Главная страница

Отечественная литература (1 треть 19 века). Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в


Скачать 0.9 Mb.
НазваниеПериодизация истории русской литературы первой половины XIX в
АнкорОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
Дата04.05.2017
Размер0.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
ТипДокументы
#6966
страница7 из 44
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   44

Вопрос 8


Жанровые особенности поэзии В.А. Жуковского.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
В его творчестве представлен переход от сентиментализма к романтизму. Большинство исследователей считает его романтиком. Смешение черт, однако, тоже присутствует – это, как и Батюшков, фигура переходного периода.

Для раннего периода творчества Жуковского характерно отсутствие собственного стиля => стремление найти образец => любовь к переводам. Эта любовь сформировалась у Жуковского рано и не исчезла в зрелом возрасте. Метод Жуковского окончательно определяется в 1804-1805 гг. Он отходит от сентиментализма, переключается на чисто романтический жанр элегии (медитативный стих меланхолического характера, передающий психологическое состояние).1-й образец романтической элегии у Жуковского – 1806 год «Вечер». С 1806 г. в творчестве Жуковского начинает период чистого романтизма.

Жанровые особенности:

- элегии (типичный романтический жанр). Характерен для творчества Жуковского начала 1800-х гг.

-баллады (лиро-эпический жанр англо-шотландской народной поэзии 14-16 вв. на исторические, сказочные и бытовые темы, подразумевающий трагизм и таинственность, смесь песни и сказки). Хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Более того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма. Жуковский написал 39 баллад, из них только пять — оригинальные, остальные — переводы и переложения. С самого начала своего балладного творчества Жуковский боролся за нравственно чистую личность. Основная тема его баллад — преступление и наказание, добро и зло. Постоянный герой баллад — сильная личность, сбросившая с себя нравственные ограничения и выполняющая личную волю, направленную на достижение сугубо эгоистической цели.

- сказки

«Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Кот в сапогах», «Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» .Сказки Жуковского литературны, не имеют фольклорного оттенка, как у Пушкина. Своеобразие патриотической лирики времен войны 1812 г. («Певец во стане русских воинов»). Проблемы «философии искусства», идеи романтического «двоемирия» в лирике В. А. Жуковского.

Вопрос 9


Проблематика и стиль лирики В.А. Жуковского.

Бесценна роль Жуковского в нравственном влиянии на русскую публику и на русскую литературу, которые он обогатил истинно-человеческим, глубоко гуманистическим содержанием.

Преимущественная тональность стихотворений Жуковского – очарованность бытием, миром, созданным Богом, и разочарованность обществом. Жуковский искренно неудовлетворен царившими в его время моральными нормами. Жалобы на жизнь он связал с собственной участью и придал им обобщенное значение благодаря религиозно-гуманистическому пониманию человека.

Эти настроения он выразил в программном стихотворении «Теон и Эсхин». В нем есть строки, в которых выразилось нравственное существо поэзии Жуковского:

При мысли великой, что я человек,

Всегда возвышаюсь душою.

Жуковский задумался над тем, что составляет счастье человека: слава, богатство, карьера, чин, должность или гордое личное достоинство, незапятнанная личная честь, крепкая дружба, большая любовь, стойкая и неослабевающая вера. Два героя – Теон и Эсхин – по-разному смотрят на счастье человека. Эсхин искал его за пределами собственной души, во внешнем мире, в отдаленных краях, в наслаждении. И не нашел. Мудрец Теон тихо жил в родном краю и весь был погружен в заботы о своей душе. И хотя его настигло горе (умерла его подруга), Теон обрел подлинное счастье. Он понял, что счастье – в его душе, во всем его человеческом существе, и ничто – никакие временные блага – не могут его заменить. Даже страдание, пережитое Теоном, становится для него источником новых человеколюбивых чувств: оно укрепляет его душу, учит безропотно принять закон природы, а могила подруги умеряет его скорбь, потому что любовь Теона не иссякла, и он верит, что в будущем его ждет радостное свидание с любимой. Там, в загробном мире, они уже никогда не расстанутся и ничто не сможет их разлучить.

Счастье человека и смысл его жизни, убежден Жуковский, состоят не во внешнем интересе, а в нем самом, в силах его души.

Так как в реальном мире между просвещенной, глубоко нравственной личностью с ее большими духовными запросами и косным обществом, погруженным в эгоистические заботы, пролегла пропасть, то личность в поэзии Жуковского отчаянно одинока. Она находит понимание лишь среди немногих людей, разделяющих нравственные чувства поэта (Жуковский даже адресовал своим друзьям сборник стихов «Для немногих»). Однако одиночество не отвращает поэта от всего мира. Душа человека необъятна, она вмещает в себя всю Вселенную и сама является ею. Жуковский принимает жизнь даже с ее страданиями и печалями, потому что они содействуют нравственному возвышению личности («Все в жизни к великому средство»).

Поэт верил, что в конечном итоге прекрасное и возвышенное в человеке победят. Но торжество их наступит за пределами земного бытия, в той вечной, совершенной жизни, которая зовется Царством Божиим.

С течением времени Жуковский все чаще и чаще, все убежденнее и настойчивее говорит в своих стихах о вечном идеале человечности, о вечной красоте, которые противостоят земной суете, жестоким обстоятельствам, несовершенной действительности. Он пишет о стремлении души в запредельное «Там», в заповедную область света, любви, покоя, прекрасного. Из тесных и узких пределов существенности, из грешной земной юдоли, называемой «Здесь», душа поэта порывается в просторы чистого и светлого блаженства. Этим настроениям посвящены стихотворения «Цвет завета», «Я Музу юную, бывало…», «К мимопролетевшему знакомому Гению», «Жизнь», «Лалла Рук», «Видение поэзии в виде Лалла Рук», «Мотылек и цветы», «Таинственный посетитель». Тем самым в поэзии Жуковского со всей полнотой и остротой проявилось типичное для романтизма романтическое двоемирие.

Своеобразие Жуковского состоит в том, что поэт увлекает не конкретным изображением того и другого мира (они выражены поэтическими формулами стихотворения «Таинственный посетитель» – «Здесь» и «очарование Там»), признаки и даже контуры которых под его пером ускользают, а намеком на присутствие идеального мира в земном, томлением, порой вдохновенным порывом к идеальному миру. В описаниях у него преобладает зыбкость очертаний. Он передает не конкретный пейзаж, а пространство, воздух, даль, звуки – все, что нельзя потрогать, осязать, а можно только ощутить, обонять, увидеть, почувствовать. Жуковский уносит читателя в неведомую даль очарования, убеждая в передаче дуновения красоты, ее дыхания, ее незримым, но внятным душе присутствием. Он внушает читателю мысль о совершенстве и гармонии неземного мира и этим побуждает сбросить груз земной суеты, презреть мелкие интересы и оживить истинно человеческие свойства.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   44


написать администратору сайта