Доклад по ИППУ Политико - правовые воззрения Бентама. Доклад 4. Бентам. Политико правовые воззрения Бентама
Скачать 24.75 Kb.
|
Политико – правовые воззрения Бентама Последняя треть XVIII в. — время, когда Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Многие факторы содействовали этому обстоятельству, и многие характерные явления сопутствовали ему. Английская политико-правовая мысль по-своему описывала, объясняла и оправдывала происходившие в стране крупные социально-исторические перемены. Едва ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и поощрения, тема активизма индивида, гарантий неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей и т. п. Возобладало убеждение, что поступками индивида как частного собственника движут как спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы. Расчет мог иметь широкий диапазон: от стремления удовлетворить сугубо эгоистический, исключительно индивидуальный интерес до желания разумно сочетать собственную позицию с позицией других индивидов, других членов общества, с тем чтобы в рамках достижения совместного, общего блага добиваться удовлетворения собственных потребностей. В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748—1832). Он явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-философских идей Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе. Первый: получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи — самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей. Четвертый: максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества. Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т. д. Его политико-юридические взгляды изложены во «Введении в основания нравственности и законодательства», во «Фрагменте о правительстве», «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств», «Деонтологии, или Науке о морали» и др. Давно и прочно Бентам числится в ряду столпов европейского либерализма XIX в. и не без основания. Но у бентамовского либерализма не совсем обычное лицо. Принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве деятельности, о самоутверждении индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. В свободе Бентам видит в ней продукт умозрения, некий фантом. Для него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Свобода и права личности были для Бентама истинными воплощениями зла, потому он не признавал и отвергал их. Права человека, по Бентаму, суть чепуха, а неотъемлемые права человека — просто чепуха на ходулях. Он утверждает, будто «эти естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали... они несовместны с сохранением какой бы то ни было конституции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...». Резко критический настрой Бентама в отношении школы естественного права выразился и в отрицании им идеи различения права и закона. Тех, кто различает право и закон, он упрекает в том, что таким образом они придают праву антизаконный смысл. Не разделял он также мнение о том, что общество и государство возникли в истории посредством заключения между людьми соответствующего договора. Это мнение он расценивал как недоказуемый тезис. В вопросах организации государственной власти Бентам (особенно во второй половине своей жизни) стоял на демократических позициях. Таковые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Однако Бентам не соглашался с тем, чтобы эти ветви власти вообще существовали каждая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он — за их кооперацию, взаимодействие. С точки зрения Бентама, демократизировать следует не только организацию непосредственно государственной власти. Демократизации подлежит в целом вся политическая система общества. В этой связи он ратует, в частности, за всемерное расширение избирательного права, включая предоставление избирательного права также и женщинам. Он надеялся, что с помощью институтов демократии (в том числе таких, как свободная пресса, общественные дискуссии, публичные собрания и т. п.) можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной властей. Назначение правительства, по Бентаму, — гарантировать в первую очередь безопасность и собственность подданных государства, т. е. выполнять по преимуществу охранительные функции. Он полагает, что у правительства нет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека, и тем более нет права навязывать ему (индивиду) такое представление и во что бы то ни стало осчастливливать его. Очень занимал Бентама вопрос об объеме правительственной деятельности, ее направлениях и границах. По этому вопросу он высказывался неоднозначно. Однако в принципе склонялся к тому, что во всяком случае прямое вмешательство государства в сферу экономики крайне нежелательно, поскольку может привести к весьма негативным результатам. Надо помнить, что Бентам был учеником и последователем А. Смита. Заслуга Бентама — в его стремлении освободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с происшедшими в обществе социально-экономическими и политическими переменами; он хотел упростИть и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной также беднякам. Главная общая цель всей общественной системы, по Бентаму, — наибольшее счастье наибольшего числа людей. История политико-юридической мысли XIX—XX вв. свидетельствует о том, что ряд идей Бентама оказал ощутимое влияние на развитие правовой науки. Так, бентамовское соотнесение законодательства с социальными целями и балансом интересов послужило становлению социологической школы права. Туманова Наташа 1. Какую теорию разработал Иеремия Бентам? - разработал теорию утилитаризма 2. Какую единственную цель должно было иметь правительство? - правительство должно иметь единственную цель — наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества. 3. На какие две группы Бентам разделил нравственные обязанности? - нравственные обязанности по отношению к себе и нравственные обязанности по отношению к общему благу. 4. Поясните теорию утилитаризма? - Применяя положения теории утилитаризма, Бентам делал вывод, что законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими; поскольку стороны сами определяют условия договора, исходя из «собственной пользы», он отвергал попытки законодателей взять рабочего под свою защиту. 5. Под влияние кого Бентам создал свою теорию утилитаризма? - которую создал под влиянием философских идей Гоббса, Локка, Юма и французских материалистов 18 в. (Гельвеция и Гольбаха) 6. Какие основных 4 признака утилитаризма сформировал Бентам? - 1) Получение удовольствия и исключение страдания составляют основной смысл человеческой деятельности; 2) Главный критерий оценки любых событий и явлений – их полезность, т.е. возможность быть средством решения какой – либо задачи; 3) Нравственность требует стремится к обеспечению наибольшего счастья (добра) для конкретных людей; 4) Целью развития человечества является достижение максимально возможной всеобщей пользы через достижение гармонии между интересами индивида и общества; 7. на что должен быть направлен закон по Бентаму? - Закон должен быть направлен не на защиту прав и свобод человека (вместо этих абстракций у Бентама вводится конкретное понятие пользы), а на обеспечение порядка в обществе; стремление же к абстрактно свободе и правам разрушает законы и рождает анархию (примером чему служит Великая Французская революция); 8. что являлось главной особенностью политико- правового мировоззрения Бентама ? - Главной особенностью политико-правового мировоззрения Бентама было то, что он, в отличие от более поздних и «классических» либералов, полагал надуманными все традиционные концепции естественного права и общественного права, объявил знаменитую «Декларацию прав человека и гражданина» «демагогией». Наряду с этим, он отстаивал необходимость существования сильного суверенного государства, без которого, по его мнению, крайне сложно реализовать индивидуальные права и интересы. 9. назовите главные труды Бентама? – «Введение к принципам нравственности и законодательства», «Конституционный кодекс» 10. что для Бентама является высшим принципом политической жизни? – народный суверенитет Букирева Полина 1. Что лежит в основе утилитаризма Бентама? - Он считал, что природа подчинила человека власти удовольствия и страдания, которым люди обязаны всеми своими идеями и которыми обусловлены все их суждения и решения, и только принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям. 2. Что Бентам считал единственно реальными интересами? - Бентам считал единственно реальными интересами интересы отдельных лиц и утверждал, что правительство должно иметь единственную цель — наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества. 3. К каким выводам пришел Бентам применяя утилитаризм к вопросам права? - 1) Закон сам по себе — нарушение свободы и зло, поскольку он связан с применением наказания и при его осуществлении возможны ошибки. 2) Закон — зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность. 3) Закон должен защищать частную собственность, поскольку собственность и закон родились вместе и умрут вместе. 4) Поскольку обеспечение безопасности противоречит равенству и свободе; должны быть пределы законодательного регулирования. 4. На какие две группы Бентам разделил «нравственные обязанности»? нравственные обязанности по отношению к себе и нравственные обязанности по отношению к общему благу 5. Что лежит в основе правил благоразумия? - в основе их лежит страх причинить себе вред, единственным стимулом является желание предупредить вред 6. Какой Бентам сделал вывод, применяя положения теории утилитаризма? - законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими 7. Что является собственностью человека? - собственностью человека является создаваемое законодательными актами «прочное и долговременное обладание» этим лицом внешними объектами 8. Что являлось самой сутью государственной жизни? - обеспечение средств существования и безопасности людей 9. Что является главнейшей целью законодательства, с точки зрения Бентама? - Безопасность 10. Какой должна быть роль законодателя, когда лицо причиняет вред остальным гражданам государства? - Система государственных органов призвана напрячь все свои силы, чтобы при помощи правового регулирования защитить каждого индивида от вредоносных действий окружающих. Законодателю нужно вмешиваться в ситуации, когда человек находится в опасности. В таких обстоятельствах необходимо сделать юридической обязанностью каждого гражданина спасать терпящего бедствие, когда последнего возможно избавить от угрозы вреда без ущерба самому спасателю. Каурова Алёна 1) К чему ведет идея прав личности по И.Бентаму? - (Идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению государственной власти) 2) Что является правом по мнению философа? - (Право – это повеления и запреты, установленные государством и обеспеченные санкцией.) 3) На какие 2 группы Бентам разделил "нравственные обязанности"? - (нравственные обязанности по отношению к себе и нравственные обязанности по отношению к общему благу.) 4) Почему Бентам считал, что законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими? - (поскольку стороны сами определяют условия договора, исходя из «собственной пользы», он отвергал попытки законодателей взять рабочего под свою защиту.) 5) Что подразумевают нравственные обязанности по отношению к себе? - (Нравственные обязанности по отношению к себе составляют правила благоразумия, в основе их лежит страх причинить себе вред, единственным стимулом является желание предупредить вред, поэтому законодатель не должен регулировать те действия и отношения, где люди могут вредить только сами себе) 6) Можно ли сказать, что Бентам утверждал о том, что природа не подчинила человека власти удовольствия и страдания ? - (Нет, нельзя. Он считал, что природа подчинила человека власти удовольствия и страдания, которым люди обязаны всеми своими идеями и которыми обусловлены все их суждения и решения, и только принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям.) 7) Что философ считал единственно реальными интересами? - (Бентам считал единственно реальными интересами интересы отдельных лиц) 8) Почему Бентам считал, что закон - это зло? - (поскольку Закон сам по себе — нарушение свободы и зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание) и при его осуществлении возможны ошибки. 2) Закон — зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность.) 9) Назови основные труды И.Бентама? - («Теория законодательства», «Фрагмент о правительстве», «Анархические заблуждения», «Введение в основания нравственности и законодательства». Трактат «Конституционный кодекс». «Деонтология или наука о морали».) 10) Кто оказал большее влияние на взгляды И.Бентама? - (По признанию Бентама, наибольшее влияние на его взгляды оказали Ш. Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. Гельвеций) Маталасова Настя 1.Основоположник какой теории был Бентам? - (теорию утилитаризма) 2.Дайте определение утилитаризму. - (учения о том, что главным мотивом деятельности человека является индивидуальная польза и стремление к получению удовольствий) 3.Что было главной особенностью политико-правового мировоззрения Бентама? - (Главной особенностью политико-правового мировоззрения Бентама было то, что он, в отличие от более поздних и «классических» либералов, полагал надуманными все традиционные концепции естественного права и общественного права, объявил знаменитую «Декларацию прав человека и гражданина» «демагогией») 4.Назовите главные труды Бентама. - («Введение к принципам нравственности и законодательства» (1787), а также состоящий из нескольких частей «Конституционный кодекс» (1843).) 5.Какие четыре основных принципа теории утилитаризма сформулировал Бентам? - ( 1) Получение удовольствия и исключение страдания составляют основной смысл человеческой деятельности; 2) Главный критерий оценки любых событий и явлений – их полезность, т.е. возможность быть средством решения какой – либо задачи; 3) Нравственность требует стремится к обеспечению наибольшего счастья (добра) для конкретных людей; 4) Целью развития человечества является достижение максимально возможной всеобщей пользы через достижение гармонии между интересами индивида и общества;) 6.Какие основные положения своего политико-правового учения сформулировал Бентам? - (1) Юридически закрепленные общие права человека представляют собой отвлеченное и ложное понятие 2) Право представляет собой волю суверена, в идеальной форме тождественную закону и подкрепляемую санкциями; 3) Закон должен быть направлен на обеспечение порядка в обществе; 4) Высшим принципом политической жизни является народный суверенитет, который находит свое воплощение в демократическом правлении 5) Обязанностью правительства является обеспечение безопасности и собственности подданных, но не реализация идеи всеобщего блага 6) Судебная власть не должна выделяться в отдельную ветвь власти, отменять определенные акты из - за их, а правосудие – быть более демократичным и доступным всем слоям населения.) 7.Что представляет собой «Конституционный кодекс» Бентама? - («Констиуционный кодекс» Бентама представляет собой проект демократической конституции, основанной на свободе и правовом равенстве граждан, дееспособной государственной власти и влиятельном общественном мнении.) 8.Назовите происхождение государства по Бентаму. - (С точки зрения Бентама, государства создавались насилием и утверждались привычкой.) 9.К какому выводу приходит Бентам, применяя утилитаризм к вопросам права? - (Применяя утилитаризм к вопросам права, Бентам приходит к выводу, что закон есть зло, поскольку <каждый закон есть нарушение свободы>. Тем не менее, закон - зло неизбежное, ибо он предотвращает еще большее зло. Без него невозможно обеспечить безопасность личности и имущества. Обеспечение безопасности, в известной мере, противоречит равенству и свободе, иначе говоря, приносит вред, а не пользу.) 10.Что Бентам называет главным предметом заботы законодателя? - (Главным предметом заботы законодателя Бентам называет частную собственность. <Собственность и закон родились вместе и умрут вместе. До закона не было собственности; устраните закон, и собственность перестанет существовать>.) Горовенко Катя 1. Какие теории отвергал Бентам? - (теории естественного права и общественного договора) 2. Какую цель должно преследовать государство по мнению Бентама? - (наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества.) 3. К каким выводам пришел Бентам применяя утилитаризм? - (1) Закон сам по себе — нарушение свободы и зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание) и при его осуществлении возможны ошибки. 2) Закон — зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность. 3) Закон должен защищать частную собственность, поскольку собственность и закон родились вместе и умрут вместе. 4) Поскольку обеспечение безопасности противоречит равенству и свободе; должны быть пределы законодательного регулирования.) 4. На какие две группы Бентам разделил нравственные обязанности? - (нравственные обязанности по отношению к себе и нравственные обязанности по отношению к общему благу.) 5. Что лежит в основе нравственных обязанностей по отношению к себе? - (Нравственные обязанности по отношению к себе составляют правила благоразумия, в основе их лежит страх причинить себе вред, единственным стимулом является желание предупредить вред,) 6. Почему Бентам отвергал естественное право? - ( Он писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному.) 7. Чьи интересы признавал Бентам? - (Интересы отдельных лиц – единственно реальные интересы) 8. Почему сам по себе закон-это зло? - (Закон сам по себе – зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). При его осуществлении возможны ошибки. Главный предмет заботы законодательства – частная собственность. Обеспечение безопасности противоречит равенству и свободе.) 9. За какой класс переживал Бентам? - ( бедняки и рабочий класс) 10. Уместно ли вмешательство государства в экономику? - ( нет, не уместно, Бентам – сторонник свободной конкуренции, противник государственной регламентации хозяйственной жизни.) |