Главная страница
Навигация по странице:

  • Социальнаяй мобильность

  • Межпоколенная мобильность

  • Внутрипоколенная мобильность

  • Вертикальная мобильность

  • Горизонтальная мобильность

  • Общественное мнение как институт гражданского общества.

  • Социальные изменения. Социологические теории социальных изменений.

  • Социальные революции, их типы. Социальные реформы. Социальные движения, их типы.

  • Вопросыи ответы, Социология. Перечень вопросов и ответов к экзамену по социологии


    Скачать 369.5 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов и ответов к экзамену по социологии
    АнкорВопросыи ответы, Социология.doc
    Дата29.01.2017
    Размер369.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросыи ответы, Социология.doc
    ТипДокументы
    #970
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Критерии социального неравенства


    1) Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и пре­вращаются в богатство.

    2) Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они на­зываются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработаю­щие, а доход - только работающие. Главное достояние высшего класса - не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход.

    3) Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т. е. охраняется законами и традицией, окружена' привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие уем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, - составляют институционализироваиную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства.

    1. Престиж - уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия.

    2. Образование

    Социальнаяй мобильность это перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса (ввел понятие П.Сорокин)

    Виды и типы социальной мобильности


    Существует два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою оче­редь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

    Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором. Внутрипоколенная мобильность имеет место там,. где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько разменяет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

    Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

    В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

    Повышение в должности - пример восходящей мобильности, разжалование - пример нисходящей.

    Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

    Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

    Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.

    Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

    Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

    Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так; например, различают:

    - индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других,

    • групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу. Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.




    1. Общественное мнение как институт гражданского общества.

    С термином «общественное мнение» мы сталкиваемся ежедневно, особенно в период острых политических, социальных событий. Чаще всего с общественным мнением связывается коллективное суждение людей по вопросам, затрагивающим большинство. Другими словами, общественное мнение есть барометр оценки текущих событий и явлений.

    В социологическом знании понятие «общественное мнение» несет 2 основные смысловые нагрузки:

    • это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества;

    • это суждения, разделяемые более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни.

    Важнейшей особенностью общественного мнения как феномена, принадлежащего духовной сфере жизни общества, является возможность его объективной оценки и описания социологическими методами. Общественное мнение служит, по сути дела, единственным источником экспериментальных данных о реальном состоянии общественного сознания, поэтому вполне естественно, что феномен общественного мнения стал предметом изучения многих социальных наук.

    В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: экспрессивную, консультативную и директивную.

    Экспрессивная функциясамая широкая по своему содержа­нию; она связана с выражением определенной позиции обще­ственности по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных госу­дарственных институтов и структур. Эта функция позволяет об­щественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в моральном и нравственном аспектах.

    Консультативная функцияобщественного мнения выражается в том, что оно дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

    Директивная функцияобщественного мнения проявляется, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Как правило, такие решения имеют императивный характер (например, волеизъявление народа проведения референдумов или плебисцитов).

    Будет ли контроль общественного мнения над властью действенным или чисто декларативным, это во многом зависит от степени демократизации политического режима, развитости институтов гражданского общества, уровня политической культуры граждан способности принимать активное участие в жизни общества.


    1. Социальные изменения. Социологические теории социальных изменений.

    Социальные изменения – это переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое.

    Социальные изменения ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые формы деятельности. Изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества факторов. Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места.

    1. Физическая среда. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технологии. Наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду (захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха и т.п.).

    2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества.

    3. Конфликты из-за ресурсов и ценностей.

    4. Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как стимуляторы.

    5. Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Инновации – как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

    6. Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

    Социологические теории социальных изменений

    1. Эволюционный подход.

    Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависимым.

    Современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях. Они признают, что «изменения» необязательно предполагают «прогресс», что они осуществляются совершенно разными путями и идут во множестве различных направлений. Ведущий представитель структурно-функционального подхода Т.Парсонс разработал теорию «эволюционных изменений». Отвергая представление о том, что эволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс, Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себе дифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем предшествующие.

    1. Теории циклических изменений.

    Теоретики циклизма придерживаются концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка. Немецкий теоретик Освальд Шпенглер (1880-1936), автор книги «Закат Европы» (1918), утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закат и, наконец, смерть. На основании изучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, что каждая культура существует примерно 1000 лет. Он считал, что западная культура зародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок (отсюда заглавие его книги и вызванный ею интерес).

    Английский историк Арнольд Дж.Тойнби утверждает, что цивилизация возникает в ответ на какой-то «вызов». таким вызовом может стать воздействие природных сил, например сурового климата, или человеческих факторов, например воинственных соседей. Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам. В том случае, если творческое меньшинство не в состоянии справится с противодействующими силами, наблюдаются раскол и дезинтеграция цивилизации. В процессе дезинтеграции меньшинство занимает место правящей элиты и силой навязывает свою волю. Развитие неуклонно идет к упадку, поскольку внутренние конфликты усиливаются.

    1. Функциональная теория.

    Понятие системы является центральным для структурно-функциональной модели общества. Одной из отличительных черт системы является ее стремление к равновесию. По аналогии с биологическим организмом социальная группа описывается как существующая в состоянии динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему и устанавливая новый уровень равновесия. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

    Социологи Уильям Ф.Огборн считает, что толчок к социальным переменам исходит от материальной культуры. Нематериальная культура должна адаптироваться или реагировать на изменения, имеющие место в материальной культуре. Поскольку нематериальной культуре приходится постоянно «догонять» материальную культуру, между двумя формами культуры образуется разрыв. Огборн определил такой разрыв как культурное отставание.

    1. Теория конфликта.

    Приверженцы теории конфликта полагают, что напряженные ситуации между конкурирующими группами являются основными источником социальных изменений. Наиболее точное определение конфликтологического подхода содержится в трудах К.Маркса, особенно в его понятии диалектики. Диалектика описывает мир в динамике, мир, который скорее находится в становлении, чем в состоянии бытия. Согласно теории диалектического материализма, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия, или слабые места, способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений, и Маркс считал его ключом к пониманию истории человечества. Однако даже многие приверженцы этой теории убеждены, что другие типы конфликтов являются столь же важными, а в некоторых случаях даже более важными. Речь идет о конфликтах между нациями, этническими группами, религиями и группами различных экономических интересов.


    1. Социальные революции, их типы. Социальные реформы. Социальные движения, их типы.

    Социальные революции

    П. Штомпка называет революции «пиком» соци­альных изменений.

    От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

    1. комплексность: они захватывают все сферы и уров­ни общественной жизни;

    2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы соци­ального устройства;

    3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

    4. исключительность: революции неизгладимо оста­ются в памяти людей;

    5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, уто­пический энтузиазм.

    Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:

    - «Быстрые, фундаментальные насильственные внут­ренние изменения в доминирующих в обществах ценно­стях и мифах, в его политических институтах, социаль­ной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).

    - «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).

    - «Захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

    Таким образом, главные отличительные черты революций — комплексность и фундаментальность происхо­дящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровожда­ет революционные преобразования: например, социаль­но-экономические преобразования последнего десятиле­тия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.

    Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народ­но-демократические и социалистические.

    Антиимпериалистические — революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение националь­ной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)

    Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистичес­ких производственных отношений, свержение абсолютных монар­хий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций — промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база — крестьянство, городские слои (пример — Вели­кая Французская Революция).

    Буржуазно-демократическая революция— разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европей­ские революции 1848 — 1849 гг., русская революция 1905 г.).

    Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.

    Народ­ная революция— широкое и массовое движение в противополож­ность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим пе­реворотам. Они могут иметь различное социально-экономическое и политическое содержание.

    Народно-демократическая революция — антифашистская, демократическая, национально-освободитель­ная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточ­ной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.

    «Нежная» (бархатная) революция — демок­ратическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были лик­видированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процес­сы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.

    Социальные реформы — это :

    1. изменение какой-либо суще­ственной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;

    2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризую­щаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленнос­тью таких изменений;

    3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.

    Формально под социальными реформами понимается нововве­дение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ су­ществующего общественно-политического строя.

    Необходимость осуществ­ления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.

    Ход по­литики социальных реформ определяется сложным переплетением объектив­ных и субъективных факторов. Успех или неуспех реформ в значитель­ной мере зависит от степени готовности правящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препят­ствия для нормального развития общества.

    Многое зависит также и от сво­евременности проведения необходимых преобразований. Как пра­вило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина,реформы не должны попирать человеческую природу и проти­воречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тща­тельное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводится в жизнь правовыми, конституционными сред­ствами.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта