Главная страница
Навигация по странице:

  • Русская социологическая мысль: П.Сорокин и М.М.Ковалевский. Максим Максимович Ковалевский

  • Питирим Александрович Сорокин

  • Джордж Герберт Мид

  • Личность как социальный тип. Социализация.

  • Агенты социализации

  • Социальный статус, социальная роль личности. Классификация статусов.

  • Вопросыи ответы, Социология. Перечень вопросов и ответов к экзамену по социологии


    Скачать 369.5 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов и ответов к экзамену по социологии
    АнкорВопросыи ответы, Социология.doc
    Дата29.01.2017
    Размер369.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросыи ответы, Социология.doc
    ТипДокументы
    #970
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, экономист, юрист, считал, что социология, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Ключевым аспектом является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Он предложил концепцию «понимания» как основного метода постижения смысла.

    Ввел понятие «идеального типа» социального явления, которое представляет собой теоретическую конструкцию, используемую для определения основных характеристик социального феномена.

    Вебер ввел понятие «социальное действие». Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное.

    В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества. Рационализация, по Веберу, это результат воздействия нескольких феноменов: античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом, а затем и техникой; римское право; а также рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Фактором, который позволил синтезировать все эти элементы, явился протестантизм, создавший предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был возведён протестантской этикой в религиозное призвание.

    Основные труды «О категориях понимающей социологии», «Протестанская этика и дух капитализма».


    1. Русская социологическая мысль: П.Сорокин и М.М.Ковалевский.

    Максим Максимович Ковалевский(18511916) – яркий представитель позитивистской социологии. В своем подходе к социологии как системе научного знания Ковалевский придерживался точки зрения, согласно которой психология — не область биологии, а подразделение социологии. Кон­кретные науки — этнография, статистика, политическая эконо­мия и др. — обеспечивают социологию необходимыми данными, в свою очередь, эти науки «должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана устанавливать социология как наука о порядке и прогрессе человеческих обществ». Однако социология должна не заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабатывать их сама, принимая во внимание разнообразие человеческих чувствований и потребностей. Метод социологии Ковалевского – сравнительно-исторический, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и т.п. характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Ковалевский установил главную причину изменений для каждой сферы общественной жизни: в экономике – рост населения, в политике – экономические сдвиги, в общественной жизни – политические практики. Таким образом, сравнительно-исторический метод позволил сделать вывод о генетическом родстве явлений, наметить общую тенденцию развития. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский назвал «генетической социологией», с помощью которой он исследовал образование основных общественных институтов: семьи, собственности, государства.

    Питирим Александрович Сорокин(18891968) — один из крупнейших социологов XX в. Он считал, что социология является интегральной наукой, изучающей человека и его взаимодействия с другими людьми в обществе во всем многообразии экономической, политической, религиозной, художественной, рациональной, иррациональной и иных форм жизнедеятельности в социокультурном пространстве общества. Объектом социологического исследования он считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Особое внимание уделял анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Он сформулировал теоретические основы теории социальной стратификации и социальной мобильности и ввел эти термины в научный оборот. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе социальной мобильности двух типов  горизонтальной и вертикальной.

    В 1922 г. Сорокин вместе с другими русскими интеллигентами был выслан из России, работал в Гарварде (США). Там он пришел к выводу, что общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революция. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

    Сорокин вывел закон циклической флуктуации 3 типов социокультурных суперсистем (з-н социокультурной динамики).


    1. Современные социологические теории: структурный функционализм, конфликтология, символический интеракционизм, теория социального обмена.

    Концептуально-теоретические основы структурного функцио­нализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс(1902  1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимо­связанных элементов. В качестве таких элементов могут высту­пать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Парсонс сформулировал универсальные принципы функционирования социальных систем: приспособление к окружающей среде (адаптация); определение и достижение целей (целедостижение); координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция); снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца). На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и соци­окультурные институты, латентную функцию — институты се­мьи, образования, религии.

    Наиболее известными представителями конфликтологического направления являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

    Льюис Козер(р. 1913)— автор теории позитивно-функционального конфликта, которая утверждает, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. Социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др. Конфликты не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологический прогресс.

    Ральф Дарендорф(р. 1929) разработал концепцию конфликтной модели общества, включающую четыре положения: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими. Происхождение социальных конфликтов, их причины Дарендорф объясняет преимущественно политическими фактора­ми: борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение. Признавая конфликты естественным состоянием общества, Дарендорф вместе стем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил.

    К микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология, теория социального обмена.

    Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид(1863—1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера(1900—1986). Основные положения символического интеракцио­низма сводятся к следующему: 1) люди действуют, руководствуясь символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам; 2) сами символические значения есть продукт социального взаимодействия; 3) символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения. Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все соци­альные процессы, происходящие в обществе.

    Автором теории социального обмена яв­ляется американский социолог Джордж Хоманс(1910—1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в приме­нении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. Behaviour — поведение) для объяснения социальных яв­лений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники кото­рого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма: принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения; принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия; принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения; принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.


    1. Личность как социальный тип. Социализация.

    В социологии личность определяется как:

    1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

    2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

    В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

    Факторы, влияющие на формирование личности

    На формирование личности определенное влияние оказывают биологическая наследственность, физическое окружение (климатические, географические особенности и природные ресурсы.) и культура, но главными, по мнению социологов, все-таки являются групповой и уникальный индивидуальный опыт.

    Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

    В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

    Социализация личности

    Социализация — это начинающийся в младенчестве и за­канчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом че­ловек из существа биологического превращается в существо со­циальное.

    По своему содержанию социализация — это двусторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию.

    Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий «обучение» и «воспитание». Выделяют следующие стадии социализации:

    1.Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

    2.Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).

    3.Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество).:

    4.Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

    5.Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

    Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

    Отучение от старых ценностей, норм, правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

    Степень социализации, отражающая ощущение человеком своего собственного «Я», фиксируется понятиями идентичности и самоуважения. Идентичность — это ощущение существова­ния уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Самоуважение — осознание себя в качестве личнос­ти, человека, у которого индивидуальная шкала ценностей в значительной мере совпадает с общественной.

    В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и ин­ституты социализации.

    Агенты социализации — это конкретные люди, ответст­венные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социали­зации и направляют его

    Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение инди­вида: родители, близкие и дальние родственники, друзья се­мьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших со­циальных групп и институтов. Вторичные агенты — это фор­мальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.


    1. Социальный статус, социальная роль личности. Классификация статусов.

    Социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями «социальный статус» и «социальная роль»

    Социальный статус — это определенная позиция, занимае­мая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Каждого человека характеризует не один, а несколько ста­тусов. Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный на­бор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. В этой совокупности чаще всего выделяют ключевой, главный, или интегральный, статус, ха­рактерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие и отождествляют с ним индивида. Часто бывает так, что глав­ный статус обусловлен должностью или профессией челове­ка (директор, банкир). Это может быть также расовая принадлежность (например, негр) и социальное про­исхождение (дворянин) и т.д. Главным для жизнеде­ятельности человека выступает тот статус, который определя­ет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

    В социологии принято различать два уровня статусной пози­ции человека: социально-групповой и личный. Социально-групповой — это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и т.д.). Личным статусом называется положение индивида в малой группе (се­мье, школьном классе, студенческой группе, сообществе свер­стников и т.д.). Социально-групповой статус зависит от поло­жения той или иной социальной группы в социальной страти­фикации общества. Личный же статус определяется индивиду­альными качествами личности и зависит от того, как ее оцени­вают и воспринимают члены малой группы.

    В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида ста­тусов; предписанный (приписываемый, приписанный, аскриптивный) обусловленный полом, расой, этни­ческим происхождением, социальным положением семьи, мес­том рождения и т.д., и достигнутый (приобретенный), который определяется усилиями самого человека, его та­лантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказыва­ется следствием удачи и везения.

    Зная соци­альный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения его функций. По определению Р. Линтона, ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек, называется социальной ролью.

    Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

    Совокупность ролей, вытекающих из каждого статуса, при­надлежащего данному человеку, называется ролевым набором. Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. Уникальность сочетания социальных ролей следует рассматривать как один из аспектов индивидуальности личности, ее духовных свойств и качеств.

    Социологи рассматривают социальную роль как динамичес­кий аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фик­сирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным стату­сом. Между статусом и ролью существует важное промежуточ­ное звено — ожидание (экспектация), «предъявляемое» обще­ством или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции

    1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта