Понятие и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение
Скачать 0.72 Mb.
|
Часть – фил.кат.обознач.предметы,образующие другие,более сложные преддметы.Целое – фил.какт.,обознач.предметы,включающие в себя в кач-ве составных частей другие предметы.Часть и целое – соотносительные категории.Это зн.,что вне связи друг с другом они не имеют смысла.3осн.типа целого:а)неорганизованное – тип целого,части кот.объеденены только пространств.связями;б)организованное –тип целого,части кот.объеденены композиционными и функционал.связями;в)органическое – тип целого,части кот.сохраняют свое качество только в его рамках и развиваются одновременно с развитием целого.Система – фил.кат.,обознач.совокуп.элементов,находящихся в устойч.связях друг с другом и образующих опред.целосность.Элемент – фил.кат.,обозн.составную часть системы.Структура – фил.кат.,обозн. совокуп.устойчивых связей элементов,обеспечивающих целостность системы и сохранение ее осн. Свойств при внешних и внутр. Изменениях.Содержание – фил.кат.,обоз.совокуп.элементов,образующих вещь,взаимодействий элементов и результатов взаимодействий.Форма – фил.кат.,обозн. совокуп.относит-но устойчивых отношений и связей элементов,образующих предмет.Содерж-е определяет осн.качество предмета,его тип.Форма фиксирует достигнутое кач-во.Причина – фил.кат.,обозн.явл-е действие кот.порождает или изменяет др.явл-е,называемое следствием. Следствие – фил.кат.,обозн.явл-е,порождаемое или изменяемое действием другого явл-я,называемого причиной.Необходимость – фил.кат.,выраж.устойчивую регулярную связь явлений.Случайность – фил.кат.,выраж.связь явлений,не обладающую четко обозначенной регулярностью и устойчивостью.Вероятность – это степень необходимого в случайном,выраженная кол-венно величинами от 0 до 1 (V=m/n, где m-кол-во наступивших событий,n-кол-во соб.,кот.могло наступить).Сущ-ть – фил.кат.,обозн.совокуп.внутренних,необходимых,наиболее устойчивых свойств и связей предметов и пр-ссов,определяющих их бытие и тенденции развития.Явление – фил.кат.,обозн.внешние,наблюдаемые,обычно наиолее подвижные и изменчивые характ-ки предметов и пр-ссов.Возможность – фил.кат.,обозн.предметы,еще не ставшие наличным бытием,но предпосылки возникновения которых уже имеются в действит-ти.Действительность – фил.кат.,обозн.реально существующие предметы,явл.и пр-ссы.Невозможность – понятие,обозн. предметы,возникновение кот.исключается закономерностями действительности. Мировоззренч.смысл содерж-я фил.законов и категорий очевиден.Для индивида может стоять только 1 вопрос – принимать их или нет.Несколько иначе обстоит дело с оценкой их методолог.значения. Фил.методология разрабатывает лишь общие схемы поиска носителей противоречий,носителей опред.св-в,отношений и т.д. 31. Пространственно-временная организация бытия Пространственная организация сущего означает, что любой материальный объект занимает определенное положение по отношению к другим объектам. Кроме того, каждый из них обладает такими размерами – длиной, шириной, высотой.Категория пространства обозначает соответствующие характеристики индивидуальных объектов.В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства – субстанциальная и реляционная. Согласно первой пространство представляет собой самостоятельную субстанцию, независящую в своем существовании от мира вещей.Вторая же концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами.Согласно ей пространство не обладает самостоятельным существованием, оно есть лишь особая характеристика материальных явлений.В этой концепции исчезновение мира вещей привело бы к исчезновению пространства.Особое внимание уделяют социальному пространству, которое в частности, должно оцениваться не как абстрактная территория для проживания, но как такая социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Временая организация сущего понимается чаще всего как длительность существования явления и порядок событий,происходящих с ним, продолжитекльность сохранения объектом своих качеств в относительно неизменном состоянии.В интерпритации времени также как и в понимании пространства существуют субстанциальная и реляционная концепции.Для первой время-особая самостоятельная сущность,нечто вроде потока, реки,несущей с собой в будущее весь мир и человека.Для второй концепции время есть особое отношение между вещами и их состояниями, оно не может существовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики. 32. философия природы. Идея коэволюции общества и природы Природа — это часть объективной реальности, не развившаяся до осознания своего бытия. Это понятие не включает в себя лишь то, что непосредственно связано с человеком и обществом, является их сущностью. Взаимодействие природы и общества — это сложный процесс. Можно выделить четыре типа отношений человека к природе. 1- древнейший: присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда. 2 – аграрным:Ведущей сферой деятельности людей, обеспечивающей существование и развитие общества, становится земледелие и животноводство. Начинают развиваться ремесла, появляются города. К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное производство, возникает мануфактура. 3период – промышленный: Интенсивно начала развиваться наука, превращаясь в важный фактор прогресса человечества. 4: бурное развитие науки и техники: на этом этапе начинается не только возрастание масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых для общества размерах Сегодня на передний край борьбы за чистоту природы выходит наука с ее логикой исследования и быстродействующими ЭВМ. Возникают возможности планомерного, продуманного разрешения проблемы соотношения «естественной» и «искусственной» среды обитания людей, обеспечения коэволюционного развития природы и общества, т.е. такого развития (эволюции) общества, которое не подрывало бы природные условия своего существования, а максимально адаптировалось к процессам природной эволюции. 34. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс (влияние среды обитания), условие(само наличие социума), проявление и результат социального формирования личности(поведение чел в отношениях с учётом возраста и развития). Образование-часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика. Коммуникация- сообщение, процесс передачи информации. Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых контекстах и результатах их употреблений – так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий. 33 Учение о человеке в структуре философского знания. Филосо́фская антрополо́гия философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа), стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии. Макс Шелер (1874—1928) проделал серьёзную философскую эволюцию в своих взглядах, конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека. Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война, революционные волнения в Германии и России и т. д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека. Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, однако люди ими полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека — это главная проблема философии. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи. Большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что, поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога. Социальная природа человека раскрывается в понятиях “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Понятие “индивид” характеризует отдельного человека как единичного представителя человеческого рода. Понятие индивидуальности, учитывает единичные, неповторимые черты человека. В решающей степени своеобразие конкретных людей связано с их социальными качествами (способностями, интересами, убеждениями и т.п.). Наиболее сложным, синтетическим по своей природе является понятие “личность”. В настоящее время наиболее актуальны две основные трактовки личности 34 Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. С момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления. Он формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является, может быть, более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфическим человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции, моторной речи, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры). Социальный статус человека также определяется образованием. Положение в обществе не может не волновать личность. Образование способствует возможности сознательно регулировать или изменять это положение. Образование является основой траектории карьеры личности. Оно открывает пути дальнейшего профессионального роста и развития. В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”. Исходным понятием для изучения коммуникативной личности является, прежде всего, социологическое понятие личности. Личность –есть продукт развития индивида в обществе. Определяющими параметрами коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функциональный. 1Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в языковой структуре и в целом коммуникативной личности.Коммуникативная потребность определяется необходимостью в процессе жизнедеятельности индивидов обмениваться смысловой и оценочной информацией. 2Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида. 3Функциональный параметр характеризует коммуникативную компетентность. Владение вербальными и невербальными средствами, умение варьировать коммуникативными средствами в процессе коммуникации, построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами «речевого этикета» являются характеристиками профессиональной компетентности. 35 Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания. Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа. Сознание это отличительная сущностная характеристика человека. Еще Аристотель определяет человека как «разумное животное»Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). В данной концепции разум является наиболее значимым и универсальным свойством сознания. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности мира Функциональная модель сознания интерпретирует последнее как функцию материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих идеального и мыслящего (Гоббс, Локк, Гартли, Гельвеций, Дидро и другие). Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга Ситуация конца XIX - начала XX вв. стала кризисной для классической философии сознания, редуцировавшей последнее преимущественно к разуму как инструменту отражения всеобщих истин бытия Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения: • теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи; • теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи; • теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю; • теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом; • теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи. 2. Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что: жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт; многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания; животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно "человеческой" точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в.Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек. 36 Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них. Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-я. Индивидуальное сознание представляет собой сознание личности. |