Главная страница
Навигация по странице:

  • 48. Научные революции

  • 49. Этика науки и социальная ответственность ученого

  • 50. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества

  • 51. Социальная структура общества.

  • 52. Духовная жизнь общества

  • 53.Социальные отношения и социальные противоречия. Эволюция и революция в общественной динамике

  • 54. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики

  • 55. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса

  • 56. Основные парадигмы философского анализа культуры

  • 57.Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации

  • Понятие и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеПонятие и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение
    АнкорVOPROS_K_EKZAMENU_PO_FILOSOFII.doc
    Дата22.04.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаVOPROS_K_EKZAMENU_PO_FILOSOFII.doc
    ТипДокументы
    #5298
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Факт– достоверное эмпирическое знание о произошедшем событии. Но факт констатирует, а не раскрывает сущность. Факт складывается из следующих стадий:

    1. данные наблюдений;

    2.      очищение (обработка) данных наблюдений;

    3.      интерпретация очищенных данных.

    Проблема – «знание о незнании», факт недостаточности знания. Ее нельзя объяснить уже существующими знаниями. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: 1)неразвитые-это задачи, к-рые характеризуются след. чертами: а) это естандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача - решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, г) задача, путей решения к-ой не видно.

    Гипотеза– новое обоснованное знание, к-рое признано объяснить возникшее противоречие. Является системным, обоснованным, но еще вероятное, не достоверное.

    Переход от проблемы к гипотезе очень сложен, он не является непрерывным, а характеризуется поиском, озарением и творчеством. Здесь нет логики открытия, а есть логика, способствующая открытию (гибкость мышления, творчество…).

    Гипотеза должна быть непротиворечивой; объяснять больше явлений, чем потребовалось для ее создания; логичной; желательно, чтобы была простой (без излишеств, минимальное кол-во элементов, изящность. Простота – это не упрощенность).

    Гипотеза становится теорией, когда предсказывает ранее невиданные явления, к-рые впоследствии обнаруживаются на практике. Превращение гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, ибо развитая, обоснованная гипотеза представляет собой сложную, развернутую систему знаний.

    Теория – высшая форма научного познания. Это достоверное, системное, раскрывающее сущность знание. Как система знаний теория меет сложуню структуру. Основными структурными компонентами теории явл-ся теор модель, т.е. система абстрактных объектов. Относительно к-рых строятся все высказывания теории. Эта теор модель сложным образом связана с матем-м аппаратом теории
    48. Научные революции

    Качественно особые фазы (периоды) в русле интенсивного развития научны дисциплин представляют собой научные ре­волюции.

    Научная революция — это процесс коренных изменений в определенной области знаний или отдельной дисциплине, про­исходящих в сравнительно короткое время. В настоящее время революционные изменения в науке связывают, во-первых, с построением новых фундаментальных теорий, радикально меня­ющих наиболее общие представления об исследуемой реальнос­ти и принципы объяснения исследуемых объектов, явлений, процессов. Примеры научных революций, связанных со сменой фундаментальных теорий: создание релятивистской механики, разработка эволюционной теории в биологии, пришедшей на смену теории катастроф, последовательная разработка фунда­ментальных экономических теорий (меркантилистской, физи­ократической, трудовой теории стоимости). Во-вторых, с разра­боткой и использованием новых научных средств и методов. Классические примеры: создание и использование в научной ра­боте телескопа, микроскопа, радиотелескопа, туннельного ска­нирующего микроскопа, ускорителя, лазера, компьютера. В-третьих, с перестройкой оснований науки (прежде всего сме­ной научной картины мира, идеалов и норм исследования). Пос­ледний вариант представляет собой наиболее глубокие и ради­кальные изменения в научном способе познавательного освоения реальности. Примерами такого рода изменений являются про­цессы, связанные с эволюцией схем объяснения в русле перехода от классической науки к неклассической, от неклассической на­уки к постнеклассической.

    Современные научные революции активно стимулируются запросами производственно-технической сферы и в свою очередь оказывают на нее мощное обратное воздействие. Учитывая эту важную особенность, их часто квалифицируют как научно-технические. Так квалифицируют события, связанные с разработками в области энергетики, создания новых материалов, автоматизацией производства, созданием новых систем искусственно! и интеллекта, новых поколений компьютеров и др.
    49. Этика науки и социальная ответственность ученого

    Наука как соц.институт-общ-во занятых науч.дея-стью людей,организованная в системе науч.учреждений. Как соц.институт наука формировалась в Нов.время.Вне-шне это выглядило как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии,а позднее-в исследоват.лаборатории и НИИ,подобно тому,как ранее в рамках спец.учреждений объединялись служители культа,юристы,финансисты и др.,все,кто занят професион. дея-стью.Ныне численность мирового науч.общ-ва составляет около 5 млн.чел.Считается ,что наукой способна заниматься не более 6-8%населения.

    Важной проблемой развития совр.науки является соблюдение учеными этических норм науч.дея-сти.К числу исторически сложившихся осн.норм такого рода относятся: установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового зн-я;запрет на плагиат;бескорыстность(вознаграждение за рез-ат для ученого не гл.цель,а одно из усл-й работы);организованный скептицизм(отказ от прежних ошибочных рез-тов); равноправие всех членов науч.сообщ-ва в обязанности исполнять данные и ряд др.этических норм и требований науч.дея-сти.Особое знач-е имеет требование соц.ответственности ученых за хар-р рез-тов своих исследований и их возможное применение в антигуманных целях.Впервые наиболее масштабно проблема соц.ответственности ученых встала в связи с использованием достижений физики микромира в военном деле(создание ядерной,водородной,нейтронной бомб и др.). Чернобыльская катастрофа показала ее остроту в ином измерении.Аналогичная ситуация складывается сегодня в области генной инженерии,биотехнологий,биомедицины,в нек-ых областях психологической науки.Однако и ученые и подавляющее боль-во людей верят в то,что гуманистический потенциал науки использован еще не в полной мере и что именно ее ср-вами будут решены гл.проблемы общ.развития.
    50. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества

    Чел.общество определенная система.В основе развития: способ пр-ва материальных благ.Соц.структура общ-ва исторически изменяется.Элементы ее находятся в движении и развитии.Основа этого движения –способ пр-ва.Возьмем первобытный способ пр-ва.Такому способу лучше всего отвечала родовая организация людей.Род-обособленную общественно-производст-венную группу людей,связанных кровно-родственными связями,основанную на общ.собст-вености и коллективном труде.С развитием общ.пр-ва происходит объединение неск-ких родов в племя,а затем в союзы племен.Возникает особая ячейка соц.структуры общ-ва-семья.Рабовладельческий способ пр-ва вызвал коренные изменнеия.Изменилась форма семьи,произошло слияние,смещение и исчезновение родов и племен,возникла новая языковая,эк.и культ.общность людей-народность. Положил начало антагонистической соц.структуре общ-ва благодаря возникновению частной собственности на ср-ва пр-ва.На основе капиталистических производ.отн-й народности превращаются в нации.(лат.племя,народ)-историч. общность людей,складывающаяся в ходе образования единой терр.,эк.связей,особенностей культуры и хар-ра.Т.о.развитие соц.структуры общ-ва-естественноистор.процесс,в основе к-ого лежит смена способов пр-ва материальных благ.Это обуславливает специфику соц.структуры общ-ва в каждой формации.

    51. Социальная структура общества.

    Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

    Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

    Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

    Общности бывают:

    статические (номинальные категории) - например, по прописке;

    реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

    массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

    групповые - малые и большие социальные группы.

    Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.
    52. Духовная жизнь общества

    Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно. . Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества.

    На протяжении почти трех четвертей века отечественная философия была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идеологии, культуры развитого социализма и т.п. и не изучала проблемы реальных духовных процессов, протекавших в обществе. 

    Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

    Традиция изучения "духа" была заложена еще Платоном, который и самою философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед

    • какова структура духовной жизни общества,

    • каковы основные аспекты духовности,

    • что такое духовное производство.

    Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.

    Выделим основные аспекты духовности.

    1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека.

    2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется (присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.

    3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное "Я" человека, выступает как бытие, особенность этого "Я". Духовность - субъективно-индивидуальна.

    Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.
    53.Социальные отношения и социальные противоречия. Эволюция и революция в общественной динамике

    Социальные отношения — это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.Из приведенных и других встречающихся определений конфликта ясно, что одним из существенных его признаков является противоположность интересов. Эволюция и революция (лат. развертывание и поворот, изменение) - понятия, применяемые для характеристики различ-, ных сторон развития. Под Э. в широком смысле понимается изменение бытия и сознания (в этом смысле понятие Э. близко по содержанию к понятию развития), включающее в себя как количественные, так и качественные преобразования. Соотношение последних в развитии и выражается через соотнесение понятий Э. (в узком смысле) и Р. Соответственно термином Э. обозначаются более или менее медленные, постепенные, количественные изменения, а Р. - коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Э. и р. выражает закон перехода количественных изменений в качественные. Сложность этого отношения становится очевидной при анализе возникновения ч.-л. нового. В самом деле: новое не может возникнуть из ня-. чего как продукт сверхъестественного творения (креационизм), оно всегда результат предшествующих состояний. Вместе с тем предшествующие состояния сами по себе не могут породить нового, ибо новое есть нечто принци-циально иное, чем те состояния, из к-рых оно возникло. В рамках метафизики это противоречие неразрешимо, поскольку метафизическое мышление отрывает одну сторону противоречия от др. и абсолютизирует ее. В итоге, с одной стороны, развитие понимается как плоская Э. (Спенсер), а с др., - как сумма по существу беспричинных, не обусловленных предшествующим развитием скачков (Кювье, эмерджентная Э.). Такая односторонность особенно вредна при анализе общественного развития, ибо приводит либо к отказу от революционных преобразований общества (реформизм), либо к левацким идеям о беспредпосылочности « Р.», о прямом «революционном» насилии как способа решения всех проблем, об «экспорте Р.» (Анархизм, маоизм). Марксистская философия понимает развитие как разрешение противоречия, имманентно присущего развивающемуся явлению. Поэтому в нем самом возникает его собственное отрицание, когда создаются все необходимые для этого условия (в ходе Э.). Однако возникновение нового возможно только как перерыв постепенности, скачок, р. Поэтому Э. и р.- необходимые моменты всякого развития: Э. подготавливает Р., а последняя завершает первую. Это относится и к социальным Р.
    54. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики

    Движущие силы развития общества- существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс об-ва. Сторонники идеалистического понимания истории сводят Д. с. р. о. к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, ищут их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных, надысторических силах, в механической комбинации различных факторов.: Классики марксизма-ленинизма открыли материальные движущие силы, доказали их первичность и определяющий характер по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. В общем виде к Д. с.: р. о. относятся общественные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные - на материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные. Осн. общеисторическая движущая сила - способ производства материальных благ. Осн. специфической для всех антагонистических формаций движущей силой является классовая борьба. В истории происходит наращивание эффективности движущих сил. Высший их тип складывается в коммунистической формации. В об-ве развитого социализма их ядром являются неантагонистические противоречия; движущей силой здесь выступает социалъно-политическое и идейное единство об-ва во главе с рабочим классом и при руководящей роли Коммунистической партии; развиваются все более эффективные материальные и моральные стимулы к труду, широко развертывается социалистическое соревнование; возрастает роль народных масс во всех сферах общественной жизни; действуют такие духовные движущие силы, как социалистический патриотизм и интернационализм, критика и самокритика и др. Результатом является ускорение темпов общественного прогресса, все более полное использование его достижений в интересах трудящихся.
    55. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса

    Одна из важнейших проблем философии истории   направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).
    Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

    В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы.

    Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм.

    Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов.

    В зависимости от единицы периодизации выделяют:

    - формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй);

    - цивилизационно-стадийный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).
    56. Основные парадигмы философского анализа культуры

    Проблематика Философия культуры впервые осознаётся софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеческие установления (обычаи, законы)... насилуют нас часто вопреки природе (цитата по книге: Гомперц Т., Греческие мыслители, т. 1, СПБ, 1913, с. 346). Киники (Антисфен, Диоген Синопский) развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеческого существования, выступив т. о. одними из первых критиков культуры. Киническая критика искусственности и испорченности общественного состояния, воспринятая в ослабленном виде стоицизмом, составила неотъемлемый элемент той духовной атмосферы, в которой развивалась общественная мысль раннего христианства и его «теология культуры». В новое время проблематика философии и критики культуры получает особое развитие у Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо, Ф. Шиллера (учение о «наивной» и «сентиментальной» поэзии как двух фазах в развитии культуры), И. Г. Гердера и йенских романтиков (идея индивидуального своеобразия национальных культур и отдельных исторических ступеней культурного развития). От Ф. Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование Философия культуры в узком смысле – как философское осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Центр тяжести сосредоточивается теперь на противопоставлении культуры как органической целостности – цивилизации как проявлению механического и утилитарного отношения к жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Л. Клагес, Г. Кайзерлинг, Х. Ортега-и-Гасет и др. представители философии жизни, в России – К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев и др.). У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) культур, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения культуры. Стремление избавиться от релятивизма и скептицизма в осмыслении культуры привело А. Тойнби к возрождению религиозно-философских идей Августина. С. Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных, одновременно присутствующих необходимых уровней в развитии культуры.

    57.Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации

    Термин «Цивилизация» сравнительно высшая ступень культуры, которая следовала сразу после варварства.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта