Главная страница
Навигация по странице:

  • Общество и природа, их взаимодействие

  • Социальная структура общества

  • Духовная культура общества Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры. Религия в системе духовной культуры

  • Искусство в системе духовной культуры

  • Мораль в системе духовной культуры

  • Цивилизационный подход к периодизации истории

  • Формационный подход к периодизации истории

  • Таблица 2. Структура общественно-экономической формации

  • Ответы к экзамену по философии. Ответы на вопросы по философии Предмет философии и ее функции в обществе


    Скачать 245 Kb.
    НазваниеОтветы на вопросы по философии Предмет философии и ее функции в обществе
    АнкорОтветы к экзамену по философии.doc
    Дата31.03.2018
    Размер245 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы к экзамену по философии.doc
    ТипДокументы
    #17460
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Общество и общественные отношения

    Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Произведение материальных благ есть основа и необходимое условие сущ-ния любого общва. Все обществ. отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-й явл. произв. отн-я, которые позв. раскрыть разл. типы связей, что фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр. связи. П.о. охватывают сферу отношений , возникающих в процессе производства мат благ, обмена ии их распределения. люди не могут производить, не соединяясь для совместной деятельности. Социальная сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев.Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением соц потребностей, они отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура семьи и принятые отношения в соц группах.

    Политическая сфера направлена на уд политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Крайняя форма - революция. Ведущее звено политической системы - государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господств в общ социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они закрепляют свое влияние во всех сферах жизни. Духовная сфера - отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в поведении. Виды дух отношений - познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения уч и ученика, воспитателя и воспитуемого. Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств общения.

    Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь.

    Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации.1) Хранение информации в форме устного творчества, 2)письменность - редкие книги пишутся от руки специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и книги

    не долговечны.

    4)Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит процесс информатизации общества, характеризующийся нарастанием объема информации, причем различного характера.

    Средства коммун позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством.

    5) Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети

    1. Общество и природа, их взаимодействие

    Возникновение общества. История возникнов общества не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это закреплялось естеств отбором и передачей опыта.

    Труд- коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.

    Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой.Труд - это главная мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни - общества.

    Прир Среда - естественное условие жизни общества. История. Общество явл частью природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ седа - это та часть природы, котрая составл еобходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь евозможна.

    С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния.

    В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, в усл тундры насел занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Естеств средой жизни общества явл сфера всего живого - биосфера.

    Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”.

    Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир.

    Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

    В настоящее время глобальность эколог проблем. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом.

    1. Социальная структура общества

    В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества.

    К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических

    отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры, национальные общности - нации, этнические группы.

    почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами.

    Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

    В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы,

    которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество. Соц. структура совр. общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Мобильность - переход людей из одних соц групп в другие . соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным политиком. Проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ - независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Проблемы в соц структуре российского общества связаны с быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на это реагировать.

    1. Духовная культура общества

    Философию можно рассматривать, как элемент духовной культуры.

    1. Религия в системе духовной культуры

    Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

    Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей Ю основной признак религии – вера в сверхестеств.

    Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

    Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом ­ -ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.

    Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.

    1. Искусство в системе духовной культуры

    Искусство – форма общественного сознания.

    Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.

    К проблемам художественного творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.

    Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.

    Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.

    Морфология искусства (виды):

      1. художественная литература

      2. архитектура

      3. декоративное искусства

      4. живопись

      5. графика

      6. музыка

      7. хореография

      8. театр

      9. искусство фотографии

      10. кино

      11. телевидение

      12. эстрада

      13. цирк.

    Функции искусства:

      1. Гносеологическая

      2. Воспитательная

      3. Коммуникативная

    1. Мораль в системе духовной культуры

    Проблемами морали, нравственности занимается этика. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.

    Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.

    Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.

    Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

    Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:

      1. регулятивная

      2. воспитательная

      3. познавательная

      4. оценочно-императивная

      5. ориентирующая

      6. мотивационная

      7. коммуникативная

      8. прогностическая.

    Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

    Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:

      • первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека

      • второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.

    В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.

    В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.

      • третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.

     

    1. Цивилизационный подход к периодизации истории

    Цивилизация - три трактовки:

    1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной культуры;

    2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;

    3) ступень общественного развития, следующая за варварством

    А также понятия, разработанные философами ХХ века:

    1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и регионов

    2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

    3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его "закат"

    4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений .

    Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная социально-культурная общность людей и народов.

    Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности.

    С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:

          1. по характеру связи личности и общества

          2. по социально-психологическим установкам человека

          3. по характеру развития социокультурной жизни

    В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе.

    Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

    Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:

    1) традиционное общество (докапиталистическое),

    2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

    3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).

    Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.

    Пять "стадий" в развитии общества:

    1) традиционное общество;

    2) стадия создания предпосылок для подъема;

    3) стадия сдвига( период промышленной революции – изменение методов производства)

    4) стадия роста( у экономики есть возможность производить)

    5) период высокого уровня массового потребления.

    В основу периодизации положено развитие орудий труда .

     

    1. Формационный подход к периодизации истории

    Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно обсуждается в литературе уже более столетия. "Формация"- напластование геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования марксизма "Немецкой идеологии".

    В этой работе была также дана периодизация исторического процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

    Структура общественно-экономической формации

    Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные отношения, главными, определяющими в которых являются отношения собственности. Базис определяет поли- тическую надстройку. Главным ее элементом является государство. Для дальнейшего ассмотрения этой проблемы ис- пользуем таблицу

    Таблица 2. Структура общественно-экономической формации

    Производительные силы

    Производственные отношения

    Надстройка

    элементы формации

    Предмет труда. Средства труда. Человек с его навыками к труду - производитель материальных благ (рабочая сила).

    Социально-эконономические отношения по поводу собственности на средства производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

    Организация и учреждения: политические (государство, партии), культурно-просветительные, религиозные. Общественное сознание и его формы. Идеологические, политические, правовые и религиозные отношения.

    Классовая структура. Исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация). Исторические формы быта. Естественные и технические знания.

    формаций пять - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы - социализм и коммунизм).

    Теория формаций изначально основана на постулатах, то есть положениях, принятых за истину без доказательств: прогресс как основная форма движения и формационность как основной способ развертывания прогресса; формационность как жестко последовательная стадиальность; однородность состава формаций; примат материального производства; производственные отношения как базис общества; "класс" - основная единица общества и субъект истории.
    1. 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта