Развитие праздничной культуры в петровскую эпоху.. кр готовая. План контрольной работы
Скачать 49.57 Kb.
|
План контрольной работы: Введение Культурные преобразования Петра I Культурно-досуговая деятельность Понятие «традиция» Эпоха Петра I Новые культурно- досуговые традиции в эпоху Петра I Досуговые занятия и развлечения дворянства Ассамблеи Петра I Заключение Список используемых источников Введение В истории России на всем ее протяжении вряд ли найдется период спокойного и гармоничного развития. Обуреваемая политическими раздорами, войнами и усобицами, она стремилась к некоему совершенству, которое, как горизонт, все отодвигалось по мере достижения каких-либо результатов. Но XVIII век в сравнении с прошлыми наполнен самыми бурными событиями и переменами, намного вперед предопределившими условия существования государства и его культуры. В силу жизненных обстоятельств, Петр I с самого отрочества и всю юность находился в кругу иностранцев. Общение с ними давало ему представление об ином образе жизни, который резко контрастировал с известным ему с детства. Со времен Ивана Грозного на правом берегу Яузы селились иноземцы: англичане, французы, голландцы, шотландцы. Все они были представителями разных вероисповеданий и профессий: ремесленники, золотых дел мастера, виноторговцы, негоцианты, художники, доктора, офицеры. Территория слободы была прекрасно обустроена кирхами и небольшими уютными домиками, в которых иноземцы жили своим особым укладом, представляя некий оазис посреди московской жизни. Быт и нравы иноземной слободы давали пищу для размышлений, демонстрируя образцы культуры досуга, а атмосфера свободного общения духовно подпитывала, удовлетворяя потребность в веселье и отдыхе, необходимом после напряженной и упорной работы. Именно Немецкая слобода стала для Петра первым шагом в освоении западноевропейских ценностей. Позже они легли в основу «протестантской модели существования», которой Петр следовал в своей деятельности. Это привело к открытости общества, перенимавшего с Запада то самое новое, хорошее (как, впрочем, и всякое плохое), к тому явлению, которое в современной историографии называется «догоняющей моделью развития». Важным показателем нарождающейся новой эпохи были склонность ко всякого рода зрелищности в виде пышных церемониальных шествий, театрализованных действ, фейерверков и иллюминаций с их аллегорическими сценариями и появление таких новых светских развлечений, как ассамблеи, характерных для петровского времени. Культурные преобразования Петра I Культурно-досуговая деятельность представляет собой: ) общественно-значимый способ активного отношения личности и социума к действительности, проявляющийся в производстве, распространении, потреблении ценностей культуры в сфере досуга; ) систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующая социально-культурную активность, духовное развитие личности и социума в условиях свободного времени. Культурно-досуговая деятельность представляет собой целостную систему, основными структурными компонентами которой являются теория, организация, методика, материально-техническая база учреждений культуры, профессиональный состав специалистов и сотрудников, финансирование их деятельности. Эти компоненты тесно взаимосвязаны, плавно переходят друг в друга на основе закономерных связей в контексте их достаточности для рационального, целесообразного функционирования целостной системы. Целостную систему культурно-досуговой деятельности необходимо рассматривать как процесс постоянного развития неразрывного единства теории, организации и методики создания условий для личности в предметной деятельности, смысловом и эмоциональном воздействии на посетителей в учреждениях культуры. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует учитывать, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются сложной системой. Это: сеть учреждений культуры разных типов: клубные учреждения, парки - культуры и отдыха, музеи, библиотеки, центры досуга, культурные комплексы, молодежные кафе, ночные клубы и т. д.; органы управленческого руководства среднего и высшего звена; научные, высшие и средние учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры, кадры учреждений культуры. Все перечисленные компоненты фактически трансформируются в подсистемы, входящих в систему культурно-досуговой деятельности. Таким образом, культурно-досуговая деятельность представляет собой социально-педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой и идеологией. Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, этапы. Отождествляя освоение мира с культурно-досуговой деятельностью, можно говорить о культурных ценностях, которые создаются, сохраняются и распространяются в процессе освоения мира. Они используются субъектом для дальнейшего познания и преобразования мира и его самого. При этом процесс создания, сохранения и опосредованного распространения духовных ценностей можно целенаправленно регулировать. Их критическое осмысление, отбор и освоение в процессе деятельности приводят к формированию культурного слоя, который, в свою очередь, выступает как совокупность норм и ценностей, выработанных народом, которые осваиваются, закрепляются, развиваются и используются в зависимости от конкретных задач. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды культурно-досуговой деятельности упорядочиваются, приобретая определенное значение для человека и общества. Культурно-досуговая деятельность в общем виде - сложное, многофакторное явление. Системный подход позволяет обнаружить внутренние механизмы действия отдельных компонентов, вскрыть их единство и связь. Что же касается функционирования системы, изучения ее в динамике, то здесь мы обращаемся к различным наукам. Культурно-досуговая деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъекта. Система, следовательно, будет состоять из следующих необходимых и достаточных компонентов: субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы, материально-техническая база, финансовое обеспечение процесса. Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов, исключить его из анализа, и система перестает функционировать и распадается. Культурно-досуговая деятельность - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме - прошлом, настоящем и будущем. Понятие «традиция» Одним из самых убедительных источников получения и передачи знания является традиция, так как именно в ней аккумулируется мудрость веков. Но значит ли это, что тех, кто пренебрегает традиционными представлениями и выводами, можно считать либо психически неполноценными, либо глупцами, что если традиция хорошо зарекомендовала себя в прошлом, то ее основные положения следует принять в неизменном виде? Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную глупость, накопленную прошлыми поколениями. Ее можно представить себе в виде чердака общества, в который втиснуты все виды полезных образцов и все виды заблуждений, бесполезных и отживших реликтов. Великое дело научного познания состоит в том, чтобы помочь избежать повторения ошибок предков. Традиция - это сохранение, бережное обновление и передача от поколений к поколениям отобранных общественным мнением образцов культуры и прежде всего способов деятельность, поведения. Традиции являются одним из главных механизмов накопления, сохранения и развития культуры. Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии. Многообразие существующих в мире культур в значит. мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органической частью собственного культурного традиционного комплекса. Традиции образуют коллективную память обществ и социальных групп; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существ, влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. Каждое поколение, получая в свое распоряжение опр. совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собств. интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается). Эпоха Петра I Конкретные культурные преобразования начались после первого возвращения Петра I из-за границы в 1698 году, но кульминация культурной реформации России связана с периодом строительства Петербурга. В новой столице России воплотился не только царский идеал морского, военного, административного города, но и его мечты о центре новой культуры, образования и просвещения. Петр создал европейский уклад в культурной жизни столицы. Он не перестроил, не изменил, а именно создал в новых условиях новое бытование русских людей. В его столице все должны были жить по-иному - не так, как в Москве. Созидание российской столицы направлялось не только огромным желанием деятельного монарха, но и требованием времени. Надо было учиться жить по-европейски, чтобы не только стать равноправным партнером для соседних стран, но и оставаться самодостаточной державой, «мощь и цивилизованность которой будут гарантией ее независимого и достойного государственного существования». По европейскому образцу было изменено летоисчисление. Новый год начали считать с 1 января, а не с 1 сентября, как прежде. Специальными указами было предписано носить платья европейского образца, брить бороды, установить увеселительные собрания - ассамблеи. Для новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия. В духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что богатство - не грех, а признак избранности Богом. Происходит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные традиции. Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим. Отличием реформ этого периода является не только их всеохватность, но и то, что Петр I впервые начал совершенно осознанно, системно и последовательно решать государственные проблемы, используя свое властное влияние на экономические стороны жизни: промышленность, торговлю, ремесленное производство. Существенные результаты петровских реформ достигались за счет усиления централизации, укрепления самодержавия и крепостного права. Эти меры вывели Россию на уровень равенства с развитыми странами Европы. В области общественной жизни идеи старинного патриархального общества противостояли идеям просвещенности, выработке образа справедливого правителя, царя-труженика и образа государственного человека, гражданина, обретающего свое благородство деяниями, а не аристократическим рождением. Наиболее достойным качеством человека считается его ответственность перед своим отечеством. Особое место занимает развивающаяся система образования и просвещения. Петровская эпоха - период становления отечественной науки. Научное мышление порождает два способа мировосприятия: рационализм и критическое отношение к действительности. Чувство ответственности побуждает прогрессивных мыслителей видеть главное зло эпохи в крепостничестве, особенно в после петровское время. Итоги историко-культурного развития России в XVIII в. весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры - первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идет становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей. Для реализации своих целей Петр I использовал все доступные средства, включая опыт стран Западной Европы. Он перенял лучшие достижения Швеции и Германии, Дании и Голландии, Англии и Франции. Процесс заимствования зарубежного социального и культурного опыта происходил дифференцированно и избирательно. Иногда царя-реформатора интересовал конечный продукт или внешняя форма, иногда только механизм действия, а порой он использовал лишь разработанные принципы. При всей необходимости того или иного опыта, практика его внедрения в русскую действительность порой расходилась с жизненными реалиями. Петр I использовал опыт во имя интересов государства, а не конкретного человека, личная значимость которого не имела для царя большой ценности. Его принцип «тащить за уши» в новую жизнь оборачивался неприятием. непониманием, а иногда и страхом людей. В исторической науке нет единства в оценке деятельности Петра I, вместе с тем преобладает точка зрения, согласно которой реформы Петра I расчистили путь для более интенсивного экономического и культурного развития страны. Новые культурно- досуговые традиции в эпоху Петра I Досуговые занятия и развлечения дворянства Большие преобразования в области моды наложили отпечаток на представления о красоте. Ориентация на западную культуру (голландско-немецкую и французскую) коренным образом изменило представления о светской жизни, модели поведении, в том числе о проведении свободного времени. Появляются новые формы проведения досуга дворян - «ассамблеи». Неотъемлемым элементом ассамблей были музыка и танцы. Важным в данной форме проведения досуга являлось присутствие женщин. Петр буквально вырвал дворянских жен из домашнего «заточения». Балы и маскарады с присутствие женщин стали обязательным элементом ассамблей. Публичные празднества перестали носить исключительно церковный характер. Наряду с молебном, колокольным звоном и крестным ходом, коими испокон веков на Руси отмечали военные победы, Петр ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, пушечную пальбу и фейерверки. Первое празднество такого рода было устроено 30 сентября 1696 года по случаю взятия Азова. Особенно пышно и торжественно праздновали заключение Нештатского мира и рождение Российской империи в 1721 году. В Петербурге был устроен маскарад с участием свыше тысячи масок, продолжавшийся несколько недель. Затем с наступлением зимы празднества перенесли в Москву, где на санях возили по улицам макеты кораблей, на палубах которых размещались участники маскарада. Русская культура первой четверти 18 столетия характеризовалась утверждением в ней светской направленности, личного начала, а также преодолением национальной замкнутости. С реформ Петра 1 началось проникновение в русскую жизнь ценностей западной цивилизации с характерным для нее рациональным прагматизмом. Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, в том числе и сферу свободного времени, имели следствием общие подъем культурного уровня привилегированных слоев общества, все более отрывавшихся от подавляющей массы русского народа, жившего по старинке. век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия - дворянства. Основой этого были петровские реформы. Наиболее активно на петровские нововведения реагировании представители служилого, нового дворянства и выходцы из среды потомственных бояр, разделявшие взгляды Петра Первого на будущее развитие России. Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голладско-немецкую, а затем французскую. Петр Первый пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. «ассамблеи». Они должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу , привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка, танцы. Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т. п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в .которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт-Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику-зрелищу - «Учения Невского флота». И высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство, проживающее в городах и провинции, отмечало народные праздники, связанные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились «отгородиться» от «простонародья». Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие доходы от личных хозяйств, хотя и были ближе в своем досуге к народной традиции, тем не менее также старались не смешиваться с «простолюдинами». Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (например, качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих имениях, куда не допускались люди из низших сословий. В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более «открытой» для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий. Среди традиций, привитых Петром парадному Санкт-Петербургу, оказались и европейские ассамблеи - торжественные вечера с танцами. Самое первое из многократных сообщений о них (в походных журналах) относится ко времени пребывания Петра I в Карлсбаде в сентябре 1711 года: «…была на квартире его Царского Величества ассамблея». Официально, царским указом, проведение ассамблей будет вменено в обязанность знатным петербуржцам лишь через семь лет после этой даты, но в действительности Петр I приучал к ним свое окружение, не теряя времени. |