Главная страница

Шлюпкин. Понятие и сущность государства


Скачать 78.54 Kb.
НазваниеПонятие и сущность государства
Дата23.11.2022
Размер78.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШлюпкин.docx
ТипКурсовая
#809097
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

2.2.Классовый и общесоциальный подходы к сущности государства.


Хотелось бы указать классовый и общесоциальный подходы к сущности государства.

Благодаря классовому подходу появляется возможность определить отличительные черты государства, выявить существующие в данной ситуации социальные противоречия. Ведь за весь период существования государства происходили различные выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, которые обладали неограниченной властью: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п.

При этом только с учетом классовых противоречий нельзя выявить основные проблемы, связанные с сущностью государства. Так, в значительной степени использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

В первую очередь это связано с тем, что власть в государстве должна существовать в руках только небольшой группы людей, благодаря которой отражаются интересы того или иного класса, а действует, прежде всего, в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Что касается второго вопроса, то в данной ситуации во многих странах, которые смогли освободиться от колониальной зависимости, довольно часто происходит ситуация, при которой ни один из существующих социальных классов не может исполнять роль сильного и организованного механизма, чтобы взять власть. По этой причине в случае наличия в данной ситуации общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) образуется власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, в состав которой входят национальная буржуазия, рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, ремесленники, мелкие торговцы и прочие.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми интересами.

Далее хотелось бы сказать о самом важном. Так, общество является единым, даже с учетом происходящих в нем противоречий. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов.

Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда - мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия - идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы - материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства.

Значение обще социальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается, политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта