Главная страница
Навигация по странице:

  • Бессознательное

  • 20. Особенности соотношения понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность»;

  • 21. Две стороны способа производства, их особенности и взаимосвязь;

  • 23. Особенности эстетических концепций в русской философской мысли;

  • 24. Периодизация основных исторических этапов развития философии и их характеристика;

  • 25. Познание и его виды в гносеологии;

  • Билеты по философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену Агностицизм, его основные формы и особенности. Проблема веры и знания


    Скачать 128.5 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов для подготовки к экзамену Агностицизм, его основные формы и особенности. Проблема веры и знания
    Дата16.10.2022
    Размер128.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по философии.docx
    ТипДокументы
    #735703
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Сознание — это все то, что находится в поле нашего видения и ощущения: эмоции, мысли, чувства, весь тот материал, который мы можем назвать, обозначить как присутствующий в нашей душе. Сознание, если оно находится в норме, более упорядоченно и последовательно, чем бессознательное. Оно обладает волевыми качествами, т.е. мы можем перераспределить свое внимание на любое содержание (чувства, мысли) или заставить себя сделать то, что идет вразрез с нашими эмоциональными желаниями. В сознании мы ощущаем себя таким же целостным существом, как и мир вокруг нас.

    Бессознательное во многом противоположно сознанию. В нем нет такой последовательности и упорядоченности информации (эмоции, мысли и чувства). Границы нашего «я» в бессознательном часто размыты - мы можем сливаться с «я» других людей, видеть мир глазами близких и не очень, можем легко противоречить себе, не испытывая при этом явного напряжения. Также бессознательное, несмотря на распространенное обратное мнение, имеет большую глубину, чем сознание, благодаря наличию «интуитивного иррационального мышления» или, проще говоря, интуиции. Именно благодаря работе интуиции происходили основные научные открытия в нашем социуме, именно благодаря ей человек может почувствовать и одновременно понять всю глубину окружающего мира и своей души
    20. Особенности соотношения понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность»;

    Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, то используют понятие «индивид» – как биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» –как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.
    21. Две стороны способа производства, их особенности и взаимосвязь;

    Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Их роль и характер взаимодействия всесторонне раскрываются в марксизме, хотя вопрос о роли производительных сил в развитии общества ставился и решался некоторыми мыслителями еще до появления марксистской теории. Так, соотечественник Маркса, основатель германской экономической мысли Фридрих Лист (1789—1846) указывал на решающую роль в развитии экономики того или иного общества его производительных сил. Развивая теорию производительных сил, он утверждал, что общество должно думать о самой его способности производить и развивать эту способность. Это звучит весьма актуально и в наше время.

    Производительные силы общества — это прежде всего применяемые в производстве орудия труда, например, современная техника, а также используемые в нем электроэнергия, технология, транспорт, производственные помещения, предметы труда и т.д. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая ее материал для удовлетворения своих потребностей. Другую сторону производительных сил олицетворяют сами люди как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта Они применяют и совершенствуют производительные силы с целью их более эффективного использования. При этом они вступают между собой в производственно-экономические отношения. В своем единстве производительные силы и производственные отношения образуют способ производства, составляющий основу и главное содержание экономической жизни общества.

    Производственные отношения людей также имеют свою структуру. Можно выделить такие их элементы, как отношения собственности, обмена деятельностью и распределения создаваемых в производстве различных предметов и услуг. При этом ведущую роль во взаимодействии этих элементов играют отношения собственности на средства производства. От них зависят отношения обмена деятельностью, прежде всего то, кто и какие функции выполняет в процессе производства, а также величина и способ получения людьми своей доли от произведенного продукта в рамках существующих отношений его распределения.

    Производительные силы общества и существующие в нем производственные отношения диалектически взаимодействуют друг с другом. Производительные силы объективно требуют вполне определенных производственных отношений, которые бы соответствовали их уровню и характеру и тем самым обеспечивали бы условия для их развития и эффективного использования. Если производственные отношения не отвечают данным требованиям, они рано или поздно отмирают. Появляются другие производственные отношения, которые соответствуют указанным требованиям и способствуют эффективному использованию и развитию производительных сил, то есть орудий труда, личных способностей работников и т.д. Это могут быть более совершенные отношения собственности, обмена деятельностью и распределения.

    В этом заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Маркс выразил ее в форме сформулированного им закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Существование этого закона, равно как и учение Маркса о способе производства и его роли в жизни общества, признается многими современными экономистами и философами. Это учение представляет собой важное достижение экономической и социально-философской мысли и служит для объяснения многих явлений экономической жизни общества и современного исторического процесса.
    22. Особенности эволюционной и трудовой концепций антропогенеза;

    Антропогенез – это процесс возникновения человеческого вида. Развитие человека как общественного существа. Согласно эволюционной теории человек – естественный продукт природы. Возникновение человека связано с различными природно-биологическими (изменение климата) и социальными факторами (человек становится хозяином своей судьбы, когда впервые берёт в руки камень, который в последствии становится оружием, предметом для охоты и тп). Представители концепции: Ламарк, Дарвин и тд. Труд — "первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека" Ф. Энгельс. Согласно трудовой концепции, труд создал самого человека. Социальные факторы оказали первостепенное значение в возникновении человека. Развитие речи, мышления, сотрудничество людей напрямую связано с развитием их трудовой деятельности.
    23. Особенности эстетических концепций в русской философской мысли;

