Билеты по философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену Агностицизм, его основные формы и особенности. Проблема веры и знания
Скачать 128.5 Kb.
|
53. Проблема политического сознания и его виды. Политическая идеология. Политическое сознание обусловлено взаимодействием, с одной стороны, политики, составляющей особое общественное явление, а с другой – людей, способных в силу своей природной организации воспринимать окружающий мир, включая политику, и выражать свое мировосприятие в соответствующих знаниях. Политическое восприятие является средством отражения политического бытия и потому источником политических знаний и, как следствие, фактором формирования политического сознания. Можно заключить, что политическое сознание является результатом политического восприятия и формой отражения политики, содержанием которой являются политические знания. В свою очередь политические знания служат способом существования политического сознания. Чем более развитыми являются политические знания, тем более развитым выступает и политическое сознание. В политологической литературе вопрос о политическом сознании раскрывается по-разному. Не претендуя на анализ всех подходов к этому явлению, отметим в его толковании две принципиальные проблемы. Одна из них и, пожалуй, самая сложная состоит в том, что политическое сознание смешивают с идейным сознанием, т.е. с сознанием, которое отражает собой ту или иную социальную идею и содержит в себе соответствующую этой идее политическую оценку. Такое сознание обращено к политике, но в отличие от политического сознания не является отражением политического содержания. В чём здесь проблема? В том, что перечисленные «мотивы, оценки, потребности, интересы, социальные ожидания и притязания», а также «установки, ориентации, ценности, стереотипы» представляют совсем не политическое сознание, которое служит всего лишь формой отражения политического бытия и существует в виде знаний о нём. Речь идёт в данном случае об идейном сознании, которое формируется на основе политического сознания, надстраивается ним и служит формой выражения особого духовного отношения человека к политике. Другая проблема в исследовании политического сознания заключается в том, как раскрывается его связь с политическим бытием. Данная проблема состоит в том, что политическое сознание рассматривается так или иначе в составе политического бытия и тем самым трактуется по сути как политическое явление. Это обусловлено особенностями толкования политического сознания и, в частности, его смешением с идейным сознанием. В результате роль и значение политического сознания преувеличиваются. Виды политического сознания: Общественное сознание макро коллективов, сложившееся на основе традиций Индивидуальное - личные взгляды, позиция отдельного человека, основанные на его жизненном опыте Групповое - отражает политические предпочтения отдельных социальных групп Политическая идеология. Мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения политика и связанные с ней формы правления и проводимый власть предержащими политический курс нуждались в обосновании, оправдании, легитимизации. Идеология, не важно как она называлась в разные исторические эпохи, как раз и была призвана выполнять эту задачу. Поэтому естественно, что немаловажное место как в политической науке, так и в политической философии занимает вопрос о соотношении политики и идеологии. Условно можно сказать, что политическая философия, равно как и целый ряд дру- гих социальных и гуманитарных дисциплин имеет идеологическое или идейно-политическое измерение, проявляющееся, в частности, в приверженности исследователя тому или иному направлению политико-философской мысли. Любой исследователь, независимо от того, хочет он того или нет, в той или иной форме и степени подвержен влиянию идеологических пристрастий, споров и дискуссий и, соответственно, не может быть полностью свободен от определенной тенденциозности и идейно-политической ангажированности в трактовке важнейших политических реалий. Не секрет, что подход исследователя при анализе любого, сколько-нибудь значимого феномена в значительной мере определяется его идейно-политическими и социально-философскими установками и ориентациями. Эти последние не могут не отражаться на характере и структуре понимания исследуемого предмета. Поэтому мы и говорим, что тот или иной мыслитель или исследователь по своим ориентациям, установкам, симпатиям, антипатиям является консерватором, либералом, социал-демократом, марксистом и радикалом и т.д. Основные политические идеологии: Анархизм Коммунизм Консерватизм Защита окружающей среды Либерализм Либертарианство Национализм Религиозные идеологии Фашизм и др 54. Формационная и цивилизационная концепции развития общества; Формационный подход был предложен основоположниками материалистического понимания истории – К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основными принципами марксистского материалистического понимания истории являются: – рассмотрение общества как социального организма, как единой социальной системы, источник формирования которой заключается в ней самой, а не находится вовне; – выделение особых закономерностей общественного развития, которые состоят из общих, устойчивых, существенных связей и отношений между процессами и явлениями, происходящими в обществе; – утверждение, что первоосновой развития общества является трудовая деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей и составляющая базис общества (т. е. экономику, способ производства). Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Формационное развитие общества – это постепенное и поступательное его движение к более сложной, более высокоразвитой стадии. Весь исторический путь человечества делится Марксом на пять общественно-экономических формаций: – первобытнообщинную; – рабовладельческую; – феодальную; – капиталистическую; – коммунистическую (социализм является ее первой фазой). В ХVІІІ в. попытки ученых сформулировать закономерности и цель развития общества привели к появлению цивилизационной теории, которая в своем развитии прошла три этапа. На І этапе (середина ХVІІІ – середина ХІХ в.) господствующим стало представление о цивилизации как процессе изменения человеческих нравов под влиянием культуры. Вольтер, Фергюсон, Кондорсе противопоставили «цивилизацию» более ранним периодам: периоду дикости, периоду варварства (средневековье). Становление цивилизации представлялось закономерным процессом, связанным с развитием промышленности и торговли, что дало возможность людям заниматься науками, искусством, самосовершенствоваться. На втором этапе (ІІ половина ХІХ в.) представление о цивилизации как прогрессе сменилось восприятием цивилизации как эволюции. Спенсер выдвинул идею об ограниченности во времени эволюции общества: достигнув определенного уровня, общество перестает развиваться, и приходит в упадок. Обращается внимание на национальное и культурное своеобразие различных обществ. Эти особенности исторического развития объяснялись влиянием географической среды. Непрерывная однолинейная модель заменяется многолинейной моделью истории. На ІІІ этапе (ХХ в.) кризис ценностей европейской культуры заставил отказаться от поиска универсальных законов истории и привел к идее множественности цивилизаций и множественности путей развития человечества. В широком смысле под цивилизацией понимается этап развития материальной и духовной культуры общества, следующей за дикостью, варварством. Цивилизацию можно понимать как качественное состояние, уникальность, своеобразие материальной и духовной жизни той или иной страны, группы стран, народов на определенном историческом этапе своего развития. Любую цивилизацию характеризуют: – существование в определенных географических, исторических, хронологических и государственных рамках; – наличие особой системы социальных ценностей и нравственных ориентиров, присущих носителям только этой цивилизации. 55. Формы чувственного и рационального познания и их целостная взаимосвязь; Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств - это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна. Чувственное познание происходит в трех основных формах. 1)Ощущение – это простейший чувственный образ отдельных свойств и признаков предметов и явлений (*зрительные, слуховые, осязательные и т.д. ощущения). 2) Вторая форма чувственного познания – восприятие – представляет собой целостный чувственный образ предметов окружающего мира. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Ощущение и восприятие формируются в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств. 3) Более сложной формой чувственного познания является представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета или явления, не воздействующего на органы чувств в данный момент. В формировании представлений ведущую ролб выполняют такие свойства сознания, как память и воображение. Представления играют исключительную роль в процессе познания: без представлений человек был бы привязан к непосредственной ситуации. На основе представлений формируется рациональное познание, или абстрактное мышление, которое также выражается в трех основных формах. 1) Понятие – форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений. Любое мышление – обыденное, научное, философское – осуществляется при помощи понятий. Понятия выделяют предметы по общим для них признакам и представляют их в обобщенном виде (*понятие «человек» отражает то общее, что свойственно всем людям, и то, что отличает человека от других живых существ). 2) Суждение – такая форма мышления, в которой посредством связи и соотношения понятий утверждается или отрицается что-либо, дается оценка. Суждения невозможны без понятий и строятся на их основе. Обычно суждение включает в себя три элемента: два понятия и связка между ними. Суждения обычно выражаются в высказываниях типа «А суть Б», «А не есть Б», «А принадлежит Б» и т.п. (*клен – растение). 3) Умозаключение– форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение о предметах или явлениях мира. Умозаключения позволяют на основе ранее полученного знания приобрести новое знание, не обращаясь к чувственному опыту. Таким образом, процесс познания представляет собой движение от чувственных к рациональным формам познания: 1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение), 2) формирование целостного чувственного образа (восприятие), 3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление), 4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний, 5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение), 6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение). 56. Ценность в познании и основные теории ценностей в философии; Ценности в познании — форма проявления социальной и культурно-исторической обусловленности познания субъекта. Термин «ценность» употребляется не только в естественном языке, но и в науке, искусстве, морали, религии и др. сферах духовной жизни. Сохраняется многозначность термина, но в большинстве случаев ценность понимается как функциональное бытие идеи, знания, «вещи», определяемое их значимостью для человека и общества. После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Отметим лишь некоторые из них. 1. Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи, 1859—1952) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую- либо потребность людей, является ценностью. 2. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, 1848— 1915; Г. Риккерт, 1863—1936). Здесь ценность — не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, — это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры. 3. Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления М. Шелер (1874—1928) утверждал объективный характер ценностей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности — это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Высшей ценностью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Все ценности имеют поэтому свою основу в ценности божественной личности. 4. Социологическая концепция ценностей. Основатель этой концепции М. Вебер ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества. 57. Особенности постмодернистской философии; Постмодернизм — мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры современного общества. Постмодернизм как комплексное идейное течение определяет время неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствовавших ранее представлений о мире и человеке. Основные идеи учения Принцип плюрализма и релятивизма Постмодернистское направление философии опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», не подлежащая иерархической систематизации. Плюрализм является главной отличительной особенностью философского течения. Он допускает одновременное сосуществование разнообразных точек зрения. Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма и его влияния на идентичность постмодерного человека. Релятивизм в постмодернизме (от лат. relativus — относительный) — это философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура. Постмодернизм придерживается того, что любое знание и любые ценности — относительны, обусловлены ситуацией. Отрицание абсолютной истины или абсолютных ценностей проявляется в философском течении отрицанием «больших нарративов» («великих проектов»), недоверием к любым идеологиям; постмодернизм все ставит под сомнение. Антионтология В противовес традиционной онтологии, подлинной основой мира постмодернисты признают множественность, радикальное разнообразие, причем в особенно свободной, ничем не скованной форме «хаоса». Мир для постмодернистов не есть целостность, но множество фрагментов, между которыми не всегда установимы связи. Для характеристики этого положения существует категория «ризома», которая трактует способ бытия целостности, как принципиально внеструктурный. Скептическое отношение к истине С точки зрения постмодернизма, поиск реального и истинного не имеет смысла. Специфика течения заключается в отрицании возможности рационального объяснения и преобразования общества. Постмодернизм заявляет, что нет и не может быть трансцендентального (то есть выходящего за пределы чувственного опыта) разума; то, что люди называют разумом или рассудком, является лишь эффектом дискурса. Постмодернисты считают, что не существует непосредственных или бесспорных характеристик жизни сознания. Ощущения, идеи, понятия и восприятия возникают в среде разнообразных дискурсивных практик и отображают их. 58. Эстетика в современной системе гуманитарного знания и ее новые парадигмы: постмодернистская эстетика; Постмодернизм взрывает изнутри традиционные представления о целостности, стройности, законченности эстетических систем, их норм и критериев. Его каноном становится отсутствие канона. Постмодернизм принципиально асистематичен и эклектичен. Дистанцируясь от классической антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики, постмодернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь её в свою орбиту на новой теоретической основе, связанной с утверждением плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики. Специфика постмодернистской эстетики связана с неклассической трактовкой классических традиций. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путём её ироничного цитирования. Рефлексия по поводу концепции мира как хаоса в эстетике модернизма выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры. Модернистской установке на диссонанс, дисгармонию в музыке; нефигуративность, асимметрию в живописи; абсурд, безобразное в литературе, театре, кинематографе противостоит в постмодернизме установка на возврат к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии. 59. Эстетика как философская дисциплина, ее категории, предмет, проблемное поле, цель и основные задачи; Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Эстетические категории – основные понятия, которыми оперирует эстетика: Прекрасное – главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности. Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни. Величественное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности. Комическое – эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные». Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату. Драматическое – эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое. Изящное – эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы. Интересное – эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие. Предметом эстетики изначально стала человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное – эстетическое – постижение человеком мира. И. Кант обозначил эту эстетическую способность человека как «способность суждения» о прекрасном или вкус. В центре внимания эстетики находится состояние человеческого чувства в отношение к эстетическим качествам мира в его неисчерпаемом богатстве. Проблемное поле эстетики как науки — эстетическое освоение мира. Основные задачи эстетики: 1. Познавательная. Эстетика исследует проблемы чувственного познания, образного мышления, художественные методы постижения мира и человека. 2. Воспитательная. Важнейшей задачей эстетики является воспитание человеческого чувства, развитие эстетического и художественного вкуса. 3. Мировоззренческая. Эстетика носит мировоззренческий характер и преследует целью формирование и теоретическое обоснование эстетического отношения человека к действительности. Эстетическое знание способствует правильному и осознанному самоопределению человека в мире ценностей. 60. Этика как философская дисциплина, ее предмет, цель и основные задачи; Этику определяют как философскую науку, называют «практической философией», которая отвечает на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм. Слово «этика» произошло от древнегреческого ethos («этос»). Изначально под этим понятием понимали место совместного проживания (дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо). Впоследствии это слово стало в основном употребляться для обозначения устойчивой природы какого-либо явления, обычая, нрава, характера. Под предметами этики подразумевают такие понятия, как «мораль» или «нравственность», которые часто употребляются как синонимы. Задачи этики: 1) описывать мораль - ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества; 2) объяснять мораль - пытаться дать анализ сущности морали в ее "должном" и "сущем" вариантах; 3) учить морали - давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии "правильной жизни" Структуру этики как науки выражают исторически закрепившиеся за ней функции: - определение границ нравственности в системе человеческой деятельности; - теоретическое обоснование нравственности (ее становления, сущности, социальной роли); - критически ценностная оценка нравов (нормативная этика). |