Главная страница

План работы над выразительным чтением и пересказом рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2


Скачать 398 Kb.
НазваниеПлан работы над выразительным чтением и пересказом рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2
Дата14.10.2022
Размер398 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаopora-us.docx
ТипПлан работы
#733706
страница1 из 4
  1   2   3   4

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко»

Каменского муниципального района

Воронежской области







Составитель:

Суязова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

п.г.т. Каменка, 2018



Экзаменационное задание:

Выразительно прочитайте текст о… (ФИО) вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.
План работы над выразительным чтением и пересказом:

рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2

(2 минуты + 1 минута)


Важно при подготовке к выразительному чтению и пересказу наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты):
ч тение цитаты

первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова) (определение своёго отношения к прочитанному)
второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях

( деление текста на смысловые фрагменты и выделение голосом ключевых слов, постановка партитурных знаков, логического и психологического (если есть) ударений)

обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов

Ключевые слова

в тексте-повествовании: глаголы, деепричастия и наречия;

в тексте-описании: существительные, прилагательные и причастия;

в тексте-рассуждении: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли



микротемы (простой или вопросный план)

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п.

1.




2.




3.







выполнение задания 1 (выразительное чтение текста)
повторное чтение цитаты
ч тение текста и определение места и способа включение в пересказ предложенной цитаты
выделение в тексте главной и второстепенной информации, использование приёмов свёртывания текста (исключение второстепенных деталей, обобщение единичных явлений и фактов)
последнее чтение текста
сверка с записями (микротемы, ключевые слова и т.п.)
выполнение задания 2 (пересказ текста)





Логическое ударение

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).

2. Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противоположных слова.

НАПРИМЕР: Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя?

3. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения.

НАПРИМЕР: Кленовый лист напоминает нам янтарь.

4. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. Определение-прилагательное как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.

НАПРИМЕР: Жёлтые листьясплошным ковром покрывают землю.

5. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила.

НАПРИМЕР: Маше нравится непеть, атанцевать.Лененравится, а нетебе.

6. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже.

НАПРИМЕР: Это криксовы.

7. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения.

НАПРИМЕР: Но что теперь во мнекипит, волнует, бесит.

8. Частицы НЕ и НИ интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причём ударение падает на само слово.

НАПРИМЕР: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.



Партитурные знаки

1) ' знак акцента над ударной гласной;

2) логические паузы:

а) | короткая (на один счет),

б) || на два счета (раз, два),

в) ||| на три счета (раз, два, три);

3) ударение:

  • логическое ударение - ударение, позволяющее любое слово во фразе сделать смысловым центром (— подстрочный знак);

  • ударение фразовое – интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важной синтагме (ударное слово подчеркивается --------),

  • психологическое ударение обозначается буквой [П] перед словом или предложением;

4 ) повышение тона (надстрочный знак);

5 ) понижение тона (надстрочный знак);

6) ^ перелом интонации (надстрочный знак);

7) - - - - растягивание слова либо замедление темпа произнесения какой-либо части текста (подстрочный знак);

8) → убыстрение темпа (подстрочный знак);

9) легато - надстрочный знак, позволяющий связать рядом стоящие слова, произнося их как одно целое, на одном дыхании).

Нужно помнить: законченность мысли выражается движением голоса вниз, незаконченность – движением голоса вверх


Интонационная функция знаков препинания

Точка: закончена мысль – понижение голоса;

запятая: мысль развивается, но высказана не до конца – движение голоса вверх;

точка с запятой: знак средний между точкой и запятой - понижение голоса меньше и пауза более короткая, чем на точке,

многоточие: интонация незавершённости высказывания, понижение голоса;

восклицательный знак: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса;

вопросительный знак: логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается;

тире: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке;

двоеточие: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал продолжения;

скобки: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается;

кавычки (при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова.

Образец работы с партитурными знаками




Экзаменационное задание:

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО.

Время на подготовку – 1 минута

Советы для подготовки пересказа

  • еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль;

  • пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);

  • пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению,

  • перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;

  • заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;

  • нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.


Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише

(уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа)

Пересказ + речевое клише:

  • удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;

  • говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;

  • всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;

  • оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;

  • как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание»

  • ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.




Экзаменационное задание:

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Время на подготовку – 1 минута

Время на монологическое высказывание – не более 3 минут

Задание на выбор:

1. Описание фотографии.

2. Повествование на основе жизненного опыта.

3. Рассуждение по поставленному вопросу.

Композиция текста-описания

1. Общее представление о предмете.

2. Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Композиция текста-повествования

1. Завязка (начало событий).

2. Развитие действия.

3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).

4. Развязка (итог событий).

Композиция текста-рассуждения

1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).

2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).

3. Вывод.



1. Начните с:

  • замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);

  • поиска смыслового центра фотоснимка;

  • описания того, кто (или что) изображен;

2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).

3. Не говорите того, чего нет на фотографии.

4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:

экскурсия в прошлое,

интересная история,

фотография на память,

смысловой центр,

передний и задний план,

цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),

персонажи и предметный ряд,

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

5. Обратите внимание, как изображены предметы:

  • опишите фон, позы, цветовые эффекты;

  • ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),

  • укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.

6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:

  • если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)

  • опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)

  • если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.

7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).

8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.

9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.

10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.

Речевые клише

Вступление

Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)

Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим…

Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок. На нем мы видим…

Передо мной фотография, на которой запечатлены…


Основная часть

  • глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…

  • глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…

  • прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое…

  • прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…

  • прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая, выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…

Глядя на фотографию, я мысленно переношусь…

Глядя на фотографию, можно предположить, что…

В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?)

Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

Этот снимок был сделан в тот момент, когда…

Фотокадр, яркий снимок…


Смысловой центр расположен с правой стороны. Он позволяет нам понять замысел фотографа.

Смысловой центр – это зрительный центр, который сразу же привлёк наше внимание.

Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?)

Фотограф выделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..)

На переднем (заднем) плане фотографии…

На данной фотографии мы видим (что?)

Кадр сделан с левой (правой) стороны…

На левой (правой) стороне кадра

В глубине фотографии (фотоснимка)…

На фотографии изображено …

В верхнем (нижнем) левом (правом) углу снимка изображено…

Цветовой ряд как композиционный элемент: краски, оттенки…

Чувства, вызванные фотографией…

Увлекательное путешествие в мир фотографии…

Зафиксированные на фотографии эмоции…




Заключение

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать //понять…

Удел фотографа - прекрасные мгновения,

Затвором отсечённые от времени реки…

Судьба фотографа - отбросив все сомнения,

С течением бежать, играя, наперегонки.

Сергей Дудник

Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что фотограф смог передать всю гамму чувств…

Фотограф смотрит в объектив,

В единый кадр мир вместив.

Момент истории для нас

Он в кадре сохранит сейчас.

Повещенко О.

Фотоснимок, на котором изображена … (что?), заставит и нас, зрителей, насладиться красотой (чего?) и необычностью (чего?).

На плёнке чувствительной след остаётся

От вспышки мгновенной и яркой.

Фотограф – волшебник –

Ему удается сберечь без единой помарки
Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,

Короткое жизни мгновенье.

В окно объектива секунду поймав,

Её сделать чудотвореньем.

Владимир Луговской.

Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным.


«Фотография – это искусство застывшего времени… возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра», - сказал Мешак Отиено, кенийский фотограф. И фотография, о которой мы только что говорили, хранит эмоции автора, наполняя нас такими же чувствами.

Передо мной фотография, которая, как сказал Ирвинг Пенн, знаменитый американский фотограф XX века, «сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившимся человеком после того, что он увидел».
  1   2   3   4


написать администратору сайта