Главная страница

вопросы философии. Перечень вопросов для подготовки к экзамену


Скачать 258.55 Kb.
НазваниеПеречень вопросов для подготовки к экзамену
Анкорвопросы философии
Дата08.06.2021
Размер258.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы философии.docx
ТипДокументы
#215399
страница15 из 38
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   38

Проблема движения как способа существования материи. Виды движения и их взаимосвязь.


Движение - это способ существования материального мира. Мир без движения существовать не может. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не вносится в мир извне, а является самодвижением материального мира, т.е. оно внутренне присуще материи. Движение в применении к материи - это любое изменение вообще.

Понятие «движение» противоположно понятию «покой». Движение абсолютно, покой относителен. Покой относителен, во-первых, потому, что любой предмет, находящийся в пространстве, покоится по отношению к одной системе координат и движется по отношению к другой системе. Например, дом, который покоится по отношению к земной поверхности, движется вместе с Землей по отношению к Солнцу.

Во-вторых, покой относителен и в смысле его временности. Состояние покоя любой системы рано или поздно нарушается. До тех пор, пока предмет остается собою, он находится в относительном покое, но со временем любой предмет меняется и даже исчезает.

Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Он выделял пять основных форм движения материи. Критерием выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными материальными носителями:

- неживой природе присущи механические, физические, химические формы движения;

- живой природе - биологическая форма;

- обществу - социальная форма движения.

Механическое движение - пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, - не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не механический процесс. «В механике, - писал Ф. Энгельс, - мы не встречаем никаких качеств». Но уже в физике любое изменение - это переход количества в качество.

Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация и.т.д.

Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества. «Органическая жизнь, - указывал Ф. Энгельс, - невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений». Но совокупность этих изменений не является основным признаком биологической формы движения.

Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: «Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система.

Социальное движение (с которым связано и мышление).

Движение может происходить по восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое движение называется развитием. Движение может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным, Движение происходит в пространстве и времени, которые, как установила теория относительности, суть лишь относительные «стороны» единой формы существования материи - пространства - времени.
  1. Проблема истины в философии и науке. Знание, истина, ценность.


Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий, находится в одном ряду с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота. Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем. На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной - неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью. Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы. Способы толкования проблема истины в философии потребовала для своего решения нескольких способов толкования этого понятия.

Онтологическое понимание. «Истина - то, что есть». Важно само наличие вещи или предмета. Верность заключения может быть раскрыта в определенный момент, человек откроет его через слова, произведения искусства, сделав тем самым достоянием всех. Однако к случаям разного понимания и восприятия одного и того же процесса такая позиция не критична.

Гносеологическое понимание. «Истина - когда знания соответствуют действительности». Но здесь также возникает множество разногласий, поскольку распространена практика сравнения заведомо несравнимого: реально-материального и идеального. Тем более многие явления, к примеру, «свобода», «любовь», невозможно проверить.

Позитивистское понимание. «Истина должна подтверждаться опытом». Позитивизм рассматривал только то, что можно реально проверить на практике, а остальное выходило за предел изучения «настоящей философии». Подобный подход явно оставляет без внимания многие важные для человека явления, процессы, сущности.

Прагматическое понимание. «Истина - полезность, эффективность знания». Согласно этому подходу верным признавали то, что дает эффект, приносит прибыль.

Конвенциональное понимание. «Истина - это соглашение». Согласно этому подходу, если возникали разногласия, то следовало договориться, что именно считать верным заключением. Такая позиция может использоваться только в течение определенного времени и не во всех областях деятельности.

Скорее всего, проблемы истины в философии объединяют все эти подходы. Истина - то, что на самом деле существует, соответствует нашему знанию. В то же время это определенный договор, соглашение. Она объективна и субъективна, абсолютна и относительна, конкретна и абстрактна. Большое значение в познавательной деятельности играют вера человека, убеждение, уверенность. В процессе познания субъект становится к миру ближе, объединяется с ним. Познавательные отношения - это отношения заинтересованности, а не безразличия и безличности. В познавательном процессе присутствует волевой выбор веры и убеждения. По сути, вера является отправной точкой познания и его целью. Она позволяет преодолеть тот разрыв, который существует между незнанием и знанием. Проблема истины в философии заключается в выборе более убедительного объяснения. Поэтому для мобилизации своих духовных сил при отсутствии точных доказательств или недостатке информации требуется вера в собственные возможности.
  1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   38


написать администратору сайта