Главная страница
Навигация по странице:

  • Целерациональное

  • Ценностно-рациональное

  • Аффективное

  • Социальное взаимодействие. Типология и формы социального взаимодействия. Социальные отношения и их виды. Социальное взаимодействие (интеракция)

  • Социальные институты. Функции и признаки социальных институтов. Основные социальные институты современного общества. Социальный институт

  • Социальные организации, их признаки и виды. Социальная организация

  • Социальные общности. Виды общностей. Социальная общность

  • Социальный контроль. Социальные нормы и санкции.

  • Девиация и деликвентность. Социологические теории девиации.

  • Культура, ее виды и функции. Основные элементы культуры. Формы культуры. Культура

  • Материальная

  • Вопросыи ответы, Социология. Перечень вопросов и ответов к экзамену по социологии


    Скачать 369.5 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов и ответов к экзамену по социологии
    АнкорВопросыи ответы, Социология.doc
    Дата29.01.2017
    Размер369.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросыи ответы, Социология.doc
    ТипДокументы
    #970
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Социальное действие и виды социальных действий по М.Веберу.

    Социальное действиепредставляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Это понятие было введено в социологию и научно обосновано М. Вебером. Социальным он называл такое действие, которое «по предполагаемому действующим ли­цом смыслу соотносится с действиями других людей и ориенти­руется на него». Другими словами, социальное действие — это преднамеренный, осознанный поведенческий акт, ориентиро­ванный на других людей, их возможные ответные действия. Следовательно, социальное действие предполагает два ос­новных условия: субъективную мотивацию и ориентацию на других.

    Любое социальное действие включает в себя следующие ос­новные элементы: 1) субъект; 2) цель; 3) метод; 4) объект; 5) ре­зультат.

    Важно учитывать конкретную среду («ситуацию»), в которой осуществляется социальное действие. Эта среда (материальная, социальная, культурная) во многом определяет условия и сред­ства социального действия. Под условиями действия понимаются те элементы внешнего окружения, которые действующее лицо не может изменить, а под средствами — элементы, которые оно контролирует.

    Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потреб­ности в безопасности, общении, самоутверждении, достиже­нии высокого положения в обществе и т.д. Потребность соотносится индивидами с условиями внешней среды, актуализируя строго определенные мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведет к появлению цели у индивида в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая далее приводит к формированию мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия. Таким образом, основными элементами механизма социального действия являются потребность индивида, актуализованный мотив, интерес, цель и мотивационная установка.

    Одну из первых типологий мотивации социальных действий разработал М. Вебер, выделивший четыре их типа: целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, традици­онное действие и аффективное действие. Целерациональное характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны (действия инженера, который строит мост; спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать победу). Ценностно-рациональное подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимое от успеха (действие капитана, который утонул, отказываясь покинуть своё судно; действия дуэлянтов). Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта (драка футболистов во время игры). Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.


    1. Социальное взаимодействие. Типология и формы социального взаимодействия. Социальные отношения и их виды.

    Социальное взаимодействие (интеракция) — это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.

    Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин разграничивал их следующим образом:

    • по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

    • по продолжительности — на кратковременные и долговременные;

    • по характеру — на односторонние и многосторонние;

    • по организованности — на организованные и неорганизованные;

    • по сознательности — на сознательные и стихийные;

    • по «материи» обмена— на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.

    Социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые — в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

    Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).

    Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция— это соперниче­ство, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качествен­ный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предпо­лагает знание конкретного соперника (например, участие в твор­ческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если соперник известен, то главное — добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

    Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология из­бегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий.

    Социальные отношенияэто устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства парт­неров.

    Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется необычайно широ­ким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).

    Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).

    Наибольший интерес среди социальных отношений зависи­мости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать дей­ствия других. Второй подход, называемый «системным», выте­кает из того, что основой власти в организованном сложном обще­стве является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руко­водителя и подчиненных.

    Социальные отношения охватывают очень широкий круг со­циальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.


    1. Социальные институты. Функции и признаки социальных институтов. Основные социальные институты современного общества.

    Социальный институт(от лат. institutum  установление, учреждение)  одно из главных понятий в социологии. Суще­ствует немало его определений и трактовок. В российском эн­циклопедическом социологическом словаре социальные инсти­туты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется обще­ственная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отноше­ний в рамках социальной организации общества. Известный американский социолог Н. Смелзер определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт тракту­ется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регу­лирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

    При всех различиях подобные определения объединяет по­нимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря соци­альным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их соци­альных связей.

    Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценно­стную структуру общества, что позволяет узаконить его деятель­ность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечи­вающих выполнение определенных функций.

    В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные ин­ституты:

    • институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения;

    • экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

    • политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);

    • социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

    Существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выде­ляют пять групп таких общих признаков:

    • установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образова­ния — стремление к знанию);

    • культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн; для бизне­са — фирменная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы);

    • утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование; для образования — классы, библиотека);

    • устные и письменные кодексы поведения (для государ­ства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);

    • идеология (для семьи — любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — пра­вославие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

    Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальнуюдеятельность, лишенную рациональных целей.

    Неудовлетворенная общественная потребность может выз­вать стихийное появление видов деятельности, имеющих це­лью восполнить дисфункцию института, однако за счет нару­шения существующих норм и правил. В своих крайних формах; активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением са­мого социального института или же созданием нового соци­ального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

    Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми. Для социолога особый интерес представля­ют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

    Социальный опыт современного российского общества пока­зывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.


    1. Социальные организации, их признаки и виды.

    Социальная организацияэто объединение людей, совмест­но реализующих общие цели и действующих на основе определен­ных правил и процедур.

    Известный российский социолог А.И. Пригожин выделяет следующие признаки социальной организации:

    • целевую природу;

    • распределение членов организации по ролям и статусам;

    • разделение труда и специализацию функций;

    • построение по вертикальному (иерархическому) принципу;

    • наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

    • целостность социальной системы.

    Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанных вида организационных целей.

    Цели задания — это оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более вы­сокого уровня (преподавание в школе, прием пациентов в поли­клинике, исследования в НИИ — все это цели — задания, опре­деляющие смысл существования этих организаций).

    Цели ориентации — это совокупность целей, реализуемых через организацию (сюда относятся обобщенные цели коллекти­ва, включающие и личные цели каждого члена организации).

    Цели системы — это цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему (т.е. обес­печить ее равновесие, стабильность и целостность).

    Наряду с этими базовыми целями организации существует множество вторичных, производных, промежуточных целей: стимулирование работников, укрепление их дисциплины, улучшение условий труда, повышение качества работы и др. Каж­дое подразделение организации имеет набор своих целей, выполнение которых способствует реализации общих базовых целей.

    Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Так, американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы: 1) добровольные организации, члены которых объеди­няются на добровольной основе (политические партии, профес­сиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.); 2) принудительные организации, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психиатрические ле­чебницы и др.); 3) утилитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

    Российские социологи выделяют следующие виды социальных организаций: деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.); общественные организации, представляющие собой массовые объединения (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.); промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.); ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

    Широкое распространение получила типология организа­ций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-иссле­довательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др.


    1. Социальные общности. Виды общностей.

    Социальная общностьэто реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

    Из этого следует:

    • во-первых, это не номинальное (условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафикси­ровать и проверить в любой момент;

    • во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а оп­ределенная общность, предполагающая все характеристики це­лостной системы;

    • в-третьих, это субъект социального взаимодействия, кото­рый содержит в себе источник самодвижения, развития соци­альных процессов и отношений.

    Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд). Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак:

    • этническая принадлежность (племя, народность, нация);

    • принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объедине­ния (город, деревня, поселок);

    • социально-демографическими факторами (пол, возраст) и т.д.

    Кроме того, в повседневной жизни часто встречаются ситуативно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушате­лей, социальные круги и др.), для которых характерны неустой­чивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми. Такие общности еще называют «квазигруппами» или «социальными агрегациями». В ряде слу­чаев они могут выступать как некие переходные образования в своих взаимодействиях — от хаотичных и случайных до более или менее устойчивых.

    В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности мас­совые и общности групповые (социальные группы).

    Массовые общности характеризуются следующими призна­ками: 1) представляют собой структурно нерасчлененные аморф­ные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопреде­ленным качественным и количественным составом, не имеют точно обозначенного принципа вхождения в них; 2) для них характерен си­туативный способ существования, они образуются и функцио­нируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми; 3) им присуща разно­родность состава, межгрупповая природа, т.е. их разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы; 4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в составе более широких общностей, в качестве их структурных единиц. Типичным образцом массовых общностей являются участники политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.).

    В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

    • устойчивым взаимодействием, которое способствует проч­ности и стабильности их существования;

    • относительно высокой степенью единства и сплоченности;

    • однородностью состава, предполагающего наличие при­знаков, свойственных всем членам группы;

    • способностью входить в более широкие социальные обра­зования в качестве структурных единиц.

    Существует много определений понятия «социальная группа». По мнению одних российских социологов, социальная группа — это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

    Все социальные группы можно подразделить:

    • по характеру взаимодействия — на первичные и вторичные;

    • по количественному составу — на малые и большие;

    • по способу организации и регулирования взаимодействия — на формальные и неформальные.

    Под первичной понимается такая группа, в которой взаи­модействие носит непосредственный, межличностный харак­тер и предполагает взаимную поддержку. Понятие «первичная группа» было введено в научный оборот американским социоло­гом и социальным психологом Ч.Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. По­зднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между лич­ностью и обществом.

    В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер. В таких группах основное значе­ние придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производствен­но-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

    Вместе с тем не следует считать, что все вторичные группы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают су­щественное воздействие на функционирование всего.

    Малая группа это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную дея­тельность. Для малых групп характерны следующие черты:

    • малочисленный и стабильный состав (от трех до тридцати человек);

    • пространственная близость членов группы;

    • устойчивость и продолжительность функционирования;

    • интенсивность межличностных взаимодействий;

    • высокая степень совпадения групповых ценностей, норм поведения;

    • развитое чувство принадлежности к группе;

    • неформальный контроль и информационная насыщен­ность общения.

    Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, кос­мический экипаж, диверсионная группа — «командос»). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: ли­дерство и групповую динамику.

    Большая социальная группа это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредо­ванный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимает­ся также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профес­сиональные, политические, религиозные и другие группы.

    Формальная группа это обладающая юридическим ста­тусом группа, взаимодействие в которой определяется систе­мой формализованных норм и правил. Эти группы имеют норма­тивно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

    Неформальная группа -- это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаи­модействий. Подобные группы лишены официальной регламен­тации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компа­нии, объединения «неформалов» среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.



    1. Социальный контроль. Социальные нормы и санкции.

    Социальный контроль – это особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

    Он включает 2 элемента: нормы и санкции.

    Нормы – предписания того, как надо правильно вести себя в обществе.

    Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    Социальные нормы

    В основе возникновения социальных норм лежат прежде всего потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т.е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы регулярно и одинаковым образом вступать в данные взаимодействия участникам соответствующих отношений.

    Модальная функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивид, а оценка принадлежит обществу.

    Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределясь по степени социальной значимости:


    привычки




    обычаи




    традиции




    нравы




    законы




    табу

    Чем больше квадратик, тем строже наказания за нарушение данной нормы.

    Функции социальных норм:

    • регулируют общий ход социализации;

    • интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

    • контролируют отклоняющееся поведение;

    • служат образцами, эталонами поведения.


    Социальные санкции

    Выделяют 4 типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний:

    Формальные позитивные (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций: награды, премии, титулы, звания, грамоты.

    Неформальные позитивные (Н+) – публичное одобрение не от официальных организаций: похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почет, улыбка.

    Формальные негативные (Ф-) – наказания, предусмотренные официальными организациями: лишение гражданских прав, арест, тюремное заключение, увольнение, штраф, конфискация имущества, разжалование, смертная казнь.

    Неформальные негативные (Н-) – наказания не от официальных организаций: замечания, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, распускание слуха, сплетни, пренебрежение, фельетон, жалоба.


    1. Девиация и деликвентность. Социологические теории девиации.

    Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

    Социальные характеристики девиации:

    1. Относительность девиации. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей.

    2. Механизм закрепления норм. Люди по-разному определяют, что следует, а что не следует считать отклонением отнормы. Поэтому возникает вопрос, какие индивиды и социальные группы смогут придать своим определениям превалирующее значение. Кто определяется как нарушитель и что – как отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить.

    3. Зона допустимых вариаций. нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а скорее как некоторая зона. Норма обычно предполагает некие варианты поведения, новые или отличающиеся от нормативного, но не выходящие за рамки допустимого. Ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой – как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение.

    Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознанными. Все серьезные нарушения, сознательные они ил нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинкветному поведению (буквально - преступное).

    Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно по отношению к законам страны.

    исследователи современных процессов обращают внимание на то, что девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества оно может приобретать тотальных характер. Типичными реакциями на аномию становится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм.

    Социологические теории девиации

    1) Теория аномии.

    Э Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии – общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

    Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. Когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения. Мертон выделил 5 реакций на дилемму «цели – средства», 4 из которых представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии.


    тип адаптации

    цели

    средства

    конформизм

    +

    +

    инновация

    +

    -

    ритуализм

    -

    +

    ретритизм

    -

    -

    бунт

    +/-

    +/-


    Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели для достижения материального успеха, так и утвержденные обществом средства для их достижения.

    Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. (Торговля наркотиками, ограбления и т.п.)

    Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают установленные обществом культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения этих целей. (Цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту)

    Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. (Алкоголики, наркоманы, бродяги)

    Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом активно заменяют их новыми нормами. (Радикальные общественные движения)

    2. Теория культурного переноса.

    Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард (1841-1904). Он утверждал, что преступники, как и «порядочные» люди подражают поведению тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан девиантные личности подражают поведению преступников.

    Согласно Эдвину Сазерленду, чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительное будут этим контакты, тем выше вероятность того, что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды.

    3. Теория конфликта.

    Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народные массы и при этом ухитряется избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения – алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция – являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств.

    4. Теория стигматизации. (от греч.stigmo – клеймо).

    Приверженцы этой теории Эдвин Лемерт, Говард Бекер, Кай Эриксон считают, что девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение.Когда поведение людей рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и «навешивают» на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.


    1. Культура, ее виды и функции. Основные элементы культуры. Формы культуры.

    Культура(от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование, почитание) в самом широком смысле понимается и как совокупность материальных и духовных ценностей, и как твор­ческая деятельность по их созданию и развитию. Понятие «культура» используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

    Культура, будучи необычайно сложным, широким и много­гранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин — философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социоло­гию, прежде всего, интересует социальная природа культуры, ее роль в функционировании и развитии общества. Специфика со­циологического подхода к изучению культурных явлений отра­жается в понятии «социальная культура», которое все больше утверждается в научной и учебной литературе.

    Социальная культура это система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посред­ством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.

    Среди разнообразных функций социальной культуры в каче­стве основных выделяются следующие:

    • гуманистическая (развитие творческого потенциала человека);

    • социально-информационная (аккумуляция, хранение и передача социального опыта);

    • коммуникативная (функция социального общения);

    • образовательно-воспитательная (социализация личности), ее приобщение к знаниям и культурному наследию);

    • регулирующая (ценностно-нормативная регуляция социального поведения);

    • интегрирующая (объединение людей, развитие у них чувства общности, поддержание стабильности общества).

    В целом социальная культура определяет образ жизни людей, дает им необходимые ориентиры для эффективного взаимодей­ствия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную програм­му, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете. По об­разному выражению американского социолога Н. Смелзера, со­циальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.

    В социологическом изучении культуры выделяют два основ­ных аспекта: культурную статику и культурную динамику. Пер­вая предполагает анализ структуры культуры, вторая — разви­тия культурных процессов.

    Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.

    Материальная культура— это все то, в чем материализуют­ся знания, умения и верования людей (орудия труда, техника, здания, произведения искусства, украшения, предметы культа и т.д.). Духовная культуравключает язык, символы, знания, веро­вания, идеалы, ценности, нормы, правила и образцы поведения, традиции, обычаи, обряды и многое другое — все то, что возни­кает в сознании людей и определяет их стиль жизни.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта