медиобраз. Медиаобраз России глазами итальянцев. Отчет предоставлен сервисом Антиплагиат
Скачать 3.53 Mb.
|
1 1 62 Невозможно не упомянуть миф о медведях, разгуливающих по улицам. «В маленьких городах Сибири и Дальнего Востока может случиться все, что угодно. Что касается других районов страны и крупных городов: Москвы, Санкт- Петербурга, Казани или Сочи, то здесь вероятность встретить медведя на дороге стремится к нулю» 90 Последний упомянутый на сайте миф касается матрешки, самого популярного туристического сувенира и русского символа за рубежом. В Италии действительно мало кто знает, что она была придумана в Японии. «Получился очень забавный сувенир, традиционно русский, но с восточными корнями» 91 В разделе о гастрономии представлены три блюда, которые непонятны европейцам и, разумеется, итальянцам тоже: Суп с содовой, Желе из мясного бульона, Сельдь и свекла вместе в салате. «Квас используется в самом странном для иностранного вкуса блюде — холодном супе окрошка» 92 . Русская кухня представляется как чрезвычайно разнообразная, отличающаяся в каждом регионе. Однако среди элементов, объединяющих всю страну, выделяется тот факт, что за русским столом невозможно обойтись без хлеба, кваса, горячих или холодных супов (холодный суп для итальянца — это оксюморон) и пряников в качестве десерта. Также, присутствует список сувениров, сельскохозяйственной продукции, ювелирных изделий и модных брендов: «Из России давно везут не только матрешек, икру и балалайки, но и одежду. Носить одежду от российских дизайнеров — это в хорошем вкусе. От известных и дорогих брендов, таких как Гоша Рубчинский и Ульяна Сергеенко, до более молодых и дешевых, но не менее интересных брендов» и еще «Бриллианты, золото и янтарь — украшения 90 Там же 91 Там же 92 RussiaTravel.it/ Корни русской кухниURL: Russia.Travel – Portale nazionale del turismo (дата обращения 12.05.2022). 1 1 1 63 из России, которые всегда пользовались большим успехом у иностранных туристов» 93 Russia Travel также присутствует в социальных сетях и пользуется большой популярностью. 2.6 Проверка выводов относительно медиаобраза при помощи нерепрезентативного опроса В дополнение к анализу итальянских СМИ, интернет-сайтов и отзывов итальянских туристов и иммигрантов, мы провели анонимный опрос на платформе Google Forms с целю понять, какой образ сложился в их массовом сознании. Для данной работы было бы эффективнее разделить ответы на две категории: те, кто был в России, и те, кто никогда в ней не был, — и сравнить ответы. К сожалению, политические реалии последних месяцев не позволили получить более актуальный материал, поэтому мы обратились к результатм собственного исследования по теме «Медиаобраз Москвы среди итальянцев», проведенного в 2019 году. Несмотря на то, что данное исследование не получило актуализацию в 2022 году, и соответствует тематике ВКР частично (в более узком сегменте), мы решили включить его в работу, так как Москва, столица России, имеет большое и даже решающее значение в создании медиаобраза в сознании иностранцев. Итак, мы имеем для анализа 101 анкету. Респондентам было задано 25 вопросов, где мы просили детально оценить город, выделить его преимущества и недостатки. 93 RussiaTravel.it/ Бренды в тренде.URL: Russia.Travel – Portale nazionale del turismo дата обращения 12.05.2022). 2 64 Результаты опроса показали, что 67% респондентов никогда не были в Москве, но имеют большое желание посетить этот город. Остальные 29% бывали в Москве, и почти у всех осталось хорошее впечатление. «В Москве я была по-настоящему счастлива! Люди были настолько готовы предложить свою помощь, а город был просто потрясающим. Я чувствовала себя такой маленькой каждый раз, когда смотрела вверх на небоскребы и другие огромные достопримечательности города». Москва представляется как безлопастное, чистое и живое место. «Отличный город, полный достопримечательностей. Интересная и захватывающая жизнь, но в то же время хаотичная. Очень чистый и более безопасный, чем другие большие города в Европе или Америке». Немногие упоминаемые негативные аспекты — это размеры города, пробки, низкая температура (холодно) и невысокое благосостояние российских граждан. «Захватывающий в художественном и культурном отношении мегаполис, который проявляет свое величие с монументальной точки зрения. Обратная сторона — уровень благосостояния, экономический дисбаланс и наличие сильной государственной власти.». Также, пишут: «Очень организованный город. Красивая архитектура. Холодная температура», «Отличный город, предлагает много чего. Я не вижу никаких минусов, кроме климата», «Плюсы: Хорошие достопримечательности, хорошая еда, легко передвигаться на метро. Минус: пробки». Только 4% ответило, что не имеют желания посещать Москву. Итальянцы предпочитают посещать Москву весной и в теплую погоду. 1 65 Рис. 5. Данные опроса. Предпочтение сезона для визитов в Москву. 58% из них не считают такую поездку дорогой, потому что сопоставляют доходы москвичей и замечают, что они заметно ниже, чем в Италии. Рис. 6. Данные опроса. Оценка дороговизны Москвы для туристов. Из 44 ответивших на вопрос о трудностях в получении туристической визы, 81,8% посчитали, что это несложная процедура. 70% заявили, что Москва их не привлекает ночной жизнью, но интересна культурой, музеями и традициями русского народа. 66 Рис. 7. Данные опроса. Предпочтения среди 3 важнейших музеев Москвы В ответах на вопрос «что привлекает вас в Москве» неизменно звучит слова «культура» и «архитектура». Во многих комментариях звучит мысль о том, что Москва не похожа на «типичный» европейский город. «Я бы поехала туда, чтобы больше узнать о культуре (еда, образ жизни и т.д.), а также потому, что мне интересно узнать, есть ли существенные различия по сравнению с европейскими городами, которые я посетила до этого момента» и «Меня привлекает то, что Москва — это город с совершенно отличным от нашего историческим и культурным фоном». Зачастую итальянцы, отправляясь в поездку по России, были невысокого мнения о Москве и стране в целом. Тем не менее, по возвращении подавляющее большинство из них признавались в сильных позитивных впечатлениях от российской столицы. На просьбу поделиться бытующими среди них стереотипами о России, мы получали во многом совпадающие ответы. Основные ассоциации итальянцев — «водка», «холод» (климат и люди), «коммунизм» и «красивые женщины». Менее распространенными были «богатства олигархов, президента» и «коррупция». ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 В данном исследовании мы изучили медийный образ России в итальянских источниках. Медиаобраз был проанализирован на основе таких инструментов, 67 как фото, видео, статьи, комментарии, отзывы, рубрики и содержание официальных страниц. Создать общий и однородный медийный образ России чрезвычайно сложно. Это связано с тем, что Россия — огромная и очень разнообразная территория. И при этом многокультурная, многонациональная и многоконфессиональная страна. Часто Россия ассоциируется с Москвой, являющейся «картинкой» страны, и это характерно для всех каналов, анализируемых в данной работе. При этом итальянцы вполне понимают разницу между Москвой и Санкт- Петербургом с одной стороны и остальной Россией – с другой. Эти два столичных города упоминаются в медийном пространстве гораздо чаще и буквально «затмевают» другие российские регионы. Москва изображается как инновационный и технологичный город, с сохраняющимся величием советской архитектуры. Она также представляется чистым, богатым парками, церквями и достопримечательностями местом, и что важно, более безопасным, чем большинство европейских больших городов. Россия привлекает итальянских туристов в основном своей богатой историей и традициями. Стоит отметить, итальянцы предпочитают посещать страну в теплые периоды: все фотографии, проанализированные на различных каналах, показывают страну в солнечное время года. Россия также представлена как очень милитаризованная страна с высоким общественным градусом патриотизма, переходящим в оценке некоторых (возможно неглубоких) наблюдателей в национализм. Общественный транспорт оценивается итальянцами очень положительно. Главные города (Москва и Санкт-Петербург) обеспечены чрезвычайно эффективной транспортной системой, которая одновременно восхищает своим художественным великолепием (метро). Остальная часть России также хорошо связана с основными городами благодаря Транссибирской магистрали, которая представляет определенный интерес для туристов. 2 68 Что касается инфраструктуры, то и система образования, и система здравоохранения, также представлены довольно положительно, по крайней мере, близки в оценке итальянцев к «европейским стандартам», а иногда даже лучше. Однако уровень жизни россиян удручает, равно как и недостаток свободы слова, дискриминация меньшинств, большие социальные разрывы, коррупция. Согласно стереотипному мышлению, русские кажутся холодными и не очень общительными, но это представление неоднократно опровергается туристами и теми, кто имел непосредственный опыт общения с русскими людьми. 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог, можно отметить, что образ России как страны, основанной на культуре, истории и традициях, в целом является положительным. Медийный образ России как государства, системы, основанной на законодательстве, в итальянском дискурсе нередко получает негативную окраску. Цель данной работы — описать медиаобраз России в итальянских источниках. Не вырабатывать и формулировать рекомендации, это задача социальных и политических маркетологов, но внести свой вклад в осознание россиянами образа их страны в глазах итальянцев с его положительными и отрицательными аспектами. В теоретической части мы опирались на определение слова «медиаобраз», данное Галинской в его широком смысле. Медиаобраз как образ реальности, конструируемый в любых текстах, находящихся в медиапространстве, авторами которых могут быть профессионалы, блогеры или пользователи Интернета. Мы подчеркнули разницу между «имиджем» и «медиаобразом», которые часто путаются. Первое — это образ, который создается для конкретных целей, показывая только положительные (или отрицательные) стороны объекта. Медиаобраз, согласно концепции, взятой за основу в данной работе — это идея, которая создается спонтанно и стихийно путем обращения к источникам, содержащимся в медиапространстве. Мы обозначили специфику медиаобраза страны и выделили ряд элементов, которые стали базой для дальнейшего анализа медиаобраза: объективные составляющие, статус, облик страны, душа страны, стереотипное представление, удобство для туристов, эмоциональные ожидания. Завершая теоретическую часть, мы проанализировали инструменты, формирующие медиаобраз. Социальные медиа были исключены из работы по посторонним причинам. 2 14 70 Во второй главе был проведен анализ официальных и неофициальных источников информации с целью изучения образа России в италоязычном медиапространстве. Был рассмотрен ресурс Wikipedia.it по запросу в поисковой системе Google слова «Russia». Тем же методом были изучены некоторые статьи 2019-20 гг. в газетах Corriere della Sera и La Repubblica. С целью использования аудиовизуальных инструментов для анализа были выбраны репортаж и один эпизод популярной итальянской телевизионной программы: Le Iene и Città Segrete. В ходе нашего исследования были проанализированы фильмы российского производства, доступные на итальянском языке (или с субтитрами). Нами замечено, что Запад больше интересуется кинообразом «империалистической» и «советской» России. Исторические и военные фильмы пользуются большим успехом за рубежом. Для анализа был выбран фильм «Майор Гром», действие которого происходит в современном Санкт-Петербурге. Фильм доступен на итальянском языке на платформе Netfilx. Поскольку отзывы и комментарии интернет-пользователей являются основополагающей частью исследования, были также проанализированы рецензии о путешествии в Москву и Санкт-Петербург, опубликованные туристами на платформе TripAdvisor. Дополнительно был проведен анализ 10 интернет-страниц при запросе в поисковой системе на словосочетание «жизнь в России». Каждая статья рассказывала об опыте пребывания итальянских граждан на территории России и их личном опыте в разных аспектах. Среди этих были выделены наиболее «распространенные» и «обсуждаемые» темы и соображения. Как дополнительные источники информации о России на итальянском языке были изучены официальный сайт посольство России в Италии, интернет- издания Russia Beyond и Travel Russia. 71 В исследовании были использованы результаты собственного нерепрезентативного опроса, проведенного в 2019 году, на тему «медиаобраз Москвы глазами итальянцев». Результаты опроса, полагаем, также полезны для полноты базисного материала данной работы , так как Москва имеет фундаментальное значение в создании медийного образа всей страны. В целом на основе инструментов у пользователей формируется положительный медиаобраз России, но основной упор в нем делается на Москву и Санкт-Петербург. Остальные города до сих пор мало упоминаются итальянцами. В заключении хотелось бы отметить, что в ходе проделанного исследования была достигнута цель работы и выполнены все поставленные нами задачи. Полученные результаты в ходе выпускной квалификационной работы могут быть предложены для использования PR-специалистам, туристическим агентствам, которые хотят подчеркнуть сильные (или слабые) стороны страны и увеличить итальянский туризм в России. 2 72 Библиографический список Литературные источники: 1. Балалуева, И. А. МГУ им. М.В. Ломоносова // Номер: 4 (33) 2014 С. 86-9. [Электронный ресурс] Электронная библиотека: https://www.online- science.ru/userfiles/file/qpa2vpiylo11cooqayvj8zgedfhlvhbq.pdf (дата обращения 22.03.2022) 2. Белоусова, Ю. В., Медийный образ как средство коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. I. C. 27-31. ISSN 1997-292X. [Электронный ресурс] Gramota.net: www.gramota.net/materials/3/2012/12- 1/4.html (дата обращения 25.03.2022) 3. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. ... канд. филолог. наук [Электронный текст] / Е. Н. Богдан. - М., 2007. - 25 с. [Электронный ресурс] Электронные документы: https://docplayer.com/54017071-Bogdan-elena-nikolaevna-mediaobraz-rossii- kak-sredstvo-konsolidacii-obshchestva-strukturno-funkcionalnye- harakteristiki.html (дата обращения 22.03.2022) 4. Всеволодова, А. Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. №2. [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobraz-gorodov-rossii-v-federalnyh- pechatnyh-smi (дата обращения: 11.03.2022). 5. Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник ОГУ. 2013. №11 (160). [Электронный ресурс] КиберЛенинка: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i-problema-ego- rekonstruktsii-v-sovremennoy-lingvistike (дата обращения: 11.03.2022). 6. Глазкова, Е. А. Анализ медиаобраза объекта как профессиональный навык специалиста по связям с общественностью //Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва –2019 Стр. 425-429 [Электронный ресурс] Академия: https://www.academia.edu/41581742/АНАЛИЗ_МЕДИАОБРАЗА _ОБЪЕКТА_КАК_ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ_НАВЫК_СПЕЦИАЛИСТА _ПО_СВЯЗЯМ_С_ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (дата обращения 22.03.2022) 2 62 6 89 30 22 38 10 12 10 9 6 2 5 3 32 10 2 2 2 73 7. Глазкова, Е. А. О формировании образа города в картине мира интернет- пользователя // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ// 2016 С.95-99 [Электронный ресурс] Академия: https://www.academia.edu/41582944/О_формировании_образа_г орода_в_картине_мира_интернет_пользователя (дата обращения 22.03.2022) 8. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. [Электронный ресурс] / [Ефремова Т.Ф.] // М.: Русский язык, 2000 – URL: https://intent.gigatran.com/article/?id=96454&s=bWVkaWE=&q=bWVkaWE = (дата обращения: 15.03.2022) 9. Казакова А. В. Электронные сми: понятие и особенности // Наука и современность. 2013. №20. [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-smi-ponyatie-i-osobennosti (дата обращения: 11.03.2022). 10. Кулешова, А. Н. Формирование положительного имиджа города / А. Н. Кулешова. — [Электронный текст]: непосредственный //Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 209-211. — [Электронный ресурс] Молодой ученый: https://moluch.ru/archive/261/60250/ (дата обращения: 11.03.2022). 11. Кумышева, Р. М. содержание и структура имиджа страны с теоретических и методологических позиций // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. №1 (830). [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura- imidzha-strany-s-teoreticheskih-i-metodologicheskih-pozitsiy (дата обращения: 11.03.2022). 12. Морозова, Т. А. Имидж города как основа его продвижения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. №1. [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-goroda-kak-osnova-ego-prodvizheniya (дата обращения: 11.03.2022). 13. Пашкина, Т. А. Понятие "имидж территории" в современной науке и практике // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2012. №2. [Электронный ресурс] КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-imidzh-territorii-v-sovremennoy- nauke-i-praktike (дата обращения: 25.03.2022). 14. Полеева К.А. МЕДИАОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции |