Главная страница
Навигация по странице:

  • Поэт начал писать в пору широкого распространения в русской литературе жанра романтической поэмы, популярность которому создали южные поэмы Пушкина.

  • Лермонтова отразить реальные впечатления, полученные им на Кавказе

  • Оригинальность Лермонтова не сводится к переработке, хотя бы и творчески самостоятельной, заимствованного материала.

  • Отечественная литература (1 треть 19 века). Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в


    Скачать 0.9 Mb.
    НазваниеПериодизация истории русской литературы первой половины XIX в
    АнкорОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
    Дата04.05.2017
    Размер0.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
    ТипДокументы
    #6966
    страница34 из 44
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   44

    Вопрос 41


    Эволюция поэтической системы М.Ю. Лермонтова.

    Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

    • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);

    • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);

    • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);

    • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);

    • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);

    • Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.

    • Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека — удивительная, чисто лермонтовская черта. Противоборство сил добра и зла в душе человека — основной конфликт лирического героя Лермонтова

    Вопрос 42


    Ранние романтические поэмы М.Ю. Лермонтова. Тип героя, своеобразие сюжета.

    Поэт начал писать в пору широкого распространения в русской литературе жанра романтической поэмы, популярность которому создали южные поэмы Пушкина. Вместе с тем в ранних поэмах Лермонтова проявилось увлечение юного поэта мятежной поэзией Байрона. Новой ступенью в развитии эпической поэзии Лермонтова явился цикл Кавказских поэм, созданный им в 1830 – 1833 годах: «Каллы», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей», «Хаджи-Абрек». Очевидно длительное пребывание Лермонтова на Кавказе в последние годы жизни позволило ему более верно и трезво взглянуть на кавказские события. Возвращаясь к поэмам 1830 – 1833 годов, к их художественным особенностям, мы наблюдаем, как стремление Лермонтова отразить реальные впечатления, полученные им на Кавказе, вносит изменения и в композиционно-стилистическую форму романтической поэмы. В построении первых поэм Лермонтова с достаточной последовательностью соблюдены принципы романтической композиции: выделение наиболее напряженных и эффектных эпизодов, перестановки и пропуски отдельных сюжетных звеньев, драматизированная форма изложения и другие средства, выражающие характерную для жанра лирическую эмоциональность и романтическую таинственность. Через эти традиционные особенности пробиваются черты новой композиционной манеры – эпической в своей основе: последовательное и связное изложение событий, широкая и объективная манеры изложения.

    В творческом создании юного Лермонтова возникли два образа, которые стали спутниками поэта на всём его дальнейшем идейно-художественном пути нашли завершенное воплощение в последних романтических поэмах: «Мцыри» (1839, напечатанная в 1840) и «Демон» (1841 год).

    Оригинальность Лермонтова не сводится к переработке, хотя бы и творчески самостоятельной, заимствованного материала. Если русская романтическая поэма, как она сложилась в творчестве Пушкина и декабристов, явилась национально-самостоятельным литературным жанром, то «Демон» Лермонтова – своеобразный итог развития этого жанра в его пушкинском варианте.

    Вопрос 43


    Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»: философская проблематика, сюжет, система образов.

    Поэму, надеюсь, все читали. Напомню: Основное место в поэме занимают монологи Демона, раскрывающие его мысли и чувства, описания природы, подробные изображения переживаний героини – Тамары. Демон, «печальный дух изгнанья», которому в жизни наскучило всё, видит смертную девушку, красавицу Тамару, когда она готовиться к свадьбе. Охваченный чувством любви, он мечтает о возрождении. Демон насылает на жениха девушки разбойников, которые убивают его. Конь приносит на свадьбу мертвого жениха, после чего у Тамары едет крыша и она уходит в монастырь. НО Демон достает её и там! Своими пламенными речами и общениями (люблю – куплю, классика жанра) он возбуждает к себе жалость и сочувствие Тамары, и она влюбляется в него. Поцелуй нечеловеческого существа убивает влюбленную глупышку (конечно, чего уж говорить о поцелуях, коли кислотная слеза Демона прожгла дыру в полу). Казалось бы совсем не хэппи энд, но душу Тамары, которую хотел забрать Демон, уносит ангел в рай.

    Система образов: Итак, Тамара – символ красоты. Влечение Демона к Тамаре – это отчаянная попытка замкнутого в себе индивидуалиста выйти из состояния отчуждённости и вынужденного бездействия, найти в красоте отраду и забвение. Но любовь гордого индивидуалиста заканчивается печально. В развязке выступает «Ангел» – символ противоположных Демону начал: любви и прощения. Появление Ангела подчёркивает всю безысходность положения Демона: на пути, по которому он идёт, на пути индивидуализма, когда собственное «я» ставится в центре всего существующего, нет ни счастья, ни живой деятельности. Образ Демона является двойственным. С одной стороны, романтической, в нём воплощено отрицание всего косного, отрицание человеческой пошлости, ограниченности, устаревших авторитетов, преданности старым устоям и традициям, протест против деспотизма, откуда бы он ни исходил, порыв к свободе. Но с другой стороны Демон – ссаный эгоист, который думает только о себе, за что и осужден на вечные одинокие скитания.

    Философская проблематика: Ну это очевидно – борьба добра и зла. Вся поэма построена на антитезах: Бог и Демон, Ангел и Демон, Демон и Тамара, что это подтверждает. Если покопаться глубже и учесть, что Лермонтов романтик, то можно приплести сюда рабство и свободу, веру и скептицизм, против которых так боролся в свое время сам поэт.
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   44


    написать администратору сайта