Главная страница
Навигация по странице:

  • Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров (сказка, басня, стихотворение).

  • Методика работы над разными видами изложений в начальной школе (подробное, краткое, выборочное, творческое).

  • Методика работы над подробным изложением

  • Методика работы над выборочным изложением

  • Методика работы над сжатым изложением

  • 1 этап.

  • Методические основы формирования орфографического навыка у младших школьников: орфографический навык, орфографическое действие, орфограмма, орфографическое правило.

  • Орфографический навык

  • Перечень вопросов, выносимых на итоговый экзамен


    Скачать 452.69 Kb.
    НазваниеПеречень вопросов, выносимых на итоговый экзамен
    Дата19.03.2022
    Размер452.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаvoprosi_nachalnoe_2022.docx
    ТипДокументы
    #404608
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Методика формирования полноценного навыка чтения (работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения); обучение смысловому чтению.


    Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

    1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

    2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

    Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

    Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

    1. Искажение звукобуквенного состава:

    пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

    перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

    вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.

    2. Наличие повторов.

    Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом..

    3. Нарушение норм литературного произношения.

    Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

    1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

    2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:

    единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением.

    3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы.

    Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

    1) несовершенство зрительного восприятия;

    2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

    З) нехватка дыхания;

    4) незнание орфоэпических норм;

    5) незнание лексического значения слова;

    6) “догадка", вызванная субъективным типом чтения.

    Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

    Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

    1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

    2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

    Смысловое (продуктивное) чтение  — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

    Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

    Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста.

    Сплошные тексты (без визуальных изображений)

    описание (художественное и техническое);

    повествование (рассказ, отчет, репортаж);

    объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

    аргументация (научный комментарий, обоснование);

    • инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

    Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

    информационные листы (расписания, каталоги и др.);

    расписки (билеты, накладные, квитанции);

    призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);

    таблицы и графики; списки; карты.

    1. Методика чтения и анализа произведений различных литературных жанров (сказка, басня, стихотворение).

    Методика чтения художественного произведения в младших классах имеет сложную историю развития, её спорные вопросы решаются вплоть до настоящего времени.

    Методические приемы работы над сказкой: А) Выразительное чтение сказки учителем. Народная сказке создавалась устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенностью объясняется манера ее чтения учителем. Чтец в процессе чтения обращается к слушателям, ищет их сочувствия, поддержки. Нельзя вносить в речь эл-т обыденности, сказка требует особой тональности, таинственности, необычности повествования. Чтение тех мест, в которых говорится о чудесах, превращениях, исполнителем соблюдается некоторая замедленность темпа. приглушенность голоса. Сказки строятся на принципе антитезы. Рекомендуется выделять голосом устойчивые сказочные выражения. Красочные эпилеты, сравнения, чтобы обратить внимание детей на изо.средства языка. Конец сказки нужно читать замедленно, с интонацией удовольствия, дать возможность детям насладиться ее счастливым концом. Б)Словесное и графическое рисование, рассматривание иллюстраций, подвижные иллюстрации. Цель – помочь живо представить героев сказки, волшебные существа, анализ превращений и обращении происходящих с помощью волшебных сил. В)Сравнительный анализ параллельных эпизодов. Цель - понять функцию добра и зла со стороны волшебных сил по отношению к персонажам, показать как по-разному ведут себе герои в одной ситуации или один и тот же герой в разных ситуациях. Г) Составление элементарных оценочных характеристик героев и подробных рассказов о героях. Д) Анализ(композиции сказки. (вычленение зачина, троек ратных повторов, благополучной концовки). Е) Анализ языковых средств сказки. - игра в особые сказочные слова. Ж) Творческие приемы: - продолжение сказки до логического и эмоционального конца З) Вычленение сказочных примет. И) Выявление главной мысли сказки, написание отзыва.

    Басня. Б. - один из древнейших жанров словесного искусства. Особое место в становлении и развитии этого жанра принадлежит Др.Греции. Ученые считают, что автором первой басни –Гесиод. Hо основоположником басни – Эзоп. Этот жанр утвердил в русской поэзии А П. Сумароков. Высшего своего цветения басня достигла в творчестве И А Крылова. Метод. условия эффективной работы над басней; 1) Удачный способ объяснения жанровых особенностейБ. - чтение и обсуждение вступительной статьи в учебнике;

    -чтение и комментирование диалогов сквозных персонажей.2) Особое содержание подготовительной работы. цель - представить персонажей и выявить основные линии их поведения, характерные повадки. 3)Использование басни для расширения кругозора, нравственного развития и обогащения словарного запаса, а также развития исполнительских навыков (чтение по ролям, драматизация). 4)Много для понимания идеи басни дает выяснения отношения детей к ее персонажам. 5)Важно выяснять отношение автора к героям.

    В литературоведении различают две системы художественного строения речи – прозаическую и стихотворную.

    Для стихотворной речи присущи несколько признаков

    · ритм, который характеризуется повторяющимися элементами, повторением ударных и безударных слогов в строке;

    · рифма, что обозначает созвучие концов стихотворных строк (за исключением белых стихов, для которых рифма не характерна);

    · повышенная эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе.

    Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

    Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное условие обуславливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

    Анализ эпического стихотворения направлен на выяснения сюжета (развитие действия), раскрытия особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, составление плана, чтение в лицах.

    1. Методика работы над разными видами изложений в начальной школе (подробное, краткое, выборочное, творческое).

    Изложение – традиционный вид учебной работы по развитию связной речи школьников. Каждый вид изложения преследует свою цель. Учителю, для достижения учащимися этой цели, необходимо знать и владеть методикой работы над изложением.

    Методика работы над подробным изложением

    Понятие об изложении вводится во 2 классе. Для 1 этапа работы удобнее всего использовать подробное изложение по зрительно воспринимаемому тексту. На 2 этапе все знания об изложении закрепляются, систематизируются.

    Учитель читает текст, обращает внимание на смысловую целостность текста: о чём говорит заглавие, выделяет опорные слова, выясняет смысл непонятных слов, их написание. Языковая подготовка к изложению должна включать помимо выяснения непонятных слов, работу над лексикой, опорно-выразительными средствами, может сочетаться с работой над планом и композицией текста. Чтобы правильно составить план, дети уже при ознакомительном чтении должны определить, какой тип речи доминирует в данном тексте. Работа над композицией включает в себя:

    - повторение сведений о рассказе как о литературном жанре;

    - теоретический анализ композиционных особенностей рассказа. Из каких частей состоит рассказ? Что связывает в единое целое различные части рассказа? Как схематично можно изобразить построение любого рассказа? Итак, что вы знаете о рассказе? Назовите какой-нибудь рассказ. Докажите, что это рассказ. Важно, чтобы дети вспомнили, что в основе рассказа лежит случай, эпизод, происшествие. В рассказе главное – развёртывающееся в определённой последовательности действие, которому подчиняется описание героев, места и времени действия. В рассказе 4 части: завязка (начало действия), развитие действия, кульминация, развязка.

    У.: Отражено ли в данной схеме содержание рассказа, который вы прослушали? (Нет, в данной схеме указаны только части, а их названия отсутствуют). Чтобы отразить в схеме рассказа его содержание, мы должны составить план (коллективная работа над планом рассказа). Составление плана опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок.

    Дети читают второй раз текст с установкой на детальное чтение текста (выделить основные смысловые части текста). Открывается памятка “Как подготовится к изложению”:

    1. Прочитай (прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.

    2. Найди в тексте опорные слова.

    3. Раздели текст на части, озаглавь их.

    4. Найди буквы, которые надо проверить, объясни, почему так пишутся слова.

    5. Прочитай текст ещё раз. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

    Работа над каждым пунктом памятки в отдельности. Работа над постепенным сжатием смысловых частей до формулировок плана.

    Методика работы над выборочным изложением

    Выборочное изложение предполагает отбор материала, относящегося к определённой теме, персонажу или явлению. Следовательно, ученику прежде всего необходимо осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей и пересказать тем или иным способом (подробно или кратко, художественно или по-деловому). Именно поэтому выборочное изложение является связующим звеном между изложением и сочинением. На 1 этапе обучения необходимо, чтобы текст воспринимался не только на слух, но и зрительно. Выборочное изложение предлагается после проведения специальных уроков, связанных с выработкой умения раскрывать тему, реализовывать основную мысль высказывания. Тексты следует брать небольшие, чтобы они позволяли сосредоточивать внимание младших школьников на различного рода описаниях: цветка, дерева, животного… Одновременно на уроках чтения дети делают небольшие устные выборочные пересказы по прочитанным произведениям. Выборочный рассказ позволяет продолжить работу над умением собирать и систематизировать материал.

    Памятка “Как подготовиться к выборочному изложению”:

    1. Перечитай текст, отметь в нём те отрывки, которые относятся к герою.

    2. Определи, о чём говорится в каждом отрывке. Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему. Если есть, поставь один и тот же номер.

    3. Просмотри отрывки, расположи их по порядку, сгруппировав их.

    4. Подбери к ним заглавия.

    5. Просмотри ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки содержанию отрывков.

    6. Расскажи о герое, пользуясь планом.

    Тексты подбираются таким образом, чтобы можно было показать детям, что в одних случаях весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказа не требуется вносить изменений в исходный текст, в других – нужный для выборочного пересказа материал рассредоточен по разных местам. Далее работа может строиться так:

    - Учитель (или школьник, подготовленный заранее) выразительно читает текст.

    - Беседа по содержанию. Определение жанра отрывка, формулировка основной мысли.

    - Выделение объектов описания.

    - Повторное чтение с установкой на изучающее слушание (выбрать материал, нужный для описания предмета, героя, события). Работа идёт параллельно на доска и в тетрадях.

    - Анализ каждого выбранного детьми предложения сточки зрения его возможности для описания (в результате одни предложения исключаются, другие записываются). Так составляются рабочие материалы. Имея их перед глазами, дети убеждаются в том, что для пересказа необходимо изменить эти предложения, их последовательность, связать между собой.

    - Беседа о форме нового текста на основе выбранного материала: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные части. Составление плана (внимание детей обращается на то, что план описания не соответствует последовательности изложения).

    По этому плану может быть построен урок выборочного изложения.

    Методика работы над сжатым изложением

    Сжатое изложение текста – это краткий его пересказ. В основе лежит “свёртывание” или сжатие информации. Прежде чем записать текст, ребёнок должен его обработать, но не просто отбросить ненужную информацию и за этот счёт сократить текст, а так, чтобы через достаточно длительный промежуток времени можно было вновь развернуть текст без существенной её утраты. Процесс написания сжатого изложения слагается из ряда этапов, которые учитель должен использовать в работе с детьми:

    1 этап. Аудирование – организация учителем восприятия текста (лучше зрительно) с установкой на ознакомительное чтение.

    2 этап. Выделение главных смысловых частей плана, т.е. составление плана, которое опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок. Учитель второй раз читает текст с установкой на детальное слушание: детям необходимо определить, сколько в тексте частей и выделить в каждой части опорные слова. Только после выделения основных частей текста ребёнок может приступить к свёртыванию информации, находящейся в каждой части. Результатом сжатия должно стать уменьшение объёма текста по сравнению с исходным при сохранении главных мыслей. Сюда же относится и работа по сокращению текста в соответствии с составленным планом.

    3 этап. Учитель начинает обучение переформулированию каждой части и выбору наиболее удачных формулировок в соответствии с основной мыслью части. Критерий отбора заголовка – точность, соответствие основной мысли. При написании сжатого изложения переформулировка состоит в том, что сохраняются только главные мысли в каждой части, и они носят фразовый характер. Поэтому наступает момент сжатия фразы до назывного предложения, состоящего из 2-3 слов.

    1. Методические основы формирования орфографического навыка у младших школьников: орфографический навык, орфографическое действие, орфограмма, орфографическое правило.


    Орфографический навык — действие сложное, которое формируется на основе целого комплекса знаний и умений. При этом необходимо строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент того или иного навыка. Только при этом условии учащийся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно.

    Прежде чем преступить к работе над определенным навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями не должен овладеть ученик, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.

    Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. Умение- это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности. Орфографический навык основывается на таких простых навыках и умениях, как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны; устанавливать морфемный состав, вычленять орфограмму из слова, определять её тип; умение подбирать проверочные слова и т.п. Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и проходит несколько ступеней.

    Выделяют такие ступени формирований орфографического навыка:

    1. Создания учебной ситуаций, порождающей потребность проверить орфограмму.

    2. Поиск способа выполнения действия.

    3. Составления алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

    4. Выполнения действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану — по этапам.

    5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму в изменяющихся условиях и вариантов, с постепенным свертывание алгоритма, сокращением действия.

    6. Появления элементов автоматизмов и его усиление в результате многократного выполнения однотипных действий. Достижение полного автоматизма. Постепенный отказ от применения правил.

    Весь этот цикл в начальной школе не завершается.

    С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы:

    - формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

    - формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний).

    Но и в той и другой группе центральное место занимает умение «видеть орфограмму», то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта