Главная страница
Навигация по странице:

  • 38.Предмет и основные понятия теории познания Познавательная деятельность

  • Теория познания, гносеология, эпистемология

  • 39 Основные формы чувственного и рационального познания. Чувственное познание

  • 40 Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Познание реального мира

  • 41. Познание и практика.

  • 42.Понятие истины и ее критерии

  • 44. Понятие науки и ее основные аспекты (наука как деятельность, социальный институт и система знаний). Функции науки в современном обществе.

  • 43.Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания

  • 45.Методы научного исследования и их классификация

  • 46. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования

  • теоретическом уровне

  • где

  • 47.Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория)

  • Понятие и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение


    Скачать 0.72 Mb.
    НазваниеПонятие и исторические типы мировоззрения. Мировоззрение
    АнкорVOPROS_K_EKZAMENU_PO_FILOSOFII.doc
    Дата22.04.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаVOPROS_K_EKZAMENU_PO_FILOSOFII.doc
    ТипДокументы
    #5298
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    37 Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).

    Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии(Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века)

    1гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства. Р. Декарт, Гегель.

    2агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия(Томасом Генри Хаксли). Агностицизм возник в конце XIX в., как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

    3скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична. М. Монтень,Д. Юм-философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

    4солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего-радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм. Солипсизм, как радикальный субъективный идеализм, часто подвергался критике со стороны известных философов («солипсизм может иметь успех только в сумасшедшем доме» (А. Шопенгауэр), «солипсизм — это безумие» (М. Гарднер)). Однако, достаточного обоснования, которое позволяло бы однозначно утверждать существование объективной реальности вне мыслящего субъекта, дано не было.
    38.Предмет и основные понятия теории познания

    Познавательная деятельность – это специфически человеческая высшая форма духовного отношения к действительности и ее отражения, ориентированная на получение достоверных знаний. Именно на основе этих знаний и осуществляется успешная адаптация и самопознание человека, а также целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира.

    Теория познания, гносеология, эпистемология – раздел в философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания, его формы и уровни. Основными проблемами теории познания являются: проблема познаваемости мира; проблема субъект и объекта познания; проблема структуры познавательного процесса; проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания; проблема истины и критериев; проблема эволюции форм сознания и др.

    Субъект познания – носитель деятельности, сознания и познания, это человек, который познает выделенный в процессе практической и познавательной деятельности фрагмент объективной реальности, который овладел созданным человечеством миром и формами культуры, активно использует накопленные до него знания, сохраняет и генерирует их.

    Объект познания – это такой фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Объект познания является такой частью объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена им при помощи практической и познавательной деятельности, наработанных обществом на определенном этапе его развития

    39 Основные формы чувственного и рационального познания.

    Чувственное познание – это познавательный процесс, который осуществляется посредством человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно включает в себя четыре формы: ощущение, восприятие, представление и воображение.

    Рациональное познание – это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мысленной деятельности. К основным формам рационального познания традиционно относят логические формы мышления(понятие, суждение, умозаключение), поскольку посредством их выражается содержание всего множества других форм рационального знания. В их числе — поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина исследуемой реальности и др.), а также формы нормативного знания, регламентирующего познавательные действия (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы научного исследования, стиль научного мышления, познавательная традиция).

    Процесс рационального познания регулируется законами логики, потому оно может быть представлено как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения

    40 Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.

    Познание реального мира - всегда творчество. Стандартные правила, принципы и приемы, какими бы совершенными они ни были, не дают гарантии достоверности нового знания. Самое строгое следование им не предохраняет от ошибок и заблуждений.

    Всякое открытие требует таланта и творчества. И даже само применение разнообразных приемов, в какой-то мере облегчающих путь к открытию, является творческим процессом.

    В структуре познавательного процесса, интерпретированного как исследовательская творческая деятельность, большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные способности субъекта. Среди них особое место принадлежит интуиции. Под интуицией обычно понимают такую познавательную способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств. В истории философии и психологии были обоснованы различные концепции и модели интуитивного познания. Оно понималось как «внезапное сверхчувственное озарение» (Платон); «прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума» (Р. Декарт); «познание в виде чувственного созерцания» (Л. Фейербах); «скрытый бессознательный первопринцип творчества» (З. Фрейд) и др.

    Выделяют две формы интуиции: чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке). В целом же интуиция не сводится к внезапному «озарению» сознания готовым решением, а представляет собой сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы. что и послужило основанием для отнесения ее к особой форме познания.

    41. Познание и практика.

    Теория познания

    Теория познания Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие. ЗНАНИЕ объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира. ПОЗНАНИЕ обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д. Термин гносеология в современной литературе употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о знании вообще, независимо от его форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология учение о бытии и диалектика учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно преобразуется в подлинное социально-гуманитарное исследование. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в

    Практика.

    Особое место в социальном опосредованиипознания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

    Общественная жизнь по своей сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества. Это и семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность и т.д. Но основные виды практики - это, во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность. Во-вторых, социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества, и, наконец, научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т.д.

    Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Более того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов. Так, практика селекции, искусственного отбора животных и растений человеком, дала Ч. Дарвину материал, сыгравший немалую роль в выработке теории естественного отбора, эволюционной теории в целом.

    Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

    Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, и нформационно-отражательную функцию, формируя идеальные планы деятельности.
    42.Понятие истины и ее критерии

    Сначала была истина" - сказано в одной новоявленной теории мироздания. "Цель человека - достижение истины" - патетически восклицают другие.

    Но стоит заговорить, а что же такое - эта самая истина, которой нужно достичь, и можно ли ее "потрогать", раз она существует где-то сама по себе, так начинается серьезная пробуксовка :) Как обычно это бывает, причина - в неопределенности понятия, которое используется "интуитивно", расплывчато.

    Истинность это - всегда сравнение чего-то с неким эталоном. Критерием истины является результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Соответственно, истина это - положительный результат сравнения, а ложь - отрицательный.

    Физиологически определяемый смысл операции сравнения - оценка системой значимости личности успешности или не успешности попытки действия. В первом случае истиной оказываются проверяемые (сравниваемые с действительностью) предположения, и если они оправдываются - то стимулируются впоследствии, во второй - ложными и такие - впоследствии блокируются.
    44. Понятие науки и ее основные аспекты (наука как деятельность, социальный институт и система знаний). Функции науки в современном обществе.

    Наука- это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
    Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

    В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.

    Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

    43.Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания

    Классифицируя многообразие типов позна­ния, их содержание делят на вненаучное и на­учное познание.

    Вненаучное познание — это совокупность познавательных действий, направленных на получение знаний, содержание ко торых определяется характером целей конкретных видов чело­веческой деятельности. Вненаучное познание представленно познавательными дей­ствиями и процессами, происходящими в контексте производ­ственной, военной, художественной и других видов деятельности, и также религиозного освоения мира, которые невозможны или малопродуктивны.

    Генетически исходной формой вненаучного познания являеться обыденное познание. Это форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в русле неспециализированных или не отличающихся высокой степенью специа­лизации конкретных видов человеческой деятельности. Иные формы вненаучного познания представляют собой познавательное освоение реальности, осуществляемое в рамках отчетливо специализированных видов человеческой деятельности.

    Научное познание — это совокупность познавательных лей» ствий, направленных на производство и теоретическую систв»: матизацию достоверных знаний о природной, социальной и ду­ховной реальности, имеющих универсальный характер. В срал- нении с типами вненаучного познания оно более автономно по отношению к конкретным видам человеческой деятельности.

    научное познание характеризуется рядом важных особен­ностей:

    1. в его основе лежит четкая выделенность предмета;

    2. оно предполагает использование специализированных (часто очень сложных, масштабных и дорогостоящих) матери­альных средств;

    3. регламентируется определенной совокупностью специ­альных методов и других видов нормативного знания

    4. результаты научного познания фиксируются в особых фирмах знания и должны соответствовать ряду требований

    5. существенное отличие научного познания от других форм Познавательных процессов составляет наличие специализиро- ипиного научного языка

    Специфика нayчного nознaния. Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.

    Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

    Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы иследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд осбых логических приемов:

    1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на все возможные случаи.

    2)перием идеализации, состоящий в том, что указываюся условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.

    3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение.

    Важнейшие методы научного познания:

    1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным называют методом 1)

    2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредсвенному иследованнию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя.

    3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.
    45.Методы научного исследования и их классификация

    Ме́тод (от греч. мЭипдпт — «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

    Классификация:

    1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

    2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые как бы выступают в качестве своеобразной “промежуточной методологии” между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как “информация”, “модель”, “структура”, “функция”, “система”, “элемент”, “оптимальность”, “вероятность” и др.

    3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. Методы психолого-педагогического исследования, о которых далее будет идти речь, относятся к частнонаучным методам.

    4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.

    5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных исследований и программ.
    46. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования

    Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Их различие проводится по различньм основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.

    Эмпирический — это такой уровень научного исследования , содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На эмпирическом уровне исследование ориентировано на познание явлений . Соответственно предмет исследований на этом уровне составляют характеристики наблюдаемых явлений и их соотношения. На эмпирическом уровне используются средства реального наблюдения, измерения, которые должны обеспечивать материальное взаимодействие исследователя с познаваемыми природными или социальными объектами. Главной формой является научный (эмпиричес­кий) факт. Он должен быть адаптирован как к специфике наб­людаемых объектов и явлений, так и к особенностям их теоре­тического объяснения.

    На теоретическом уровне исследование направлено на выяв­ление сущности исследуемого объекта (явления, процесса) как совокупности присущих ему законов, т.е. основная задача теоре­тического исследования — объяснение явлений. Непосредственный предмет исследования в данном случае представлен в виде системы моделей, представляющих, замещающих реальные объекты, где интересующие исследователя процессы проявляются как бы и в чистом виде. Поэтому они же являются и основным средством теоретических исследований. Результаты научных исследований на теоретическом уровне фиксируются в форме понятий, законов, принципов, категорий, а в идеале — в форме развитой теории.

    47.Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория)

    Формы научного познания характеризуют этапы получения и развития знания. Схема соотношения форм научного познания:

    Факт–>Проблема–>Идея–>Гипотеза–>Теория.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта