Отечественная литература (1 треть 19 века). Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в
Скачать 0.9 Mb.
|
Вопрос 4Особенности развития русской литературы 1820-1830-х. гг. XIX век – это классический период в развитии русской литературы, период, подобный античности в европейском литературном развитии, периоду от Расина до Вольтера во Франции, эпохе Гёте и Шиллера в Германии. Русская литература XIX века является оной из основ русской национальной культуры. Именно со страниц литературных произведений этого периода русский читатель получает представления о полноте и совершенстве художественного произведения. Стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, проза Н. Гоголя, Л. Толстого и А. Чехова стали в общественном сознании эталоном совершенства в искусстве. В этот период литература оказывает решающее влияние на развитие других искусств: театра, живописи, музыки. XIX век для русского литературного процесса – век ускоренного художественного развития. В течение столетия русская литература прошла путь, равный 2 – 2,5 векам истории любой западноевропейской литературы. Если ещё в начале века она завершала период ученичества, то уже к середине столетия не только догнала самые развитые литературы Европы, но и во многом заняла лидирующее положение в европейском литературном процессе. Результатом стремительности литературного развития России в XIX веке стало то, что различные литературные школы, течения, относящиеся, казалось бы, к разным периодам истории литературы, не успевали сменять друг друга и существовали одновременно, причудливо переплетались даже в творчестве одного писателя. Ускоренное развитие литературы в России в XIX веке сказывалось и на литературных и житейских судьбах писателей. Многие из них оказывались на обочине литературного процесса задолго до окончания своего жизненного и творческого пути. В.А. Жуковский был очень модным поэтом в 10-е и в начале 20-х годов. Но уже через несколько лет, в 1824 году, А.С. Пушкин, который высоко ценил Жуковского-поэта и был искренне привязан к Жуковскому – человеку, получив от брата книгу своего старшего друга, напишет: «Жуковского я получил. Славный был покойник. Дай бог ему Царство небесное». Жуковскому ещё предстояло несколько десятилетий литературного труда, перевод «Одиссеи», создание ряда классических баллад, но для молодого Пушкина он был уже литературный покойник. Его творческая деятельность больше не совпадала с главными направлениями развития литературы. 1824 – 1826 годы – вершина пушкинской популярности, но уже к началу тридцатых годов ему придётся столкнуться с первыми признаками читательского охлаждения, с появлением новых кумиров публики, удовлетворяющих её новые потребности. Это время ускоренного формирования русского литературного языка, нормализации и гармонизации, эстетизации русской речи, в первую очередь – письменной. Именно в этот период русское слово научилось полностью раскрывать свои экспрессивные и эстетические возможности, быть эстетически привлекательным. Это сопровождалось сближением языка художественной литературы с языком образованной части общества Стремительный поток литературного развития выносил на поверхность неожиданные имена, то превращая в кумира публики на одно мгновение начинающего литератора, как это было с В. Бенедиктовым, то привлекая всеобщее внимание к произведению до того мало известного писателя, что произошло с М. Загоскиным. При этом вне читательского внимания оказывались глубинные процессы, протекавшие в позднем творчестве того же Пушкина, в зрелой лирике Е. Баратынского, в поэзии А. Фета или в прозе Н. Лескова. Виднейшими представителями русской прозы начала 1820-х гг. были декабристы или писатели, испытавшие на себе действие преддекабрьского общественного подъема. Не случайно лучшие повести этих лет увидели свет на страницах «Полярной звезды» или «Мнемозины». После восстания одни из прозаиков, выступивших в начале десятилетия, оказались выключенными из литературы (братья Бестужевы, В. Кюхельбекер, А. Корнилович), другие на время умолкают, пережив серьезное потрясение (О. Сомов, В. Одоевский). Новое оживление начинает ощущаться с 1827 г. При этом речь идет не о простом возвращении к прерванной традиции: в прозаических опытах конца 1820-х гг. ощутимы новые тенденции, которые получили полное развитие в литературе следующего десятилетия.Характерная черта времени — не только стремление критики осмыслить приметы жанра и его разновидности, но и возникновение полемики между сторонниками разных направлений в развитии повести. Свидетельство тому — критика «Черной немочи» Н. А. Полевым, для которого бытовизм повестей Погодина был несовместим с высокой «идеальностью» подлинного романтического искусства. С наступлением XIX века положение принципиально меняется. К концу предыдущего столетия постепенно повысился общественный авторитет литературы и писателя. В новом веке ведущими писателями становятся преимущественно дворяне, и не просто дворяне, а представители родовой аристократии : П Вяземский, А. Пушкин, А. Перовский и т.д. Это знак того, что меняется общественный статус литератора, а точнее, статус занятий литературным творчеством. Теперь уже это вполне уважаемый род деятельности, проявление высокой культуры, тонкого душевного строения, интеллектуальной независимости личности. В изменении престижа литератора огромную роль сыграли литературная деятельность и общественное поведение Н.М. Карамзина. Престиж писателя теперь определяется не тем, в каких отношениях с властью он находится, а интересом к его творчеству со стороны читателя. Новый общественный статус и социальное положение дворянина – литератора позволяют ему чувствовать себя независимым, в том числе и от власти. Но литературный труд так и не становится профессиональным. Для писателей – дворян творчество - это в первую очередь способ самореализации личности, сфера духовной свободы, в том числе и свободы от материального расчёта. Характернейший пример такого рода писателя – дилетанта, погружённого в литературную жизнь, представляет П.А. Вяземский. Как писал Пушкин в 30-е годы, «литература стала у нас значительной отраслью промышленности всего около 20 лет. До сих пор она рассматривалась только как занятие изящное и аристократическое…» Литературная деятельность не воспринимается как источник доходов. В начале 20-х годов начнёт заявлять о себе первое послепушкинское литературное поколение. Некоторые его представители объединятся в Общество любомудров. Общество это возникнет, по-видимому, в 1823 году, и членами его будут всего пять человек: юный поэт Д. Веневитинов, молодой литератор В. Одоевский, начинающий критик и философ И. Кириевский, А. Кошелев и Н. Рожалин. Однако влияние любомудров будет значительно шире, и среди литераторов, близких к ним по духу и личным связям, надо назвать и А. Хомякова, и М. Погодина, и С. Шевырёва. Хотя большинство членов Общества любомудров были всего на 5-6 лет старше Пушкина, но они ощущали себя людьми нового поколения и стремились сказать своё слово в литературе, заявить о своей особой позиции в ней. Кружок любомудров был литературно-философским кружком. Для его членов был характерен интерес не только к словесности, но и к философии, в первую очередь немецкой. По мнению любомудров, Пушкин и его поколение довели до возможного совершенства поэтическую форму, но русская литература не обрела содержания. Они выдвинули требование мысли в поэзии. Они мечтали о некоем синтезе философской мысли и художественной формы. Деятельность Общества любомудров была прервана событиями декабря 1825 года. Но идеи, впервые сформулированные его участниками, получили существенное развитие в русской литературе второй половины 20-х – 30-х г. |