Главная страница
Навигация по странице:

  • МЫ НЕ ЗНАЕМ, КТО СТАР, А КТО МОЛОД

  • НАБЕРИСЬ СМЕЛОСТИ – СДЕЛАЙ ПОПЫТКУ

  • О МЕДВЕДЕ В ТЕСНОЙ КЛЕТКЕ

  • О ТОМ, КАК ДВА БРАТА МИР ЗАВОЕВЫВАЛИ

  • Первая. Огоньки предисловие


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеПервая. Огоньки предисловие
    Дата08.11.2022
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1_Metodichka_Ogonki_i_legendy_12.doc
    ТипДокументы
    #775924
    страница18 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    ЛЮБОПЫТНЫЕ И СЛОН

    Слона выставили для обозрения ночью и в темном помещении. Любопытные толпами устремились туда. Так как было темно, люди не могли ничего увидеть, тогда они стали его ощупывать, чтобы представить себе, как он выглядит. Слон был огромен, а потому каждый из посетителей мог ощупать только часть животного и таким образом составить свое представление о нем. Один из посетителей ухватил слона за ногу и стал объяснять всем, что слон похож на огромную колонну; другой потрогал бивни и сказал, что слон – это острый предмет; третий, взяв животное за ухо, решил, что он напоминает веер; четвертый, который гладил слона по спине, утверждал, что слон такой же прямой и плоский, как лежанка.

    МУДРЕЦ И ЛЕСОРУБ

    Однажды по лесу шел мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.

    – Что ты делаешь? – спросил мудрец.

    – Не видишь – я работаю! – сердито ответил лесоруб.

    – Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее, – посоветовал мудрец.

    – Не мешай, мне некогда, мне работать надо, – ответил упрямый лесоруб.

    Не так ли и мы, торопясь сделать что-то, не думаем, как можно заточить наши инструменты?!

    МУДРОСТЬ И БОГАТСТВО

    Древнегреческого философа Эпиктета изводили сограждане своими насмешками.

    – Ты учишь других зарабатывать деньги, а сам не имеешь хорошего достатка.

    Тогда он, раздосадованный их насмешками решил доказать что умный человек может добиться многого. Он просчитал по звездам, что в следующем году будет обильный урожай оливок. На следующий год он арендовал все мельницы в округе на время сбора урожая. И когда пришла пора перегонять оливки в масло, люди смогли обращаться только к нему. Таким образом, он смог в одночасье обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь. А тем, кто прежде над ним потешался, он говорил:

    – Человеку мудрому стать богатым нетрудно, но неинтересно!

    МУДРОСТЬ ОТ НАВОИ

    Два опытных и очень искусных шахматных игрока сели за доску с чёрно-белыми клетками и расставили на ней свои войска.

    Каждое войско возглавлял король, при котором обязательно находился министр и ферзь. Белая и чёрная рати имели свои крепости с башнями. В боевых рядах находились и слоны, и жирафы, и медведи.

    Началось сражение. На доске происходили столкновения и коварные обходы. Хитрые замыслы оказывались неудачными, и оба короля снова и снова вели в бой свои войска.

    И эта битва мало, чем отличалась от сражений, которые вели земные короли. В этих сражениях тоже были столкновения и обходы, засады и попытки клином разделить вражеские войска.

    И все участники этих битв покинули наш бренный мир. Всё пропало неизвестно куда – и мысли, и дела мудрых стратегов, и подвиги храбрых воинов. Когда кончаются шахматные бои, все фигуры одним махом сбрасываются в мешок, где пешки лежат вперемежку с королями.

    В жизни происходит то же самое.

    МУДРЫЙ СТАРЕЦ

    Мудрец сказал:

    – Полный красоты – горд, полный сил – необуздан, с ними нельзя говорить об учении. Поэтому пока ни поседеют, с ними не стоит и говорить об умении, а еще менее о его осуществлении. Необузданному люди не могут советовать. Если же люди не могут ему советовать, то он остается одиноким, без помощников. Умный полагается на людей, поэтому и в старости не дряхлеет, знания у него исчерпывающие и беспорядков не возникает. Трудность управления царством не в том, чтобы самому быть умным, а в том, чтобы находить умных.

    МЫ НЕ ЗНАЕМ, КТО СТАР, А КТО МОЛОД

    Князь решил дать коню отдых и напоить его. И спустился к берегу реки, где старый рыбак ловил рыбу. Старику было восемьдесят лет. Князь разговорился с ним и проговорил четыре часа. Потому что после каждого ответа рыбака хотелось спросить еще что-нибудь. Князь сделал его первым министром. Тот управлял страной сорок лет, а потом умер.

    Один юноша, который жил в другой стране и в другое время, был талантливым полководцем. Он стал полководцем, когда ему было семнадцать лет. Но он был слаб здоровьем и в девятнадцать лет умер.

    Мы не знаем, кто стар и кто молод.

    Старый рыбак был еще юношей во время той встречи на берегу, ещё сорок лет ему предстояло управлять страной. Юноша уже был глубоким стариком, когда он стал полководцем – ему оставалось жить всего два года.

    Мы не знаем, кто стар и кто молод, пока человек жив. Мы можем наметить дату смерти очень нескоро и умереть молодым. А можем наметить её пораньше и всю жизнь жить стариком.

    Тот, кто выбрал дату смерти и знает путь, меняют свою предстоящую жизнь. Рядом стареют и уходят в прошлое друзья. Потом стареют и новые, более молодые друзья. Люди стареют и проходят мимо. Это грустно. Но жизнь не может состоять только из радостей и удач.

    НАБЕРИСЬ СМЕЛОСТИ СДЕЛАЙ ПОПЫТКУ

    Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

    – О, вы, подданные мои, – обратился к ним царь, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.

    Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал.

    – Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его? – спросил царь.

    Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут его открыть. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них.

    Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и наконец одним рывком дернул его. О чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать. Тогда царь объявил:

    – Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

    НАПОЛНЕННЫЙ КУВШИН

    К одному богачу пришел голодный нищий. Богач велел дать ему большую миску супа, а когда нищий поел, спросил, сыт ли он. Услышав утвердительный ответ, он приказал дать нищему еще и мяса. Тот съел все дочиста и на вопрос богача снова ответил, что наелся. Тогда ему принесли кувшин молока, который тут же был выпит до дна. Богач засмеялся и спросил:

    – Зачем же ты говорил, что сыт, если не прочь был поесть и еще?

    В ответ нищий взял кувшин и доверху наполнил его камнями.

    – Полон ли кувшин? – спросил он богача.

    – Конечно, – ответил тот.

    В промежутки между камнями нищий насыпал, сколько мог, песку, и спросил снова:

    – Теперь полон?

    – Ну, теперь-то уж наверняка! – воскликнул богач.

    Тогда нищий налил в кувшин воды, наполнив его и в третий раз.

    Очень легко проверить, окончена ли твоя миссия на Земле: «Если ты жив – она продолжается».

    НАПУТСТВИЕ

    В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел по бесконечной, казалось, дороге. Он был весь обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, на которых он волок по пыльной дороге тяжелые гири обвивали его ноги. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву, Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на невыносимую усталость.

    В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин.

    – О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал? – спросил он.

    – Действительно, глупо, – ответил путник, – но я до сих пор их не замечал.

    Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин:

    – Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири? – поинтересовался он.

    – Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим.

    Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника:

    – О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там, вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой – можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!

    – Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути.

    С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул его в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременяющих его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.

    НАРЦИСС

    Когда Нарцисс погиб, нимфы леса – дриады – заметили, что пресная вода в ручье сделалась от слез соленой.

    – О чем ты плачешь? спросили у него дриады.

    – Я оплакиваю Нарцисса, – отвечал ручей.

    – Неудивительно, – сказали дриады. – В конце концов, мы ведь всегда бежали за ним вслед, когда он проходил по лесу, а ты – единственный, кто видел его красоту вблизи.

    – А он был красив? – спросил тогда ручей.

    – Да кто же лучше тебя может судить об этом? – удивились лесные нимфы. – Не на твоем ли берегу, склонясь, не над твоими ли водами, проводил он дни?

    Ручей долго молчал и, наконец, ответил:

    – Я плачу по Нарциссу, хотя никогда не понимал, что он – прекрасен. Я плачу потому, что всякий раз, когда он опускался на мой берег и склонялся над моими водами, в глубине его глаз отражалась моя красота.

    НЕ ВСЁ СРАЗУ

    Однажды мулла пришёл в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя:

    – Должен я говорить или нет?

    И он решил спросить у конюха:

    – Кроме тебя здесь никого нет. Как ты думаешь должен ли я говорить?

    Конюх ответил:

    – Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все мои лошади разбежались, а осталась только одна, я всё равно дам ей поесть.

    Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать, насколько хороша была его речь. Он спросил:

    – Как тебе понравилась моя проповедь?

    Конюх ответил:

    – Я уже сказал, что я простой человек и не очень – то понимаю всё это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что лошади разбежались, и осталось только одна, я всё равно её накормлю. Но я не дам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.

    НЕБОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

    Один восточный властелин увидел сон – будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабочено и сказал:

    – Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

    Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

    – Я счастлив, сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных.

    Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились.

    – Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? – спрашивали они.

    На что последовал ответ:

    – Всё зависит от того, как сказать то, что сказано.

    О ДЗЕНСКОМ МОНАХЕ

    Один дзенский монах убегал от тигра, но тот загнал его на край обрыва у реки, и монаху не оставалось ничего другого, как уцепиться за лиану, которая весела над рекою. И тут он заметил, что внизу его уже поджидает огромный крокодил, и глаза у него такие же голодные и злобные, как у тигра наверху. В довершении всего две мышки стали грызть лиану, и она уже трещала под тяжестью монаха. Выхода не было.

    И в этот последний миг он заметил недалеко от себя кустик земляники с яркой ягодкой. Он протянул к ней руку и в полной мере насладился ее божественным вкусом.

    О МЕДВЕДЕ В ТЕСНОЙ КЛЕТКЕ

    В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили:

    – Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе.

    Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а загоне у медведя даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в просторный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад-вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клети, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: четыре шага туда и четыре шага обратно.

    О СТАРОМ БАШМАЧНИКЕ

    Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки – гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

    Проявляй уважение к достойному уважение, потому что он того заслуживает.

    Проявляй уважение к жаждущему уважения, потому что это совсем не сложно.

    Проявляй уважение к недостойному уважения, потому что в каждом есть что-то достойное уважения.

    О ТОМ, КАК ДВА БРАТА МИР ЗАВОЕВЫВАЛИ

    Жили два брата, один – богатый, другой – бедный, и появилось у них желание – завоевать мир. Достал богатый и золото, и драгоценности из своих кладовых, собрал хорошо вооруженное войско и направил его в поход на чужие земли. Он завоевал оазисы, но, убив всех людей, населяющих эти места, через год потерял цветущие некогда земли, потому что без человеческой любви и заботы земля иссохла. Он пошел на цветущие города, но, разрушив их, стал царем руин. Пустыни, сотворенные его руками, убили его войско, и он, нищий и голодный, бродил по мертвым землям и никак не мог понять, почему птица счастья не прижилась на кровавом мече его.

    Второй брат тоже мечтал завоевать весь мир, но прежде, чем отправиться в путь, он вырастил в душе своей прекраснейший цветок Любви и, взяв его в руки, пошел он к людям, направляемый сиянием света. Везде, где ступала его нога, свет Любви возрождал жизнь, и окрыленные этим светом люди стали жить так, чтобы породить в своей душе такой же прекрасный цветок и оставить его после себя своим детям и внукам.

    Весь мир был у ног этого человека, но он не стремился властвовать над ним. Он знал: чем больше он отдаст, тем больше будет иметь, а то, что он имеет, он не сможет сложить ни в одну кладовую, вместить это можно только в своем сердце.

    Бог Любовью породил Мир. Человек любовью своей может покорить этот Мир и стать владыкой его, имея в душе своей все духовные сокровища этого Мира.

    О ЦАРЕ ДАВИДЕ

    Когда царю Давиду пришло время умирать, призвал он к себе сына, будущего царя Соломона.

    – Ты уже побывал во многих странах и видел много людей, – сказал Давид. – Какое у тебя мнение о мире?

    – Везде где я был, – ответил Соломон, царят несправедливость, глупость, зло, несчастье. Я не знаю, почему так устроен наш мир, но я очень хочу его изменить.

    – Хорошо. А ты знаешь, как сделать это?

    – Нет, отец.

    – Тогда послушай.

    И царь Давид рассказал будущему царю Соломону такую историю. Давным-давно, когда мир был юн, землю населял один-единственный народ. Правил этим народом Царь, имя которого время не донесло до нас. Было у него четверо детей – их имена тоже канули в Лету. Когда пришло его время умирать, он призвал к себе четырех наследников и завещал им нести людям Справедливость, Мудрость, Добро и Счастье.

    Несправедливость – сказал он, возникает из-за того, что человек относится к миру очень пристрастно. Чтобы стать справедливым, человек должен избавиться от власти чувств. Он должен всегда поступать так, как будто мир существует независимо от него. «Мир существует, а я не существую» – только этот принцип может взять за основу справедливый человек.

    Глупость – продолжал он, возникает потому, что человек зная ничтожно мало об огромном и многообразном мире только с позиции своего знания. Как невозможно вычерпать море, так и невозможно полностью познать мир. Расширяя свои знания, человек лишь переходит от большей глупости к меньшей. Поэтому мудр тот человек, который ищет истину не в мире, а в самом себе. «Я существую, а мир не существует», – этим принципов руководствуется мудрец.

    Зло – сказал Царь, появляется тогда, когда человек противопоставляет себя миру. Когда он ради своих целей вмешивается в естественный ход событий и подчиняет все своей воле. Чем больше человек стремится господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется ему, ибо зло порождает зло. «Мир существует и я существую. Я растворяюсь в мире», – вот основа для тех, кто несет в мир Добро.

    И, наконец – Несчастье испытывает тот человек, которому чего-то не хватает. И чем больше ему этого не хватает, тем более он несчастен. А так как человеку всегда чего-нибудь не хватает, то утоляя свои желания, он лишь переходит от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, – ему не может чего-либо не хватать, «мир существует. И Я существую, весь мир растворен во вне», – вот формула Счастья.

    Царь передал эти формулы сыновьям, и вскоре умер. Наследники же, заметив что формулы Справедливости, Мудрости, Добра, Счастья противоречат друг другу, решили поступить следующим образом. Они разделили весь народ на четыре равные части и каждый стал управлять своим. Один нес людям Справедливость, второй – Мудрость, третий – Добро, а четвертый – Счастье. В результате на Земле появились Справедливый народ, Мудрый народ, Добрый народ и Счастливый народ.

    Прошло время и постепенно народы перемешались. Справедливые люди хорошо знали, что такое справедливость, но совсем не знали, что такое мудрость, добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир глупость, зло и несчастье. Мудрые люди несли в мир несправедливость, зло и несчастье. Добрые люди несли в мир несправедливость, глупость и несчастье. А Счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло – так закончил свой рассказ царь Давид.

    – Поэтому тебе, Соломон, мир и кажется таким скверным.

    – Я все понял, – ответил Соломон. – Надо научить всех людей всему сразу – и Справедливости, и Мудрости, и Добру и Счастью. Я исправлю ошибку наследников Царя

    – Хорошо, – сказал Давид, но ты не учитываешь, что мир уже изменился. Несправедливость, зло и несчастье уже перемешаны среди людей. Они породили страх. Чтобы породить эти пороки нужно прежде всего справиться со страхом.

    – Тогда объясни мне, как побороть страх.

    Страх бывает разным. Но главная его форма такова: в радости люди боятся смерти, а в печали – бессмертия. И лишь тот, кто знает цену и радости, и печали не боится ни смерти, ни бессмертия.

    ...Давно жил Царь Соломон, но люди помнят его. Его называли справедливым, добрым, счастливым и бесстрашным.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта