Главная страница
Навигация по странице:

  • 41. Смысл кризиса классических онтологических моделей миропонимания;

  • 42. Смысл субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени;

  • 43. Проблема осознания экономических интересов. Рациональное воздействие на экономические процессы.

  • 45. Соотношение в структуре ценностного знания «сущего» и «должного» и их значение в философии;

  • 46. Социальная философия, ее объект, предмет и субъект. Основные сферы жизнедеятельности общества;

  • 47. Специфические особенности и назначение экологической этики, биоэтики, трансгуманизма и постгуманизма;

  • 48. Структура уровней научного познания и их формы;

  • 49. Основной проблемный вопрос философского знания, его смысл и значение;

  • 51. Сущность материализма и идеализма в их разновидности исторических форм;

  • 52. Сущность основных методов научного познания;

  • Билеты по философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену Агностицизм, его основные формы и особенности. Проблема веры и знания


    Скачать 128.5 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов для подготовки к экзамену Агностицизм, его основные формы и особенности. Проблема веры и знания
    Дата16.10.2022
    Размер128.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты по философии.docx
    ТипДокументы
    #735703
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    40. Сенсуализм и рационализм (чувственное и разумное) как основные особенности философского познания.

    Сенсуализм и рационализм - две крайности в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания. Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д.Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации. Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, принизить и свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т.д. Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. Слабости сенсуализма активно использовал рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума. Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины. Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.
    41. Смысл кризиса классических онтологических моделей миропонимания;

    К середине XIX в. в философии возникает определенный кризис онтологии, как ключевого раздела метафизики. Реакций на замкнутость онтологических систем, на их претензию овладения абсолютной истиной является попытка выйти за пределы данной замкнутости и за пределы рациональности как таковой. Это реализуется в желании «найти какою-то вне разума лежащую действительность», что в свою очередь, как отмечает А.Л. Доброхотов, – «оборачивалось редукцией разума к той или иной иррациональной стихии”1. Происходит своеобразный иррационалистический поворот в философии, в результате которого на первый план выдвигается поиск неких «реальностей», не имеющих ничего общего с действительным миром и познаваемых также иррационалистическим образом. Правда при этом следует оговориться, что философское объяснение по сути есть объяснение рационально-теоретическое, даже когда оно принимает иррационалистическую форму. Как мы говорили выше самая иррационалистическая форма философии все равно реализуется как рациональная установка. Так, Шопенгауэр говорит о “бессознательной космической воле”, которая "не только начало, но и единственная сила, имеющая субстанциальный характер"1. Кьеркегор пытается противопоставить абстрактное мышление и существование личности, "радикально разъединяя мышление и существование"2. В результате Бог у него - не философский абсолют, а живой Бог. В основе его постижения лежит вера, а не разум. Фейербах, напротив, ставит в центр всего человека, который выступает как действительное бытие, где даже Бог есть творение человеческого разума, на которого переносятся свойства человеческой личности. Однако иррационалистическая реакция на гипертрофированный рационализм (и особенно гегелевский спекулятивный идеализм и панлогизм3) - не единственная форма отказа от традиционных онтологий.
    42. Смысл субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени;

    1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

    2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционного (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.
    43. Проблема осознания экономических интересов. Рациональное воздействие на экономические процессы.

    осознание объективных экономических интересов различных социальных групп, отдельных личностей и государства и их учет являются центральным звеном сознательного, в том числе научного, воздействия людей на экономические процессы. Последнее, конечно, не сводится только к осознанию и учету указанных интересов. Оно означает учет всех объективных и субъективных факторов развития общественного производства, законов его развития и направлено на максимальное использование всех возможностей для повышения экономической эффективности производства в интересах людей. Разумеется, интересы отдельных людей и социальных групп неоднородны и, как уже было сказано, определяются их местом в системе экономических отношений. Они нередко противоречат друг другу. Поэтому существует проблема сочетания интересов различных классов, других социальных групп, наций, производственных коллективов, личности и общества. Это хорошо видно на примере современной России. Экономические интересы предпринимателей, рабочих, крестьян, различных групп интеллигенции совсем не одинаковы и в той или иной степени противоречат друг другу. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Дальнейшее социальное расслоение общества обостряет противоречия их интересов, в том числе экономических. В связи с этим проблема снятия данных противоречий и создания условий для гармонического сочетания интересов различных субъектов становится все более актуальной. Сознательное воздействие на экономические процессы есть проявление рациональности т.е. интеллектуального начала в экономической жизни общества. В наше время растет роль научной рациональности, то есть разумного воздействия на экономические процессы, опирающегося на науку. Разумеется, это не означает, что влияние на них психологических факторов игнорируется. В рациональном воздействии на экономические процессы большая роль может принадлежать государству, возможности которого определяются наличием соответствующих рычагов власти. Речь идет не о детальной регламентации экономической жизни общества со стороны государства, а прежде всего, о создании необходимых условий для успешного развития общественного производства. К этим условиям следует отнести: внедрение в производство результатов научно-технического прогресса; создание необходимых пропорций между отраслями экономики, в том числе путем ее структурной перестройки; выделение приоритетных направлений развития экономики; осуществление эффективной налоговой политики; совершенствование финансовых механизмов функционирования экономики и т.д. Государство может сыграть большую роль в создании этих условий, чему может способствовать, в частности, его научно-техническая, инвестиционная и финансовая политика. Эволюция экономической жизни общества не исключает проявления экономических реформ. Они могут вести к структурной перестройке экономики, к изменениям в области отношений собственности на средства производства, денежной и финансовой системы и т.д. В условиях экономических реформ велика роль творческого сознания. При этом важно осознать то, что работает на перспективу в развитии экономики, понимать текущие и долговременные интересы различных социальных групп общества, а также ближайшие и отдаленные последствия предпринимаемых действий. Могут быть одинаково вредными как консерватизм, т.е. стремление сохранить устаревшие формы экономических отношений, так и бездумный радикализм, стремление уничтожить все старое ради построения нового. Необходим учет всех объективных и субъективных условий развития общества, их глубокий анализ с тем, чтобы устранить действительно устаревшее и по-новому организовать производство, всю экономическую жизнь общества в интересах большинства людей и общества в целом.

    44. Проблема существования человека. Диалектика сущности и существования

    Но человек не сводится к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. И если сущность человека — это общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении и не исчерпывается сущностью. Оно есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность выражается, в первую очередь, в том, что человек есть единство трех основных структур — биологической, социальной и психической. Это биопсихосоциальный феномен. Уничтожив один из этих факторов, мы уничтожим самого человека. Поэтому и развитие способностей человека, и его целостное формирование всегда связано с этими основными факторами: природными задатками, социальной средой и внутренним «Я» (волей, стремлениями, интересами и т.д.). Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Свое наиболее полное выражение она нашла в философии существования, или экзистенциализме. Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие, соотнесенное с трансценденцией, т.е. выходом человека за рамки индивидуально-реального, посюстороннего мира. С точки зрения этой философии существование — это всегда индивидуальное существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в постоянном и непримиримом конфликте. Индивид — это личность, общество — это безличность. Подлинное существование связывается с индивидуальным бытием личности, ее свободой и стремлением к трансценденции. Не подлинное существование — это бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы. Социальная сущность человека и его подлинное существование оказываются в экзистенциализме находящимися в постоянном противоречии. С точки зрения их соотношения «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр). И лишь перед лицом смерти, в «пограничной ситуации» обнаруживается, что в жизни человека было подлинно, а что нет. Нельзя не отметить, что в тезисе экзистенциализма «существование предшествует сущности» имеется ответственно-гуманистический пафос: что от самого человека зависит, каким он сам себя сделает и каким будет мир, в котором ему придется жить. Человек действительно лишь по мере своей социализации «приобретает» эту сущность, становится все в большей мере носителем общественных отношений, представителем и субъектом социума. Только что родившийся младенец — это лишь «кандидат» в человека. Человеческая сущность на самом деле не дана индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существования и лишь по мере того, как он аккумулирует социокультурный опыт человечества, он все в большей степени становится человеком. Нельзя не согласиться также с тем положением экзистенциалистов, что истинный смысл и значимость человеческого бытия определяются лишь у «последней черты», когда становится окончательно ясным, что человек сделал в этом мире и каков результат его существования. Человек — это всегда уже и «нечто», с одной стороны, а с другой — он всегда развивается в определенной социальной среде, которая накладывает на него свой отпечаток и свои ограничения. Поэтому само индивидуальное существование человека невозможно вне этой необходимости, т.е. вне системы общественных отношений, составляющих его сущность. Вместе с тем и его сущность невозможна вне его существования. Следовательно, необходимо вести речь не о том, что чему предшествует, а о диалектике, о неразрывной связи и единстве сущности и существования человека.
    45. Соотношение в структуре ценностного знания «сущего» и «должного» и их значение в философии;

    Должное и сущее – категории, в которых отражается существенная для морали противоположность между фактическим положением дел (поступком, психологическим, общественным состоянием) и нравственно ценным, положительным положением дел. Категория должного, противоположного сущему, необходимо присутствует в представлении о моральном идеале. Императивный характер нравственной ценности делает антитезу должного и сущего· существенным моментом в движении человека к воплощению своих ценностных представлений. История нравов и нравственной философии свидетельствует о неустранимом желании морального сознания восстановить единство, придать должному реальное бытие; целесообразная и ценностно ориентированная деятельность человека и есть такой бесконечный процесс онтологизации ценного и нормализации сущего. Без противоположности должного и сущего нет нравственности, но без их сущностного единства нет сознания и сознательной жизни вообще.

    Должное рассматриваются как некие реалии (материальные или духовные, естественные или трансцендентные), т. е. как две формы бытия нравственности, соотносимые друг с другом по ценностному критерию. Должное трактуется как высшая в своем роде, абсолютная ценность – моральный идеал; сущее – как ограниченное, «частичное» воплощение этого идеала в эмпирической данности человеческого мира, в мотивах и поступках людей, в реальных общественных отношениях. Темой теоретических дискуссий на этом проблемном поле являются, главным образом, вопросы о природе и источнике долженствования и о формах и способах «опредмечивания» должного в материи сущего

    46. Социальная философия, ее объект, предмет и субъект. Основные сферы жизнедеятельности общества;

    Социальная философия – автономная исследовательская область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий. «Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды, встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего» Главным предметом рассмотрения в курсе социальной философии сам развивающийся человек, взятый как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Объект социально-философского познания — это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Соответственно и предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития. Основные сферы жизнедеятельности общества: Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей. Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения. Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д.


    47. Специфические особенности и назначение экологической этики, биоэтики, трансгуманизма и постгуманизма;

    Экологическая этика – междисциплинарная комплексная область исследования на стыке экологии и классической этики. Назначение: разработка и обоснование этических принципов и правил, регулирующих моральное отношение человека к природе и ее представителям.

    Особенности: • принцип эволюции природы и общества; • принцип поддержания природного разнообразия; • принцип учета экологической оценки принимаемых решений на любых уровнях управления; • принцип экологической справедливости; • принцип критического отношения к своим эколо-этическим знаниям; • «человек должен думать о будущих поколениях».

    Биоэтика – современная форма медицинской этики, действующая в условиях внедрения новых биомедицинских технологий и содержащая принципы, предупреждающие негативные последствия биомедицинских технологий не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Назначение: выполняет функцию профессиональной защиты личности врача, его права поступать не только по закону, но и по совести; подчеркивает зависимость здоровья человека от внешней среды, окружающего мира.

    Особенности: • междисциплинарный характер биоэтики определяется тем, что она существует на пересечении философского, медицинского, естественнонаучного, гуманитарного, теологического, юридического, обыденного дискурсов; • публичность биоэтики предполагает участие в биоэтических дискуссиях не только профессионального сообщества ученых и медиков, но и философов, юристов, теологов, политиков, экономистов, пациентов и членов их семей, других представителей общественности; • нормативность биоэтики предполагает исследование специфики общечеловеческих моральных ценностей в их приложении к медицинской практике и новым ситуациям, возникающим вследствие прогресса в области биомедицинских технологий; • институциональность биоэтики заключается в том, что она выступает не только как область знаний, но и как социальный институт. Для решения биоэтических проблем, сопровождения биомедицинских исследований создаются этические комитеты, которые представляют собой многоуровневую сеть общественных, государственных и международных организаций.

    Трансгуманизм – философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности. Назначение: нужно ликвидировать старение и смерть, значительно повысить умственные и физические возможности человека.

    Особенности: • Единое мировое сообщество с единым правительством; • Антигуманизм, скептицизм в отношении человеческой природы, которая подлежит эволюционной замене; • Интеграция человеческого сознания с техническими системами с целью достижения кибернетического бессмертия; • Кибернетический расизм: репрессии против тех, кто не согласен интегрироваться в новую сверхцивилизацию; • Антихристианский, оккультно-гностический характер.
    48. Структура уровней научного познания и их формы;

    Уровни научного познания:

    • Эмпирический – этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На этом этапе изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений

    • Теоретический – этап связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой.

    Структура эмпирического уровня научного познания:

    1. «Протокольные предложения» - (эмпирические высказывания, фиксирующие результаты единичных наблюдений с учетом места и времени)

    2. Факты – (обобщение протоколов, эти общие утверждения статистического или универсального характера, утверждают наличие или отсутствие свойств, отношений в исследуемой области)

    3. Эмпирические законы – (для них характерно временное и пространственное постоянство, носят характер общих высказываний)

    4. Феноменологические теории (логически организованное множество индуктивных законов и фактов дают вероятное знание – термодинамика)

    Формы эмпирического уровня научного познания:

    • Эмпирический закон

    • Научный факт

    Структура теоретического уровня научного познания:

    • На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия.

    • Идеализированные теоретические объекты наделены не только теми признаками, которые мы можем обнаружить в реальном мире, но и признаками, которых нет ни у одного реального объекта.

    • Главной задачей этого уровня является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями, а также объяснение изучаемых явлений.

    • Здесь знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность явлений.

    Формы теоретического уровня научного познания:

    • Проблема • Гипотеза • Теория
    49. Основной проблемный вопрос философского знания, его смысл и значение;

    Человек, будучи частью бытия (мира) и взаимодействуя с ним, ставит вопросы о сущности и происхождении мира, вопросы о том, что лежит в основе мира: материальная или духовная субстанция, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. Частные науки также отвечают на данные вопросы в рамках собственного предмета. Но лишь философия ставит их в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, мышлением и бытием. Поэтому многие философы проблемы выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, мышлением и окружающим нас бытием называют основным вопросом философии. Основной вопрос философии можно сформулировать так: как относятся между собой сознание и внешний мир (бытие), мышлени и окружающее нас бытие? Этот вопрос имеет две стороны: 1.Что первичнее, что возникло раньше и является определяющим –мышление или бытие, сознание или материя? 2. Как относится наша мысль к окружающему миру? В состоянии ли человек познать окружающий мир, и, если да, как это познание осуществляется? Диалектика и метафизика разошлись в решении основного вопроса философии. Линейно-каузальный детерминизм марксистской диалектики избрал вариант первичности или вторичности в понимании и трактовке соотношения материи и духа. Марксистский подход предполагает две стороны основного вопроса философии: онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона – вопрос о первичности материи или сознания. В зависимости от решения основного вопроса философы делятся на материалистов и идеалистов. Ф. Энгельс предложил тех, кто первичным называет материю считать материалистами, а тех, кто первичным называет сознание, идею, дух или бога – идеалистами. Гносеологическая сторона – вопрос о познаваемости мира. Гностики считают, что мир познаваем. Их оппоненты – сторонники агностицизма (агностики) утверждают, что мир не познаваем. Гностицизм представляют в философии два направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Эмпиристы (Ф. Бэкон, Дж. Локк) считают, что основой познания являются лишь опыт и чувственные ощущения. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц) утверждают, что истинное (достоверное) знание может быть получено только посредством разума. Агностики (Дж. Беркли, Д. Юм) отрицают возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивают роль науки лишь познанием явлений.
    50. Сущностные различия этики, морали, нравственности и их характеристика. Этические проблемы современности;

    Этика – философское учение о морали, которое исследует процесс мотивации поведения людей, а также подвергает критическому рассмотрению общие цели жизни человека, обосновывает необходимость и наиболее целесообразную форму правил совместного взаимодействия людей по их взаимному согласию и добровольному намерению. Под моралью в основном понимаются нравственные нормы поведения и отношения между людьми, а также сама нравственность, а под этикой — именно философское учение о морали. Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами; Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Между ними проводят различие, то говоря о морали подразумевают преимущественно внешнее поведение, а под нравственностью систему внутренней мотивации. Основными проблемами этики на протяжении всей истории существования человечества были проблема критериев добра и зла, смысла жизни и существования справедливости и должного. Важным источником специфических для сегодняшнего дня нравственных проблем является беспрецедентное развитие науки, техники и технологии. Развитие науки и техники влияет не только на человеческую телесность. Не остается в стороне и душа, психология, внутренний мир. Также одной из важнейших проблем в этой области этики является проблема трансплантации. Еще один пласт проблем породило клонирование — выращивание из клетки организма его полного дубликата
    51. Сущность материализма и идеализма в их разновидности исторических форм;

    Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Ф. Шлегелем. «Материализм, – писал он, – все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». Таким образом, философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании. Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. Так, с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес. Левкипп. Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри. К. Гельвеций и др.). Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). Существуют и такие разновидности материализма, как, например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм, представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М. В. Ломоносов и др.). Далее, различают научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер). Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т. д.
    52. Сущность основных методов научного познания;

    Научный метод — это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности. Изучение методов научно-познавательной деятельности, их возможности и границы применения интегрируются методологией науки

    ЭМПИРИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

    Понятие эмпирического знания употребляется как в широком, так в узком значениях. В широком значении под эмпирическим понимается обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики. В современной же методологии науки эмпирическое исследование понимается более узко, — как определённый этап получения научного знания, которое добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента.

    В целом, эмпирический уровень познания складывается из следующих основных шагов:

    • Подготовка эмпирического исследования.

    • Получение исходных данных.

    • Формирование научных фактов, на основе полученных данных.

    • Первичная рациональная обработка научных фактов (систематизация, классификация и обобщение) с целью установления эмпирических зависимостей.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

    В целом, теоретическое знание обладает дедуктивной структурой, где можно выделить некоторые общие понятия, принципы и гипотезы, составляющие теоретический базис и систему вытекающих из этого базиса следствий. Отличительной особенностью развитых теорий является использование математического формализма, реализующегося в аксиоматизации и формализации теорий, построении математических моделей и математических гипотез. Использование математического аппарата является мощным средством современного научного познания.

    Таким образом, основной целью научной теории является установление общих закономерностей и объяснение на их основе непонятных явлений. Основной же функцией сформировавшихся теорией является объяснение и предсказание новых явлений.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта