|
Правовая история (тест с ответами). Правовая история. Первые полномасштабные нерелигиозные теории построения политической системы общества появляются в Древнем Вавилоне
№ пп
| Вопрос
| Варианты ответа
|
|
| Первое политико-правовое сочинение в России относится к периоду деятельности
| Митрополита Никифора; Рюрика; Владимира Мономаха; Ярослава Мудрого; Феофана Прокоповича
|
|
| Духовное завещание этого князя своим детям содержало патриархальные представления об организации политической власти и называлось «Поучение»
| Рюрик; Владимир Мономах; Ярослав Мудрый; Иван Грозный; Максима Грека
|
|
| Первый опыт христианского осмысления русской истории содержался в
| «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона; «Поучении» Владимира Мономаха; «Письмах» Ивана Грозного; Повести временных лет Нестора; Никоновской летописи.
|
|
| Основным источником заимствований политико-правовых идей для раннего развития русской общественной мысли была
| Западная Европа; Ближний Восток; Китай; Византия; Священный престол (Ватикан).
|
|
| Политико-правовая мысль России в начальный период своего существования восстание народа против князя
| Отрицала в принципе; Допускала по желанию народа; Допускала в случае измены князем Родине; Допускала в случае если князь «нечестив»; Допускала в случае нарушения прав бояр.
|
|
| Борьба стяжателей и нестяжателей в русском государстве прежде всего касалась вопроса о
| Церковном имуществе; Церковной обрядности; Языке богослужения; Двуперстия и троеперстия; Стиля иконописания и скульптуры в церкви
|
|
| Старец Филофей сформулировал политическую концепцию
| «Москва – третий Рим»; «Москва – столица России»; Константинополь – второй Рим; Четвертому Риму не бывать; Россия – родина слонов.
|
|
| Андрей Курбский в своей полемике с Иваном Грозным доказывал преимущество
| Разделения государственной власти между царем и боярским советом; Неограниченной царской власти; Демократической формы правления; Боярской олигархии; Вечевого устройства власти на местах
|
|
| Иван Грозный в полемике с Андреем Курбским не защищал тезис о том, что царской власти присущ следующий атрибут
| Единоличность; Божественное происхождение; Юридическая безответственность; Коллегиальность правления с высшей аристократии; Наследственность.
|
|
| Политико-правовое обоснование власти российского императора нашло свое выражение в трудах
| Феофана Прокоповича; Александра Меньшикова; Василия Татищева; Петра I; Михаила Щербатова
|
|
| Политико-правовые взгляды этого российского мыслителя нашли отражение в работах «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву»
| А.Н Радищев; М.М. Щербатов; В.Н. Татищев; В.О. Ключевский; П.Я. Чаадаев
|
|
| Этому государственному деятелю России начала XIX века принадлежит проект широкомасштабного реформирования ее политико-правового устройства
| М.М. Сперанский; А.А. Аракчеев; Александр I; Николай I; Н.И. Киселев
|
|
| При Николае I в России сформировалась первая государственная идеология известная как
| «Теория консервативного развития»; «Теория контрреформации»; «Теория официальной народности»; «Теория российской монархии»; «Теория консервативной реформации».
|
|
| Политико-правовые взгляды этого российского мыслителя нашли отражение в работе «Философические письма
| А.Н. Радищев; М.М. Щербатов; В.Н. Татищев; В.О. Ключевский; П.Я. Чаадаев
|
|
| Два течения в русской общественной мысли XIX века, доказывавшие принадлежность России к разным путям исторического развития назывались
| Западники и славянофилы; Западники и традиционалисты; Модернизаторы и славянофилы; Нет правильного ответа; Анархисты и синдикалисты.
|
|
| Основателем российской теории либерализма считается
| Б.Н. Чичерин; С.А. Муромцев; К.Д. Кавелин; А.С. Хомяков; А.Н. Гучков.
|
|
| Учителем С.А. Муромцева был
| Карл Еллинек; Рудольф фон Иеринг; Огюст Конт; Освальд Шпенглер; Серен Кьеркегор.
|
|
| Сергей Андреевич Муромцев был в России основателем
| Юридического позитивизма; Социологического позитивизма; Психологической теории права; Российского конституционализма; Постмодернистского прагматизма.
|
|
| Представителем юридического позитивизма в России был
| Л.И. Петражицкий; С.А. Муромцев; Г.Ф. Шершеневич; Б.А. Кистяковский; П.И. Новогородцев.
|
|
| Представители юридического позитивизма видели в основе нормы права именно это основание
| Конкретное общественное отношение; Народное волеизъявление; Приказ государства; Волю законодателя; Защищенный законом интерес.
|
|
| Основателем психологической теории права в России был
| Л.И. Петражицкий; С.А. Муромцев; Б.Н. Чичерин; Б.А. Кистяковский; П.И. Новогородцев.
|
|
| Причины возникновения психологической теории права
| Обращение ученых к личности человека; Успехи анатомии головного мозга; Появление теории З. Фрейда; Снятие церковных запретов на изучение психики человека, появление экспериментальной психологии; Разочарование в способности добиться справедливости в рамках государственного законотворчества.
|
|
| Максимумом его притязаний на реформирование политического строя России была реформа Сената
| Б.Н. Чичерин; С.А. Муромцев; К.Д. Кавелин; А.С. Хомяков; П.И. Новгородцев
|
|
| Лозунг Великой Французской революции
| «Свобода. Равенство. Либерализм»; «Свобода. Равенство. Братство»; «Свобода. Уравнительность. Либерализм»; «Свобода. Равенство. Демократия»
|
|
| Представитель школы возрождения естественного права в России
| Кистяковский Б.А.; Новгородцев П.И.; Кокошкин Ф.Ф.; Гессен С.М..
|
|
| Автор либерального конституционного проекта Московской городской думы
| Муромцев С.А.; Новгородцев П.И.; Кокошкин Ф.Ф.; Герценштейн М.Я. Котляревский С.А.
|
|
| Основной проект Основного закона, предлагавшийся к инкорпорации в текст Основных законов Российской Империи был подготовлен под руководством
| Муромцева С.А.; Новгородцева П.И.; Кокошкина Ф.Ф.; Герценштейн М.Я.; Котляревского С.А.
|
|
| Либеральный проект российской конституции, известный как «освобожденческий», был подготовлен при участии
| Муромцева С.А.; Новгородцева П.И.; Кокошкина Ф.Ф.; Герценштейн М.Я.; Котляревский С.А.
|
|
| Проект Основного закона российской Империи, представлявший позицию правого крыла российского либерализма известен как
| «Освобожденческий»; «Октябристский»; «Герценштейновский»; «Гучковский»; «Кокошкинский».
|
|
| Единственный памятник С.А. Муромцеву установлен в
| Москве, Московская городская дума Санкт-Петербурге, Таврический дворец; Орле, Администрация области; Москве, старое здание МГУ; Москве, здание Государственной Думы.
|
| Процесс отражения государственно-правовых явлений, который характерен для определённой эпохи, культуры и стиля мышления и наиболее признан юридической наукой этого времени — это:
| Юридический тип научного познания
| Сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия, — это:
| наблюдение
| Синтезированная совокупность отрефлексированных познавательных средств, позволяющих исследовать правовую реальность в её разнообразных связях с мировым бытием, — это:
| Философски-правовая методология
| Система религиозных и юридических норм, сложившаяся на основе канонов, каковыми именуются акты церковных властей, имеющие для верующих силу закона, — это:
| Каноническое право
| Событие или явление действительности, зафиксированное средствами, которые вызывают доверие науки и описаны при помощи научных понятий или категорий, — это:
| Научный факт
| Совершенство, совершенный образец чего-либо, высшая цель стремлений, деятельности — это:
| идеал
| Совокупность философских, политических и правовых идей, направленных на защиту личности, ее прав и свобод от диктата государственной власти, — это:
| либерализм
| Современными типами правопонимания являются:
| Легизм, юридический либерализм, юснатурализм
| Сознательно применяемый порядок и последовательность действий, которые приводят к желаемому результату, — это:
| метод
| Составляющая теоретического уровня духовной жизни общества, которая имеет практическую направленность, призвана создавать программы социальных действий и организовывать их реализацию, — это:
| идеология
| Специальная часть теории (в науке или философии), которая посвящена обоснованию содержания, целесообразности и оправданности определённых методов в той или иной сфере познания, — это:
| методология
| Способ исследования объектов, который позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества, различных его сфер, — это __________________ метод.
| соцологический
| Способ осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстраненно, как бы извне, — это __________________ наблюдение.
| невключенное
| Способ познания, который используется для выяснения функций одних социальных явлений по отношению к другим, — это __________________ метод.
| функциональный
| Способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте, — это __________________ метод.
| системный
| Способ познания, который помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление, — это __________________ метод.
| статистический
| Способ уяснения и разъяснение сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения — это метод ...
| толкования (интерпретации) права
| Способность человека к внерациональному постижению высших смыслов нормативно-ценностной реальности и ее связей с трансцендентными первоначалами бытия — это:
| метафизическая интуиция.
| Теория научного познания — это:
| эпистемология
| Тип позитивистского правопонимания, который исходит из отождествления права и закона, называется:
| легизм
| Тип правопонимания, который исходит из противопоставления права и закона, рассматривая под правом содержательные требования естественного права (справедливости), называется:
| юснатурализм
| Учение о методах познания права: философском, общенаучном, юридическом — это:
| методология
| Философское учение, которое признает единственным источником достоверных знаний чувственное познание, т.е. ощущения, — это:
| сенсуализм
| Чрезмерность, крайность в каких-либо требованиях, взглядах — это:
| максимализм
| . Явление интегральное, объединяющее в себе ряд компонентов: мировоззрение и фундаментальные общетеоретические концепции, всеобщие философские законы и категории, обще- и частнонаучные методы (Д.А. Керимов), — это:
| методология
| . __________________ науки представляет собой то, что изучает наука в своём объекте, т.е. та часть объекта, которая вовлечена в процесс исследования.
| предмет
| __________________ рассматривают материальный мир как порождение духовного начала.
| идеалисты
| Антидиалектический способ мышления, рассматривающий вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе, — это:
| метафизика
| Идеализм считает, что первичным, изначальным является дух, идея, сознание, а вторичным — ...
| Природа (материе, бытие)
| Метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы — это:
| опрос
| Метод, который состоит в исследовании правовых категорий, дефиниций, юридических конструкций и законодательной техники специально-юридическими приёмами, предполагающими изучение внутренней и внешней формы изучения явлений, называется:
| Формально-юридическим
| Метод, предполагающий изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.), называется:
| Формально-юридическим
| Наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, идеальный аспект бытия права — это:
| Идея права
| Направление в философии, противоположное материализму, — это:
| идеализм
| Неотъемлемая часть культуры общества в целом выражает определённый уровень развития правосознания и состояния законности, характеризует степень правоспособности и дееспособности граждан общества в разрешении общественных противоречий — это:
| Правовая культура
| Обусловленная научной парадигмой логически непротиворечивая система понятий, при помощи которых раскрывается сущность изучаемого объекта, — это:
| Научная теория
| Обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности — это:
| познание
| Один из терминов феноменологии, означающий процесс и результат взаимодействия субъектов через интенциональности, открывающие человеку мир другого «Я», — это:
| интерсубъективность
| Основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права — это:
| Принципы права
| По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают следующие виды наблюдения:
| Включенное и невключенное
| Познавательная стратегия, использующая в качестве основного аналитического средства принцип противоречия и рассматривающая объекты познания в постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями, — это:
| диалектика
| Понятие ряда философских учений, фиксирующее особенность человеческого сознания, которая состоит в его направленности на какой-нибудь предмет, в идеальном “полагании” предмета в мысли, тем самым становящегося “идеальным” предметом, — это:
| ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
| Понятие, введенное в 1950-е гг. американским социопсихологом Л. Фестингером для обозначения такого состояния индивидуального сознания, когда в нем сталкиваются в единой смысловой плоскости два противоположных представления об одном объекте или факте, не согласующиеся между собой, но представляющиеся субъекту в равной степени убедительными, — это:
| Когнитивный диссонансанс
| Понятие, которое употребляется для обозначения особого автономного мира права со своими законами и логикой функционирования и развития, со своими «несущими конструкциями» и способом их связи в одно целое, — это:
| правовая реальность
| Представления о совершенном состоянии правовой жизни, которые являются ориентиром для реформирования правовой системы общества, — это:
| правовой идеал
| Прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве, — это __________________ метод.
| кибернетический
| Признание ценности человека как личности, её права на свободное развитие и осуществление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений — это:
| гуманизм
| Принцип __________________ закрепляет "право на жизнь" различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих противоречивые точки зрения.
| плюрализма
| Принцип __________________ предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся в пространстве и времени категории и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.
| историзма
| Процесс и результат целеустремлённой умственной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению, — это:
| правопонимание
| |
|
|