Главная страница
Навигация по странице:

  • Обычаи, традиции и обряды

  • Элитарная, или высокая культура

  • Понятие общества, критерии общества по Э.Шилзу. Типы обществ. Общество

  • Общество

  • «страна»

  • Государство

  • Признаки

  • Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.

  • Вопросыи ответы, Социология. Перечень вопросов и ответов к экзамену по социологии


    Скачать 369.5 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов и ответов к экзамену по социологии
    АнкорВопросыи ответы, Социология.doc
    Дата29.01.2017
    Размер369.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросыи ответы, Социология.doc
    ТипДокументы
    #970
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Основные элементы культуры

    В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, со­циальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

    1. Языксистема знаков и символов, наделенных опреде­ленным значением. Будучи исходным условием образования лю­бых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная которых — создание, хранение и передача информации.

    Выступая средством человеческого общения (коммуникатив­ная функция), язык обеспечивает социальное поведение челове­ка. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т.е. ее распространения. Наконец, в языке содержатся понятия, с помо­щью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.

    2. Социальные ценностиэто социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

    В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую направ­ленность этого процесса, задают нравственную систему коорди­нат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согла­сие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом.

    Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о спра­ведливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Каждая соци­альная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценнос­ти. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, сво­боду, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополу­чие и др.

    Выделяют также индивидуальные ценности, для характерис­тики которых социологи используют понятие «ценностные ори­ентации». Это понятие отражает ориентацию индивида на оп­ределенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т.д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности.

    На основе социальных ценностей возникает другой важный элемент системы регуляции жизнедеятельности людей — соци­альные нормы, которые определяют границы допустимого пове­дения в обществе.

    3. Социальные нормыэто правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

    Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчи­вость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных отношений и связей приобретает предска­зуемый характер, что способствует стабильности общества в це­лом.

    Социальные нормы классифицируются по различным осно­ваниям. Особенно важно в отношении ценностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой обще­ственного мнения, нравственного долга личности.

    Социальные нормы также могут опираться на обычаи, тради­ции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.

    4. Обычаи, традиции и обрядыэто воспринятые из прош­лого формы социальной регуляции поведения людей.

    Обычаи означают исторически сложившиеся массовые об­разцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это свое­го рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции — замечания, неодобре­ние, порицания и т.д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нравы. Это понятие характеризует все те формы по­ведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи перехо­дят от одного поколения к другому, они приобретают харак­тер традиций.

    Традиции — это элементы социального и культурного насле­дия, которые передаются из поколения в поколение и сохраня­ются в течение длительного времени. Традиции являются объе­диняющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

    Обряд — это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощаю­щих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровож­дают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т.д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

    С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символи­ческих действий, по поводу какого-либо торжественного собы­тия (коронации, награждения, посвящения в студенты и т.д.). В свою очередь ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых — вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

    Отмеченные выше элементы (в первую очередь, язык, ценно­сти, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные фун­кции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы пове­дения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы по­ведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кру­гах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

    Таким образом, культура, представляя собой сложную систе­му функционально взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяю­щий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.
    Формы и разновидности культуры

    В социологии культура рассматривается как сложное образо­вание, которое можно структурировать по самым различным ос­нованиям. Существенной представляется классификация культу­ры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

    Элитарная, или высокая культуравключает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэта­ми, композиторами, живописцами и ориентирована на избран­ный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусство и полу­чает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере по­вышения уровня образования населения круг потребителей высокой культуры расширяется.

    Народная культуравозникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, пес­ни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое — все, что принято называть фольклором. Можно выделить две ха­рактерные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, посколь­ку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

    Массовая культуравозникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых технологий массовой ком­муникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой куль­туры — компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные те­левизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужа­сов и т.д.

    В настоящее время массовая культура все больше превраща­ется в особый вид бизнеса. Она модифицируется с учетом спе­цифических характеристик различных социальных групп, стано­вится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще применяется механизм статусного потребления, когда при­обретение той или иной вещи диктуется в первую очередь сооб­ражениями престижности.

    Наряду с отмеченными формами культуры социологи выде­ляют ряд ее разновидностей по отдельным социальным груп­пам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

    Доминирующая культура— это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и цен­ностей, образующих его культурную основу. Без такой общепри­нятой системы культурных норм и ценностей не может нормаль­но функционировать ни одно общество.

    Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систему ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культур­ная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культур­ные комплексы, возникающие в рамках культуры всего обще­ства.

    Субкультура— это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающа­яся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это — своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

    Выделяют множество субкультур: возрастные, профессио­нальные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

    В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты (металлисты, брэйк-дансисты, любители «диско», футбольные болельщики, культуристы и т.д.). Меньшее распространение в нашей стране получили группы, занятые общественно-полез­ной деятельностью — охраной памятников, защитой окружаю­щей среды и др. Существуют также группы, связанные с аль­тернативным творчеством, поисками новых форм образа жизни (религиозные братства, непризнанные писатели, музы­канты и др.).

    В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру. Под контркультуройпонимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движения протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

    Особенно характерным проявлением контркультуры движение хиппи в 60—70-х гг. XX в. на Западе. Это движение труд объявляло нежелательным, семью — ненужной и ограничивающей свободу, патриотизм — ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ — недостойностью Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества.

    Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценное общества, то контркультура означает неприятие этих ценное и поиск альтернативных форм жизни.


    1. Общество'>Понятие общества, критерии общества по Э.Шилзу. Типы обществ.

    Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

    Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство – как искусственный политический конструкт – учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие – «страна» – описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственные государственные границы.

    Страна – часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство – политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество – социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

    Понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же.

    Признаки общества по американскому социологу Эдварду Шилзу:

    1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

    2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

    3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

    4. Объединение имеет свою территорию, которую считает своей собственной.

    5. У него собственное название и собственная история.

    6. Оно обладает собственной системой управления.

    7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

    8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

    Существует множество способов классификации обществ. Согласно К.Марксу, тип общества определяется и контролируется экономическими ресурсами, которыми оно владеет. В связи с этим различают первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

    Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество). Г.Ленски и Дж.Ленски классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные черты:

    1. Общества, живущие охотой и собирательством (бушмены юго-западной Африки, аборигены центральной Австралии): кочевой образ жизни; самые примитивные орудия труда; родственные связи; нет политической структуры, во главе стоит старейшина (вождь).

    2. Огороднические общества (в наше время в Африке, на юге Сахары): не производят прибавочного продукта; используют мотыгу (но не плуг); политическая структура из 2-4 социальных слоев; усложняется система родственных связей.

    3. Аграрные общества возникли в Древнем Египте: использование плуга и животных в качестве рабочей силы; появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли; система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Возникло государство (армия + бюрократический аппарат).

    4. Промышленные общества возникли в конце XVIII в.: совершенствование технологии; использование новых источников энергии (тепловой, электрической, атомной), применение научных знаний; огромный прибавочный продукт; крупные города; высокоразвитая система государственного управления.

    Одно из наиболее важных исследований противоположности между доиндустриальным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Тённисом (1855 – 1936). Он ввел термины «гемайншафт» (община) и «гезельшафт» (общество) и привел основные различия между ними:

    1. «гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами. Например, семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. «Гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги;

    2. в сфере социального контроля «гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам, в то время как «гезельшафт» основано на формальном праве;

    3. в области разделения труда «гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родительских связей: обычно мужья, жены, дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для «гезельшафт» характерна специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей;

    4. в «гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» - на основе светских;

    5. главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община, а в «гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

    Дэниел Белл делил общества на доидустриальные, индустриальные, постиндустриальные. В 1973 г. Белл отметил появление постиндустриального общества, которое обладает следующими характеристиками:

    1. широкие торговые отношения между странами;

    2. большой излишек товаров;

    3. сектор обслуживания настолько широкий, что позволяет нанимать большое количество рабочих;

    4. широкое разнообразие и количество товаров, доступных среднему человеку;

    5. «информационный взрыв»;

    6. «глобальная деревня», т.е. технологический прогресс делает возможным мгновенные всемирные коммуникации.

    Наиболее важные черты постиндустриального общества – это «информационный взрыв» и «глобальная деревня».


    1. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.

    Социальное неравенство характеризует не столько функциональные сферы общества и их организацию, сколько соотносительное положение отдельных личностей и социальных групп. Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация — распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (т. е. по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

    Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а ныне известный американский социолог Питирим Сорокин, который заим­ствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог — расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.)

    Термин «дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

    В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства — неравенства. При этом под равенством понимают:

    1) равенство личностное;

    2) равенство возможностей достичь желаемых целей (ра­венство шансов),

    3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.);

    4) равенство результатов.

    Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта