Отечественная литература (1 треть 19 века). Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в
Скачать 0.9 Mb.
|
Вопрос 54Идейно-художественная концепция русской жизни в поэме «Мертвые души». Основная тема поэмы – пути развития России, ее настоящее и будущее. Образы представителей поместного дворянства, «хозяев жизни», нарисованные писателем, свидетельствовали о том, что люди, подобные Манилову, Собакевичу, Плюшкину, не могут быть ни воплощением исторического разума, ни создателями духовных ценностей, Нищие духом, они не способны на подлинное проявление творческой энергии. Угасание человеческого духа в привилегированной среде выражается не только в духовном оскудении, но и в моральной деградации. В большинстве своем действующие лица поэмы охвачены эгоистическими чувствами, корыстными стремлениями, иных человеческих отношений для них не существует. Выключенные из сферы полезной человеческой деятельности, живущие своими узкими ограниченными интересами – маниловы, коробочки, собакевичи и плюшкины выступают носителями отсталости и инерции, неподвижности и творческой немощи. Необходимо отметить, что в первом томе «Мертвых душ» Н.В. Гоголь раскрыл не только отчужденность собакевичей, коробочек, плюшкиных от живых потребностей страны, но и то, что формы жизни, утверждаемые ими, находятся в резком противоречии с запросами и нуждами исторического развития России. Исторический прогресс никак не совместим с косностью, застоем, которые олицетворяют собой герои «Мертвых душ». Одновременно писатель показал, что и чичиковы в своей активной деятельности исходят также отнюдь не из интересов нации, народа. В первом томе «Мертвых душ» Гоголь широко развернул картины русской действительности, картины жизни, прежде всего провинциального дворянства и чиновничества – помещиков, обитающих в своих усадьбах и выезжающих в уездные города, обитателей уездных городов, прежде всего – чиновников. Изображая людей привилегированной среды, Гоголь в первом томе поэмы-романа решительно отказался от показа «возвеличенных образов»; он рисует отрицательных героев – «холодные», «раздробленные» характеры. Обрисовка мелочных, пошлых героев здесь сливается с развитием темы России и народа. Гоголь большое внимание уделял описанию той конкретной социально-бытовой среды, которая породила их и от которой они, в сущности, неотделимы. Показ среды приобретал особую значимость и потому, что писатель в «Мертвых душах» раскрывал не только судьбы отдельных героев, но и судьбу целого социального уклада. При рассмотрении способов обрисовки образов в «Мертвых душах» Обычно отмечают важную роль бытовой обстановки, замечательно раскрытой писателем: материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои. Бытовая среда дает яркое представление об облике героев. В использовании предметно-бытового окружения героя для выразительного раскрытия особенностей его характера Гоголь был близок Бальзаку. Оба художника пристально исследовали и глубоко изобразили ту жажду богатства, накопления, которая столь сильно проявилась в эпоху роста буржуазных отношений. Бальзак и Гоголь – каждый в разных сферах жизни и по-своему – показали влияние привязанности к вещам на духовный мир людей. По своему общему колориту городские картины существенно отличаются от описаний усадебной жизни. Мертвому покою усадеб противопоставлены хлопотливое движение, быстрая смена событий, волнение страстей. Поместной обособленности противостоит «общность» городского быта. Полная «блеска» жизнь «избранного» общества внешне не похожа на однообразное существование обитателей усадеб. Два, на первый взгляд, различных жизненных уклада Гоголь не только не отделяет друг от друга, но раскрывает их внутреннее единство. В заметках к первому тому «Мертвых душ» Гоголь писал: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени… Весь город со всем вихрем сплетней – преобразование бездельности жизни всего человечества в массе». Весьма важной стороной изображения правящей среды в поэме-романе является раскрытие ее отношения к государственному, гражданскому долгу. Находящиеся у кормила власти губернские управители не утруждают себя заботами о государственных делах. Понятия общественного блага для них вовсе не существует. Свою должность каждый чиновник рассматривает как средство жить привольно и беспечно, не затрачивая никакого труда. Праздность и безделье полновластно царит в чиновной среде. Изображая в «Мертвых душах» нравственное, духовное падение человека, которое по мере развития повествования выступает все более сильно, Н.В.Гоголь не только подвергал осмеянию своих героев, но и выражал по поводу гибели человека и человеческого в окружающем его мире чувства горечи и скорби. Горечь и скорбь здесь чаще всего неотделимы от юмора и осуждения, они нередко слиты с ними в нечто единое целое. Образ народа. М.Б.Храпченко дает характеристику основных черт народа. В поэме находили свое воплощение разные стороны народной жизни в ее связях и противоречиях с жизнью всего общества. Гоголь глубоко показал то страшное воздействие, которое оказывала на народ зависимость его от «хозяев». Черты духовной неразвитости и печать своего рабского состояния мы видим в образах Петрушки и Селифана, дяди Митяя и дяди Миняя, крепостного слуги Плюшкина – Прошки, девчонки Пелагеи. Социальная подавленность, приниженность определяет их духовную неразвитость. Картины народной жизни в поэме насыщены живым лирическим чувством, лирической взволнованностью, овеяны любовью. Не случайно Гоголь здесь пишет и о бесконечной, как Русь, песне, которую поют бурлаки, принимаясь за труд. Песня, так же как и слово, для Гоголя являлась воплощением жизненной энергии народа, его творческих способностей, высоты душевного подъема. |