Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

  • реферат философия. пермский национальный исследовательский политехнический университет


    Скачать 32.08 Kb.
    Названиепермский национальный исследовательский политехнический университет
    Дата30.11.2021
    Размер32.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат философия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #286750



    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное

    учреждение высшего образования
    «ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

    ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Березниковский филиал

    Кафедра общенаучных дисциплин


    Контрольная работа по дисциплине «Философия»
    Философия Древней Греции


    Выполнил: Никифоров Антон Сергеевич

    студент группы АТП - 21

    Проверила: Симанова Нина Александровна

    доцент кафедры ОНД, канд. филос. н.

    Березники
    2021

    Содержание



    1. Становление античной философии. Учение Демокрита о бытие.




    1. Философия Сократа и Платона о сущности человека.




    1. Проблемы бытия, человека и общества в философии Аристотеля.

    Введение
    Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания. То был расцвет древней философской мысли, бурный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.

    При выполнении этой работы я стремился к тому, чтобы на основе изучения некоторых доступных источников раскрыть философию Древней Греции и показать наиболее важные, на мой взгляд, моменты.

    Актуальность выбранной мною темы может быть обоснована одновременно целым рядом обстоятельств, важнейшими из которых мне представляются два следующих.

    Во-первых, философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества.

    И, во - вторых, античная философия приобретает значение в современной философии, особенно в контексте проблем, связанных с определением роли и места человека в развивающемся мире, соотношения личности и общества, духовного мира человека и т.д.

    Исходя из всего, сказанного выше, и сформулированной ранее цели, выполняя данную работу, я стремился решить следующие задачи:

    - изучить литературу по теме исследования, вскрыть сущность и содержание философии Древней Греции и по результатам проделанной работы подвести основные итоги и сформулировать обобщающие выводы.

    Источниками для выполнения работы мне послужили справочная литература, а также учебники и учебные пособия.

    .


    1. Становление античной философии. Учение Демокрита о бытие


    Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен, поскольку в ее многообразных формах "уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". То же самое можно с полным основанием отнести к этике, т.к. именно в античной культуре были поставлены важнейшие этические проблемы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций вопросов этического комплекса. Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения - стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения.
    Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).
    Древнегреческий философ Демокрит (460-370 гднэ) – отстаивает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое – атом (по-гречески означает «нерассекаемое», «неразрезаемое»). Дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым, отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой, а пустота – это небытие, и как таковое непознаваема (отвергает утверждение Парменида о том, что бытие не множественно) – но Демокрит согласен с элеатами, что бытие познаваемо. Характерно также, что Демокрит различает мир атомов – как истинный и потому познаваемый только разумом – и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. При этом атомы нельзя видеть, их можно только мыслить (здесь сохраняется противопоставление знания и мнения). Атомы Демокрита различаются по форме и величине + двигаясь в пустоте они соединяются между собой в силу различия по форме (круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, с крючками) – на их основе формируются тела, доступные нашему восприятию.
    Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, не видимая зрением, но постигаемая умом.
    Стремясь найти причину движения, Демокрит раздробляет единое бытие Парменида на множество отдельных бытий – атомов, мысля их как материальные, телесные частицы. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер. К концу V в. до н. э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже завершала свое развитие и приходила к саморазложению.


    1. Философия Сократа и Платона о сущности человека


    Огромное влияние на античную и мировую философию оказал Сократ (469-399 гг. до н.э.). Сократ никогда не считал себя мудрым (софос), а лишь философом, который любит мудрость. Одно из известных его выражений «знаю, что ничего не знаю» является, на самом деле, объяснением необходимости более глубокого познания самого себя. Важнейшей задачей Сократ считал «воспитание людей», содержание которого видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом освоении каких-либо знаний.
    Понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого счастья. Основная задача познания не теоретическая, а практическая – искусство жить.
    Центральное место в философии Сократа занимает этика, проблема человека как морального существа (его отношение к семье, обществу, законам). Нравственные истины имеют общечеловеческое значение; их познание – главная цель мыслящего человека. А основным доброжелателями считал сдержанность (как подчинять страсти), мужество (как преодолевать опасности) и справедливость (как придерживаться божественных и человеческих законов). Сократ отождествлял добродетель со знанием.
    Сократ формировал философский метод, названный диалектикой. Цель метода – достижение истины с помощью выявления противоречий в утверждениях противника путем постановки правильно подобранных вопросов.
    Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Проблема политики и государства и их отношение к человеку для Сократа - государство сильно тем, как граждане исполняют законы – для каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.
    Наиболее выдающимся из непосредственных учеников Сократа был Платон (428-347 гг. до н.э.). Свои труды он писал в форме диалога. Среди них: «Апология Сократа», «Законы», «Пир», «Государство» и др. В диалогах Платона изложена натурфилософия, учение о Космосе, теория познания и диалектика, рассматриваются проблемы человека и общества.
    Главное место в философии Платона занимает оригинальное учение об идеях. В соответствии с этим учением мир чувственных вещей не является миром действительно сущего: чувственные вещи находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то гибнут. Всему, что является в них действительно сущим, чувственные вещи обязаны своим бестелесным прообразам, которые Платон создал учение объективного идеализма: идеи существуют объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени. Они выступают как идеальный образ и идеальная схема создания вещей. Идеи – это совершенные, нематериальные вечные сущности.
    На идеалистической онтологии Платона основывается и его учение о государстве, человеке и познании. Он впервые создал концепцию совершенного («идеального») государства, в котором власть принадлежит небольшой группе людей. Основным принципом устройства такого государства будет принцип справедливости. В соответствии с ним каждому гражданину отводится особая сфера деятельности и особое положение, которые обусловят их гармоничное объединение. Взяв за основу отличия между отдельными группами людей и присущие им моральные качества, Платон рассматривал эти отличия по аналогии с разделением хозяйственного труда. Всем гражданам должны быть присущи не только справедливость, но и сдерживающая мера, которая бы приводила к гармоническому сочетанию их положительные и отрицательные качества. Отдельным гражданам необходимо мужество и лишь небольшому количеству граждан – мудрость (государственники-философы).
    В гносеологии Платон отрицает чувственное познание и его формы. С его точки зрения рациональное порождает чувственное. Он так классифицировал знания: достоверные априорные знания даны человеку Богом; близкие к достоверному знанию – это знание чисел и основанных на числах наук; недостоверные знания – эмпирические знания, т.е. полученные на основании ощущений.



    1. Проблемы бытия, человека и общества в философии Аристотеля


    Известнейшими произведения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) являются «Метафизика» (учение о бытии), «Органон» (рассматриваются проблемы логики), психологический трактат «О душе», этические произведения «Эвдемова этика», «Большая этика», политико-экономические труды «Политика» и «Экономика».

    Аристотель был первым критиком теорий Платона. Аристотель доказывает, что идеи – лишь копии вещей и не отличаются от них по смыслу. Для существования мира необходимы два первоначала, материальное и идеальное. Материю Аристотель рассматривал как пассивное начало, которое имеет аморфное содержание и не может самостоятельно развиваться. Активное начало – это форма. Благодаря форме материя превращается во что-то определенное, в реальные вещи.

    Первейшая проблема в метафизике («то, что после физики») – это предмет философии. Аристотель считал, что философия должна изучать нематериальные, самостоятельные, наиболее общие причины развития материального и духовного миров и недвижимые сущности (законы). Физика изучает материальное, философия – одновременно и материальное, и идеальное.

    Рассматривал проблему бытия через 10 категорий первая говорит о том, что такое бытие, а остальные о его сущности: Сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

    По Аристотелю бытие- сущность, обладающая свойствами перечисленными ранее. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, а не сущность. По Аристотелю материя - это потенция, ограниченная формой; все сущее на земле обладает формой и потенцией; изменения одного из этих качеств приводит к изменению сущности предмета; реальность- переход от материи к форме и обратно, высшей формой всего сущего является бог, имеющий бытие вне мира. Материя мертва, но в движение ее приводит форма. То каким способом организована материальная структура определяет ее сущность. Форма человека - душа. Все бытие делил на шесть слоев: бытие живого, б. неживого, б. человека, б. души человека, б. общества, б. бога как единство всего бытия. Деление бытия на слои как структурные уровни организации материи с разными организациями, а значит видами движения.

    При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с конкретной вещью. Первая сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познавательным бытием.

    Вторые сущности (вторичные) производны от первых сущностей. Они не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым или видовым определением. Например: стол, стул, кровать и т. д. Это первичные сущности, в то время как мебель уже вторичная сущность.

    Так же Аристотель различает шесть видов движения : возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.

    В гносеологии Аристотель подвергал критике скептицизм предшественников и утверждал возможность познания мира. Он определял явление и сущность как ступени приближения к истине, рассматривал чувственное и рациональное познание. Но Аристотель противопоставлял рациональное чувственному.

    Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. При помощи чувственного познания человек овладевает единичным, индивидуальным. Если чувственный уровень – основа познания, то постижение общих закономерностей является привилегией разума.

    Разум у Аристотеля может существовать самостоятельно, независимо от ощущений, как часть разумной души, присущей человеку и Богу.

    Научное познание, по Аристотелю, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержание является познание общего. Аристотель правильно постиг тот факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания", но лишь посредством познания единичного, и что мышление необходимо сопоставлять с практической деятельностью.

    +Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятие есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранять от пустой спекулятивности. Это ведет к развитию логики. Логику он понимал как орудие познания.

    Заключение
    Подводя итог по изложенному выше, можно утверждать, что на основании изучения специальной литературы по теме, в той или иной степени удалось выделить основные черты философии Древней Греции, раскрыть сущность и содержание каждой из школ философии. В действительности, древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни. Нельзя не отметить, что специфичностью древнегреческой философии считается влечение понять сущность природы, мира в целом, космоса.
    Ключевым вопросом в древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремиться решить данный вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанционное начало – из чего все произошло.

    Список литературы


    1. Александров Г.Ф., Быховский Б.Э., Митин М.Б., Юдин П.Ф.. История философии. М.: Инфра-М, 1999.

    2. Адкинс Л. Древняя Греция. Энциклопедический справочник / Л. Адкинс, Р. Адкинс. – М. :

    3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1999.

    4. Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян; под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М.: Издательство Юрайт, 2014. 383 с.

    5. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения): монография М.: «Логос», 2013. 512 с.

    6. Гурина Мишель. Философия. – М.: Республика, 1998.

    7. Фрагменты ранних греческих философов. – М.: Наука, 1989.


    написать администратору сайта