Главная страница
Навигация по странице:

  • Просветительский реализм.

  • Судьба сентиментализма.

  • Предромантизм.

  • Отечественная литература (1 треть 19 века). Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в


    Скачать 0.9 Mb.
    НазваниеПериодизация истории русской литературы первой половины XIX в
    АнкорОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
    Дата04.05.2017
    Размер0.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
    ТипДокументы
    #6966
    страница3 из 44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

    Вопрос 3


    Характеристика литературного процесса первой четверти XIX в.

    Есть два основных способа периодизации: хронологический и основанный на самой яркой личности. Первый обнаруживает особое «лицо» каждого деся­тилетия: романтическое — у 20-х гг., народно-фольклорное — у 30-х, романтический идеализм 40-х годов, позитивизм и практи­цизм 50—60-х и т.д. Деление литературного процесса на десяти­летия подкреплялось типологией художественных образов.

    Второй вариант персонального принципа основан на его зави­симости от творчества выдающегося поэта или писателя, как бы консолидирующего литературное движение и открывающего наи­более привлекательные пути развития художественного твор­чества. Еще В.Г. Белинский выделял ломоносовский период, карамзинский, пушкинский; И.В. Киреевский включал между дву­мя последними период Жуковского, а Н.Г. Чернышевский присоединял к пушкинскому иериод гоголевский. Это как бы «ро­мантический» принцип периодизации. Литература идет за гения­ми. Получалась довольно стройная система, несущая в себе мно­гие важнейшие приметы: смену эстетических вкусов, ориентации, стилей. Естественно, это очень условная периодизация.

    Самая адекватная же периодизация по литературным направлениям: от сентиментализма к романтизму (с начала века по 1825 г.) и от романтизма к реализму (от 1826 г. до середины столетия).

    Если говорить о литературном процессе, то в это время отживал свое классицизм. В это время делались попытки приспособить его к новым историческим условиям, отыскать в нем целесообразное в социально-этическом и худо­жественном отношениях. В рассматриваемое время шел процесс дифференциации внутри этого литературного направления, ко­торый вел к распаду системы.

    Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова, не сходили со сцены. Однако в классицистической трагедии начала XIX в. обна­руживаются новые явления, которые наиболее очевидны в драма­тургии В.А. Озерова, который уже тяготел к предромантизму.

    Эволюция серьезных жанров классицизма к предромантизму, перерастающему в романтизм, отразилась не только в драматур­гии Озерова, но и в раннем творчестве декабристов — Ф.Н. Глин­ки и П.А. Катенина, В.Ф. Раевского и К.Ф. Рылеева; этот процесс заметен в таких произведениях Пушкина-лицеиста, как «Воспо­минания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «К Лицинию», в оде Тютчева «Урания», посвящении «На новый 1816 год» и у многих других поэтов. Гражданственный пафос поэзии Ломоно­сова и Державина не утрачивал своей притягательной силы и в первой четверти нового столетия. Их традиции сохранялись, по­лучая новое эстетическое бытие, включаясь уже в иную эстети­ческую систему — гражданский романтизм.

    Просветительский реализм. Русский реализм начала XIX века развивался на основе традиций фольклора и литературы предшествующего времени. Его корни уходят в сатирические повести XVII в., выработавшие систему худо­жественных средств изображения обыденного, антигероического бытия, житейских ситуаций и перипетий существования зауряд­ного человека, его ошибок и заблуждений, его вины и безвинных страданий или же его пороков, плутовства и торжества амораль­ности. Особенно значимы для литературы XIX в. традиции рус­ского просветительского реализма XVIII в., весьма успешно зая­вившего о себе в творчестве Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, а также у писателей второго ряда — М.Д. Чулкова и В.А. Левшина. Вершинным явлением в развитии русского реализ­ма XVIII в. оказывается «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Реализм XVIII в. был осложнен не только связями с классицизмом и сентиментализмом, но и полемикой с ними. В основном это был реализм просвети­тельский: принципы социальной обусловленности поведения че­ловека еще не подкреплялись принципами историзмане было углубленного психологизма, а писатели уповали на истинное просвещение как средство оздо­ровления нравов.

    Новые черты в прозе обозначаются в связи с Отечественной войной 1812 г. Писатели, осмысливая грандиозное историческое событие, начинали отступать от устаревших литературных канонов, вводили в повествование конкретные приметы военного вре­мени, подлинные исторические факты, индивидуальные судьбы людей, учились соотносить судьбу человека с его временем. Начинали формиро­ваться принципы конкретного историзма, которые иногда объеди­нялись с писательским интересом к текущей повседневности. В первой четверти XIX в. реализм достиг наибольших успехов в ба­сенном творчестве И.А. Крылова, в знаменитой комедии А.С. Гри­боедова, наследовавших опыт просветительского реализма, и в тра­гедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Начинается формирова­ние русского классического реализма.

    Судьба сентиментализма. Сентиментализм, литературное направление последней трети XVIII в., увлекшее за собой многих сторонников, завершал свое существование, подвер­гаясь критике с разных сторон: классицистов, предромантиков и реалистов, в результате чего в системе сентимента­лизма происходили видоизменения. Тем не менее, это литератур­ное направление, получившее прибежище в творчестве Карамзи­на и писателей его школы, было весьма влиятельным в начале XIX в. и, можно сказать, находилось на переднем плане искусства. Начало XIX в. в русской литературе называли, в том числе и Бе­линский, «карамзинским периодом». В творчестве Карамзина кон­ца XVIII—начала XIX в. весьма заметны предромантические уст­ремления, хотя предромантизм и не оформился до конца в его произведениях.

    Главный герой сентиментализма — личность, внесословная по своим моральным качествам. Сословной иерархии героев классицизма были противопоставлены внесословные достоинства «естественного», «простого» человека. Фи­лософия сентиментализма как бы продиктовала культ чувстви­тельности. Сентиментализм воспроизводил в прозе и в стихах еще не индивиду­альный характер, а психологическое состояние. В основном он и его последователи различали две разновидности личности: чувст­вительного и холодного человека.Философские элегии и послания классицизма уступили место «легкой по­эзии» — песням, нередко стилизованным под фольклор, шутливым, дружеским посланиям и эпиграммам, «безделкам» — стихо­творным миниатюрам-экспромтам, стихам «на случай», «к порт­рету», различным «надписям». По сравнению с торжественной одой и «пиимой» «безделки» «легкой поэзии» запечатлели сближение по­эзии с обычной, повседневной жизнью, отказ от штампов высоких жанров, обновление литературного языка, которое состояло в его при­ближении к разговорному языку просвещенного дворянства, во внеш­нем стремлении к народности (но в сочетании с принципами «при­ятной», «сладкой» и «нежной» красоты).

    Излюб­ленные сентименталистские жанры — романическая повесть, рассказывающая о сен­тиментальной, печальной любви двух молодых людей, и жанр путешествия. Прежде всего, сам Карамзин, но также и его последова­тели давали образцы изящно-простого, не отяжеленного языко­вой архаикой, натуралистическими, грубыми зарисовками повест­вования о тонких и нежных любовных переживаниях благород­ных людей; главный конфликт повестей, как правило, — столкно­вение чувствительного и холодного. Проза вырабатывала способы психологического анализа, приемы лирического описания, портретирования, создания литературного пейзажа. Однако в сен­тиментальной прозе много штампов, одни и те же сюжетные ситу­ации и образы повторялись много раз.

    Карамзинская школа громко заявила о своем существовании и литературной активности, создав объединение «Арзамас» (1815— 1818). В это общество входили В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, В.Л. Пуш­кин, А.С. Пушкин, Д.Н. Блудов, П.А. Вяземский, С.С. Уваров и др., позже в «Арзамас» вошли будущие декабристы М.Ф. Орлов, Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев. Первоначальной целью общества была борьба с обветшалым классицизмом. Пародии, эпиграммы, сатиры, насмешливые послания, различного типа са­тирические экспромты, часто просто каламбуры, острое слово были способами обличения.

    Предромантизм. Предромантизм – общеевропейское явление в литературе конца XVIII – начала XIX века. В России он не оформился в самостоятельное литературное направление, и сам термин появился в трудах исследователей более позднего времени. Предромантизм возникал как в недрах классицизма, так и сентиментализма. И в русском предромантизме осуществлялось переосмысление категории прекрасного, вместившей в себя новые эстетические оценки: «живописное», «готическое», «романтическое», «ориги­нальное».

    В начале XIX в. наиболее очевидно он проявился в творчестве писателей, объединившихся в «Вольное общество любителей сло­весности, наук и художеств» (1801—1825), расцвет деятельности ко­торого относится к 1801—1807 гг. Талантливые и активные его участ­ники — И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев; в общество вхо­дили также А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, к ним был близок Н.И. Гнедич.

    Предромантическая стадия в развитии русской поэзии сыграла большую роль в литературной деятельности А.С. Пушкина, поэтов его окружения, поэтов-декабристов. Она препятствовала расцвету на русской почве байронизма и «мировой скорби», помогала утвержде­нию принципов народности.

    Романтизм. Романтизм – общеевропейское литературное направление, и его возникновение обычно связывают с событиями французской истории последней тре­ти XVIII в. Академик А.Н. Пыпин, уясняя общественный смысл явления, отмечал: «Трудно было русскому обществу остаться в стороне от той борьбы, которая шла в европейской жизни и стре­милась выработать новые принципы общественные, политические и нравственные». Социально-исторические катаклизмы конца XVIII в., связанная с ними Отечественная война 1812 г. обнажили противоречия жизни, которые не поддавались разумному объяс­нению. Его расцвет в России — 10—20-е годы, но ив 30-х годах он имел свои выдающиеся достижения. Именно в романтизме — ост­рое осознание противоречивости жизни; эта идея приобретала все более универсальный характер. Сознание русских романтиков все настойчивее обращает­ся к национально-народным истокам в поисках новых социальных, этических и эстетических опор. Требование от литературы народ­ности и национальной самобытности становится общим местом в романтизме.

    Философские основы романтизма были также общеевропейски­ми. Романтики осознавали высокий смысл духовной жизни человека, пренебрегали матери­альным бытием как низким и пошлым, достойным лишь обыва­тельской толпы. Религиозная вера, христианство, было животвор­ным источником их произведений.

    Можно выделить такие отличительные черты русского романтического философствования: преобладание этической, а затем и историо­софской проблематики, сочетание философствования и практи­ческого действия (филантропического, социально-гражданствен­ного или художественно-творческого, учительного).

    Романтизм по своему ведущему методологическому принципу противостоял реализму, который в содержании и формах твор­чества ориентировался на объективную действительность во всем многообразии ее проявлений. В романтизме же осуществлялось поэтическое познание действительности через самого себя твор­ца художественной ценности.

    Романтическая система принимала и старинные фольк­лорные или литературные традиции символики цвета и символи­ки цветов и растений: белый цвет — невинность, нравственная чистота (березка, лилия), красный, розовый — цвет любви (розы), черный — печали. Хотя символика цветов становилась у них бо­лее сложной, многозначной и причудливой. Идеальное получило эстетическую оценку как возвышенно-прекрасное, поднятое над жизненной повседневностью, экзотичес­ких характерах и ситуациях, в сказочно-фантастических эпизодах. Сформировался и новый эстетический идеал. Романтический эстети­ческий идеал обычно разрушал внешнюю правильность художест­венного рисунка, строгую продуманность всех сюжетных, живо­писных линий, логичность, завершенность композиции. Они от­стаивали свободу от «правил» искусства, вводили в литературу новые жанры, модифицировали прежние.

    Романтизм знает различные стилевые течения: «готический» стиль, «античный», «древнерусский», «фольклорный», «пантеис­тически-лирический», «медитативно-философский» и др. В твор­честве Жуковского, Рылеева и А.Одоевского, Пушкина, Лермон­това, Баратынского, Тютчева можно найти образцы этих стиле­вых течений.

    Романтизм — выдающееся и своеобразное литературное направ­ление, под обаянием которого оказались чуть ли не все поэты пер­вой половины прошлого века, во всяком случае пережили увлече­ние им и сохранили глубинные связи с этим возвышенным ис­кусством. Русская классическая литература в целом и проза и поэ­зия прошлого столетия проникнуты романтическим одухотворе­нием.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


    написать администратору сайта