ», «имидж» и «медиаобраз». Имидж – целенаправленно созданный образ профессионалами в сфере коммуникации. Медиаобраз – стихийно сформированный образ за счет анализа различных источников медиапространства. Медиаобраз страны является фундаментальным фактором международных и межличностных отношений, он необходим для формирования отношения к стране и к людям, проживающих на конкретной территории. Позитивный образ страны будет способствовать решению социальных, политических и экономических вопросов, поэтому данная тема заслуживает особенного внимания. Для получения информации о городе, стране и любом интересующем пользователя (потребителя) объекте, практически каждый современный человек обращается к интернету. Именно информация из интернет-источников имеет большое значение в формировании медийного образа страны, поэтому были выделены определенные составляющие. 5 29 Опираясь на научную работу Е.А. Глазковой «О формировании образа города в картине мира интернет-пользователя» в качестве базисного материала, были выделены определенные элементы виртуального образа страны, на которые пользователи обращают внимание в процессе анализа интернет- ресурсов: объективные составляющие, статус, облик страны, душа страны, стереотипное представление, удобство для туристов, эмоциональные ожидания. В практической части мы будем классифицировать найденную информацию с точки зрения этих элементов медиаобраза для более эффективного анализа источников. В теоретической главе мы выделили различные инструменты формирования медиаобраза страны: социальные сети, интернет-страницы, киноиндустрия и средства массовой информации (СМИ). Подведя итоги, можно сказать, что хотя СМИ оказывают большое влияние на общественность, они передают сообщение, которое часто является манипулируемым и ограниченным. Благодаря свободному доступу к информации в Интернете, каждый пользователь имеет возможность создать полный и спонтанный образ, анализируя множество источников на разных платформах, тем самым создавая стихийный и индивидуальный медиаобраз. Именно благодаря этой информации современный человек способен создать представление о стране, которую в действительности никогда не посещал. 1 |