Главная страница

Курсовая_ОЛЯ. Педагогические условия формирования художественноэстетического развития и воспитания дошкольников


Скачать 71.63 Kb.
НазваниеПедагогические условия формирования художественноэстетического развития и воспитания дошкольников
Дата13.02.2022
Размер71.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая_ОЛЯ .docx
ТипКурсовая
#360210
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

2 Художественно-эстетическое развитие и воспитание, его значение в дошкольном образовании



2.1 Задачи и содержание художественно-эстетического развития и воспитания детей дошкольного возраста


Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты [7, с. 302].

В качестве его составной части выделяют художественное воспитание, которое трактуется как воспитание средствами искусства. Результатом эстетического и художественного воспитания является художественно-эстетическое развитие как процесс и результат осво­ения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эсте­тического сознания, отношения к эстетической деятельности человека.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.А.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, А.А. Мелик-Пашаев Е. Неменский, В.А.Сухомлинский, Е.М.ТорошиловаВ.Н.Шацкая и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [4, 57 - 67].

Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [9, с. 186].

В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Наиболее полным можно считать определение художественно- эстетического воспитания Т.Н. Фокиной, которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание –это воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [26, с. 35-38].

Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников — приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окру­жающему миру.

Обобщенные содержательно-целевые направления художественно-твор­ческого развития и воспитания дошкольников можно определить как:

  • активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искус­ства и собственных творческих работах, развитие художественно-эсте­тического восприятия;

  • создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе обогащение представлений об искусстве;

  • развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразитель­ную деятельность;

  • стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях;

  • развитие изобразительной деятельности.

Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М.Торшилова и другие) выделяют три ведущие задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников[23, с. 35].

Первая задача - создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" [20, с. 62], - отмечает О.К. Ожерельева.

Вторая задача художественно - эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими»[20, с. 62]. Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне, они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов художественно-эстетического отношения – любование». С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной художественно-эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор [17, с. 42],

Итак, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

Рассмотренные задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания:

а) во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного у ребенка; 

б) во-вторых, это формирование способности дошкольника воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;

в) в-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса детей дошкольного возраста;

г) в-четвертых, развитие способности у ребенка к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.

Таким образом, уточнив сущность понятия художественно-эстетического воспитания и развития, а также его задачи и содержание, мы выяснили, что художественно-эстетическое воспитание - это воспитание целостной гармонически развитой личности дошкольника. Педагоги выделяют три основные задачи художественно-эстетического воспитания: создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, формирование таких качеств у дошкольника, которые обеспечивают ему возможность эмоционально переживать и оценивать эстетические предметы и явления, наслаждаться ими. Эти задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и эффективно решаются при помощи современных программ дошкольного образования.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта