Понятие и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение
Скачать 0.72 Mb.
|
морфе"). Форма, согласно Аристотелю, образует из потенциального (первой материи, четырех основных элементов) действительное реальное бытие. Таким образом, действительное бытие представляет единство материи и формы.Понятие и исторические типы мировоззрения. историко-философский — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений; онтология — учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику; философская антропология — учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности; гносеология (теория познания) содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания, отношения знания к реальности и условий его истинности; социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы. гимнастические и дыхательные упражнения; диета; прием снадобий; медитация; искусство боевых единоборств; сексуальная практика для укрепления жизненных сил. первая — "'истина страдания". Будде открылось, что страдание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны; вторая,— "истина причины". Она говорит о происхождении страдания. Корень его в страстях человека, жажде жизни и наслаждений; третья — "истина освобождения". Предполагает отказ человёка от желаний и подавление собственных страстей; четвертая — "истина пути". Путь, ведущий к освобождению от страданий и достижению нирваны (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели), восьмеричен. Ступенями его являются: "правильная вера" ,"правильная решимость, "правильная речь" , "правильное действие" ,"правильный образ жизни,"правильное усилие" ,"правильное направление мысли" ,правильное сосредоточение" . Самоограничение(аскетизм). Медитация (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания). во-первых, яркая самобытность индийской философской культуры, обусловленная мощной духовной традицией древнеиндийского общества; во-вторых, значительное число источников и текстов, в которых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии; в-третьих, недостаточная связь философских идей с научной мыслью; в-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древней Индии. Досократовский (VII—VI вв. до н.э.). Классичесткий (V—IV вв. до н.э.). Эллинистический (III—II вв. до н.э.). Римский (II в. до.н.э. – 529 н.э.). Шаг вперед по сравнению с предшествующей ему философией сделал Аристотель в понимании проблемы пространства и времени. Он видел тесную связь между конкретным бытием и временем, отмечал взаимосвязь времени и движения. Идеал государства, по Аристотелю, общество, которое опирается па частную собственность, на орудия труда, рабов и землю. Античный философ различал два противоположных типа хозяйства — "экономику" и "хрематистику". "Экономика", согласно Аристотелю является правильным типом хозяйственной деятельности. "Хрематистика", напротив, есть приобретение хозяйственных благ, противоречащее природе, не знающее предела стремлению к владению. 7. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (А.Августин, Ф.Аквинский). Полемика о природе универсалий. Средневековую философию условно можно разделить на два этапа — этап патристики (II—VI) и этап схоластики (XI—XIV) вв. Виднейший представитель патристики, на латинском Западе — Аврелий Августин (354-430). Главные философские труды посвящены проблемам бытия и времени, движения истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума перед лицом Творца. Решая проблему Бога, Августин исходил из представлений Ветхого завета, согласно которому Бог за несколько дней создал "из ничего" весь природно-человеческий мир. Бог, согласно Августину, находится вне времени, пребывая в вечности. Человек же неразрывно связан со временем. В учении Августина большое место занимает проблема общества и истории. Мистически осмысливая диалектику исторического процесса, Августин выделял два противоположных вида человеческой общности: "град земной т.е. государственность, основанную на "любви к себе, доведенной до презрения к Богу", и "град божий" — духовную общность, основанную на "любви к Богу, доведенной до презрения к себе". XI в. — начало рационализации западного богословия. Место созерцательного, мистического познания постепенно занимает деятельность ума — схоластика. Видным представителем схоластики является Фома Аквинский (1225—1274), в сочинениях которого дана своеобразная энциклопедия средневековой идеологии. Именно с Фомы Аквинского начинает отчетливо проявляться двойственность религиозной психологии. Фома Аквинский разграничивал области философии и теологии. Предметом первой у него выступают "истины разума" Второй — "истины откровения", С попытками решения проблемы универсалий (лат. univer salia— всеобщее) связаны три философских течения Средних веков: концептуализм существование общего вне и внутри конкретной вещи (Петр Абеляр); реализм — существование общего вне и до вещи (Ансельм Контерберийский. Гильом Шампо) номинализм — существование общего после н вне вещи (Иоанн Роснелин). Решение данной проблемы, по мнению "средневековых мыслителей, открывало возможность обнаружения сопричастности мира земного и "мира горнего'*. 9. Проблема самоопределения философии в эпоху Нового времени. Становление механистического мировоззрения. Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно сопряжено с утверждением и развитием капитализма.Последний возник в регионе,очерченном географией основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,германская Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как инструменты в оркестре,дополняя друг друга и сливаясь в одну общую симфонию.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчищены пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средневек.связанности,вследствие чего рождаются его субъективизм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.времени,по справедливому замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат также наука,машинная техника и искусство,к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъявляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает"наука Нов.времени",т.е. наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, биология и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыслителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,открытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механист.мировоззрения.Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавливаемые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-противопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз ученого"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостояния. 8. Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм. Социально-экономические изменения в Западной Европе того периода сопровождались существенными переменами в умонастроениях. Эти причины во многом обусловливались процессом секуляризации, протекающим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви формировалась в борьбе европейского общества против феодальных порядков и духовного диктата клерикалов. Возрождение классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающую роль античного философского наследия в формировании воззрений большинства мыслителей. Философию возрождения отличают ярко выраженные антропоцентризм и гуманизм. Человек выступает в ней не только важнейшим объектом рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Стержень гуманизма эпохи Возрождения составляли три основополагающих принципа: 1) учение о самодостаточной ценности человеческой жизни; 2) учение об абсолютной духовной свободе человека; 3) натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природной и социальной действительности. У истоков итальянского гуманизма находится Данте (1265—1321), сумевший в «Божественной комедии» гениально выразить идеи о предназначении человека, о самоценности его земной жизни, о человеческом достоинстве. Развитие этих идей продолжили Ф. Петрарка (1304—1374), Л. Валла (1407—1457), М. Фичино (1433—1499), П. Пампонацци (1462—1525), П. Мирандола (1463—1494) и др. В середине XV в. заявил о себе неоплатонический этап в итальянском Возрождении, который был вызван к жизни необходимостью выступить против схоластизированного Аристотеля, вернее его томистской интерпретации. Значительную роль в этом сыграли М.Фичино и П. Мирандола. Завершающим этапом возрожденческой мысли стал натурфилософский этап (вторая половина XVI - начало XVII вв.). Предшественник данного этапа – немецкий кардинал Н. Кузанский (1401—1464), выдвинувший в своих трудах ряд важных диалектических идей. Их продолжателем явился Д. Бруно (1548—1600) – крупнейший натурфилософ Возрождения. В разносторонней диалектике Бруно особенно существенны мысли о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, бесконечности, а также совпадении противоположностей. Поворот Ренессанса к человеку стал заметен и в области социально-политических теорий. Никколо Маккиавелли (1469—1527) был первым, кто предложил рассматривать государство не через призму теологии, а на основе разума и опыта. Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой «великих открытий». Кругосветные путешествия, открытие Нового света предшествовали многочисленным важным достижением в самых различных областях естествознания. Однако важнейшее значение имело создание Н. Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Опубликованная в 1543 г. книга Коперника «О вращении небесных сфер» сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире. Наследником и продолжателем тех идей Возрождения, которые содействовали развитию нового естествознания явился Г. Галилей (1564—1642). В противовес натурфилософским представлениям своих предшественников Галилей сформировал принципиальные положения нового естествознания, требующего сведения объективных свойств физических тел прежде всего к их пространственным свойствам. Эти положения явились по существу, декларацией механистического материализма. 10. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Английский философ Ф.Бэкон - родоначальник материализма Нового времени. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер – там, где она остается схоластичной, она неистинна. Бэкон основал новую науку – методологию экспериментального естествознания, которую считал залогом будущего могущества человека, его господства над природой. Выводы науки должны основываться на фактах и от них идти к широким обобщениям. Экспериментальному знанию соответствовал введенный Бэконом индуктивный метод, состоящий из наблюдения, анализа, сравнения и эксперимента. Но опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков» - заблуждений. Источники заблуждений: «идолы рода»(обусловлены природой людей) – человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. «идолы пещеры»(ошибки некоторых групп людей) – ошибки индивидуального характера. Зависящие от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей. «идолы рынка» - это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения. «идолы театра» - подчинение ума ошибочным воззрениям, слепая вера в авторитеты. Главный труд Бэкона – «Новый органон». В нем противопоставлено новое понимание науки тому, на которое опирался «Органон» Аристотеля. Высшая задача познания – завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. «Знание – сила». Действительной силой оно может стать только тогда, когда оно истинно и основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Бэкон различал 2 вида опытов: «плодоносные» - их цель- принесение непосредственной пользы человеку; «светоносные» - их цель – не непосредственная польза, а познание законов, явлений и свойств вещей. В утопии «Новая Атлантида» Бэкон развил мысль о преобразовании всей производственной основы общества при помощи науки и техники. Он говорит о роли науки в рационализации производства и всестороннем развитии экономики. Но Бэкон, провозглашая материалистические принципы, допускал существование бога, науки теологии, признавал двоякую форму истины – не только научную, но и религиозную. |