Главная страница
Навигация по странице:

  • 22.Особенности официально делового стиля

  • Русский язык. Ответы на вопросы Лингвистика как наука, основные разделы


    Скачать 135.96 Kb.
    НазваниеОтветы на вопросы Лингвистика как наука, основные разделы
    Дата29.10.2021
    Размер135.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусский язык.docx
    ТипЗакон
    #258920
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    21. Функциональные стили литературного языка, общая характеристика. Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета которым древние греки писали на вощаных дощечках) – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка (функциональные стили речи), закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условии общения. Стилистика знакомит со стилистическойсистемой литературного языка на всех его уровнях и стилистической организацией правильной (с соблюдением норм литературного языка), точной, логичной и выразительной речи.

    Стилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи.

    В лингвистической стилистике существует два направления: стилистика языка и стилистика речи (функциональная стилистика). Стилистика языка исследует стилистическую структуру языка, описывает стилистические средства лексики, фразеологии и грамматики.

    Функциональная стилистика изучает, прежде всего, различные виды речи, их обусловленность различными целями высказывания. М. Н. Кожина дает следующее определение: «Функциональная стилистика — это лингвистическая наука, изучающая особенности и закономерности функционирования языка в различных видах речи, соответствующих тем или иным сферам человеческой деятельности и общения, а также речевую структуру складывающихся при этом функциональных стилей и «нормы» отбора и сочетания в них языковых средств».

    В своей основе стилистика должна быть последовательно функциональной. Она должна раскрывать связь разных видов речи с тематикой, целью высказывания, с условиями общения, адресатом речи, отношением автора к предмету речи. Важнейшей категорией стилистики являются функциональные стили — разновидности литературной речи (литературного языка), обслуживающие различные стороны общественной жизни. Стили — это разные способы использования языка при общении.

    Каждый стиль речи характеризуется и своеобразием отбора языковых средств, и неповторимым сочетанием их друг с другом.

    Таким образом, выделяется пять стилей русского литературного языка: разговорный; официально-деловой; научный; публицистический; художественный.

    Разговорная речь служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам. В ней часто используется разговорная и просторечная лексика. Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.

    В разговорной речи эмоциональность высказывания, в отличие от художественной речи, не является результатом творческого труда, художественного мастерства. Она является живой реакцией на события, на поступки окружающих людей.

    Непринуждённое общение обуславливает большую свободу в выборе эмоциональных слов и выражений: шире употребляются слова разговорные (глупить, ротозей, говорильня, хихикать, гоготать), просторечные (заржать, рохля, аховый, недотёпа), жаргонные (предки — родители).

    В разговорной речи часто используются слова с суффиксами оценки, особенно уменьшительными: свечечка, свечка (нейтр. свеча), окошечко, окошко (нейтр. окно) и т.д.

    Для разговорного стиля характерны простые предложения, диалогическая форма речи, обращения. Содержание разговорной речи, звучащей при непосредственном общении, восполняется обстановкой речи. Поэтому разговорному стилю присущи неполные предложения: в них находит выражение лишь то, что дополняет реплики собеседника новой информации, развивающей тему речи.

    Пример разговорной речи: За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной ловле... И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил всё своё хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки — нет рыбы.

    Научный стиль — это стиль научных сообщений. Его жанры — научная статья, учебная литература.

    Для научного стиля речи характерно употребление терминов и абстрактных слов; полностью исключена эмоциональная лексика разговорного характера, фразеологизмы и т.д.; широкое использование отглагольных существительных, причастий и деепричастий, преобладание родительного и именительного падежа имени, глагольных форм настоящего времени 3-го лица и др.; употребление сложных предложений, в том числе многокомпонентных, и др.

    Главное назначение научного текста — описать явления, предметы, называть их и объяснять. Общими особенностями лексики научного стиля являются: употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных средств (эпитетов, метафор, художественных сравнений, гипербол и др.)? широкое использование абстрактной лексики и терминов. Например: Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, к почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения.

    Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). В рамках этого стиля оформляются различные документы: законы, приказы, постановления, характеристики, протоколы, расписки, справки.

    В официально-деловом стиле нет места проявлению авторской индивидуальности, поэтому главная его стилевая черта — официальность и точность. Для делового стиля характерна специальная лексика (постановление, протокол, резолюция и т.д.) и устойчивые сочетания (принять решение, считать недействительным, следует указать, следует иметь в виду и т.д.).

    Пример официально-делового стиля речи: СИСТЕМНОЕ МЕНЮ. Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел].

    Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt]. (В. Пасько)

    Публицистический стиль — это стиль газет, журналов, литературно-критических книг и статей, выступлений на общественно-политические темы в какой-либо аудитории при непосредственном контакте с адресатами речи, а также выступлений по радио, телевидению и т.д.

    Основная задача — воздействие на слушателя или читателя с целью побудить его (их) к действию, размышлениям и т.д. Основная тематика — общественно-политические и морально-этические проблемы.

    В выступлениях на общественно-политические темы много специфической лексики и фразеологизмов: общество, дебаты, парламент, жёсткие меры, социальный взрыв, стоять на страже и т.д.

    С целью воздействия на слушателя или читателя в публицистике широко используются слова и выражения, имеющие положительно-оценочную (доблестный, замечательный и т.д.) и отрицательно-оценочную окрашенность (лживое человеколюбие, молодчики, жёлтая пресса, и др.).

    Публицистический стиль более свободен в выборе языковых средств, чем научный и деловой. В публицистике уместны пословицы, крылатые выражения, фразеологизмы, художественно-изобразительные средства (сравнения, метафоры и др.), разговорная лексика; широко используются вопросительные (часто риторические вопросы) и восклицательные предложения, обращения и другие приёмы.

    Пример публицистического стиля речи: Нужно ли говорить, что Россия богата природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, — об этом знают все. Но настоящее её богатство — люди, их ум, знания и опыт. За пределами России давно поняли, в чём поистине неисчерпаемый источник наших богатств. По-прежнему многие молодые учёные стараются уехать на Запад. И причина этому — не всегда деньги. Часто нет нужного оборудования в лабораториях, условий для работы. Как исправить положение? Прежде всего, надо научиться правильно оценивать знания — так, как это делают во всех развитых странах, (по В. А. Макарову).

    Художественная речь — речь художественной литературы (прозы и поэзии). Художественная речь, воздействуя на воображение и чувства читателей, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью.

    Эмоциональность художественной речи значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей прежде всего тем, что выполняет эстетическую функцию.

    В художественную речь легко проникают элементы других стилей, если они необходимы для реализации определённых целей и задач, поэтому она отличается разноплановостью, стилистическим многоцветием. Так, для воссоздания исторической эпохи писатели используют историзмы (или архаизмы), для описания жизни людей какой-либо местности — диалектизмы и т.д.

    Пример художественной речи: «Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, дамы в шляпах. Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, чёрные, как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии...

    Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые; усы, которым посвящена лучшая половина жизнь, — предмет долгих бдений во время дня и ночи, усы, на которые излились восхитительнейшие духи и ароматы... Тысячи сортов шляпок, платьев, платков — пёстрых, лёгких, ... — ослепят хоть кого на Невском проспекте. (Н. Гоголь)
    22.Особенности официально делового стиля. Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д.

    Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:

    1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

    2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

    3) широкое использование терминологии, наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращённых слов, аббревиатур;

    4) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением;

    5) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;

    6) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим;

    7) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств, устоявшихся выражений;

    8) слабая индивидуализация стиля
    23.
    24.
    25.
    26. Невербальные средства общения. В настоящее время нельзя представить мир без различных средств коммуникации, социальный характер которых присущ всем сферам жизни современного человечества. Рассматривая современное мироустройство просто невозможно говорить о человеке вне общества. Связано это в первую очередь с тем, что каждому индивиду необходимо выстраивать определенные связи с собеседником, ведь основная цель коммуникации как раз и заключается в получении необходимой информации, желании собеседника удовлетворить потребность в общении.

