Главная страница

Культурология 8 вариант. Культурология_08 вар. Первые апостолы и создание христианской церкви. Канон в иконописи


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеПервые апостолы и создание христианской церкви. Канон в иконописи
АнкорКультурология 8 вариант
Дата01.01.2023
Размер1.36 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКультурология_08 вар.doc
ТипДокументы
#870288
страница6 из 6
1   2   3   4   5   6

Казанский собор


Один из самых почитаемых храмов столицы. Возведён подмастерьем Абросимом Максимовым в 1635-1637 гг. на месте сгоревшей деревянной церкви, выстроенной на средства князя Дмитрия Пожарского в 1626-1630 гг.

На строительство собора царь Михаил III Фёдорович Романов (избранный на царство Земским собором 25 февраля 1612 года), выделил кирпич от стоящегося дворца в Кремле.

Название получил в честь Иконы Казанской Божьей Матери (список которой был войсковой святыней ополчения Косьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского).

Икону Казанской Божьей Матери торжественно внесли 22 октября 1611 года в освобождённый от поляков Кремль и установили в Успенском соборе.

После возведения она была пересена в Казанский собор и стала его главной святыней. Освящён в 1636 году Патриархом Иосифом в присутствии царя Михаила Фёдоровича и князя Пожарского. Икона Казанской Божией Матери считалась защитницей и охранительницей новой царской династии, поэтому внимание властей к храму всегда было высоким. Об этом свидетельствуют богатые вклады в собор, сделанные царской семьей и знатными боярами.

Крестные ходы и церковные службы в соборе часто совершались самим патриархом. В советское время один из лучших архитекторов-реставраторов Петр Дмитриевич Барановский практически полностью отреставрировал храм (1925-1930 гг.), но в 1930 году собор был закрыт «по ходатайству Исторического музея», а П. Д.Барановский был выслан на строительство Байкало-Амурской магистрали.

В 1936 году правительство приняло решение об уничтожении храма, и летом собор разобрали. Возвратившийся с БАМа Барановский застал разрушение и, трудясь вместе с разорителями, успел сделать замеры. В 1937 году на месте Казанского собора по проекту архитектора Бориса Иофана был поставлен павильон в честь III Интернационала. Для посетителей его на участке был устроен туалет. После войны павильон исчез, но туалет остался и обслуживал миллионы посетителей ГУМа вплоть до 1990 года, причём вход в него был расположен со стороны святых алтарей и там, где стоял колодец с родниковой водой. В середине 1990 года туалет был закрыт и обнесён забором. Закладка первого камня воссоздаваемого Казанского собора не обошлась без происшествий. Вот как описывает эти события замечательный исследователь православной Москвы Петр Григорьевич Паламарчук (1955-1998 гг.) в монументальном 4-томнике «Сорок сороков»: «4 ноября 1990 года Патриарх Алексий II заложил первый камень воссоздаваемого собора. Он пришёл с крестным ходом из Успенского собора Кремля под звон колоколов Василия Блаженного.

Группа монархистов с пением «Боже, царя храни!» следовала за ним. Под большим красным щитом с изображением Ленина на стене ГУМа монархисты остановились. Повернувшись в сторону Мавзолея, трижды пропели: «Анафема!» — и вернулись в часовню...» Храм восстановлен в 1990-1993 гг. по чертежам и обмерам Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984 гг.), сделанным накануне сноса, его учеником и соратником Олегом Игоревичем Журиным.29

Библиография





  1. «Первые апостолы», Александр Мень / http://readr.ru/aleksandr-men-pervie-apostoli.html

  2. История христианской церкви/ http://www.greece-portal.ru/istoriya/istoriya-christianskoy-tserkvi.html

  3. Михаил Эммануилович Поснов. История Христианской Церкви / http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/posnov/history3/47.html

  4. Собор 12 Апостолов / http://www.rusidea.org/?a=25071301




  1. А. Стрижев. Православная икона. Канон и стиль. Москва, изд-во «Паломник», 1998

  2. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись». Москва, изд-во «Искусство», 1978

  3. Давидова М. Г., Е. Шлычкова. Понятие канона в современной иконописи и христианском искусстве / http://old.portal-slovo.ru/rus/art/44/944/945/8099/

  4. Православный канон и икона / http://www.icon-favor.ru/?page=1096




  1. Казанский Собор на Красной Площади / http://www.sedmitza.ru/text/845488.html

  2. Красная площадь и древняя Москва / http://www.russkoekino.ru/books/redplace/redplace-0003.shtml

  3. Храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву)  / http://www.hramy.ru/regions/r77/cao/kitay/vasiliy.htm




1 Собор 12 Апостолов / http://www.rusidea.org/?a=25071301

2 История церкви / http://www.pravostok.ru/ru/orthodoxy/church_history/?id=85

3 http://www.icon-favor.ru/?page=1096

4 В данном случае понятие "копирование" взято в положительном аспекте как творческий метод, а не как механический процесс, когда сердце "выключено" "из рождения иконы" и заменено "наметанным глазом и движением руки". Арх. Рафаил (Карелин). О языке православной иконы // Православная икона. Канон и стиль. М., 1998. С. 68.

5 Бобров Ю. Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., 1987. С. 21 Далее: Бобров Ю. Г. История реставрации.

6 Там же.

7 Там же. С. 20.

8 Покровский Н. В. Памятники христианского искусства и иконографии. СПб., 1910. С. 334. Цит. по: Бобров Ю. Г. История реставрации. С. 29.

9 Последняя формулировка принадлежит архитектору-реставратору Виолле де Дюку, цитату из которого приводит Ю. Г. Бобров в своей книге о реставрации древнерусской живописи (С. 29).

10 Картограммирование древних фресок – это создание полных копий всех росписей исследуемого храма не в отдельных фрагментах, а целиком в форме разверток стен помещения, выполненных в цвете с точным учетом масштабных соотношений всех частей расписанного интерьера. Картограммирование входит в обязательную программу обучения в мастерской церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова. О картограммировании см.: Крылов А. К., Крылова О. Ю. Итоги работ по копированию и картограммированию фресок XVI в. церкви Св. Троицы в селе Большие Вяземы // Троицкие чтения 1997. Сб. научных исследований по материалам конференции. Большие Вяземы, 1998. С. 22 – 33, 148.

11 О принципах копирования монументальной живописи, разработанных Л. А. Дурново, Т. С. Щербатовой-Шевяковой, В. В. Сусловым см.: Хоренко Д. А. Исследователь-копиист фресок Т. С. Щербатова-Шевякова и метод научного копирования Л. А. Дурново // Санкт-Петербургский фонд культуры. Программа "Храм". (к 150-летию со дня рождения Н. П. Кондакова). Сборник материалов (ноябрь 1993 – июнь 1994). Вып. 6.СПб., 1994. С. 78 – 87. Далее: Программа "Храм". Вып. 6. Пивоварова Н. В. В. В. Суслов как организатор исследования и копирования памятников древнерусской монументальной живописи // Программа "Храм". Вып. 6. С. 89 – 97. Среди важнейших принципов копирования фресок можно назвать, согласно В. В. Суслову, факсимильную точность и целостность, когда копирование ведется "не отдельными фрагментами, но целиком, во всем сохранившемся объеме и в натуральную величину". Пивоварова Н. В. Указ. соч. С. 93.

12 Когда средневековый иконописец руководствовался древними образцами или брал за основу голландскую Библию, изданную в Амстердаме, его "выбор" не осознавался как творческий акт, потому что и в том и в другом случае он имел дело с "подлинником".

13 В иконе форма так тесно связана с содержанием, что их не возможно разделить. Внешние изменения древнего канона влекут за собой изменение внутреннего смысла образа; и наоборот - отпадение от соборной творческой силы Церкви ведет к секулярному перерождению самих художественных принципов. Когда современный художник решается что-то видоизменить во внешнем, он, безусловно, касается внутреннего. При этом степень радикальности творческой новации может быть разной – от этого и зависит художественный подход современного мастера.

14 Основанием морали является религия. В искусстве моральное выступает как эстетически прекрасное. Нравственное (от слова "нрав") связано с установками общества. "Нравы" - это обычаи, имеющие нравственную ценность и поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Норма – одна из наиболее простых форм нравственного требования. См. об этом: Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М., 1981.

15 См., например: Булгаков С. Н. Религия и мораль // Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 45 – 50. О. Сергий Булгаков ставит нравственные веления совести ниже опыта богообщения святых, так как нравственность предполагает наличие закона, "греховное раздвоение, борьбу добра и зла в человеке", а святость "находится уже "по ту сторону добра и зла" и является живой нормой Царствия Божия". Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 46.

16 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. Репринт V – го изд. 1899 г. М., 1991. С. 1259.

17 Русский литературоведческий термин "троп" связан с этим последним значением слова "нрав" в греческом языке: оборот речи, способ выражения, стиль.

18 О каноне см.: Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977. с. 145 – 146; Православная икона, канон и стиль. М., 1998. с. 167 – 175; 73.

19 Булгаков С. Н. Икона ее содержание и границы // Философия русского религиозного искусства XVI – XX вв. Антология. Вып. I. Сокровищница русской религиозно-философской мысли. М., 1993. С. 287. Далее: Философия русского религиозного искусства.

20 Там же. С. 289.

21 Протопресвитер Иоанн Мейендорф. О литературном восприятии пространства и времени // Византинороссика. Тр. Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. Т. 1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Тр. XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8 – 15 авг. 1991.) и др. материалы, посвященные памяти о. Иоанна Мейендорфа / Под ред. К. К. Акеньтева. СПб., 1995. С. 1 – 10. См. также: Данилова И. Е. О категории живописи кватроченто // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. (Работы разных лет). М., 1984. С. 75 – 90.

22 Об обратной перспективе см.: Флоренский П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб., 1993. Раушенбах Б. В. Пространственное построение в древнерусской живописи. М., 1975. На примере искусства нового времени явление сферической перспективы рассмотрено в ст.: Даниэль А. М., Даниэль С. М. Запад и Восток в творчестве Н. С. Петрова-Водкина // Советское искусствознание: Искусство ХХ в. Вып. 25. М., 1989. С. 131 – 146.

23 См. об этом: Данилова И. Е. О сюжетной и композиционной роли жеста в живописи Средних веков и Возрождения // Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. (Работы разных лет). М., 1984. С. 65-74.

24 Священник Павел Флоренский. От образа к Первообразу // Православная икона. Канон и стиль. М., 1998. С. 160 – 167.

25 См., например: Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История рус. Иск. / Под. Ред. И. Э. Грабаря. Т. II. М., 1954; Лазарев В. Н. Живопись Владимиро-Суздальской Руси // Там же. Т I. М., 1953. Или статьи к каталогам: "Пречистому образу Твоему поклоняемся…" Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995. Gates of Mystery. Treasures of Orthodoxy from Holy Russia. St. Petersburg. S. a. [1995]. Г.К. Вагнер считает, что понятие стиля, включая понятие художественной школы, одновременно стоит над ним, так как стилистические различия касающиеся произведений одного и того же региона различаются, в зависимости от эпохи. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. С. 57-58.

26 Ротенберг Е. И. Литература по вопросу стиля в изобразительном искусстве достаточно обширна. Общее определение стиля для разных видов искусства см., например, в кн.: Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971. С. 40 – 41.

27 Например, изображение Богоматери и Христа в великолепных царских облачениях зачастую было связано с победой над еретиками, отрицавшими Божество Христа и достоинство Богоматери (Эфесский собор, 431 г.).

28 Собор Василия Блаженного в Москве / http://www.msk-guide.ru/page_9073.htm

29 Казанский собор / http://www.openmoscow.ru/xramkazan.php

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта