Главная страница

Контрольная по философии на тему понятие личности в философии. Понятие личности в философии


Скачать 92 Kb.
НазваниеПонятие личности в философии
АнкорКонтрольная по философии на тему понятие личности в философии
Дата27.05.2022
Размер92 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонтрольная по философии на тему понятие личности в философии.doc
ТипКонтрольная работа
#552157

«Красноярский кооперативный техникум экономики, коммерции и права»

Специализация: Правоохранительная деятельность

Философия

Контрольная работа

Тема: «Понятие личности в философии»

Проверил:

К.Ф.Н доцент кафедры

Емельянова Т.Н.

Выполнил:

Студент 1 курса, группа

ПЗД-1/20 Мирошко Ф.А.


Красноярск 2020г.

Содержание


Введение 3

1. Понятие личности 4

2. Условия формирования личности 6

3. Направленность личности 9

Заключение 15

Список литературы 16



Введение



В настоящее время, наверное, нет более неопределенного и в то же время более важного для практики понятия, чем понятие личности. Сегодня уже мало кто будет оспаривать задачу развития личности как приоритетную и в общем, и в профессиональном образовании. После первых попыток в философии и психологии не только теоретического обоснования необходимости системного подхода, но и его реализации в изучении познавательных процессов все более актуальным становится его применение в области психологии личности. С этой целью, опираясь на разнообразие понимания личности в разных научных школах в данной работе наиболее обобщенно будут выделены основные переменные этого разнообразия, те признаки, по которым различаются многие мнения о личности.

На сегодняшний день окончательно известно, что личность формируется и развивается только благодаря обществу. Это образование имеет исключительно социальную природу и не может появиться с рождения или случайным образом в дикой природе. Только человек, благодаря наличию головного мозга, способности к членораздельной, осмысленной речи способен из индивида стать личностью.

Цель работы: исследовать понятие личности в философии.

Задачи:

  • рассмотреть понятие личности;

  • рассмотреть условия формирования личности;

  • рассмотреть направленность личности.

1. Понятие личности



Личность — отдельный чело­век, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-воле­вых проявлений. Первоначально слово «личность» (лат. — persona) означало маску, роль, исполнявшу­юся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида, ко­торое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности — это проявле­ние внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности раскрыва­ется через понятие свободы, ответ­ственности, поступка как действия сообразно свободно принятому ре­шению; самосознания и саморазви­тия. Действия личностного характе­ра есть фактор саморегуляции об­щественного организма.

Личность в философии исследу­ется со стороны содержательных процедур самоинтеграции — поиска смысла жизни, осмысления собст­венной судьбы, размышлений о жиз­ни и смерти и способности к предна­меренным свободным поведенче­ским актам — поступкам. Личность в социологии исследуется в качест­ве продукта социальных взаимосвя­зей и субъекта социальной активно­сти. В общей психологии личность — это системное качество, приобре­тенное индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок). В соци­альной психологии личность рас­сматривается со стороны ее взаи­моотношений с социальной груп­пой. Важнейшая особенность личности — умение избегать отождествления себя как опреде­ленной целостности с конкретны­ми формами своего социального поведения, умение «быть» и «ка­заться». Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на меняющие­ся социальные требования — есть важный элемент регулирова­ния социальных взаимодействий [4, с. 187].

Человек рассматривается как индивид в качестве единично­го представителя человеческого рода. Определение этого поня­тия не нуждается в каких-либо специфических характеристи­ках. Индивид — это всегда один из многих, и он всегда безли­чен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В по­нятии «индивида» не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно яв­ляется очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек — индивид.

Если мы говорим «человеческий индивид», то имеем в виду лишь родовую общность всех людей и единичного представи­теля человеческого рода. Но как только мы начинаем указы­вать какие-то другие качества, мы непременно ограничиваем объем понятия, выделяя особенные социальные группы. То есть здесь действует закон обратно пропорционального соотношения объема и содержания понятия. Так, сказав «бедные люди» или «богатые люди», мы уже выделили определенные группы людей, отделив их от других групп. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет меньше по объему и богаче по содержанию. В конце концов, путем персо­нификации индивида, отдельного человека, мы придем к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть личность. Личность — это понятие весьма богатое по со­держанию, включающее не только общие и особенные призна­ки, но и единичные, уникальные свойства человека. Так обстоит дело с точки зрения логики.

В конце концов, то, что делает человека личностью, — это конечно, его социальная индивидуальность, совокупность ха­рактерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие «личность» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, ви­димо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. По при этом следует иметь в виду, что; природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке [8, с. 483-484].

2. Условия формирования личности



В сравнении с другими высшими животными человек не обладает достаточной для самостоятельного существования системой инстинк­тов. Процесс формирования человека происходит после его рождения, в то время как жизненно важные процессы формирования животных завершаются еще в чреве матери. Говоря иначе, формирование человека происходит в процессе его взаимосвязи с внешней средой, к которой относится не только природа, но и человеческое окружение. Сразу после рождения человека его биологические потребности, телесные аффекты подвергаются постоянному и настойчивому вмешательству со стороны общества. При этом поражает открытость и пластичность человеческого существа, которое поддается самым разнообразным со­циально-культурным преобразованиям.

Прежде всего, следует рассмотреть формирование человеческого «Я». Оно кажется непосредственной и неотчуждаемой данностью, однако на самом деле тождество нашего «Я», или чувство «Я», фор­мируется обществом. Оно не сводится только к осознанию своей роли в нем, но представляет собой сложный психический и духовный ап­парат, специфические акты которого наполняют смыслом социальные действия человека. Он не чувствует себя заданным природой, телом или своим социальным положением и создает себя сам, но это проис­ходит не в безвоздушном пространстве самопознания или фантазии, а в социальной среде. Поэтому человек разумный – это одновременно человек социальный, и наоборот.

В современной литературе процесс социализации характеризу­ется несколькими важными этапами. Прежде всего, это способность человека к запоминанию и научению, в ходе которого формируются определенные привычки и автоматические реакции. Благодаря этому психическая и физическая энергия расходуется рационально и исполь­зуется для решения новых, необычных проблем. На основе привычек и традиций складываются социальные институты, которые могут быть определены как единство норм и следующих их предписаниям людей. Институализация традиций, норм, правил и предписаний предпола­гает возможность контроля их исполнения. Институты, например, отцовства или иных форм родства приобретают объективированный характер. Сначала для ребенка отец — это взрослый, с которым он играет. Однако постепенно он начинает постигать, что отец — это нечто более серьезное, и осознает его как носителя опыта, традиций, норм, законов, власти. Объективация приводит к пониманию обще­ства как некой самостоятельной реальности, включающей систему учреждений. Вместе с тем эту реальность не следует интерпретировать по аналогии с природой, ибо она есть дело рук самого человека, то есть результат его деятельности, представляющий собой историческую необходимость.

Общественные учреждения, будучи продуктами человеческой деятельности, должны быть оправданы и обоснованы. В современной литературе эта операция называется легитимацией. По сути, ссылки на естественное или божественное происхождение законов тоже не что иное, как формы легитимации. Первые законы, традиции и нормы возникали в конкретных обстоятельствах и не нуждались в специальных обосно­ваниях. По мере их усложнения, а также в процессе передачи после­дующим поколениям социальные нормы утрачивают естественный характер и нуждаются в специальном оправдании. Одна из важных функций мифа, религии, права и других форм общественного созна­ния — обоснование правил и законов социального мира.

Другая проблема, которая должна быть решена обществом — кон­троль выполнения институциональных требований. Каждый человек следует тем правилам, которые он сформулировал в процессе личного опыта, но общественная жизнь основана на выполнении также и обще­принятых норм, которые унаследованы от прошлых поколений. По­этому ребенка долго и терпеливо учат тому, как он должен «вести себя» в мире взрослых. Приоритет институциональных требований прояв­ляется в течение всей человеческой жизнедеятельности, и от человека ожидают того, что он будет следовать этим правилам. Вступая в брак, человек не только осуществляет потребность в любви, но и принимает на себя вполне определенные обязанности. В принципе, это не противоречит чувствам, а напротив, способствует их сохранению.

Социальные институты не разрозненны, а интегрированы в систему. Эта интеграция выражается прежде всего в языке и знании. Взрослый человек «знает» свой социальный мир, он способен объяснять его плохие и хорошие стороны. Каждый социальный институт имеет сово­купность сформулированных в языке правил, предписаний, моральных и философских принципов. На обыденном уровне знания о социальном мире функционируют в дотеоретической форме как совокупность пра­вил поведения. Такое знание определяет действия человека, которые могут расцениваться уже не с точки зрения соответствия или несоот­ветствия определенным институтам, а как «плохие» или «хорошие» вообще. Поэтому неисполнение социальных норм расценивается как отклонение, безумие или моральная испорченность. Таким образом, знание о социальном мире становится не только информацией, сведе­ниями об устройстве этого мира, но и предписаниями, касающимися переживания и действия в этом мире, и законами, на основе которых наказывают оступившихся [5, с. 303-305].

3. Направленность личности



Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Для под­держания своего существования человек нуждается в находящихся вне его ве­ществах и продуктах; для продолжения себя и своего рода человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, имеются и другие, наличие которых, не будучи объективно необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, пред­ставляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответ­ствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряже­ние, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо выри­совывается та точка, к которой все направлено. По мере того как тенденции опредмечиваются, т. е. определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более осознаваемыми мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлет­ворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются на­мечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают ди­намический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности — это, прежде всего вопрос о динамических тен­денциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) пред­метное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает [7, с. 518-519].

Из тенденций выделяется как особый момент установка. Установка лично­сти — это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная уста­новка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установ­ке, — это рабочая поза, приспосабливающая индивид к производству соответ­ствующих движений. В таких же моторных приспособлениях выражается и сенсорная установка, приспосабливающая организм или орган к наилучшему восприятию. И в этих случаях налицо избирательное отношение к определенной задаче и приспособление органа к соответствующей операции. Установка лично­сти в широком, обобщенном значении заключает в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соответствую­щей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй.

Всякая установка — это установка на какую-то линию поведения, и этой ли­нией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхож­дение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит, значит, от распределения того, что субъективно значимо для индивида.

Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает в результа­те определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, вы­ражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динами­ческого покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность [7, с. 520].

Личность — это, прежде всего, живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, — во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. В по­требностях, таким образом, как бы заключен человек как существо, испытываю­щее нужду и вместе с тем действенное, страдающее и вместе с тем активное, как страстное существо.

История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побуждали его к деятельности. Общест­венно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало ко все более разносторонней де­ятельности для их удовлетворения.

Все потребности человека в их конкретном содержании и проявлении пред­ставляются историческими потребностями в том смысле, что они обусловлены процессом исторического развития человека, включены в него и в ходе его разви­ваются и изменяются. Потребности человека могут быть при этом подразделены на тесно между собой связанные, друг в друга взаимопроникающие, но все же различные — материальные потребности и духовные, такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге, в музыке — с другой.

Потребности в пище, в жилье и одежде являются насущными потребностями человека: они вызывают необходимость в труде, в общественно организованной производственной деятельности, составляющей основу исторического бытия че­ловека. Возникающее для удовлетворения человеческих потребностей производ­ство в ходе своего развития не только удовлетворяет, но и порождает потребно­сти людей, определяя их уровень и характер. Не существует самостоятельного, отдельного развития будто бы самодовлеющих потребностей. Развитие потреб­ностей включено как момент, как сторона — и притом зависимая — в развитие производства. Порождая объекты потребления, производство порождает тем са­мым и соответствующие потребности у субъекта [7, с. 522].

Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес — специфическую направленность на него личности.

Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заин­тересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересова­ны в человеке, который нам совсем не интересен.

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы — ин­тересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интере­сах, — обусловливают «интерес» в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Инте­рес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее обществен­ных интересов.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражаю­щих направленность личности, заключается в том, что интерес — это сосредо­точенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосре­доточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование — направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность [7, с. 526].

Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосред­ственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.

Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно всеобщезначимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вмес­те с тем личностно значимым, собственным убеждением человека, идеей, овла­девшей его чувствами и волей. Определяясь мировоззрением, они находят обоб­щенное абстрактное выражение в нормах поведения, свое конкретное выраже­ние они получают в идеалах.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные челове­ческие черты, — образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение; идеал может на­ходиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к реальному об­лику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительно­сти, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне проти­вопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает: то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то, и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития [7, с. 531].

Заключение



Личность остается сложным, многоуровневым образование, имеющим свои особенности и специфику. Личность позволяет адекватно существовать в обществе, выражать себя, реализовываться и взаимодействовать с другими личностями. Наравне с личностью, определенное влияние на специфику поведения человека оказывает характер и темперамент. Например, человек может быть творческой личностью с тяжелым характером и флегматичным типом темперамента.

Само общество в узком смысле может быть рассмотрено как совокупность людей. Каждый человек являются частью общества. А это уже можно рассмотреть с позиции диалектических категорий «часть-целое». Где часть может быть больше целого, например яркая личность с сильным характером – лидер. Или где часть может быть меньше целого, и рассмотрена как его составляющий элемент.

Само общество обладает способностью саморегуляции и самоорганизации, оно имеет (как и личность) свои ценности, цели и задачи, идеалы, приоритеты и т.д. Если рассматривать общество как систему, то оно наиболее сложно организованно среди других систем живой природы.

Таким образом, личность и общество выступают по отношению друг к другу как часть и целое, где общество является необходимым условием формирования личности, а личность выступает как необходимый составляющий элемент общества, без которого общества не может существовать.

Список литературы





  1. Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 480 с.; ISBN 978-5-8199-0694-1.

  2. Губин, В. Д. Основы философии : учебное пособие / В. Д. Губин. — 4-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 288 с.; ISBN 978-5-00091-484-7.

  3. Канке, В. А. Философия : учебник / В. А. Канке. — М. : ИНФРА-М, 2021. — 291 с.; ISBN 978-5-16-012825-2.

  4. Краткий философский словарь / подгот.: А. П. Алексеев [и др.] ; отв. ред. А. П. Алексеев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : РГ-пресс, печ. 2011. - 491, [1] с.; ISBN 978-5-9988-0053-5.

  5. Марков, Б. В. Философия : для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. – М. [и др.] : Питер, 2014. - 426 с.; ISBN 978-5-496-00096-3.

  6. Нижников, С. А. Философия : учебник / С. А. Нижников. - М. : ИНФРА-М, 2021. - 461 с.; ISBN 978-5-16-016551-6.

  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. [и др.] : Питер, 2015. - 705, [7] с.; ISBN 978-5-496-01509-7.

  8. Философия : учебник для студентов высших учебных заведений / Г. И. Иконникова [и др.]; под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007. - 506 с.; ISBN 5-7975-0771-4.


написать администратору сайта