Билеты по философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену Агностицизм, его основные формы и особенности. Проблема веры и знания
Скачать 128.5 Kb.
|
26. Понятие картины мира и ее виды; Картина мира — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека о мире и мироздании, а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём. В любой картине мира преобладающими являются те идеи, которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека. На современном этапе выделяются следующие виды картины мира: философская, религиозная, мифологическая, научная. Несмотря на то, что картины мира отличаются друг от друга, существуют и общие черты. К таким объединяющим чертам относятся: каждой картине мира существуют представления о существующих в мире объектах. картина мира рассматривает разнообразие объектов. картина мира имеет представление об организации и взаимодействия объектов в каждой картине мира присутствует представление о пространстве и времени, о начале и конце картина мира определяет место человека в мире в любой картине мира есть представления о законах, которым подчиняются все элементы мира Философская картина мира рассматривает мироздание через призму взаимоотношений человека и мира со всех сторон – отнтологической, познавательной, ценностной и деятельностной. Философские картины мира не похожи друг на друга. Философия является теоретическим способом освоения мира. Теоретический способ познания мира отличается тем, что человек осуществляет познавательную деятельность через понятия. В рамках философской картины мира различают идеалистическую и материалистическую картину мира, космоцентрическую и теоцентрическу и т.д. В мифологической картине мира считается, что все объекты, существующие в мире, живые, они имеют душу. В мифологической картине мира внутри большого мира существует огромное количество маленьких миров, каждый из которых имеет свое пространство и время. Религиозная картина мира предполагает, что все существующее в мире создано Богом. Религиозная картина мира ставит человека в центр мироздания, однако предполагается, что есть силы выше человека – это ангелы и демоны. В каждой религии картина мира имеет свои особенности, это позволяет выделить христианскую, мусульманскую, буддийскую и др. картины мира. В основе научной картины мира лежит представление о том, что в пространстве и времени есть материальные тела, которые состоят из мельчайших частиц, что называются атомами. Атомы вечны, в отличие от самих тел, состоящих из них. Атомы движутся в пространстве, подчиняясь законам, эти же законы управляют всеми процессами в мире. Соответственно, любое явление, любое изменение имеет свою причину, и если объяснения какому-либо явлению не найдено, значит, это просто вопрос недостаточности знаний и исследований. 27. Понятие методологии, метода и методики и их значение для научного познания; Метод – это способ достижения какой-либо цели, способ познания, путь решения познавательной задачи, причем путь осознанный, обоснованный, упорядоченный. Основная функция метода –внутренняя организация и регулирование процесса познания того или иного объекта. Метод сводится к совокупности определенных правил, норм, приемов, способов, норм познания.Метод дисциплинирует поиск истины, экономит силы и время. Позволяет двигаться к цели кратчайшим путем, избегать ошибок. Методологией называют, во-первых, саму совокупность, саму систему методов, применяемых в науке или в какой-либо ее отдельной области. А во-вторых, особую научную дисциплину, учение о методах, обоснование их применения. С методологией не следует путать методику, то есть описание последовательности действий в конкретной познавательной ситуации, алгоритм. Методика абстрагируется и от теоретического обоснования производимых действий, и от объяснения полученных данных, результатов. Следовательно, характеризуется низким уровнем рефлексии. Разнообразные методики – неотъемлемый элемент науки, но присущи также донаучному и вненаучному знанию. Методология ставит и решает проблемы познания и практики во взаимодействии с целым комплексом смежных философских и конкретно-научных дисциплин, предметом которых выступают те или иные аспекты познавательной деятельности. 28. Понятие мировоззрения и его основные исторические типы; Мировоззрение — система взглядов, оценок иобразных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с общедоступным. Основано на вере. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований. Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т. д., но этот тип мировоззрения представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы. 29. Понятие субстанции и ее концептуально оформленные первоначала: монизм, дуализм, плюрализм; Субстанция - первооснова бытия, которая для своего существования ни в ком и ни в чем не нуждается, кроме самой себя и представляет собой неизменную и автономную сущность той или иной вещи с ее неотъемлемыми атрибутами или свойствами Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, сложились два основных направления. Те философы, которые считают, что в основе мира лежит одна единая субстанция, называются монистами. Монизм - философская концепция, согласно которой мир имеет одно универсальное начало. Различают материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Бэкон, Спиноза) и идеалистический (Платон, Гегель) монизм. Наряду с монистическим толкованием мира в философии встречаются и дуалистические взгляды.Дуализм - философская концепция, утверждающая равноправие двух универсальных первоначал: материи и сознания, физического и психического. Плюрализм - философская концепция предполагающая равноправное множество исходных универсальных оснований бытия. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712). 30. Понятие философии и ее этимологический смысл, ее цель, назначение, функции и задачи; Философия — это особая форма мыслительной деятельности человека, направленная на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нём. Под философией также понимают исторически развивающуюся совокупность результатов этой деятельности и систему теоретических положений, в рамках которой она осуществляется. Термин «философия» происходит от греческих слов phileo – люблю, друг и sophia – мудрость и означает любовь к мудрости. Философия ставит своей целью создать рациональными средствами мыслительной деятельности картину мира и бытия человека в нём. Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Основные функции: 1. Мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно- теоретическим, понятийным объяснением мира. 2. Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о общих методах познания и освоения действительности человеком. 3. Прогностическая функция - формулировка в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития бытия, человека и мира. 4. Критическая функция - принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода по отношении к существующему знанию. 5. Аксиологическая функция. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей. 6. Социальная функция – во-первых, философия не только объясняет социальное бытие, но и, опираясь на критику существующего порядка, предлагает более совершенные формы его построения и пути его достижения; во-вторых, помогает осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию действий по их достижению. 7. Гуманитарная функция выражается в том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Главные задачи философии: 1. научить человека самостоятельно и творчески мыслить; 2. понимать смысл своей жизни; 3. правильно оценивать свои возможности и роль в мире; 4. определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит в мире. 31. Предпосылки возникновения философии. Предметная область и специфика философского знания; Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности. Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде. Можно выделить следующие особенности философского знания: • имеет сложную структуру ; • носит предельно общий, теоретический характер; • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; • во многом субъективно; • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; • имеет качество рефлексии; • в то же время динамично; • опирается на категории — предельно общие понятия; • неисчерпаемо по своей сути; • ограничено познавательными способностями человека. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Предметная область философского знания – закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком. 32. Представление о сущности материи в естествознании. Диалектика как учение о развитии и его основные принципы; Материя в естествознании Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания, имеющая массу, протяжённость и локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. Диалектика как учение о развитии Диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Древней Греции и Рима. В настоящее время диалектика понимается как учение о всеобщей взаимосвязи и развитии бытия, его принципах, механизмах, истоках и итогах данного процесса. Принципы диалектики: · Принцип развития (основополагающий для диалектики, он предполагает видение мира как постоянно движущейся и развивающейся системы, т.е. такой, которая претерпевает качественные изменения своей структуры) · Принцип всеобщий связи (понимание мира как целостности, в которой все ее части взаимосвязаны между собой и никакое явление не может быть изолировано от других) · Принцип системности (взаимосвязи не хаотичны, а имеют определенную структуру) · Принцип причинности (каждая связь и событие имеет внутреннюю или внешнюю детерминацию, а также свои следствия) · Принцип историзма (процесс развития бесконечен, поскольку бытие неуничтожимо и будет пребывать в вечном движении) 33. Проблема истины, ее критерии и основные теории; Истина - знание, соответствующее предмету познания. Проблема истины: На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной – неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью. Знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы. Критерии истины: · Практика – деятельность людей, связанная с воздействием и преобразованием окружающего мира · Согласованность, или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории; · Простота – хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных; · Внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез. · (Соответствие выводам ученых и ранее открытым законам) Теории истины: · Корреспондентская (классическая) – в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности; · Прагматическая – полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс); · Конвенциалистская – рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре); · Когерентная – трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель). 34. Проблема поиска первоначал бытия в античной философии; Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VIII-VI вв. до н.э. Испытав период блестящего расцвета в VI-V вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала У1 в. н.э. Первый милетский философ Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха. Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы – «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из огня происходят не только обычные материальные тела, но и души. По Эмпедоклу (V в.) основу вечного и неразрушимого мира образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все существующее находится в постоянном процессе соединения и разложения этих начал. Возникновение вещей – их соединение, «гибель» - разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две силы – любовь и вражда. Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается. Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Весь материальный мир состоит из атомов. Атомы имеют различную величину, форму. Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении, которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь … рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей – изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей. 35. Проблема человека в древнегреческий период развития философской мысли; В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятие космоса имеет здесь человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма, т. е. отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума. Греческие мыслители стояли на позициях гилозоизма, согласно которому граница между живым и мертвым отсутствует в силу всеобщей одушевленности универсума: · Согласно софистам, благо, добродетель, справедливость – субъективны. Главное бытие – это бытие человека. · Этический рационализм Сократа – «добродетель есть знание». Познание самого себя и есть добродетель. Познание возможно в рамках релятивизма. · Согласно Демокриту человек и его душа состоят из атомов. · Счастье – это радостное и хорошее расположение духа – эвтюмия (греч. веселое настроение, веселье, радость) · Платон придерживался антропологического дуализма души и тела. Именно душевная субстанция делает человека человеком, а тело есть враждебная ей материя. · Согласно Аристотелю – человек есть «политическое животное», т.е. вписан в социально-экономическую сферу жизнедеятельности. · Согласно Эпикуру человек есть воплощение счастья, поэтому «в необходимости нет необходимости!» 36. Проблема человека в иррационалистической традиции философской мысли. Классические и постнеклассические идеалы рациональности; 1.Иррационализм – обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Понятие объединяет разнородные философские системы и направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистической «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозно-философские учения. В середине 19 в. люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. Главная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир – это разрозненный хаос, который не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам и воле. Артур Шопенгау является основоположником иррационалистической философии 19 века. 2.Классическая рациональность зародилась ещё в античности, где к научному знанию стали предъявляться требования системности, доказательности, непротиворечивости. Однако кристаллизовалась она в Новое время, в период 17-18-го веков, когда благодаря энтузиазму Г. Галилея, Ф. Бэкона, И. Ньютона и др. к науке была «привита» идея эксперимента как испытания природы. Классический образ рациональности оставался непроблематизируемым вплоть до конца 19-го века. Многие идеалы и нормы, идеи и представления классической рациональности остаются значимыми и для современной науки, таковы, например, презумпция естестественности, запрещающая обращение к сверхъестественным, ненаблюдаемым силам и факторам, нацеленность на поиск истинного знания, требования системности и обоснованности и др. Существование третьего, пост(нео-)неклассического этапа развития научной рациональности не является общепризнанным. И для такой позиции есть свои основания, поскольку, во-первых, неклассический идеал рациональности находится ещё в процессе формирования, прогрессивного развития, во-вторых, своеобразие постнеклассической науки связывается не с широким набором онтологических и гносеологических допущений, а с изменением ценностных ориентиров науки, точнее, с актуализацией проблемы роли ценностных ориентаций в деятельности учёного, которые с середины 20-го века становятся предметом философской рефлексии. Выделение постнеклассической рациональности является всё-таки оправданным по причине масштабности, важности проблемы ценностей не только для самой науки, но и для судеб человечества. Черты классической рациональности: 1. Объективность. 2. Элиминирование всего, относящегося к субъекту, средствам и операциям его деятельности. 3. Рассмотрение целей и ценностей науки как доминирующих мировоззренческих установок и ценностных ориентаций. 4. Представление о мире как бесконечном абсолютном пространстве, имеющем три измерения и протекающем в абсолютном времени. 5. Редукционизм: сведение всего сложного к простому и неделимому. 6. Социальная нейтральность науки. 7. Вера в авторитет разума, способного постигнуть порядок природы. 8. Фундаментализм: уверенность в том, что всякое («подлинное») знание может и должно найти со временем абсолютно твердые и неизменные основания. Черты постнеклассической рациональности: 1. Парадигма целостности, глобальный взгляд на мир. Выдвижение на первый план междисциплинарных и проблемно ориентированных форм исследовательской деятельности. 2. Сближение физического и биологического мышления. 3. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием: исторически развивающиеся и саморегулирующиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен человек. 4. Гуманитаризация естественно-научного знания, радикальное «очеловечивание» науки. 5. В новый, расширенный объем понятия «рациональность» включена интуиция, неопределенность, эвристика и другие, нетрадиционные для классического рационализма, прагматические характеристики, например польза, удобство, эффективность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). 37. Проблема человека в период эпохи Возрождения и Нового времени; Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центр философских изысканий поставлен человек. В философии же эпохи Возрождения два центра - Бог и чело век. Это означает, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени. Основные идеи философии эпохи Возрождения (по отношению к человеку): 1. Внимание философов направлено на человека. Мыслителей интересуют уже не столько проблемы религии, сколько человек, его природа, самостоятельность, творчество, самоутверждение, красота. Выявляется особая роль творчества и активности человека. 2. Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. 3. Гуманизм - воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Гуманисты считали, что основу человеческих отношений составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Основные идеи философии Нового времени. Основателем философии Нового времени считается выдающийся французский философ Рене Декарт. Суть его учения сводится к следующему. Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его следует обосновывать. Оно должно быть ясным, очевидным. Исходная точка философии Нового времени - мыслящий субъект, человек разумный. 1. Начало: им должны быть самые простые, очевидные идеи, присущие мышлению человека. С таких очевидных идей начинаются науки. Идеи берутся из сознания, благо даря интуиции. По Декарту, ясные идеи человек обнаруживает, пристально всматриваясь в свое сознание, они из начально присущи сознанию. 2. Середина: исходя из ясных, простых идей, следует по законам дедукции выводить более сложные идеи. Дедукция означает выведение частного знания из общего. Частное знание уже содержится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленяет его из общего. Дедукция ясна и очевидна, она не может обмануть. По правилам дедукции строятся многие доказательства в математике, в кото рой Декарт был очень силен. 3. Конец: полученное опытом, с результатами эксперимента. 38. Проблема человека в средневековый период развития философской мысли; В средневековой западной философии античный космоцентризм сменился христианским теоцентризмом. Это был радикальный сдвиг в общественном сознании, который сопровождался существенной «переоценкой ценностей». Если прежде человек рассматривался как частица космоса, то теперь он оценивался и соразмерялся через основоположения религии с идеей личного абсолютного Бога, который сообщает знание о себе в откровении. Отсюда вполне понятный пересмотр традиционных воззрений на сущность и предназначение человека, переосмысление античной традиции. Во-первых, человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Во-вторых, человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой - как и у древнегреческих философов - как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею. В реальности он рассматривался как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной «благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком». В этом смысле концепция сверхчеловека часто развивается и в русской религиозной философии. В социальном плане в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу. В отличие от античных богов, как бы родственных человеку, христианский бог стоит над природой и человеком, является их трансцендентным творцом и творческим началом. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к богу и обрести спасение в день страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории выражается в парадигме: грехопадение — искупление. И каждый человек призван реализовать это, соизмеряя свои поступки с Богом. 39. Пространство и время как фундаментальные формы бытия действительности; Пространство - форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования материальных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность. Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуалъное (психологическое) и концептуальное пространство и время. В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: 1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов. 2. Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс). В настоящее время более достоверной выглядит реляционная теория, исходя из которой: - время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе » их развития; - пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А движение, по Гегелю, является непосредственным единством пространства и времени. Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: · объективность и независимость от сознания человека · их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей · количественная и качественная бесконечность · вечность Атрибутивные свойства пространства: · протяженность – к каждому элементу можно добавить или отнять от него другой элемент пространства · непрерывность – проявляется в характере перемещения тел от точки к точке и в распространении воздействий путем полей как процесс передачи материи, энергии, информации · дискретность (прерывность) – обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе · однородность – равноправие всех его точек · изотропность – равноправие всех его направлений · трёхмерность – все явления в пространстве можно отобразить в трехмерных координатах. Атрибутивные свойства времени: · одномерность – время развивается в одном измерении · длительность – последовательность сменяющих друг друга состояний · необратимость – время протекает из прошлого через настоящее к будущему · однородность – равноправие всех моментов времени. |