Главная страница
Навигация по странице:

  • ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1.Краткая биография Анцев Михаил Васильевич

  • Ге́нриху Ге́йне Христиа́н Иога́нн Ге́нрих Ге́йне

  • Музыкально-теоритический анализ произведения. Основная мысль произведения, содержание.

  • Виды фактуры: монодия

  • Вокально-хоровой анализ. Вид хора. Диапазон хоровых партий и их удобство и неудобство

  • Голосоведение в хоровых партиях.

  • Хоровое дыхание и его характер.

  • Основные интонационные трудности и пути их преодоления.

  • Снимаемые ферматы

  • анцев осень. Погребняк Ангелина Александрована Класс доцента Лазарьковой Н. А. Могилев 2020 общие сведения об авторах произведения краткая биография


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеПогребняк Ангелина Александрована Класс доцента Лазарьковой Н. А. Могилев 2020 общие сведения об авторах произведения краткая биография
    Анкоранцев осень
    Дата13.12.2020
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаannotatsia_antsevvv (1).docx
    ТипБиография
    #160168


    Министерство образования Республики Беларусь

    Учереждение образования “Могилёвский госудатственный

    Университет имени А.А. Кулешова”


    Аннотация на произведение

    «Осень»
    М.В. Анцева

    Подготовила:

    Студентка 1 курса

    Факультета “Начального и музыкального образования”

    Группа “М-11”
    Погребняк Ангелина Александрована

    Класс доцента Лазарьковой Н. А.

    Могилев

    2020


    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    1.Краткая биография

    Анцев Михаил Васильевич (30.09.1865 – 21.07.1945) – композитор, хоровой дирижер, музыкальный критик, педагог. Родился в Смоленске. С самого детства проявил способности к музыке. У Михаила было два пути получения профессионального музыкального образования – Варшава или Санкт-Петербург. В 1886 г. он едет в Варшаву и поступает в Варшавский институт музыки. Здесь Михаил берет уроки игры на скрипке, изучает основы композиции. Однако, не удовлетворившись полученным образованием, юноша отправляется в столицу Российской империи, где продолжает учебу в СанктПетербургской консерватории по классам гармонии, контрапункта и композиции. Его педагогом по классу композиции становится великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков. После окончания консерватории в 1894 г. М.Анцев остается в российской столице и в течение двух лет служит учителем пения в одном из престижных учебных заведений – дворянском Елизаветинском институте. В 1896 г. М. Анцев переезжает в Витебск, с которым связаны основные годы его творческой жизни. В Витебске он преподает хоровое пение в различных учебных заведениях города, в том числе и в Витебской гимназии. В это период он активно занимается написанием книг и учебно-методических пособий по теории музыки и хоровому пению: «Краткие сведения для певцовхористов» (1897), «Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения» (1897), «Нотная терминология. Справочный словарь…» (1904). Наряду с педагогической и научной деятельностью М.Анцев активно занимается общественной деятельностью. С 1905 по 1912 г. он – редактор газеты «Витебские губернские ведомости» и приложения «Народный листок», публикует критические статьи о музыкальной жизни города, состоит Действительным членом Витебской ученой архивной комиссии (научное историческое общество Витебской губернии), в задачи которой входило изучение, популяризация и охрана памятников истории и культуры края. В июле 1918 г. в Витебске открывается Народная консерватория (ныне Витебское музыкальное училище), одним из организаторов которой стал и Михаил Васильевич Анцев. Он входит в состав администрации, заведует канцелярией, читает лекции по истории и теории музыки, руководит хором. Витебский период знаменует активную композиторскую деятельность М.Анцева. В музыкальных кругах он известен как композитор, создающих, в первую очередь, произведения для хора. К наиболее известным сочинениям данного жанра относятся: «Кантата к 100-летнему юбилею А.С.Пушкина», «Гимн в память 100-летия Отечественной войны 1812 года», литургия для смешанного хора, лирические хоры «Ива», «Лотос», «Весной». Трагические события первой четверти ХХ века также нашли свое отражение в творчестве композитора. Он сочиняет хоры «Не плачьте над трупами павших бойцов» (1905), «Памяти героев» и «Песня борьбы» (1922). Кроме того М.Анцев пишет произведения для скрипки и фортепиано, романсы и песни, мелодекламации. 2 Будучи сыном своей земли, М.Анцев особое внимание уделял собиранию и обработке белорусских народных песен, созданию песен на стихи белорусских поэтов. Большую популярность получили его песни на стихи Я.Купалы, Я.Журбы, М.Чарота, Я.Коласа. К сожалению, большая часть композиторского наследия была утеряна и не дошла до наших дней. После образования в январе 1919 г. Белорусской Советской Социалистической Республики перед общеобразовательной школой со всей остротой встал вопрос создания национального музыкального репертуара для проведения уроков музыки по новым программам. М.Анцев активно включился в эту работу по созданию методических пособий в области общего музыкального образования. В 1925 г. он создает для учителей учебное пособие «40 мелодических упражнений в двухголосных канонах» (издано в 1928 г.). В 1930 г. выходит уникальное методическое пособие для детских садов и младших классов общеобразовательных школ «Зайчык-грайчык». В нем на основе белорусских народных приговорок, припевок, небольших песенок М.Анцев выстроил целую систему развития музыкального слуха детей. В качестве продолжения была подготовлена «Музычная хрэстаматыя харавога пяяньня». Однако она так и не увидела свет. Начавшиеся репрессии по отношению к деятелям белорусской культуры заставили М.Анцева в начале 1930-х годов уехать в Москву. Здесь он провел свои последние годы, занимаясь музыкальной общественной деятельностью.

    Слова в данной партитуре пренадлежат Ге́нриху Ге́йне

    Христиа́н Иога́нн Ге́нрих Ге́йне Родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе, в семье обедневшего еврейского купца Самсона Гейне (1764—1829), торговавшего тканью. При рождении назван Хаим, в семье его называли Гарри. Кроме него в семье росли ещё трое детей — Шарлотта (1800—1899), Густав (1803—1886) и Максимилиан (1804—1879). Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности католического богослужения. Воспитанием сына серьёзно занималась мать Бетти (Пейра; 1770—1859). Образованная и мудрая женщина, она хотела обеспечить Генриху хорошее образование. С детства он высоко ценил собрание стихов и песен «Волшебный рог мальчика», выделяя его из всех других творений немецких романтиков[8]. Некоторые стихи и песни из сборника (например «Rewelge»[9]) стали основой для произведений самого Гейне.

    После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих Гейне переходит в экономическое училище. Потом его отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Это была попытка сделать из мальчика продолжателя родовой финансово-торговой традиции. Но она провалилась, и Генрих вернулся домой. В 1816 году родители посылают сына в Альтону, где у его дяди, Соломона Гейне, был банк. Как настоящий педагог, он дал Генриху возможность раскрыть свои способности и поставил племянника во главе маленькой компании. Но Генрих «успешно» провалил дело меньше, чем за полгода. Тогда дядя поставил его вести бухгалтерские счета, но Генрих всё больше увлекался лирикой. Поссорившись с дядей, Генрих снова возвращается домой.

    За три года, проведённые у Соломона, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь дяди. Любовь осталась безответной, и все переживания Генриха нашли выход в его стихах — особенно хорошо это видно в «Книге песен».

    Формирование Гейне как поэта совпало с расцветом лирических жанров в немецкой литературе, поднятых на щит романтиками[10]. Генрих создал блестящие образцы романтической поэзии, освободив её от чрезмерной патетики и условности[11]. Стихотворный сборник «Книга песен», прославивший поэта на весь мир, обладает простотой, естественностью, импровизацией[11].

    В «Книге песен» Гейне воплощал душевные переживания лирического героя в канонических жанрах сонета, баллады, романса[11]. Но уже в этом раннем цикле заметно тяготение поэта к фольклорному песенному жанру, с присущей ему свободой поэтической формы[11]. Гейне прибегает в стихах к лирическому монологу, параллелизму явлений природы и чувств героя[11].

    Наиболее романтичен первый из четырёх разделов «Книги песен» — "Юношеские страдания"[11]. Трагедия лирического героя, влюбленного без взаимности, вырастает до космического масштаба, переживается как единственная в мире трагедия[11]. Он утрачивает ощущение границ между сном и явью, жизнью и смертью[11].

    Родители дали согласие на поступление сына в университет. Сначала он поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, прослушав всего одну лекцию, Гейне увлекается посещением лекции по истории немецкого языка и поэзии, которую читал Август Шлегель. В 1820 году Гейне переходит в Гёттингенский университет, однако его исключают за вызов одного из студентов на дуэль, которым он отреагировал на оскорбления[12][13]. С 1821 по 1823 год Гейне учится в Берлинском университете, где слушает курс лекций у Гегеля. В это время он приобщается к литературным кругам города. В 1825 году перед получением диплома доктора он вынужден был креститься, так как дипломы выдавались только христианам.

    Поддержка Гейне Июльской революции 1830 года заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, эмигрировать в Париж. Он вновь побывал на родине, в Германии, только через 13 лет.

    В 1834 году Гейне познакомился с девятнадцатилетней Криссенсией Эжени Мира (Criscence Eugene Mirat), на которой женился в 1841 году. Матильда (как называл жену поэт) происходила из среды простых крестьян и приехала в пятнадцатилетнем возрасте к тётке-башмачнице в Париж. Г. Гейне финансировал её пребывание в нескольких учебных заведениях для молодых женщин. Она пережила Гейне и умерла 17 февраля 1883 года, в день смерти поэта.

    Летом 1848 года по Европе прошёл слух о смерти поэта, на самом же деле он, попрощавшись в мае с белым светом (тогда он в последний раз выходил из дому и посещал Лувр), оказался прикованным к кровати из-за болезни. Ещё в 1846 году у него начался прогрессивный паралич, но он не потерял интереса к жизни и продолжал писать. После восьми лет болезни Гейне не сдавался и даже сохранил чувство юмора. В 1851 году вышел его последний сборник — «Романсеро». В сборнике чувствуются скептицизм и пессимизм. Вне всякого сомнения, в нём отразилось физическое состояние поэта.

    Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года в Париже в возрасте 58 лет и был похоронен на кладбище Монмартр.
    2.Музыкально-теоритический анализ произведения.

    Основная мысль произведения, содержание. «Есть в осени первоначальной, короткая но дивная пора, весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера»Федор Тютчев. Осень- удивительная пора, которая радует и заставляет грустить одновременно. Первая осень всегда прекрасна. Именно осенью мы заканчиваем собирать урожай, делаем запасы на зиму. Еще некоторое время можем погреться на солнышке перед наступлением холодов.

    Особенно осенью природа необычайно красива и сказочна. Ведь каждое дерево одевает свой прекрасный наряд из разноцветных листьев. А когда они опадают то на дорогах стелятся яркие ковры в которых каждый листочек по своему красив. Осенью пахнет свежим, чистым воздухом, мокрым асфальтом, листьями. Глубокая осень начинается с окончанием листопада до первого снега. Становиться все холоднее, пролетают к югу последние стаи гусей, лебедей и уток. Осень -распостраненная тема у поэтов, художников и музыкантов. Очень много стихотворений про это время года у Тютчева, Пушкина, Фета, Бунина и Майкова. Так же написано множество картин: Левитан «Золотая осень», Поленов «Золотая осень», Куинджи «Осень», Васнецов «Осень» и др.

    А в музыке концерт Вивальди «Времена года», оратория Гайдна «Времена года», «Осень» Ричкунова, Каллиникова, Лятошинского и множество других.

    Произведение Анцева «Осень» носит драматический характер. В нем рассказывается о поздней осени. Когда уже похолодало, небо становится хмурым, солнышко редко проглядывает через черные тучи, все время моросит дождик, деревья потеряли свои убранства и стоят одиноко под струями холодного дождя. Внезапно налетает ураган, срывая последние листья, ломая сучья, обезображивает деревья которыми мы недавно любовались. За простым пейзажем ощущается тоска автора по чему то ушедшему, чувствуется грусть и одиночество. Именно поэтому он одушевляет деревья, природа оживает и начинает чувствовать, страдать. Композитор почувствовал настроение поэтического текста и музыкальными средствами дополнил замысел поэта.
    Форма.

    Произведение состоит из двух частей и 44 тактов. Первая часть это период из 24 тактов в котором 3 предложения, хотя стихотворных строк две. Автор одну из них повторяет дважды в разном музыкальном изложении. Первое предложение звучит в g moll причем в начале он имеет натуральный а в конце гармонический вид. Во втором предложении происходит отклонение в B dur заканчивается в c moll.Третье предложение начинается в c moll и заканчивается на доминанте в g moll.

    Вторая часть состоит из двух предложений и заключения(четырех тактовое дополнение).Первое предложение точно повторяет начало первой части. Второе предложение начинается в c moll и заканчивается на доминанте основном тональности g moll и заключение утверждает основную тональность.

    Мелодия.

    Мелодия произведения сочетает поступенное движение со скачками на квинту. Нисходящее движение и интонации малой секунды придают ей грустный, скорбный характер.

    Во втором предложении мелодия звучит более взволнованно и тревожно, сразу начинается с восходящего квартового скачка.)

    Сначала она звучит у сопрано затем переходит к парии альтов, низкий тембр которых придает драматизм картине, этому способствует отклонение в до минор.

    Третье предложение кульминационное. Построено на нисходящем движении, которое начинается с высокого кульминационного звука.(пример

    Заканчивается первая часть трижды повторяющейся мелодической фразой проходящей в партии II сопрано, передающее чувство печали.(пример

    Мелодия второй части является вариантом первой. Она более сглажена, не имеет квартовых скачков, звучит боле грустно, построена в основном на поступенном нисходящем движении, композитор как бы передает нам капающие слезы березки. В заключении мелодия проходит у I сопрано и только в последних тактах переходит II сопрано где им в терцию вторят альты. Все эту рисует картину неизбежной смены осени на зиму


    Ритм.
    В данном произведении композитор использует простой ритм. Часто повторяющаяся ритмическая группа четверть и две восьмые подчеркивает тоскливый характер произведения

    Половинные длительности композитор использует в конце предложений, которые придают завершенность высказанной мысли.
    Встречаются неоднократно ритмическая фигура четверть с точкой и восьмая она передает злой характер урагана.

    В конце произведения встречаются фразы изложенные половинными длительностями сначала у альтов затем у сопрано как бы замедляя движение музыки и подготавливая конец произведения.

    Особого внимания заслуживают неснимаемые ферматы которые композитор применил в середине произведения что используется редко. Это как бы остановка в музыке которая дает нам прислушаться к стону плачущих деревьев. Так же в произведении присутствует фермата над паузой, которая передает нам минуты затишья после урагана.
    Темп.

    Произведение написано в темпе Andante что в переводе означает - не спеша, соответствует его грустному характеру. В конце всего произведения используется poco a poco dim. e rit.(постепенно стихая и замедляя) это передает нам чувство успокоения после сильного урагана, чувство печали, тоски, грусти и неизбежной смены осени на зиму

    Аго́гика — небольшие отклонения (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности.

    .

    Гармонический язык.

    Композитор в этом произведении использует не только простые аккорды ,но и септаккорды, чтобы показать все краски. В начале первой части встречается доминантовый септаккорд (D7)который вносит в мелодию тревожность и взволнованность.

    При помощи D2 во втором предложении происходит отклонение в другую тональность, что вносит тональную неустойчивость. Вторая часть построена на аккордах тоники и доминанты, простые и спокойные гармонии, которые дают произведению грустный и еще более печальный характер с повторяющимися в последних тактах аккордами доминанты.

    Факту́ра (лат. factura — устройство, строение) — типизированный способ оформления многоголосной музыкальной композиции в одном из (многоголосных) музыкальных складов.

    Виды фактуры:

     монодия – одноголосная фактура, древний вид фактуры

    полифония (сначала подголосочная, гетерофония, затем имитационная, контрастная) - многоголосие, то есть одновременное звучанием, развитие и взаимодействие нескольких равноправных мелодий

    гомофония – многоголосие, где один из голосов является ведущим, а остальные звуки создают для него гармонический фон

    гомофонно-полифонический склад, полифония пластов , многоголосие.
    В данном произведении гомофонно-гармоническая фактура

    Динамика

    Динамика очень выразительная и насыщенная. В основном произведение построено на контрасте пиано «p»и «f». Первая часть начинается с двух пиано «pp»,которые уже предупреждают грустный характер произведения. «pp» которое резко сменяется «mf» и перерастает в «f» и звучит как взрыв после долгого затишья и показывает нам сильный ураган, который набирает силу и обрушивает свою мощь на жалкие деревья.

    Во второй части при помощи громкой динамики автор передает нам картину беспомощной березки, которая не в силах противостоять ходу развития природы. Конец произведения звучит на «P» которое сменяется «ppp» это дает нам чувство успокоения и умиротворенности после долгой борьбы.
    3.Вокально-хоровой анализ.

    Вид хора. Диапазон хоровых партий и их удобство и неудобство.
    Произведение написано для трехголосного женского или детского хора.. Здесь используется средний диапазон, где партиям петь нетрудно. I сопрано «c» первой октавы-«f»второй. II сопрано «b» малой октавы-«c» второй. Альты «g» малой- «as»первой. Партии находятся в разных тесситурных условиях (У партии альтов переходные звуки ,а для сопрано используется средний регистр где они звучат тускло ,не так светло и жизнерадостно как на высоких звуках.)

    Сопрано I :соль 1 октавы-фа 2 октавы


    Голосоведение в хоровых партиях.

    В партии сопрано I часто встречаются нисходящие секундовые ходы, которые изображают плачь и придают произведению скорбный характер , которые говорят нам о борьбе деревьев с беспощадным ураганом, а пение на одной ноте передает чувство безысходности и беспомощности .

    Хроматизм часто используемый композитором в партии II сопрано передает состояние беспокойства, взволнованности. Скачки не встречаются, в основном мелодия построении на опевании звуков.
    В партии альтов используется много хроматических звуков, изредка скачки на квинту и кварту

    .

    Звуковедение.

    Звуковедение - Legato (легато), что значит связно, плавно, без толчков. Оно наиболее подходяще для произведения такого характера. Наиболее трудный элемент пения legato - ровный переход от звука к звуку.

    Хоровое дыхание и его характер.

    Дыхание в этом произведении одновременное, но на протяжении длинного предложения используется цепное. Вдох должен быть активным, но не суетливым, без поднятия плеч.
    Основные интонационные трудности и пути их преодоления.
    - Длительное пение на одном звуке




    -Интервальные трудности

    Чтобы избежать интервальных трудностей нужно: Ч5 и Ч4 петь чисто, восходящую Б2 петь широко. Чтобы чисто проинтонировать длительное пение на одном звуке нужно петь каждый звук с тенденцией к повышению. Для того чтобы исполнить произведение в едином темпе(Andante) нужно использовать дробление длительностей. Для правильного и точного исполнения хроматических звуков, которые встречаются в произведении, нужно проработать пение хроматической гаммы.
    Дирижерские трудности.
    - Adante (не спеша)

    Синко́па в метризованной музыке — смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.
    - Точное выполнение фермат

    Ферма́та (итал. fermata — «остановка», «задержка») - это знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты, обычно в 1,5-2 раза, но возможно и более 

    Все виды фермат можно разделить на две группы.

    Снимаемые ферматы, не связанные с дальнейшим изложениеммузыкального материала. Эти ферматы требуют прекращения звучания после истечения их длительности. Они встречаются, как правило, на границах частей или в конце произведения.

    Например: (фермата на паузе)

    1)

    2)
    Неснимаемые ферматы, связанные с дальнейшим изложением и лишьна время прерывающие движение музыкальной мыслиНеснимаемая фермата – это серединная фермата, встречающаяся только внутри музыкального произведения. Она не требует показа снятия звучности, после нее не наступает пауза или цезура. Неснимаемая фермата подчеркивает какой-либо аккорд или звук и удлиняет его.

    Например:




    - Эмоциональная передача характера произведения ,смысл поэтического текста
    - Звуковедение Legato  ( итал. legato — связанно, плавно)
    - Переменная динамика

    -Атака звука— первоначальный импульс звукоизвлечения, необходимый для образования звуков при игре на каком-либо музыкальном инструменте или при пении вокальных партий; некоторые нюансировочные характеристики различных способов звукоизвлечения, исполнительских штрихов, артикуляции и фразировки.

    Атака звука ее виды:

    1)Твердая атака звука

    2)Мягкая атака звука

    В данной партитуре атака звука мягкая .



    Заключение

    Описывать осень можно очень долго, поскольку это время года является едва ли не самым красочным и одновременно печальным - природа готовится к зимнему сну, покрытые яркой листвой ветви деревьев и кустарников постепенно обнажаются, в неспокойном, тревожном небе виднеется ровный клин направляющихся на юг журавлей. С каждым днём становится всё прохладнее - с раннего утра на лужах уже появляется тонкая ледяная корочка, а солнце появляется в небе всё реже и реже... Тем не менее, осень - это пора сбора урожая. Бывает время, когда погода просто идеальна - тихие, тёплые и ясные денёчки не позволяют унывать в ожидании морозной зимы

    Я считаю,что М.Анцев через свое произведение «Осень» хотел передать это время года , когда листва на деревьях расцветает желтым и красным цветом, во всех их оттенках. То есть словосочетание золотая осень очень точно передает цвет осени. И неважно, что при этом будет светить яркое солнце или напротив будет из туч моросить дождик. Осень все равно останется золотой.

    По-моему мнение автор точно передал настроение и содержание поэтического текста, так что музыка и текст кажутся неразрывными. Благодаря этому произведению я научилась звуковедению Legato. Практиковалась работать над контрастами динамики и использовать неснимаемые ферматы.
    В настоящее время это произведение могут исполнять однородный хор, хор детских и женских голосов.

    Литература:

    1. Белорусская энциклопедия: в 18 Т. Т. 1: а-аршин /Редкал.: Г. П. Пашков и др. - Соч.: БелЭн, 1996. - т. 1. - 552 с

    2. Энциклопедия истории Беларуси:. Белицк - гимн / Редкал.: Б. И. Сачанка (гал. Ред.) и др. - Соч.: БелЭн, 1994. - 537 с..

    3. Энциклопедия литературы и искусства Беларуси: 1. а капелла-гобелен / Редкал.: И. П. Шамякин (Галл. Ред.) и др. - Соч.: БелСЭ, 1984 — - 727 с.










    написать администратору сайта