Главная страница

Отечественная литература (1 треть 19 века). Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в


Скачать 0.9 Mb.
НазваниеПериодизация истории русской литературы первой половины XIX в
АнкорОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
Дата04.05.2017
Размер0.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
ТипДокументы
#6966
страница26 из 44
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   44

Вопрос 31


«Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый реалистический роман в русской литературе. Проблематика и образы.

«Евгений Онегин» — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823—1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности.

Сюжет

Роман начинается ворчливыми мыслями молодого дворянина Евгения Онегина, посвящёнными болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени —

«Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец».

Онегин получил типичное для многих дворян воспитание — сначала гувернантка Madame (не путать с нянькой), затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Пушкин подчеркивает, что воспитание Евгения типично для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Евгений Онегин. Илл. Е.П. Самокиш-Судковской

Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими развлечениями, но эта постоянная череда забав привела героя к хандре. Евгений уезжает к дяде в деревню. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но и здесь его одолевает хандра.

Дуэль Онегина и Ленского

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблён в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Ольга красива внешне, но неинтересна Онегину:

«Неужто ты влюблен в меньшую?

— А что? — Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.»

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

«[…] Надулся он и, негодуя,

поклялся Ленского взбесить,

И уж порядком отомстить».

На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.

Через три года он появляется в Москве и встречает Татьяну. Она важная дама, жена генерала. Онегин влюбляется в неё, но на этот раз отвергают уже его. Татьяна так же любит его, но говорит, что хочет остаться верной мужу.

К началу 30-х годов Пушкин закончил «Евгения Онегина» - первый образец русского реалистического социально-бытового романа, в котором многосторонне отражено русское общество 10-20-х годов XIX века.

Для романа характерна глубина раскрытия типических характеров в их эволюции, полнота изображения исключительно широкой картины русской действительности: Москва, Петербург, деревня, поместный быт, представители разных общественных сословий, от столичного до провинциального дворянства («энциклопедия русской жизни»).

«Евгений Онегин» - «в высшей степени народное произведение». Хотя непосредственное изображение народа занимает небольшое по объему место в романе, авторское понимание нравственных и эстетических идеалов тесно связано с народным, восприятие природы дано как бы глазами «русского человека». Главное же заключается в том, что автор создает русские национальные характеры в их конкретно-исторической обусловленности. Роман «Евгений Онегин» народен и в смысле объективной прогрессивности своего идейного содержания.

Онегин и Татьяна.

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - один из первых социальных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема отношений личности и общества.

Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе крупнейшего его произведения.

Наиболее ярко эта идея выразилась в системе образов романа, в сопоставлении Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба отвергают ее.

Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние "света" с его бесплодной, пустой суетой. Онегин понимает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой.

Татьяна - "милый" и "верный" идеал нравственной чистоты - прямая противоположность Онегину. Формирование ее характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Это вовсе не значит, среда, в которой воспитывалась Татьяна была безупречной, но, инстинктивно отталкивая от себя все низкое, пошлое, ординарное, не соответствующее ее романтическому восприятию мира, она создает свой особый поэтический мир. Страшные рассказы, поэтические народные сказания, приметы, таинственно-прекрасная жизнь природы, романы - вот чем воспитывалась эта девочка.

Воспитанная на сентиментальных романах, Татьяна сосредоточила все свои духовные силы в сфере чувств. Жить для нее значило чувствовать, целью жизни была любовь к сильному.

Если раньше она жила в мечтах, то теперь, полюбив, неминуемо должна была столкнуться с жизнью. Но к этому времени характер Татьяны успел сформироваться, и потому она выходит из жизненных испытаний нравственно непобежденной.

Таким образом, нравственная чистота Татьяны противопоставлена порожденному социальными условиями характеру Онегина. Это противопоставление позволяет автору наглядно показать несовершенство общества, уродующее человеческую душу.

Но и судьба Татьяны трагична: ей не суждено быть счастливой. Невозможность этих людей, будто созданных друг для друга, быть счастливыми вместе - главный укор обществу.

В чем же видел Пушкин пути прогрессивного изменения общества? Он верил в возможность улучшения общества через нравственное усовершенствование людей. Вери, что если люди поймут, что такое истинная любовь и истинное страдание, то не станет ни эгоизма, ни желания устроить свои дела за чужой счет. Они оставят пустые дрязги и сплетни, поймут никчемность своего существования и займутся, наконец, делом, достойным человека.

Пушкин указывает путь нравственного возвышения людей и улучшения общества через естественность и красоту отношений. В этом проявился великий гуманизм Пушкина, который отстаивал право личности быть свободной, любить и верить в жизнь. Эти надежды были рождены добротой и величием гения, который пробуждал "чувства добрые" в сердцах современников и потомков.

Центральный образ Евгения Онегина - рисуется в углубленной социальной перспективе: от бытовых причуд столичного денди через хандру и индивидуалистическую оппозиционность Пушкин приводит героя к скептическому отрицанию русской действительности. Разочарованная и неудовлетворенная в своих общественных запросах свободолюбивая личность противостоит косному и консервативному обществу - вот основа конфликта романа, раскрывающегося главным образом в сюжетной истории взаимоотношений Татьяны и Онегина.

В качестве ведущей проблемы романа ставится важнейший вопрос эпохи; по какому пути идти просвещенной передовой дворянской интеллигенции, если она порывает с невежественным и консервативным большинством своего класса и в то же время на знает реальных способов изменения общественного устройства? В лице Онегина Пушкин запечатлел драматическую судьбу лучших людей времени - передовой дворянской интеллигенции, чья прогрессивная роль стала убывать после поражения декабристов. Из общей массы дворян Онегин выделяется своим умом, образованностью, критическим отношением к окружающей действительности, нежеланием служить ради карьеры. Отсутствие дела и цели жизни - «недостатки» Онегина, обусловленные принадлежностью к дворянскому сословию, поэтому разочарованность Онегина предстает как характерное явление времени. Развязка любовно-дружеского конфликта (Онегин - Татьяна - Ленский) намекает на отсутствие социальной перспективы как онегинского скепсиса, так и восторженного романтизма Ленского.

Трагедия главного героя во многом проистекает как раз из неумения Онегина "вовремя созреть", из "преждевременной старости души". То, что в жизни автора совершилось гармонично, хотя и не безболезненно, в судьбе его героя стало причиной трагедии. Поиск смысла жизни проходит в разных плоскостях существования. Сюжет романа строится на любви основных героев. Поэтому проявление сути человека в выборе возлюбленного, в характере чувства - важнейшая черта образа, определяющая все его отношение к жизни. Любовь для автора и для его героини Татьяны - огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского - необходимый романтический атрибут, потому-то он и выбирает лишенную индивидуальности Ольгу, в которой слились все типичные черты героинь сентиментальных романов: Ее портрет, он очень мил,Я прежде сам его любил,Но надоел он мне безмерно.

Для Онегина любовь - "наука страсти нежной". Истинное чувство познает он к концу романа, когда придет опыт страданий. "Евгений Онегин" - произведение реалистическое, а реализм, в отличие от иных художественных методов, не предполагает какого-либо окончательного и единственно верного решения основной проблемы. Напротив, он требует неоднозначности трактовки этой проблемы: Так нас природа сотворила,К противуречию склонна. Умение отразить "склонность" человеческой натуры "к противуречию", сложность и изменчивость самосознания личности в мире - отличительные черты пушкинского реализма.

Двойственность образа самого автора заключается в том, что он оценивает свое поколение в его целостности, не переставая при этом ощущать себя представителем поколения, наделенным общими с ним достоинствами и недостатками. Пушкин подчеркивает эту двойственность самоощущения лирического героя романа: "Мы все учились понемногу...", "Мы почитаем всех нулями...", "Мы все глядим в Наполеоны", "Так люди, первый каюсь я, От делать нечего друзья..."Сознание человека, систему его жизненных ценностей во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно.

Первая глава дает резко сатирическое изображение света и времяпрепровождения светской молодежи. Трагическая 6-ая глава, где погибает юный поэт, заканчивается лирическим отступлением: размышления автора о возрастном рубеже, который он готовится перешагнуть: "Ужель мне скоро тридцать лет?

" И он призывает "младое вдохновенье" спасти "душу поэта" от гибели, не дать "...окаменеть В мертвящем упоенье света, В сем омуте, где с вами я Купаюсь, милые друзья!". Итак, омут, мертвящий душу. Но вот 8-ая глава: И ныне музу я впервыеНа светский раут привожу. И что же?

Ей нравится порядок стройныйОлигархических бесед,И холод гордости спокойной,И эта смесь чинов и лет. Очень верно объясняет это противоречие Ю.

М. Лотман: "Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механистический, он оставался объектом осуждения, с другой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского и самого автора "Евгения Онегина", он сохраняет безусловную ценность. Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света" (Лотман Ю.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   44


написать администратору сайта