Главная страница

Отечественная литература (1 треть 19 века). Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в


Скачать 0.9 Mb.
НазваниеПериодизация истории русской литературы первой половины XIX в
АнкорОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
Дата04.05.2017
Размер0.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
ТипДокументы
#6966
страница37 из 44
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   44

Вопрос 46


Жанровое и стилевое новаторство романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» (1838-1840) - роман, состоящий из 5 повестей, объединенных главным действующим лицом - Печориным.

Жанр - роман в виде «цепи повестей» - был подготовлен распространенными в русской прозе 30-х годов циклами повестей, которые часто приписывались особому рассказчику или автору («Повести Белкина» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и др.). Л. обновил этот жанр, перейдя к описанию внутренней жизни человека и объединив все повести личностью героя. Цикл повестей превратился в социально-психологический роман.

Повесть «Бэла» - смесь очерка и романтической повести о любви «светского» человека к дикарке или дикарки к цивилизованному человеку; напоминает романтическую поэму с перевернутым сюжетом: герой не бежит в чуждую ему социально культурную среду и не возвращается в родное лоно из чуждого окружения, а, напротив, похищенная дикарка водворяется в жилище цивилизованного человека. Повесть «Максим Максимыч» – смешение «физиологического» очерка с жанром «путешествия». «Журнал Печорина» относится к эпистолярному жанру и является не чем иным, как дневником исповедью. Однако вместо целостного изложения «Журнал Печорина» распадается на ряд повестей. Из них «Тамань» – смесь романтической поэмы и баллады (столкновение цивилизованного человека с условно естественными и примитивными по своему общественному развитию людьми); «Княжна Мери» – светская повесть; «Фаталист» – философская повесть, построенная на материале военного быта.

В романе Л. композиция и сюжет подчинены одной задаче: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя, проследить историю его внутренней жизни. Одной из важнейших особенностей романа является нарушение хроникальной последовательности событий, в чем заключается своя художественная логика и закономерность. Сначала читатель узнает о последствиях случившихся событий, затем об их причине, причем каждое событие подвергается героем анализу, в котором важнейшее место занимает самоанализ, размышление о себе и мотивах своего поведения. Читатель в продолжение произведения движется от одного происшествия к другому, и каждый раз вскрывается новая грань печоринской души.

Роман построен так, что Печорин и его история последовательно предстают перед читателем как бы с трех точек зрения. Предисловие автора объясняет цель, общий замысел произведения. Затем идут путевые записки автора, начинающие повесть «Бэла». Центральным в повести является рассказ старого офицера. Рассказ этот перебивается описанием Крестового перевала. Повествование Максима Максимыча осложнено и тем, что в первую его часть включен рассказ Казбича, а во вторую - характеристика Печорина. Этой композиции повести соответствует ее стилистическая сложность: каждое действующее лицо имеет свою речевую манеру. Вложив рассказ об истории Печорина и Бэлы в уста Максима Максимыча, Л. оттенил трагическую опустошенность Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека.

Вопрос 47


Реалистическое и романтическое начала в романе М.Ю. Лермонтова «герой нашего времени».

Органический синтез романтизма и реализма был закономерно подготовлен движением мирового историко-литературного процесса.

В этом смысле знаменательно прозорливое суждение одного из современников поэта – Е.А.Баратынского, высказанное им ещё в 1831 г.: «Все прежние романы видят только физические явления человеческой природы, другие видят только её духовность. Надо соединить оба рода в одном».

Одним из важнейших событий в европейской литературе конца XVIII – первой трети XIX века было зарождение реалистического метода. В этот период одной из важнейших задач как в западноевропейской, так и в русской литературе была задача создать образ героя своего времени, передового молодого человека, рассказать об отношении этого героя к породившему его обществу.

Все разновидности типа «странного человека» заключают в себе потенциальное или определенно выраженное тяготение к романтизму и реализму. Это обусловлено больше всего сущностью самого типа, определяемого понятием «странный человек». В нём одинаково важны обе его составные части: странность, приподнятость над повседневной действительностью, способствующая романтизации типа, существование в реальном, чаще всего современном обществе. Он потому-то и кажется странным, что берётся в неразрывной связи с массой обычных, повседневно встречаемых людей. Это обусловливает реальную, а потом и реалистическую природу образа «странного человека».

Печорин изображён как натура незаурядная, волевая, действенная, однако он не только не самообольщается насчёт истинной ценности и значения своих действий, сводящихся к светским любовным интригам, но и не проявляет каких-либо порывов к чему-нибудь более значительному, выходящему за пределы, очерченные вокруг него светской средой.

Красинский - романтик-мечтатель. Но мечты его иллюзорны, усилия бесплодны, они не могут изменить его реального положения, ибо он не знает действительной жизни и людей.

Ему импонирует внутренняя сдержанная сила Печорина, его близость к реальной жизни без всяких прекрас, его глубокое знание людей, скрытых пружин их действиях. Но его не может удовлетворить в нём бескрылая приземлённость, полное отсутствие идеалов. Не больше устраивала его бесперспективная «идеальность» Красинского, хотя Лермонтову по-прежнему близка его позиция защиты прав и достоинства человеческой личности, протест против грубой, жестокой действительности. Возможно, эта противоречивость авторской позиции явилась одной из причин незавершённости романа.

В образе Печорина Лермонтов объединит главные черты Печорина из «Княгини Лиговской» и Красинского: скептический острый ум, действенность характера и силу воли одного и непримирённость с действительностью, бунтарски-индивидуалистический протест против неё, порывы к идеалам другого. А «мечты» Красинского и в то же время внутреннюю «бескрылость» прежнего Печорина автор передаёт Грушницкому.

Система образов «Героя нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена прежде всего раскрытию центрального персонажа, в чём есть, по мнению Удодова, определённый отзвук романтической поэтики. Однако второстепенные действующие лица имеют и вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы, что соответствует реалистическим принципам изображения. Тем не менее в некоторых из них реализм уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями романтизма.

Язык, слог, стиль романа Лермонтова органически впитали в себя достижения зрелого романтизма и набиравшего силу реализма 1830-х годов, отразив в себе коренные свойства и особенности творческой индивидуальности Лермонтова с её тяготением к органическому синтезу «разнонаправленных» элементов и начал.

В «Герое нашего времени» две стилевые тенденции (романтическая и реалистическая) сливаются в мощный поток двуединого романтико-реалистического стиля. В нём Лермонтов творчески трансформировал и органически воссоединил точность, простоту и естественность пушкинской прозы с живописной яркостью, повышенной эмоциональной насыщенностью лучших образцов зрелого романтического стиля.

Композиция «Героя нашего времени» не линейная, а концентрическая. И не только потому, что всё в ней тяготеет к одному центральному герою. Все части романа являются не столько отдельными сторонами единого целого, сколько замкнутыми кругами, содержащими в себе суть произведения во всём объёме, но не во всей глубине. Наложение этих кругов друг на друга не столько расширяет рамки повествования, сколько углубляет его.

В художественном отношении роман представлял собой синтез романтических средств выразительности, накопивших богатейший опыт отражения духовной жизни человека, со средствами объективного наблюдения действительности. Взаимодействие этих двух сфер на стадии, отражённой искусством Лермонтова, представляло картину стилистической неоднородности.
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   44


написать администратору сайта