    Динамизм современного мира требует постоянного обновления и пополнения знаний. Известно, что общение - это обмен данными среди людей посредством единой концепции знаков. Для подготовки высококлассных специалистов в области политики, экономики, культуры созданы технологии бизнес - образования, основанные на личностно-ориентированном подходе, где невербальным коммуникациям отводится не последняя роль.

    Понятие невербального общения

    Понимание символов эффективного общения во многом облегчает взаимопонимание среди субъектов и объектов общества. В то же время, стоит отметить, что коммуникация в словесной форме охватывает всего лишь сорок процентов передаваемой информации. Оставшиеся шестьдесят процентов составляет невербальная коммуникация, то есть общение при помощи жестов.

    Невербальная коммуникация включает в себя такие понятия как мимика, поза, внешний вид, окружающие предметы, символы. Чтение подобных компонентов действий способствует достижению значительного уровня взаимопонимания. Наблюдение этих компонентов предоставляет собеседникам информацию о нравственно-индивидуальных качествах товарища или приятеля, о расположении, эмоциях, переживаниях, планах, ожиданиях и т.д. В целом, большинство авторов сходятся во мнении, что невербальной коммуникацией можно называть действия человека, его поведение, то есть то от чего поступает сигнал об эмоциональном состоянии людей, общающихся между собой. Такие средства коммуникации могут выражаться в одежде и прическе, в мимике и позе, в окружающих человека предметах.

    Достижение самой высокой точки понимания двух сторон происходит только при распознании подобного поведения. Эта информация помогает распознать настроение и переживание собеседника, его чувства, ожидания и намерения. Исследования невербальной коммуникации показали, что именно моторика разных частей тела в совокупности может отражать эмоциональное поведение человека. Поэтому включение подобной системы в систему общения придает ей нюансы. При использовании одинаковых жестов, таких нюансов становится недостаточно. Сегодня считается, что если люди без труда могут расшифровывать невербальные знаковые системы, то они, безусловно, имеют большие преимущества перед другими. Такие люди могут выявить затруднения, которые появляются на уровне отношений еще на ранней стадии развития и помочь их конструктивному разрешению.

    В целом, знаковая система невербальной коммуникации – это составляющая часть любого интерактивного общения. Они выполняют ряд функций, которые делают общение людей понятнее и восприимчивее. Семиотика является одной из отраслей невербальной коммуникации, которая активно изучается и развивается в настоящее время. Ведущими исследователями выступают Р.Л. Бирдвистел, И.Н. Горелова, Г.В. Колшанский. По их мнению, для современного этапа невербальной семиотики характерны такие понятия как накопление эмпирического материала, описание данной информации, апробация информации.

    Виды невербальных средств общения

    В процессе общения люди передают намного больше информации, чем могут себе представить. Информацию несут не только слова, но и интонация, тембр, мимика, жесты, позы, взгляд и даже расстояние между собеседниками. Все эти компоненты способны передавать малейшие оттенки эмоций и отношений. Являясь неотъемлемой частью каждой культуры, невербальная коммуникация выступает одним из важнейших компонентов коммуникации.

    По мнению специалистов в сфере лингвистики и межкультурной коммуникации, речь – основной, присущий только человеку, способ коммуникации, но при этом мы используем множество невербальных средств для передачи информации, например, жесты, мимику, позы и даже предметы, окружающие нас.

    К функциям невербальных средств передачи информации относят такие функции, как дополнение вербальных сообщений (включая дублирование и усиление); опровержение вербальных сообщений; замещение вербальных сообщений; регулирование разговора.

    Как поясняет В.Н. Куницина, невербальные сообщения в функции дополнения делают речь более выразительной, точной и поясняют ее содержание. Речь можно запомнить лучше и понятнее, если она дублируется жестами. Например, приветствуя друг друга, люди пожимают друг другу руки. Невербальные знаки также могут усиливать наиболее значимые моменты речи. Например, привлечь внимание слушателя можно повысив громкость голоса, делая паузы или жестикулируя определенным образом. Функция опровержения означает, что невербальное сообщение противоречит вербальному.

    Невербальное поведение достаточно спонтанно и меньше контролируется сознанием, и, как следствие, может не соответствовать и даже противоречить сказанному. Если свою первую реакцию человек может контролировать, подлинное эмоциональное состояние обнаруживается через 4-5 секунд. Улыбка или удивление, длящиеся дольше этого времени, могут выдать неудавшийся обман. Наиболее показательными в этом плане являются кивание и махание головой, сопровождающие речь говорящего. Эти жесты служат надежным индикатором честности оппонента. Например, если на вопрос «Вам понятен материал?» следует ответ «Конечно!», сопровождаемый кивком головы, то можно не сомневаться в правдивости слов собеседника. Если же ответу сопутствует мотание головой, то несоответствие слов и движений выдает неискренний ответ.

    Функция замещения указывает на использование невербальных сообщений вместо вербальных. Например, при помощи жестов можно сообщить находящемуся вдали приятелю, что нужно выйти поговорить или во время дискуссии ведущий может, с помощью взгляда или поворота головы, предложить выступить кому-то из участников. Регулирование, как функция невербального общения, используется для координации взаимодействия между людьми. При этом часто используются описанные выше замещающие знаки, ‒ поворот головы, указывающий на того, кто должен выступать; прикосновение, выражающее желание о чем-то спросить, и т.д. Эти и многие другие знаки регулируют процесс коммуникации.

    Говоря о семантике невербального общения и знаковых жестов как о своеобразном языке общения, можно выделить несколько критериев. Как правило, психологически выразительные движения никогда не исчезают по отношению к конкретным эмоциональным состояниям. По отношению к выразительным жестовым знакам используются такие понятия как семантическое поле и поле смыслового характера движений выразительности. Следовательно, сам процесс использования выразительных движений, как и процесс их восприятия в акте общения, мы рассматриваем как достаточно сложный процесс выбора нужного значения из всего поля семантики [6, С. 102].

    Когда выразительные жесты функционируют в процессе коммуникации, они не только ссылаются на психическое состояние человека, но и приводят к некоторым дополнительным знаниям по отношению к субъекту, ссылаясь на конкретную ситуацию или определенный опыт.

    Значение и смысл выразительных жестов – это, как правило, обобщенная система, выделения индивидуальных значений, которые можно рассматривать как привнесение субъективных аспектов, или, другими словами смысла аспектов. Коммуникативное значение, или смысл и является той единицей, которую нужно рассматривать, исследуя семантику выразительных движений в общении. Исследователи семантики выразительных движений, исходят из представлений, что выразительное поведение человека динамично, структура его изменчива и одновременно имеет константные признаки. Изучение строится с учетом того факта, что выразительные движения представляют «ансамбль». Изменение какого-либо компонента ансамбля следует рассматривать как изменение смысла всей структуры. Расчленение отдельных компонентов ансамбля и изучение их индикативно-коммуникативной ценности возможно только в рамках конкретного исследования.

    Проведенные учеными изыскания показывают принцип соответствия употребляемых категорий определенным психологическим, социально – психологическим явлениям, которые актуализировались в момент восприятия изображений выразительных движений. Чаще всего выделяют группу этикетных жестов, которые используют в деловом общении, например, в классе или аудитории – преподаватель и студент, и группу жестов, которыми пользуются сверстники во время общения в процессе обучения. Наиболее интересна, на наш взгляд, вторая группа. Именно ее семантические коды составляют основу невербального языка. Такая группа характеризуется, прежде всего, маркированием. В символических знаках, которые выделяют среди молодежи, значительно проявляется так называемое игровое начало. Так, знаки используются для скрытия посылаемого сообщения от посторонних и являются неким паролем. Другие знаковые системы употребляются для экономии речевых ресурсов.

    Самым распространенным знаком невербального общения является жест своеобразного приветствия. Яркой формой такого знака является объятие или поцелуй. Распространение данного вида связано с появлением на телевидении фильмов и сериалов о подростках проживающих за пределами нашей страны. Молодежь начинает подражать своим сверстникам и копировать их манеры, слова, одежду, невербальные навыки, а также точку зрения на тот или иной предмет.

    Второй вид приветствия – это приветствие с элементами армрестлинга. Мужчины, в отличие от женщин, для приветствия используют традиционное рукопожатие, которое может скрывать в себе игривый элемент. Так, пожатие вытянутой правой руки может сопровождаться легким хлопком или ударом, что делает приветствие своеобразным.

    Существует и жест прощания. Это тоже своеобразная знаковая система, когда плотно прижимают средние и указательные пальцы друг к другу, затем подносят к виску и от виска направляют вправо, разъединяя пальцы так, чтобы образовалась заглавная буква «V». Подобный знаковый жест используют при прощании, подразумевая при этом, что все будет хорошо. Жест просьбы выглядит так, будто человек молится, при этом ладони сведены вместе, а руки согнуты в локтях, а жест поддержки - ладони сжимаются в кулак, а большие пальцы поднимаются вверх. Интересен жест победы, где пальцы сжаты в кулак, а мизинец указывает на противника или проигравшего, что говорит о том, что команда не собирается сдаваться. Считается, что если во время общения человек слукавил и выразился образно, он поднимает две руки до уровня головы и жестикулирует указательными и средними пальцами, так называемые кавычки. Такой вид знаковой системы чаще всего употребляется школьниками и представляет собой жест обмана.

    Жест – просьба подвезти является очень распространенным знаком у молодежи. Чаще всего он используется только девушками, но в последнее время стало распространено и среди мужчин. Стоя на остановке, человек протягивает руку в сторону дороги, тем самым жестикулируя проезжающему транспорту о просьбе довезти.

    Помимо знаковых жестов существуют и эмоциональные невербальные системы знаков. Например, жест, показывающий скуку выражается в символическом похлопывании ладонью по открытому рту, делая вид будто зеваешь. Он используется молодежью также когда собеседник не представляет никакого интереса и с ним скучно.

    Движения восторга и радости – представляет собой активное движение руками, согнутыми в локтевом суставе, а кисти сжаты в кулачки. Большинство жестов могут одновременно обозначать и символы, и эмоции, и изображения в целом. Примером может служить жест молчания, где указательный палец, поднятый вертикально вверх подносится к губам и обозначает «я молчу», «я ничего не знаю», жест звонка – представляет собой поднесенный к уху телефон и заменяют слово «позвони», жест убийцы – поднесенные два пальца – указательный и средний – к виску символизируют пистолет, при этом после изображаемого выстрела часто голова отводится в сторону.

    Выделяют, так называемые, клубные жесты, которые пользуются большой популярностью у молодежи, как на территории нашей страны, так и за рубежом. Так, например, очень популярным является жест знакомства – танцующий парень, который хочет познакомиться с девушкой на вечеринке, обвивает ее руками за талию и, если девушку устраивает такой расклад, она начинает двигаться с ним в одном ритме. Жест поддержки или одобрения – представляет собой вытянутые, раскачивающиеся влево и вправо руки, чаще всего в которых находится зажигалка или фонарик. Используется этот жест, чаще всего, в знак поддержки известного певца или танцора. Жесты обереги также представляют большой интерес. Например, такой знак, как «чур меня, чур» говорит о том, что человек не желает, чтобы его трогали или что-то говорили за него. Он представляет из себя два скрещенных вместе пальца - указательный и средний.

    Держать кулачки «на счастье» символизирует волнение и поддержку. Стоит отметить, что в качестве оберегов, молодежь использует не только жесты, но и целые ритуалы. Считается, что они могут принести удачу, например, в экзаменационный период у студентов. Задача данного ритуала заключается в том, чтобы поймать «халяву» в зачетную книжку. При этом два студента становятся друг напротив друга, у одного в руках раскрытая «зачетка», у другого метла или швабра, на которой он сидит. С криками «Халява, ловись» ученик бежит к зачетке, пытаясь загнать ту самую удачу.

    Второй способ ритуала состоит в том, что ровно в двенадцать часов ночи студенты вытягивают руку с зачетной книжкой в окно и кричат «Ловись, халява, ловись». После чего рекомендуется обернуть зачетную книжку в красную ленту и спрятать в морозильную камеру, чтобы удача примерзла к ней.

    Информационные знаки лица

    Мимика, или выражение лица, важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болезни) общение оказывается невозможным. Почему лицо имеет столь серьезное значение? Прежде всего, потому, что это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает других.

    Контроль за выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать, нейтрализовать, скрывать переживаемые эмоции. Для усиления эмоции мы делаем нашу мимику более выразительной, более точной по рисунку в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами. Например, празднуя дни рождения близких, встречая Новый год или получая подарок, мы можем интенсифицировать выражение своих эмоций, чтобы оказать поддержку нашим партнерам по взаимодействию. Можно усилить и отрицательную эмоцию, например в воспитательных целях, если мы хотим показать ребенку, как сильно огорчены его поведением. Для сохранения хороших отношений может потребоваться и умение сдерживать лицевую экспрессию.

    Известный исследователь Поль Экман вместе с коллегами разработал технику, получившую название «Система Кодирования Движений Лица» {Facial Action Coding System FA CS). Основанная на анализе мышечных изменений методика позволяет свести любые наблюдаемые движения лица в систему единиц действий. В настоящее время выделено 24 дискретных единицы действий, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не ясна (например, кусание губ). Ни одна из зон лица не обнаруживает эмоцию исчерпывающим образом. Описанные симпотомокомплексы мимики соответствуют интенсивно проявленным состояниям.

    Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как представлена четко. Сложнее распознавать те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным чувствам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены нечетко. Смешанные эмоции появляются в обстоятельствах, вызывающих более одного чувства. В повседневных взаимодействиях наши эмоции, как правило, носят смешанный характер. Несмотря на то, что каждый человек является опытным интерпретатором мимических реакций других людей, его выводы зависят от множества субъективных причин.

    Контакт глазами также подструктура кинесики, выполняющая в первую очередь функцию регулирования разговора. Визуальный контакт обозначает начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив, прекращения общения; наконец, он указывает на окончание реплики: человек, закончив высказывание, прямо смотрит в глаза собеседнику, давая знать, что теперь его очередь. Способы обмена взглядами в момент беседы, организация визуального контакта (время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации) используются при исследовании атмосферы интимности в межличностном общении. Установлено, что направление взгляда в общении зависит от содержания общения, от индивидуальных различий, от сложившегося характера взаимоотношений.

    Для правильного понимания взглядов как невербальных сообщений имеют значение не столько статистические параметры, сколько их изменение: то, как часто собеседник смотрит в глаза другого, менее важно, чем то, что он вообще перестает это делать, или, напротив, начинает искать взгляд собеседника, хотя перед этим не смотрел на него. Контакт глазами может указывать и на эмоциональные отношения партнеров. Длительный взгляд может быть знаком влюбленности. Дело в том, что прямой взгляд в глаза можно сравнить с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Иногда такой взгляд может оказаться неуместным и вызвать у того, на кого смотрят, беспокойство, страх, раздражение. Прямой взгляд «без согласия» часто воспринимается как угроза, стремление к доминированию. Если вы смотрите на человека противоположного пола, то долгий взгляд в глаза может быть понят как предложение интимного характера.

    В целом, как показывают исследования, максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает трех секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Наиболее оптимально мягкое «прикосновение» взглядами. Отсутствие прямого взгляда тоже опасно у человека, особенно если он находится в зависимом положении, может возникнуть впечатление, что общение с ним в тягость, что он не интересен. Умышленный отказ от визуального контакта действительно бывает средством жесткого манипулирования зависимым партнером. Взгляд, устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо-доминирующее, антипартнёрское поведение.

    Существуют и другие разновидности «невидящего взгляда»: он может, например, проходить насквозь, может «зависать» перед лицом партнера, как бы до него не дотягиваясь, глаза бывают немного расфокусированными, обращенными в себя или на какой-то воображаемый объект, обычно помещаемый в стороне от реального собеседника. Бывает и так, что способность отстраняться с помощью «невидящего взгляда» развивается вынужденно как защитная реакция на избыточные, непосильные требования внимания и реагирования (например, у тех, чья профессия связана с постоянным контактом с другими людьми у продавцов, работников регистратуры и т. п.).

    Невербальное общение в разных странах и национальных культурах

    Культура оказывает существенное воздействие не только на вербальный язык, она влияет на его словарный состав, грамматику, фонетику. Посредством языка культура народа влияет на его мысли, чувства, действия. Подобно тому, как от культуры к культуре меняется вербальный язык, изменяется и невербальное поведение человека, т.е. на наше невербальное поведение культура оказывает столь же значительное влияние. Люди разных культур учатся использовать невербальное поведение при общении с другими людьми внутри своего культурного поведенческого пространства. Они с рождения способны произносить членораздельные звуки, но культура диктует то, какие звуки мы выбираем и как формируем из них определенный язык. Точно так же каждая культура выстраивает и формирует из нашего невербального поведения свойственный ей конкретный невербальный код, общий для носителей одной культуры.

    Наряду с другими жестами, обычаи, регулирующие правомерность прикосновения, значительно различаются в разных культурах. Так, представители западной культуры часто пожимают друг другу руки при знакомстве, а также могут поцеловать или обнять друзей и членов семьи. Средиземноморская культура позволяет поцелуй в каждую щеку в знак приветствия. Представители азиатских культур предпочитают вообще не трогать незнакомых людей, а прикосновение к голове собеседника считается оскорбительным, поскольку голова в азиатской традиции является священной частью тела. Как было отмечено выше, приветствие является одним из важнейших факторов на всех уровнях общения и варьируется от культуры к культуре. Например, американцы и канадцы традиционно приветствуют друг друга рукопожатием, и чем оно крепче, тем лучше. Однако представители азиатских и африканских культур предпочитают бесконтактные приветствия, как поднесение к груди сложенных, как в молитве, рук или поклон. Чем ниже поклон, тем больше уважения выказывается тому, кому предназначен поклон.

    В Испании, Португалии, Италии и странах Восточной Европы люди приветствуют друг друга, целуя друг друга в щеки. Даже самое незначительное движение или жест может иметь определенный смыл. Понимание значения жестов в разных культурах чрезвычайно важно при осуществлении межкультурных контактов. Например, V-образный жест, образованный указательным и средним пальцами, в Западных культурах означает «мир» и «победа», но может быть весьма оскорбительным в ряде других стран.

    Стоит также быть внимательными с указательным жестом. В качестве примера рассмотрим отношение к данному жесту представителей различных культур на американском континенте: для большинства американцев жест, указывающий на объект или человека, не несет отрицательной смысловой нагрузки, в то время, как коренные американцы находят этот жест чрезвычайно грубым, и для того, чтобы избежать его, они указывают на что-либо подбородком.

    На Востоке также считается очень грубым показывать пальцем, поэтому здесь указывают на что-либо всей рукой, обязательно ладонью вверх. Немцы для указания используют мизинец. Показать кому-то большой палец вверх, говоря тем самым о хорошей идее или проделанной работе, может показаться весьма безобидным жестом, но он считается весьма грубым и оскорбительным во многих частях света, особенно в Южной Америке.

    Визуальный контакт еще один немаловажный аспект в межнациональном общении. В Соединенных Штатах Америки периодический зрительный контакт предпочтительнее в разговоре и считается знаком прямоты и честности во многих Западных странах. Так, немцы ценят прямой зрительный контакт, особенно во время разговора с глазу на глаз, рассматривая его как признак честности и заинтересованности в обсуждении. Человек, который не смотрит в глаза, рассматривается как ненадежный и слабохарактерный. Во Франции не смотреть на человека означает смотреть на него сверху вниз, а слишком долгий взгляд несет интимный подтекст.

    Однако на Востоке зрительный контакт имеет совсем другое значение. Японцы, например, считают зрительный контакт вторжением в частную жизнь и редко смотрят другому человеку в глаза. В китайской невербальной культуре длительный зрительный контакт расценивается как грубость. Здесь неприемлемо смотреть на уважаемого человека и стоит опустить глаза в знак уважения. Существенные различия наблюдаются также в различных культурах в относительно восприятия личного пространства или приемлемого расстояния между людьми, стоящими рядом. В Южной Америке, как правило, люди стоят гораздо ближе, чем их североамериканские соседи, которые предпочитают иметь больше личного пространства, чем другие культуры. В азиатских культурах, особенно в Китае, понятия личного пространства практически не существует: незнакомые люди нередко касаются друг друга, стоя в очереди или в общественном транспорте.
    Таким образом, язык жестов, вместе с естественным языком, может показать социальный статус человека и имеет огромное влияние со стороны социальных и культурных условий. Активному развитию невербальных кодов помогает, прежде всего, культура зарубежных стран, которой молодежь так стремится подражать. Особую роль в жестовом языке играют клубные жесты. Именно в них ощущается игровое начало, которым характеризуются все виды знаковой системы. В целом, можно отметить, что невербальная коммуникация представляет собой одно из наиболее распространенных средств общения. Благодаря данному средству формируются и регулируются отношения между собеседниками, выявляется образ собеседника, что помогает достичь взаимного понимания. Само понятие «невербальная коммуникация» намного шире, чем понятие «вербальная коммуникация», поскольку такой вид общения несет в себе характерные признаки невербального поведения, жестов, мимики и звукового сопровождения с целью передачи необходимой информации.

    Также невербальная коммуникация представляет собой систематическое общение при помощи знаков, символов, которые используют для передачи того или иного сообщения. Таким образом, рассмотрение видов невербальной коммуникации свидетельствует о том, что они имеют огромное значение в коммуникационном процессе современного общества. Они способствуют не только усилению или ослаблению вербального воздействия, но и помогают оценить преднамеренные действия собеседника. В совокупности с коммуникационной системой вербального общения, они производят обмен информацией, в которой нуждаются люди при организации совместной деятельности.

    Язык жестов, вместе с естественным языком, может показать социальный статус человека и имеет огромное влияние со стороны социальных и культурных условий. Активному развитию невербальных кодов помогает, прежде всего, культура зарубежных стран, которой молодежь так стремится подражать.

    Невербальная коммуникация является важной составляющей межличностного и межкультурного общения. Она несет большую информацию о человеке, может производиться с участием разных сенсорных систем. Спонтанность и неосознанность невербальных проявлений позволяют доверять этому языку больше, чем вербальному. Успешное владение всеми формами невербальной коммуникации является важным умением не только на межличностном, но и на деловом уровне. На уровне межкультурного общения значимость невербальных средств коммуникации не вызывает сомнений. Значение и важность каждого отдельного жеста разнится в различных странах и социальных группах. Невербальная коммуникация на межличностном и международном уровне является залогом успешного взаимодействия не только между отдельными людьми, но и между государствами.
    27.

    28.

    29.

    30.

    31.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта