Главная страница
Навигация по странице:

  • Индустриальной («техногенной») цивилизации

  • («информационной») цивилизации

  • 58.Техника и ее роль в истории цивилизации

  • 59.Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации

  • 60.Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности

  • Понятие и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеПонятие и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение
    АнкорVOPROS_K_EKZAMENU_PO_FILOSOFII.doc
    Дата22.04.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаVOPROS_K_EKZAMENU_PO_FILOSOFII.doc
    ТипДокументы
    #5298
    страница6 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Доиндустриальная («традиционная») цивилизация (охватывала все страны приблизительно до XVII-XVIII вв.) развивалась на основе аграрно-ремесленного производства с преобладанием ручных орудий труда. Основным энергетическим источником являлась мускульная сила человека или животного.

    Форма социальной организации - община, внутри которой имели место отношения ренты - налога, личной зависимостью работника от собственника средств производства (феодала или государства). Культура основывалась на устойчивых традициях социальной иерархии. Человек следовал стереотипам группового поведения, чтил власть, больше был ориентирован не на внешние преобразования, а на внутренний самоконтроль, саморегуляцию.

    Промышленная деятельность становится ведущей сферой жизни общества. В основе Индустриальной («техногенной») цивилизации лежит машинно-технологический тип, связанный с энергетикой разнообразных сил природы, научными информационными программами.

    Происходят специализация производства, синхронизация общественных процессов на основе централизации управления, стандартизации и максимализации материальных и духовных потребностей. Формы социальной организации основаны на частной собственности на средства производства, экономической независимости производителя, рыночной конкуренции, политическом плюрализме. Этой цивилизации свойственна культура динамического типа, ориентированная на активное освоение внешней реальности, поиск нового, критицизм по отношению к отжившим социально-культурным регуляторам.

    Предвосхищения такой («информационной») цивилизации содержатся в марксизме, у русских космистов (Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского) гуманистов XX в. (этика ненасилия Л. И. Толстого, М. Ганди). Такая цивилизация отличалась особой энергетической мощью информации, способствующей созданию принципиально новых орудий труда и технологий, освобождающей все сферы человеческую деятельности от рутины. При условии утверждения форм жизни, основанных на устойчивой демократии и культуре нового типа, - глобальной, планетарной, с ее идеалами космизма, коммуникации, взаимопонимания, информационная технология способна дать эффект. Стадиями экотехнологического развития являются:

    1) общество с технологиями добычи;

    2) господство аграрно-ремесленных технологий;

    3) приоритет индустриальных технологий;

    4) общество с сервисными технологиями.

    Интеллектуализация технологий дает возможность планировать технологическое развитие. Профессиональная дифференциация выступает вместо классовой. Знание становится феноменом постиндустриализма. Вместо материальных стимулов к труду (как главных) на первый план выдвигаются мотивы, связанные с возрастающими требованиями к творческому содержанию труда, к экологической и межличностной культуре. Постиндустриальное общество в основном решает проблемы материального, благополучия и социальной защищенности человека.
    58.Техника и ее роль в истории цивилизации

    Первые рассуждения о технике еще в античности. Техника там – рукотворная реальность. В новое время осознали специфичность техники, как новой природы, мастерской – на фоне старой природы – кладовой.

    Философия техники сложилась во второй половине XIX в., потому что множились технические науки, и бурно шел научно технический прогресс.

    С 1960 годов техника – объект системного философского исследования (в связи с научно-технической революцией).

    Проблемное поле: в чем сущность техники, каков ее статус в человеческой деятельности и культуре, что такое технический прогресс, в чем технические угрозы природе, как управляется техническое развитие, какова специфика технических наук и их логики.

    Техника – исторически развившаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков) для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Базовые характеристики: искусственность и инструментальность.

    Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой: поэтому ее объясняют либо как развитие природных форм, либо как развитие человеческих органов.

    В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую.

    Технический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы. И таков: неолитическая революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества.

    В современной философии 2 концепции: техницизм или технократизм (где наука и техника   двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы) и антитехницизм (где техника   угроза социальному и культурному прогрессу, превращающая человека в безмозглый винтик Мегамашины).
    59.Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации

    Но в XX веке стало очевидно, что кроме позитива (повышение производительности труда, уровня жизни и образования) техногенная цивилизация несет негатив (экологический, антропологический и культурный кризисы, средства массового уничтожения, подавление биосферы техносферой).

    Техногенная культура отчуждает человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры. Поэтому надо сменять техногенные приоритеты.

    Глобальные проблемы современности затрагивают все человечество, то есть планетарны, грозят человечеству деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования. Такие проблемы есть:

    - во взаимодействии общества и природы (экология);

    - внутри общества (социально-политические – война-мир и социально-экономические   нищета);

    - между человеком и обществом (демографические, медицинские, сохранения культурной и национальной самобытности).
    Для исследования этих проблем в 60 годы XX в. стали появляться международные, государственные и неправительственные организации, особо Римский клуб (1968 г.) с его манифестом коллективной глобальной ответственности, где истинные пределы роста определяются в первую очередь экологическими, биологическими и культурными критериями. Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности.

    По отношению к глобальным проблемам различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества).
    60.Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности

    Глобализация – процесс увеличения экономической взаимозависимости стран за счет более тесной интеграции национальных рынков, миграции, бурного роста информационного обмена. Термин введен в 90 годы XX в., но нет четкой дефиниции (она обсуждается).

    Глобализация включает и внеэкономические сферы: культуру, туризм, Интернет.

    Предпосылки глобализации: экономические, политические (крах замкнутых режимов), социальные (миграция) и культурные (интернационализация ценностей).

    При изучении глобализации возникла междисциплинарная область исследования – глобалистика.
    Выделяют 3 этапа глобализации:

    - 1870-1914 гг. – увеличение доли экспорта и зарубежных инвестиций, а также миграции населения;

    - 1950-1980 гг. – еще один быстрый рост торговых и инвестиционных потоков, но только между развитыми странами, которые все сильней отрывались от развивающихся;

    - с 1980 г. – снижение стоимости перевозок, отмена госограничений, расширение круга участников глобальных процессов.

    Фундаментальная проблема глобализации: сохранение разнообразия, национальной и культурной самоиндентичности. Все больше ученых за это.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта