Главная страница
Навигация по странице:

  • Смысл циклизации сборника

  • В этом цикле — два лица

  • Отечественная литература (1 треть 19 века). Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в


    Скачать 0.9 Mb.
    НазваниеПериодизация истории русской литературы первой половины XIX в
    АнкорОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
    Дата04.05.2017
    Размер0.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
    ТипДокументы
    #6966
    страница40 из 44
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44

    Вопрос 51


    Цикл «Миргород». Художественное новаторство писателя.

    Сборник «Миргород» во многом является продолже­нием первого сборника, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель развивает тему жизни и быта украинских крес­тьян и казаков («Вий», «Тарас Бульба») и мелкопоместного дворянства («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

    Смысл циклизации сборника «Миргород» состоит в том, что одна повесть не может дать полного представления об идеале, - идеал виден лишь в их объединении. Четыре повести «Миргорода» неразделимы и «вынимаются все сразу». Гоголь стремится как можно более полно охватить «страшно раздробленную» действительность, собрать наиболее разнообразные её проявления и достичь путём их интегрирования максимально приближенный к идеалу мирообраз.

    Сборник повестей свидетельствует о том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический метод изображения действительности. Писатель отражает жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социально-психологической точки зрения.

    Юмор Гоголя становится острее, резче, часто переходит в сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, по верному замечанию Белинского, как «смех сквозь слезы», свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности противоречий окружавшей его действительности. 

    В «Миргороде», Гоголь нарисовал идеал в столкновении с тем, что сталось в его современности и с этим идеалом и с человеком: идеал Тараса и Остапа предан гнусным укладом жизни, превращающим человека в Ивана Никифоровича, жизнь в жвачку, поэзию в пошлость. В этом цикле — два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего.

    Взгляды Гоголя на театральное искусство образуют довольно стройную, целостную концепцию, оказавшую серьезное влияние на развитие театральной эстетики в России. Вместе с тем они свидетельствуют о том, сколь «сознательным» и философски осмысленным было художественное новаторство этого драматического писателя, поразительно точно соответствовавшее его теоретической программе.

    Недаром Гоголь является автором своеобразнейшего произведения — «Театральный разъезд после представления новой комедии», оплодотворенного одновременно и теоретической мыслью, и художественным талантом писателя.

    Современная комедия должна основываться на иных принципах. Главный из них заключается вот в чем: «Правит пиесою идея, мысль. Без нее нет в ней единства».

    Речевое новаторство Гоголя было связано с новизной содержания его творчества. Повести «миргородского» цикла, «Ревизор», «Мертвые души» отразили народную точку зрения на самые существенные стороны русской действительности. Вполне естественно, что и язык этих произведений также был включен в решение общей художественной задачи.

    У Гоголя училась русская литература, как надо использовать богатые изобразительные средства народной речи.

    Гоголь очень хорошо понимал наивность иллюзий исправить общество при помощи создания отрицательных и положительных персонажей. Поэтому впервые создал комедию без положительного героя («Ревезор»). В этом и состояло новаторство Гоголя как художника.

    Вопрос 52


    Своеобразие историзма в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Жанровые особенности произведения.

    Историзм – один из основных принципов диалектического подхода к изучению природы и общества, обязывающий рассматривать предметы, явления, события в их возникновении и развитии в связи с конкретными историческими условиями. Историзм является средством правильного, объективного отражения действительности; ему в корне чужда подмена конкретного изучения явлений и событий абстрактными, безжизненными схемами. Историзм отвергает всякое искажение действительности, тенденциозное освещение фактов прошлого вне и независимо от тех конкретно-исторических условий, при которых они имели место. Повесть Н.В. Гоголя принадлежит к эпическому роду литературы, жанру повести, а именно к исторической повести. Широко и в самых разнообразных жанровых формах использовали историческую тему писатели-декабристы: в поэме (К.Ф. Рылеев, А.А. Марлинский), думе (К.Ф. Рылеев), трагедии (Ф.К. Кюхельбекер), повести (А.А. Марлинский), романе (Ф. Глинка, Лунин). Обращаясь к историческому прошлому, декабристы прежде всего искали в нем сюжеты, которые позволили бы им ярко выразить свои гражданские идеалы, – их патриотизм, их вольнолюбие, их ненависть к деспотизму. Но известна узость мировоззрения декабристов, свойственная им недооценка роли народных масс в историческом процессе, – все это отразилось и в их художественно исторических произведениях. Главное внимание писателей было сосредоточено на изображении героического лица, романтично осмысленного и не связанного с народной жизнью. Историзм произведений художественной литературы является предметом споров и дискуссий. К таким произведениям принадлежит «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, которое относят к эпическому роду литературы, жанру повести, а именно к исторической повести. Изображая Запорожскую Сечь в повести «Тарас Бульба», Н.В. Гоголь придерживался исторической достоверности. Сущность гоголевского историзма в разные времена понималась по-разному. Как правило, исторический характер произведения объяснялся в первую очередь отнесением ее содержания к прошлому. По мнению В. Белинского, Гоголь в своей повести «исчерпал ... всю жизнь исторической Малороссии и в дивном художественном создании запечатлел ее духовный образ: так ваятель улавливает в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь”.

    В литературоведении последних лет чаще подчеркивается мифологичность «историзма» гоголевского «Тараса Бульбы». Эта повесть, по мнению Г. Грабовича, воспринимается как миф. Фольклорные элементы, которые Гоголь охотно использовал и которые сами по себе являются фрагментами народной мифологии, необходимы были ему для построения собственного мифа. Структура мифа, считал исследователь, была для писателя основной и определяющей. Р. Багрий, соглашаясь с выводами Г. Грабовича, доказывает, что «фон гоголевской повести мифологичен», что ни о каком историческом фоне в «Тарасе Бульбе» не может быть и речи, а только о национальном колорите и «мифологической канве». Следует учитывать то, что «Тарас Бульба» создавался на основе источников, в которых историческое прошлое Украины в свою очередь мифологизировалось.

    И если мифологизация прошлого в «Вечерах...» (в «Страшной мести», «Заколдованном месте», «Пропавшей грамоте») в значительной мере связана с преданием, легендой, сказкой, то в «Тарасе Бульбе» – с народной песней и думой.

    Таким образом, вопрос об историзмеН.В. Гоголя остается спорным.

    Исторические источники сообщают, что, по легендам, тысячи лет назад на месте сегодняшнего Дубно среди вековых дубов было село Дубенка, которое потом стало называться Дубен. Трагическая история сражения казаков, рассказанная Николаем Гоголем, происходила возле стен той самой Дубенской крепости. Тут Тарас Бульба потерял обоих сыновей. Повесть эта, конечно же, – художественная выдумка. Однако исследователи творчества Гоголя утверждают, что Николай Васильевич, как ни странно, в Дубно никогда не бывал, хотя достаточно точно изобразил Дубенскую крепость: высокие стены и тот подземный ход, по которому служанка-татарка провела Андрия к своей панночке в осажденную крепость. Это было самое место, где Тарас Бульба произнес крылатую фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

    По многим своим объективным жанровым признакам «Тарас Бульба» является исторической повестью. Однако широта эпического охвата действительности, обстоятельность в изображении народной жизни, многоплановость композиционного строения позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру исторического романа. Именно эпопейность «Тараса Бульбы» дает Гоголю возможность пренебрегать достоверностью исторических деталей, точностью хронологий, объединять несколько эпох. Повесть будто смотрит на прошлое через эпическую дистанцию, будто эпопея, для которой колебание в несколько десятилетий или даже столетий не имеет значения – важно, что это было. Метод Гоголя сходный с методом народной поэзии, особенно с украинскими историческими песнями, в которых, по словам писателя, нет смысла искать сведельств дня и числа битвы или точного объяснения места, зато можно ощутить дух прошлого столетия, общий характер целого.

    Сюжет повести не отображает какой-то определенный исторический эпизод. Гоголь даже не заботился о точной хронологии событий, которые изображались. В одних случаях, кажется, что события отнесены к XV веку, в других – к XVI, а то и к началу XVII века. В действительности писатель стремился нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типичные, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. В этом смысле Гоголь – исторический писатель. Но в изображении Сечи и ее героев Гоголь совмещает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Органическое слияние разных художественных красок создает поэтическое своеобразие и обаяние «Тараса Бульбы».
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   44


    написать администратору сайта