    Отличительной чертой искусства домонгольской Руси, и особенно Киевской, является монументальность форм. Средствами монументализации были крупный масштаб, фронтальность и замедленный ритм движения фигур, особая структура линий, отдаленно напоминающая античную классику. Это говорит о своеобразной эстетической концепции в древнерусском государстве. Она отличалась демократизмом, а вместе с тем суровостью, аскетизмом и непреклонностью, чем разительно отличалась от возвышенных византийских ликов. В XIV- XV веках постепенно формируется такая эстетическая концепция, которая была неразрывно

    связана со свободой, борьбой за независимость, за освобождение от иноземного ига. Величайший художник мыслитель Руси Андрей Рублёв переосмысливает византийскую традицию в искусстве, создав икону «Троица». В Святой Троице как нераздельной осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в Троице как неслиянной осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению. Всё это

    соответствовало общественным ожиданиям и мироощущению русского народа, чувствующего скорый национальный подъём Руси.

    В XVI-XVII веках формировавшаяся в условиях национально-освободительной борьбы эстетическая

    мысль была подчинена задачам служения «государеву делу». Важным условием преодоления отсталости и упрочения положения России в Европе было соприкосновение с ренессансной культурой Запада после двух с половиной веков почти полной изоляции. Шло медленное освобождение от средневековых традиций. Религиозное мировоззрение в эстетике было потеснено более реалистическим видением действительности. Становление сатирико-бытовых и автобиографических жанров положило начало собственно художественной литературы, способствовало зарождению драматургии. Грандиозные преобразования Петра I не могли не сказаться на формировании принципиально новой концепции эстетики. Сложилась своеобразная эстетическая концепция русского классицизма. Основы новой теории заложил Феофан Прокопович в своих трактатах. Характерные для Нового времени идеи, закономерности окружающего мира, культ разума, утверждение активности человеческой личности легли в основу российской теории классицизма. Новое русское искусство развивается, с одной стороны, опираясь на национальные традиции и сохраняя национальное своеобразие, с другой — находясь в тесном контакте с искусством западноевропейских стран и впитывая в себя черты европейского искусства.

    Эстетическая мысль России XIX — начала XX веков — это новый уровень осмысления европейской традиции и самобытного менталитета в культурном диалоге «Восток—Запад». Эстетика "серебряного века". С одной стороны, она отходит от нравственных заветов классики, с другой — усложняется, становится элитарно-изысканной. Это футуризм. Русские идеологи футуризма В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский также хотели прорваться в другие реальности из мира теней и грёз. Их устремления касались будущего, что выражалось в определённом отрицании традиций в искусстве, даже издёвке над традиционными вкусами, а иногда и шокирующем антиэстетизме. Абстрактные композиции из линий и красок или деформированных предметов в живописи, диссонирующие аккорды и шумы в музыке. И это находило немало почитателей, приверженцев такого направления в искусстве.

    После революционных событий 1917 года начала складываться принципиально новая эстетическая концепция развития искусства, основанная на марксистско-ленинской теории. В середине 20-х годов в журнале «Под знаменем марксизма» началась широкая дискуссия о предмете, границах, принципах построения новой науки - марксистской эстетики. Марксистская эстетическая мысль включала в себя не только социологические аспекты искусства, но и всю сферу прекрасного, а также проблемы психологии искусства и художественной деятельности. Соратники В.И. Ленина доказывали, что в условиях классового общества эстетическая мысль должна носить классовый характер, что её социальная значимость определяется положением классов, чьи интересы и стремления находят в ней выражение, что подлинными творцами эстетических ценностей прямо или косвенно являются народные массы.

    В 80-е годы эстетическая мысль постепенно отходит от идеологических штампов, пытается осмыслить надвигающиеся перемены. Продуктивен был диалог эстетических концепций республик СССР, сплачивающую роль играл русский язык как мост для национальных культур в мировую.
    24. Периодизация основных исторических этапов развития философии и их характеристика;

    1) Период Античной эпохи становления философии (конец VII до н. э – VI в. н. э). Это этап зарождения философской мысли как таковой. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Именно ей античная мысль обязана двумя идеями: идеей об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм.

    Большинство исследователей выделяют в античной философии четыре этапа:

    1. Доклассический этап: VII – 1-я пол. V вв. до н.э.

    Философия, зародившаяся из мифологического знания, исследует мир в ходе критического преодоления мифа и полемики с ним. Поиск ответа на вопрос о происхождении мира. Отсутствие четкого различия между материальным и идеальным.

    1. Классический этап: середина V – конец IV вв. до н.э.

    Более глубокий подход к вопросу о сущности природы и Космоса. Допускается участие богов в сотворении мира. Философская мысль переходит от объективного объяснения природы к субъективной стороне познавательного процесса – человеку и его сознанию.

    1. Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.э.

    Из теоретической и логической философия превращается в практическую и этическую. Философия перестает быть «основой всех наук» и отделяется от них. Поиски нового мировоззрения приводят к возникновению многочисленных философских школ и острому соперничеству между ними. Философские школы обращаются прежде всего к проблемам частной жизни человека.

    1. Римский этап (философия эпохи Империи): конец I века до н.э. – VI век н.э.

    Философы не создают принципиально новых концепций. Преобладание идеализма над материализмом. Возрастает недоверие к рациональному мышлению, явления окружающего мира все чаще объясняются волей богов.

    2) Философия средних веков (IV – XIVвв). Философия этой эпохи была тесно сопряжена с теологией. Основная проблема философия этого периода – бытийное отношение между Богом и человеком.

    Период Средневековья делится на 2 периода:

    1. Патристика – учения христианских апологетов и отцов Церкви II-VII вв. н. э.;

    2. Схоластика VIII-XIV вв. н. э. – тип религиозно-философской мысли, характерной особенностью которой была ориентация на формально-логическое содержание церковной догматики.

    3) Философия эпохи Возрождения (XV –XVIвв.). В эту эпоху в центре внимания оказывается человек, что характеризует философию как антропоцентрическую. Важнейшая отличительная черта данной эпохи – это ее ориентация на искусство. Это напрямую связано с изменениями в отношении к чел. – это творец, который создает мир, а следовательно, он равен Богу.

    4) Период эпохи Нового времени – XVII в. н. э. Для философии Нового времени характерна почти безграничная вера во всемогущество разума, который способен познать природу и привести чел. к прекрасному будущему. Новое время – это период развития и становления науки, которая представляется как средство улучшения человеческой жизни. На первый план выступают проблемы гносеологии.

    5) Период эпохи Просвещения – XVIII в. н. э. Философия была преимущественно рационалистической. В XVIII в. сначала во Франции, потом и в других странах Западной Европы широко и мощно заявило о себе социально-философское движение Просвещение.

    6) Период развития немецкой классической философии – XIX в. н. э. Выдающейся теоретической заслугой классической немецкой философии и преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного субъекта, углубленная разработка общей концепции развитии диалектики.

    7) Период развития неклассической современной философской мысли – XX-XXI вв. Современная философия – это очень сложное явление, которое сочетает в себе все вопросы, которые когда-либо ставила философия.
    25. Познание и его виды в гносеологии;

    Познание – это процесс приобретения знания

    Выделяют два уровня научного познания: Эмпирический – опытный и чувственный; Теоретический – рациональный.

    Эмпирическое познание выражается наблюдением, экспериментом и моделированием, а теоретическое – обобщением результатов эмпирического уровня в рамках гипотез, законов и теорий.

    Виды познания:

    • Обыденно-практическое – базируется на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте;

    • Религиозное – базируется на вере людей в сверхъестественное. Реальность рассматривается через призму символов веры;

    • Научное познание – должно давать объяснение, поиск закономерностей в каждой из областей своего исследования. От него требуется строгая доказательность, четкость и объективность описания фактов. Наука пытается продемонстрировать объективную сторону мира

    • Художественное – базируется на целостных художественных образах. Художественным образом дополняется научное понятие. Искусство демонстрирует личностно-составляющую сторону;

    • Философское – имеет цель получить целостное и обобщенное знание о действительности.

    Основными источниками можно рассматривать чувства, то есть чувственное познание, а также разум и рациональное познание или интуицию и интуитивное познание.

    Интуитивную форму познания рассматривают преимущественно в религиозно-философских системах. Религиозные философы рассматривали интуицию как основную форму познания, трактуя ее в качестве одного из способов приобщиться к Богу.

    К основным формам чувственного познания относят:

    • Ощущения – это информация, которую получает человек от каждого органа чувств. Из ощущений человек получает первичную информацию, которую позже интерпретирует;

    • Восприятие – некий чувственный образ предмета, в котором сосредоточена вся информацию, которую человек собрал от всех своих органов чувств.

    • Представление – это чувственный образ предмета, который сохранился в механизме памяти и воспроизводится по желанию.

    Рациональное познание предполагает конкретные понятия, обозначающие предметы, отношения и свойства.

    По своей структуре суждения обязательно включают два понятия: понятие субъекта и понятие предиката – то, что человек думает по поводу того или иного предмета.

    Основными формами рационального познания являются:

    • Умозаключение – форма мысли, когда из одного или нескольких суждений можно вывести новое суждение, которое может дать новое знание. Наиболее распространенными являются дедуктивные и индуктивные типы умозаключений.

    • Гипотеза – это предположение, очень важный тип познавательной деятельности, особенно в науке;

    • Теория – это выстроенная система понятий, умозаключений, суждений, в рамках которых могут быть сформированы законы, закономерности;

    • Рационализм – позиция, в соответствии с которой истинность человеческого знания может обеспечиваться исключительно разумом.

    Чувственное и рациональное познания тесно связаны друг с другом.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта