Главная страница
Навигация по странице:

  • 23.Соотношение общей и профессиональной этики.

  • 24. Правила

  • 25. Происхождение и эволюция нравственности.

  • 26. Структура нравственности.

  • 27. Основные свойства нравственности.

  • 28 Функции нравственности и задачи этики.

  • 30. Свобода выбора в системе нравственных категорий.

  • 31. Совесть, как этическая категория.

  • 32.Деонтология, как раздел этической науки.

  • деонтологии. 33. Взаимосвязь этических категорий.

  • 34. Характерные особенности предэтики.

  • Пифагор

  • Характерные особенности античной этики.

  • Понятие этики


    Скачать 144.04 Kb.
    НазваниеПонятие этики
    Анкорetika_etika_1_1.docx
    Дата14.12.2017
    Размер144.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаetika_etika_1_1.docx
    ТипДокументы
    #11368
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    22. Соотношение правовых норм и норм нравственности.

    Моральные нормы — это социальные нормы, регулирую¬щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно¬ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

    Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть при¬сущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отли¬чаются от других норм, действующих в обществе и выполняю¬щих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и под-держиваемой всеми дисциплины, общественным мнением, убе¬ждением членов общества о должном поведении при опреде¬ленных условиях.

    В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного обще¬принятого порядка, а находят идейное обоснование в представ¬лениях человека о должном или недолжном поведении как во¬обще, так и в конкретной жизненной ситуации.

    В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., дей¬ствующие в обществе.

    Выполнение нравственных норм обеспечивается авторите¬том и силой общественного мнения, сознанием субъекта о дос¬тойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

    Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санк¬ции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведе¬ния человека, в направленном духовном воздействии. Они озна¬чают нравственный запрет совершать подобные поступки в бу¬дущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

    Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Напри¬мер, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

    Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).
    23.Соотношение общей и профессиональной этики.

    Мораль — форма общественного сознания, представляющая совокупность норм, правил и принципов, которыми руководствуются люди в своем поведении по отношению к обществу и друг к другу. Профессиональная мораль — исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. С этой точки зрения профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных сферах. Определяющая роль общей морали по отношению к профессиональной выражается в следующем:

    • общественные нравственные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности;

    • общая структура морали определяет и структуру профессиональной морали (сознание, отношения и нравственная деятельность наполняются лишь специфическим содержанием);

    • общие функции морали (регулятивная, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали. Вместе с тем специфика профессиональной морали юриста является результатом преломления общих принципов и норм морали в служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается:

    • в специфике труда юриста и обусловливает детальную регламентацию всех сторон его жизни и быта (здесь нормы поведения являются строго обязательными и определенными);

    • моральные нормы в условиях правоохранительной деятельности юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством;

    • нормы и принципы профессиональной морали юристов носят повелительный характер;

    • действия юристов должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, должны быть непримиримыми к нарушениям законности и антигуманности;

    • при контактировании юристов с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни, что требует наличия определенной нравственной культуры;

    Профессиональная этика юриста.

    Юрист должен обладать в максимальной степени объективностью, при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий, близости и родства, рассматривая дело с позиций нравственности и справедливости.

    24. Правила поведения юристов в профессиональной деятельности. Кодекс профессиональной этики юриста.

    Профессиональное поведение юриста

    Профессиональное поведение юриста связано прежде всего с ролью юриста, его должностным, статусным положением. Профессиональное поведение юриста – соблюдение совокупности обязательных юридически-определенных и этических правил профессионального поведения при исполнении служебных обязанностей или в непосредственной связи с ними (служебное пове-дение), а также связанных с его неслужебным положением либо обладанием профессиональной информацией, профессиональными навыками (внеслужебное поведение).

    Именно высокая степень влияния юриста как лица, осуществляющего профессиональную юридическую деятельность, объясняет тот факт, что профессиональное поведение юриста регу-лируется нормативно-правовыми актами. Нарушения юридически-определенных либо этических правил профессионального поведения соответственно влекут санкции в отношении юристов, допустивших эти нарушения. Например, в соответствии с п.7 и 9 ст.14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» основаниями прекращения полномочий судьи среди прочих являются: занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи, а также совершение поступка, позорящего честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти.

    Проблема профессионального поведения юриста особенно остро возникает при совмещении видов деятельности, прежде всего, юридической, политической, предпринимательской, а также во всех случаях, когда юристы (осознанно или нет) стремятся использовать свое положение в личных целях.

    Профессиональное поведение юриста может выражаться в виде действий: а) совершаемых при исполнении служебных обязанностей или в непосредственной связи с ними (служебное поведение); б) связанных с его неслужебным положением либо обладанием профессиональной информацией, профессиональными навыками и пр. (внеслужебное поведение).

    Примерами различных позитивных, нейтральных и негативных видов и проявлений профес-сионального (служебного и внеслужебного) поведения юриста могут быть в частности: ведение политической агитации; лоббирование законопроектов; совершение в своих целях юридически значимых действий; выступления в средствах массовой информации и перед гражданами; соблю-дение некоторых общих и специальных норм нравственности; совершение гражданско-правовых сделок с использованием должностного влияния (приобретение акций, покупка квартиры) и др. Все эти виды поведения могут проявляться в служебной сфере, а также в сфере политики, эконо-мической деятельности, в быту. Смысл регулирования профессионального поведения юристов состоит в том, чтобы:

    а) обеспечить интересы общества и граждан, минимизировать риск злоупотребления значи-тельными возможностями юридической профессии, особенно в отдельных ее сферах (правоох-рана, суд, прокуратура и пр.);

    б) защитить самих юристов от преувеличенных требований;

    в) обосновать необходимые и разумные методы социального контроля за деятельностью юристов, поскольку начинающие и даже опытные юристы вынуждены считаться с тем, что общество постоянно проявляет повышенный интерес к поведению юристов.

    Профессиональное поведение юристов имеет правовую регламентацию. Используются дваспособа правовой регламентации профессионального поведения юриста, тесно связанные между собой:

    а) запреты совершать определенные действия либо наносить ущерб авторитету профессии;

    б) предписания вести себя должным образом в соответствующих ситуациях.

    Всякий запрет при регламентации профессионального поведения юриста должен быть обос-нован тем, что запрещаемое поведение может либо нарушать права и свободы других лиц, либо подорвать доверие к профессиональной деятельности юристов. Без этого ограничение свободы поведения юристов противоречило бы основным началам конституционного законодательства. 
    В то же время всюду, где неограниченное использование юристами своих прав создает опасность для других лиц или прямо нарушает их права, возможно запрещающее вмешательство закона. Такой подход проявляется во многих странах. Так, в ФРГ юристы, находящиеся на государст-венной службе, например судьи, не вправе бастовать; адвокаты не имеют права рекламировать свою профессиональную деятельность в отличие от предпринимателей в иных сферах.

    Действующее законодательство довольно подробно и иногда весьма жестко регламентирует профессиональное поведение юристов именно путем запретов. Рассмотрим вначале общие предпи-сания о поведении юристов, а затем предписания, относящиеся к отдельным сферам поведения.

    Формально трудно говорить о наличии правового регулирования поведения всех групп юристов как единого целого. Разумеется, все юристы своим профессиональным поведением не могут нарушать Конституцию РФ, совершать правонарушения. Многие положения, регулирующие профес-сиональное поведение должностных лиц в сфере борьбы с преступностью, сформулированы в документах ООН и международных соглашениях.

    В то же время существуют общие предписания, определяющие поведение юристов, нахо-дящихся на государственной службе. Они, не распространяясь на юристов – лиц свободной профессии, все же в какой-то мере могут быть впоследствии включены и в законы, определяющие положение «свободных» юристов, в каждом случае, разумеется, необходим особый подход.

    Так, в соответствии с гл. III Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года государственный служащий, а им может быть и юрист, имеет в сфере профессионального поведения определенные права, основные обязанности и подвергается ограничениям.

    Применительно к профессиональному поведению следует указать на ряд ограничений, воспринятых отраслевым законодательством: запрещение заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой); быть депутатом органов представительного и местного самоуправления; заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью и многие другие. В частности, в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 14 апреля 1993 г. кроме упоминавшихся положений в ст.3 «Требования, предъявляемые к судье» говорится, что судья при исполнении своих полномочий, 
    а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

    Это предписание повторяется и конкретизируется в Кодексе чести, который устанавливает, как говорится в преамбуле, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности судьи Российской Федерации. Статья 1 гласит, что он обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории РФ, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда (п.1). Далее 
    п. 3, 4 устанавливается, что судья не вправе причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц, в любой ситуации должен сохранять достоинство, заботиться о своей чести. Сходные предписания есть и в других законодательных актах. Так, 
    в ст. 5 Закона РСФСР «О милиции» говорится, что ее сотрудникам запрещается прибегать к обра-щению, унижающему достоинство человека.

    Приведенные положения отраслевого законодательства представляются довольно абстракт-ными, но сама идея формулирования общих правил поведения, распространяющихся на всех юристов, является верной. Как и в профессии врача, такие правила профессионального поведения могут быть пригодными для всех юристов. Они должны непременно включать требования защищать законные интересы общества и граждан, исключать нарушение прав личности путем исполь-зования своих профессиональных возможностей, запрещая скрытую рекламу, недобросовестную конкуренцию, но одновременно обеспечивая возможность корректной защиты собственных законных интересов.

    Без последней группы правовых норм возникают конфликты, которые обостряются и угасают, но все же отрицательно сказываются на престиже юристов-профессионалов. Примерами таких конфликтов являются постоянные обвинения в адрес судей со стороны следователей, острые разногласия в среде юристов свободной профессии (членов «традиционной» коллегии адвокатов и нетрадиционных, альтернативных коллегий). Так, автор работы об адвокатуре и адвокатах пишет, что в массе профессиональный уровень членов альтернативных коллегий заметно ниже, чем у их коллег из «старых коллегий».

    Предписания о дозволенном либо рациональном профессиональном поведении юристов выражены в действующем законодательстве, на наш взгляд, слабее. Обычно соответствующие нормативные акты строятся в основном на описании прав и обязанностей, соответствующих им процедур. Лишь в некоторых случаях фиксируются предписания о профессиональном поведении. Так, ст. 2 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» гласит: «Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам...»; ст. 5 Закона РСФСР «О милиции» в ред. от 1 июля 1993 г. устанавливает, что сотрудник милиции во всех случаях ограничения права и свободы гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности.

    Следует признать, что позитивное формулирование правил поведения юристов, как служеб-ного, так и внеслужебного – трудная задача. И все же нельзя считать правильным, когда обес-печение социальной защиты юристов не подкрепляется повышением требований к их поведению.

    25. Происхождение и эволюция нравственности.

    Культура. Уникальность этого явления заключается в том, что оно сугубо человеческое, у других живых организмов культуры нет, да и она им объективно не нужно, потому что, что и как делать записано в их особых биологических программах поведения, инстинктах. Культура возникает на определённом историческом этапе как совершенно новый небиологический способ детерминации поведения. В процессе эволюции инстинкты постепенно подавляются, их функции берут на себя социальные институты первобытного общества и теперь уже они предписывают человеку, как и что ему делать в той или иной ситуации. Именно смена биологических регулятивов социальными привела к достаточно эффективной адаптации человека к окружающей среде.

    На начальном этапе власть общества над своими членами была абсолютна, действовал совершенно жёсткий поведенческий стереотип, более того, он регулировал жизнь первобытного человека во всех сферах, то есть фактически создавал определённый мировоззренческий комплекс, который исследователи называют прототипом культуры (он содержал в себе и социальные, и политические, и религиозные и иные идеи, но все эти идеи существовали в примитивном, нерасчленённом виде).

    В этот первобытный поведенческий синкретизм (соединение) входили представления о нравственном, поэтому неудивительно, что первоначальные формы нравственности являлись и первоначальными формами права, религии и так далее. Такие синкретические представления чётко нашли своё закрепление в «табу». Это не просто запреты, это немотивированные запреты, репрессивным образом определяющим поведение первобытного человека. Даже если табу нарушалось случайно, последствия это влекло очень жёсткие. Именно поэтому табу существовали в самых важных сферах обществах (запрет на каннибализм, инцест…). То, что могло повлиять на существование всего общества.

    Поэтому на ранней стадии развития первобытного общества табу, являясь универсальной системой регламентацией общественной жизни, кроме того, существовали и иные формы регуляции (обычай, традиции…).

    Обычаи, традиции – это некие виды социального ритуала общепринятого стереотипа поведения в рамках конкретного общества, зачастую они выражаются в форме правил, заповедей и так далее. Все заповеди (10 заповедей) в запретительной форме.

    В целом традиционные представления ориентировали на уважение к старшим, на коллективизме, на трудолюбии и всё это, соответственно, находило своё отражение в фольклоре.

    Обычаи и традиции, заповеди отличаются от современных нравственных норм тем, что они конкретны, детально регламентированы, тесно связаны с другими сторонами жизни человека. Кроме того, они требуют от человека необходимого действия, однако не касаются внутренней мотивации. И ещё одно отличие – традиции, обычаи и заповеди всё-таки распространяются на ограниченное количество людей, более того, на других, за пределами данного социума, не действуют эти нормы. Главным отличием традиционных форм нравственности от современных является их нерефлексивность, то есть они воспроизводятся в силу массовой привычке, властью общественного мнения либо какого-либо авторитета, а не в результате осмысленного, разумного вывода.

    Важным этапом становления нравственности стало выдвижение в качестве нравственного критерия разума. Нельзя, конечно, сказать, что разум раньше не участвовать в такой деятельности, но до этого момента такой обычай не критиковали – его оценивали, но не критиковали. Именно критический взгляд на традиционную систему нравственных отношений привёл к вычленению её существенных элементов. Именно с этого момента возникает нравственность в современном смысле этого слова, поэтому многие исследователи табу, традиции, обычаи полагают не нравственными нормами, а их предпосылками.

    Благодаря новому статусу разума начинает происходить отбор и формулировка норм, лишённых каких-либо этнических или социальных особенностей, то есть формулируются универсальные и общеобязательные нормы. В различных цивилизациях данный этап в разные периоды, но началом послужил IV век до нашей эры, деятельность Древнегреческих софистов, в особенности Сократа, приводят к тому, что множество обыденных нравственных представлений подвергается критическому осмыслению. Исследования Сократа способствовали освобождение нравственных норм от религиозного влияния. Религиозная норма, в отличие от нравственной, не терпит критического осмысления.

    Безусловно, важнейший этап – это возникновение мировых религий. Религии средневековья – христианство и ислам – способствуют распространению идеи равенства людей вне зависимости от происхождения, расы, нации, класса (равенство перед богом).

    Идея естественных прав в Новом Времени как этап становления, фактически – во всех буржуазных конституциях это было закреплено.

    Важнейшим этапом является развитие классической немецкой философии XVIII-XIX века. Творчество немецких мыслителей отразило и фактически обозначило момент самоопределения нравственности, Эммануил Кант уже рассматривает мораль как автономную, независящую от религии, права, экономики область. Фактически, такое признание свидетельствует о том, что наука этика выделила свой предмет, а нравственность утвердилась как самостоятельная форма общественного познания, что и позволяет нам в настоящее время её обсуждать и анализировать.

    26. Структура нравственности.

    В структуру нравственности входят три составные части:

    1. Нравственное сознание, которое в свою очередь подразделяется на общественное и индивидуальное.

    2. Нравственная практика.

    3. Нравственные отношения.

    Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, является отражением нравственного бытия людей. Особенностью этого сознания является то, что всякое явление воспринимается с точки зрения его ценности.

    Главная задача состоит не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке.

    Ценностное отношение к действительности – важнейшая характеристика нравственного сознания.

    Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном, об идеале. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека и не только человека, но и общества в целом, тем самым предавая ей смысл. Исходя из обозначенной цели, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей в категориях добра и зла, а также предписывает людям определённые действия в качестве их долга.

    Общественная и индивидуальная форма нравственного сознания.

    Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нём аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений. Именно он позволяет влиять на представления и поведение отдельного человека, воспитывать полноценную личность.

    В общественном нравственном сознании выделяют два уровня: обыденный и теоретический.

    1. Обыденный уровень. Обыденный представляет из себя так называемую житейскую мудрость, здравый смысл. По сути это повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечётки, неустойчивы, а порой и противоречивы, что обусловлено зависимостью от конкретных жизненных обстоятельств.

    2. Теоретический уровень. Второй уровень – теоретический. Характеризуется большей чёткостью и системностью, большей рациональностью. На этом уровне разрешаются так называются «смысложизненные» вопросы, вопросы человеческого бытия, и именно в теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, то есть то, что мы называем этикой (чем мы здесь, по хорошему, и занимаемся).

    Индивидуальное нравственное сознания. Индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких компонентов.

    Первый компонент – рациональный компонент, который из себя представляет систему определённых понятий, в которой выражается мировоззрение личности, те или иные нравственные представления.

    Базовым элементом этой структуры является требованием, или то, что мы называем нормой. Кроме него в рациональную структуру индивидуального нравственного сознания входят воспринятые в качестве личных идеалы, оценки, принципы, установки, представления о добре и зле, представления о моральных качествах человека.

    Следующий компонент – эмоциональный компонент, он представляет из себя совокупность нравственных переживаний человека. Именно отсюда и альтруистичность, направленность на самоограничение (сострадательность и т.д.). В качестве социального механизма самоконтроля выступают особые контролирующие переживания (совесть, стыд и т.д.).

    Ещё один компонент – это волевой компонент. Именно благодаря волевому компоненту субъективный нравственный мотив реализуется в действиях, причём зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств.

    Нравственная практика. Нравственная практика является объективизацией нравственного сознания. Базовый элемент практики – поступок.

    Структура (алгоритмом):

    1. Замысел, намерение или постановка цели. Возникает какое-то намерение, ставятся какие-то цели.

    2. Мотивация. То есть внутреннее субъективное обоснование замысла.

    3. Выбор. Представляет из себя поиск адекватных намеченной цели средств.

    4. Принятие решения. То есть возникает готовность реализовать замысел.

    5. Совершается действие.

    Совокупность поступков, реализующих стратегическую нравственную установку, составляет линию поведения человека.

    Третий элемент структуры нравственности – это нравственные отношения.

    Нравственными отношениями мы обозначаем совокупность зависимостей и связей, которые возникают в процессе нравственной практики.

    Эти взаимосвязи складываются между людьми вне зависимости от сферы их деятельности (будь то профессиональная деятельность, семейные отношения и так далее) и уровня (то есть личностные, групповые отношения…).

    Нравственные отношения принято классифицировать:

    Во-первых – по содержанию. Оно определяется обязанностями человека в той или иной сфере деятельности. Например, профессиональные обязанности акцентируют внимание на отношении к труду, гражданские – на патриотизме.

    Второе – по характеру (мере) требовательности, или, как говорят в науке, императивности. Требовательность зависит от того, как выражено нравственное требование, например, это может быть норма какая-либо, может быть указание авторитета и т.д.

    Третье – по характеру связи. Это может быть оценка поступка, причём оценить можно по-разному, можно применить какие-то санкции (нравственные осуждение, показать пример…).

    Эти элементы структуры образуют единое целое, а её элементы взаимоколеруются, то есть оказывают друг на друга взаимное влияние.

    27. Основные свойства нравственности.

    «Не делай другим того, чего себе не желаешь». Это золотое правило нравственности.

    Что в первую очередь обращает на себя внимание в этой формулировки? Требовательность или императивность, повелительность этого правила. Причём эта требовательность свойственна всем нравственным нормам, нельзя представить предписание, которое начиналось бы «хорошо бы» или «а давайте попробуем».

    Следующее, что обращает внимание – то, что данное требование универсально, оно не локализовано ни ситуативно, ни во времени. Моральная норма всегда вневременна, всегда универсальна.

    Ещё одной значимой чертой золотого правила является его общечеловеческая значимость. Для него нет исключений. Адресатом требования является каждый человек, независимо от его социального или финансового положения, независимо от его настоящих или прошлых заслуг.

    Причём ещё одним значимым фактором является выполнение того или иного предписания дело сугубо добровольное, личное. Доброе дело, совершённое под принуждение, перестаёт быть добрым, теряет своё нравственное содержание. Нравственным считается тот человек, который совершает должный поступок из опасения потерять самоуважение и уважение других людей (а не потому, что боится тюрьмы или загробных мук).

    Ещё одно свойство золотого правила. Учёные называют его «антиномичность», то есть противоречивость. С одной стороны, нормы нравственности требуют от человека личной незаинтересованности, своеобразного бескорыстия в их выполнении. С другой стороны, соблюдение данных норм способствует лучшей адаптации человека в обществе, то есть приносит определённые выгоды. Шопенгауэр (философ) говорил, что в циничном выражении золотое правило таково: ты – мне, я – тебе.

    Коротко про золотое правило:

    1. Императивность. Нормы нравственности всегда формулируются в повелительном наклонении.

    2. Универсальность. Неизменны в любой сфере человеческого бытия. Не локализованы ни ситуативно, ни во времени.

    3. Общезначимость. Распространяются на всех людей без исключения. Для нравственности неприемлема избирательность и «двойная мораль».

    4. Антиномичность. Противоречивость. Необходимо делать добро, потому что это выгодно и целесообразно, но оно должно быть бескорыстно. Боец Собра или преступник – действия механические одни и те же, но нравственная оценка различна.

    5. Внеинституциональность. Нравственность, в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована, её нормы не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются мерами принуждения с помощью специального аппарата, не контролируются должностными лицами в особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения или личной убеждённостью человека, то есть носят неофициальный характер. Их нарушение не наказывается, но приводит к применению моральных санкций. Причём это моральное обсуждение может высказать как один человек, как группа, так и общество в целом.

    28 Функции нравственности и задачи этики.

    Будучи явлением социальной и духовной жизни нравственность выполняет ряд значимых и разнообразных функций. Основные из них:

    1. Регулятивная функция. Она заключается в том, что нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми, причём это осуществляется на основе общих идеалов, общих принципов, общих установок.

    2. Познавательная функция. Она заключается в том, что, вступая в совершенно разнообразные нравственные отношения, человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, в связи с чем получает особое нравственное знание.

    3. Воспитательная функция. Нравственное знание является одним из основных условий формирования личности, приобщения её к высшим ценностям. Вне нравственного поля человек не может быть ни полноценным учёным, ни полноценным художником, ни полноценным юристом. Нравственность придаёт всякой деятельности общечеловеческий смысл.

    4. Оценочная функция (либо, как её ещё называют учёные, ценностно-ориентирующая). Исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Именно это позволяет ему корректировать своё поведение, определять вектор своего духовного развития.

    Кроме этого выделяется множество функций.

    5. Гуманизирующая функция. То, что приподнимает человека над обыденностью, раскрывает подлинный смысл жизни.

    6. Мировоззренческая.

    7. Коммуникативная.

    8. И ещё много каких…

    Функции нравственности частично совпадают с задачами этики как нравственной теории.

    Но существуют и отдельные цели и задачи, которые свойственны этике именно как науке.

    1) Во-первых, это эмпически-описательная функция. Сущность её (суть её) состоит в сборе информации о многообразных явлениях нравственного мира.

    2) Теоретическая функция. Суть её заключается в систематизации накопленного материала и построении на основе этого материала соответствующих теоретических (адекватных, соответствующих нравственным оценкам) моделей поведения.

    3) Нормативная функция. Выработка требований, их построение.

    4) Ему мы основе систематизированного материала занимается выработкой инструментов, то это в рамках методологической функции.

    5) Прогностическая функция. Когда всё вышеперечисленное выполнено, можно прогнозировать.

    29.Категории этики.

    Каждая наука оперирует своими категориями.

    Категория – высказывание или признак предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные связи реальной действительности и познания.

    Категории этики теоретически обобщают связи и отношения, существующие в морали, отражающие существенные свойства и закономерности морали.

    Учитывая тот факт, что человеческое сознание можно рассматривать в двух категориях (обыденное и теоретическое), исходя из этого категории этики рассматриваются в двух уровнях – обыденное (житейские знания людей, принципы морального и чувственного поведения людей в нём) и теоретическое (характеризуется глубиной этических категорий на уровне теории, постижение этики как науки).

    Категории любой науки определяют её структуру, строение, выполняют определённые функции.

    Функции этических категорий.

    1) Этические категории – ступени нравственной стороны общественной жизни.

    2) Специальный инструмент познания.

    3) Специальная форма движения морального сознания от менее глубокого к более глубокому.

    Характерные черты.

    1. Универсальность. Категории данной науки по сфере проникновения способны дать оценку любым поступкам.

    2. Категории этики выступают инструментом познания, обращённому к индивиду, к духовному миру конкретной личности (добро, зло, совесть, справедливость). У каждого человека индивидуальное должно соотноситься с общими нормами. Характерная форма движения морального сознания от сущего к должному, что подчиняет субъекта и объективных поступков, в этом и сложность моральных категорий – лишь конкретные ситуации подчиняют связь реального и идеального.

    3. Категории морали и права отражают реализации действительных моральных качеств личности, то есть в этих категориях находит отражение процесс воли субъективной стороны морали в поведении постоянно проявляются различные качества людей: моральные связи, моральные поступок, моральные последствия, нравственные санкции. Обращаем внимание на взаимосвязь между уровнем морального сознания, его проявление в нравственных отношениях и реализуется в конкретных поступках.

    30. Свобода выбора в системе нравственных категорий.

    Категория «свободы» является важнейшим условием бытия и моральности человека. Однако вопрос о сущности свободы как одной из центральных проблем этики до настоящего времени не прояснен. Проблема свободы привлекала к себе внимание философов с древнейших времен; в разных философских учениях даются свои определения этому понятию. Еще Эпикур считал, что основой счастливой жизни человека должно служить сознание внутренней свободы. Он подчеркивал активную роль свободы людей при выборе собственных действий, а также возможность их нравственной оценки. По Эпикуру, человек способен обладать свободой воли и нести ответственность только тогда, когда его действия не подвержены непосредственному влиянию необходимости. Однако большинство поступков людей совершается под влиянием необходимости, исключающей свободу воли человека. Согласно Эпикуру, необходимость и свобода взаимоисключают влияние друг на друга.

    Следующий этап развития понятия «свобода» связан с Аристотелем. Аристотель в «Этике» проводит мысль, что поступки людей должны сообразовываться с объективной необходимостью и что люди могут руководить своими действиями только в том случае, если их совершение находится во власти человека. По этому принципу Аристотель и подразделяет поступки на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные поступки вызваны действием внешних причин, они совершаются подневольно (под влиянием природной стихии или чьей-то власти) или по неведению (совершающий действие не может знать обо всех возможных последствиях). Не всякие произвольные действия добровольны, человек вынужден их совершать, если не хочет испытать страдания. Проблема свободы как произвольности была поставлена Аристотелем в связи с природой добродетелей. Среди произвольных поступков выделяются намеренные (преднамеренные), которые совершаются сознательно, по выбору, и сознательные действия – не те, которые совершены только из желания, людям свойственно желать и несбыточного, выбор же касается того, что зависит от человека, а именно: средств достижения цели и способов их употребления.

    Очередное понимание свободы основывается на самопроизвольном отклонении от предзаданной необходимости и связано со свободным выбором. Такая позиция содержится в религиозном сознании, в котором представления о свободе соотносятся с постижением идеи Бога, законов божественной морали, с благодатью. Христианство исходит из того, что воля человека свободна, она сама делает выбор добра и зла.

    По И. Канту, свобода диктуется законами (в частности, категорическим императивом) практического разума, а необходимость составляет область теоретического разума.

    В прагматизме свобода представляется способом достижения насущной выгоды, а в экзистенциализме – реализацией эгоистических интересов, абсолютной свободой. В данных случаях свобода – это иллюзия, как бы предоставляющая человеку возможность не руководствоваться никакими правилами.

    Абсолютная и относительная свободы представляют собой идеальное, существующее в перспективе, и реальное, связанное с самореализацией субъекта, состояния. Потенциальная и актуальная свободы отражают наличие благоприятных социальных обстоятельств и готовность субъекта к самоосуществлению морального выбора. Органическая свобода – та, в которой цели субъекта совпадают с общественными и способствуют самореализации субъекта (личности). Страглистская свобода вскрывает причину конфликта человека и общества. Источник этого конфликта видится в активной позиции субъекта, борющегося со всеми социальными препятствиями. Эскапистская свобода, согласно которой субъект бежит от мира, показывает возможность реализации себя во внутренних формах (в себе, в своем мире), чтобы там обрести свободу. Адаптивная свобода позволяет субъекту приспосабливаться к обстоятельствам, адаптироваться к миру. Выделяют также свободу

    Воля – это свобода от насилия, принуждения; это простор в желаниях и вожделениях; это самоволие. Самоволие проявляется через ограничения, обуздание своеволия, которые человек принимает сам по собственной воле. Личная воля человека в сфере права может быть соотнесена с общей волей, которая выражена в социальной дисциплине и законодательстве, а в сфере морали – с долгом. Это означает, что человек, стремясь к реализации частных целей, должен оставаться в границах принятых норм и не допускать произвола (волюнтаризма).
    31. Совесть, как этическая категория.

    Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

    Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

    Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность — люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Совесть способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство. Является нравственным регулятивом. 

    Выражение «спокойная совесть» или «чистая совесть» обозначает осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения (в более узком смысле – означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа)
    32.Деонтология, как раздел этической науки.

    Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.

    Деонтология -  раздел этики, в котором рассматриваются проблемы Долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Моральное сознание как специфическая форма общественного сознания отражает объективную социальную необходимость, потребности людей, общества, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той точки зрения, насколько они оправданны в силу своего нравственного достоинства. Из представлений о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - деонтологии.
    33. Взаимосвязь этических категорий.

    Все этические категории взаимосвязаны и образуют единую понятийную систему отражения в теоретическом мышлении реальных процессов и отношений морали. Образуя единую систему, категории этики отличаются по содержанию и функциям. Их единство достигается тем, что каждая из них самостоятельна в отношении разных аспектов морали, но одновременно все они предполагают друг друга.
    34. Характерные особенности предэтики.

    Под античностью в истории понимается период с VII – VI вв. до н.э. по IV – V вв. н.э. (около 10 веков). Культура античности развивается в Греции и Древнем Риме, а также в греческих и римских колониях, в Европе, Африке, Азии.

    Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего целого. Наиболее полно представление о неразделимости «Мы» и «Я» описано в произведениях Гомера. Первоначально этические взгляды формировались в русле философских течений, почвой для этого служили развитая система мифологии, господствующие религиозные взгляды на место человека в мире и взаимоотношения с другими людьми. На этом этапе высказывание этических идей выражалось в чувственно – образной форме, большое внимание уделяется описанию и осмыслению сложившегося практического поведения.

    Главными вехами этого этапа были:

    • Формирование «семью греческими мудрецами» первых относительно абстрактных добродетелей.

    • Определение труда как высшей нравственной ценности. Это было сделано Гесиодом в поэме «Труды и дни» (6 в. до н.э.). Он считал, что всё справедливо, что нажито праведным трудом, и всё несправедливо, что является плодом чужого труда (присвоенного).

    • Гераклитвпервые формулирует основное противоречие морали. Нормы рождаются в общественном сознании; носят предельно общий абстрактный характер, но воплощаются они в жизнь только через индивидуальное поведение. «Миром правит всемирный закон – Логос, но люди поступают так, как будто его нет, так как они опираются на личный опыт и предрассудки (религиозные в том числе), люди тешат свою чувственность» (Гераклит).

    • Пифагорразрабатывает основные элементы и механизмы функционированиязамкнутой идеологизированной системы. Это было сделано не в теоретической форме, а в реальной практике при создании школы учеников и разработке основ функционирования этой школы.




    1. Характерные особенности античной этики.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта