Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие науки.

  • Сциентизм и антисциентизм

  • Основные особенности научного познания (критерии научности).

  • Семинар 7. Понятие науки. Основной формой познавательной деятельности, главным ее "носителем" является наука. До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания


    Скачать 25.26 Kb.
    НазваниеПонятие науки. Основной формой познавательной деятельности, главным ее "носителем" является наука. До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знания
    Дата03.11.2021
    Размер25.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар 7.docx
    ТипДокументы
    #262193

    Вопросы:

    1.Теоретический уровень научного знания, научная теория  и их статус в научном исследовании.
    Понятие науки. Основной формой познавательной деятельности, главным ее "носителем" является наука. До Нового времени не было условий для формирования науки как системы знаниясвоеобразного духовного феномена и социального института. До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Как целостная органическая система трех названных своих сторон она возникла в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно.

    Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

    Наука - это творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социально-историческая деятельность, а не только "чистое знание". Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания.

    Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают.

    ·        По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание; обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении - логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. Каждая такая группа наук может быть подвергнута более дробному членению. В состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и другие, каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин - физическая химия, биофизика и т.п. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке. Философский компонент является существенным для любой науки, он пронизывает в той или иной мере научное познание на всех его этапах.

    ·        По "удаленности" от практики науки можно разделить на: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные, где присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.
    Наука развивается по своим собственным закономерностям:

    ·        преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых),

    ·        чередование относительно спокойных периодов развития и периодов "крутой ломки" фундаментальных законов и принципов (научные революции),

    ·        сложное сочетание процессов дифференциации (выделение все новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединение "усилий" ряда наук и их методов),

    ·        углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизация и диалектизация современной науки,

    ·        взаимодействие наук и их методов, ускоренное развитие науки, свобода критики,

    ·        недопустимость монополизации и догматизма науки, ее все более активная роль во всех сферах жизнедеятельности людей, усиление ее социального значения и т.д.
    Сциентизм и антисциентизм

    Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке - сциентизм и антисциентизм.
    Сторонники сциентизма (от лат. scientia - наука) утверждают, что "наука превыше всего" и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все социальные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные (гуманитарные) науки, как якобы не имеющие познавательного значения
    "В пику" сциентизму возник антисциентизм, представители которого утверждают обратное: наука не способна обеспечить социальный прогресс, ее возможности здесь крайне ограничены. Более того, наука - враг человека, ибо последствия ее применения катастрофичны (особенно в военной области), она разрушает культуру.
    Несомненно, что обе позиции в отношении науки содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Вместе с тем нужно четко представлять себе специфику науки и научного познания, их возможности и границы.
    Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.д.
    Основные особенности научного познания (критерии научности).

    1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда - ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.
    2. Высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов во многих случаях для реализации "чистоты" рассмотрения своего предмета.
    3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать".
    4. Научное знание вбирает в себя опыт обыденного (житейского) познания, но, обобщая систему фактов в системе понятий, углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм, как теория и закон. Оно не просто выделяет последние (как и другие абстракции), но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала обозначается в методологии термином "прогрессизм" (нетривиальность) и считается важным показателем научности.
    5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование". Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы. Указанные средства - и материальные и духовные - сами являются предметом исследования в науке.
    6. Для научного познания характерна строгая доказательностьобоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.
    7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т.е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.
    Кроме вышеперечисленных: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д.
    2.Проблемы, идеи и гипотезы  в научном исследовании.
    К основным структурным компонентам познания относятся:

    - гипотеза

    - концепция

    - теория

    - закон

    Эти компоненты выступают как узловые моменты построения и развития знания на теоретическом уровне научного познания. Вкратце охарактеризуем их.

    Этапы научного познания:

    1.            Постановка научной проблемы. Проблема – это знание о незнании, это вопрос. Научная проблема – это осознание противоречий, возникающих между старой теорией и новыми научными фактами.

    2.            Гипотеза, вырабатываемая для решения проблемы. Гипотеза – это научное обоснованное предположение, исходящее из фактов. Цель гипотезы – решить научную проблему. Гипотеза – это вероятностное знание. Теория – достоверное знание.

    3.            Научная теория – система знаний, объясняющая определенную совокупность явлений, это доказанная (практически проверенная) теория.

    Теория – это логически обоснованная, проверенная система знаний в определенном классе явлений о сущности и действий законов бытия данного класса.

    Проблема – это форма теоретического знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но то, что нужно познать. Проблема выступает как процесс, включающий два этапа движения познания:

    1.            Постановка

    2.            Решение

    Умение верно поставить проблему – это предпосылка ее успешного решения. Проблема – с греч.  «трудность», «задача». Объективно возникающий в ходе развития познания – вопрос или комплекс вопросов. Постановка научной проблемы есть исходный пункт научного познания. Научная проблема – это не просто незнание, а «знание о незнании». Сама же постановка научной проблемы определяется потребностями общества. Первоначально очерчиваются варианты этого решения, которые выступают как гипотезы.

    Гипотеза – с греч. «основа», «предположение» – это форма теоретического знания, содержащая предположение относительно исследуемой проблемы, но не пустое предположение, а предположение, сформулированное на основе ряда фактов. Гипотеза нуждается в доказательстве. Иначе говоря, гипотеза – это предположительное знание. Это попытка мышления проникнуть в сущность исследуемой проблемы и решить ее. Гипотеза становится достоверным знанием, когда ее содержание доказано на практике. При этом гипотезы бывают: эвристическая и научная. К научной гипотезе предъявляются следующие требования (к эвристической - нет):

    1.            Она должна объяснять круг исследуемых явлений

    2.            Гипотеза должна исследовать новые факты

    3.            Должна опираться на уже известные законы или хотя бы не противоречить им

    4.            Должна допустить принципиальную проверку своих основных положений, то есть быть принципиально проверяемой. В этом смысле гипотезы должны обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. При этом фальсифицируемость фиксирует предположительный характер научной гипотезы, а верифицируемость позволяет проверить научную гипотезу эмпирически. Гипотеза проверяется с соответствующими опытными фактами, в особенности экспериментом.

    Гипотезы также бывают рабочими, частными и общими. Рабочие гипотезы – это предположения, выдвигаемые, как правило, на первых этапах исследования и служащие направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего исследования. Частные гипотезы  - это обоснованные предположения о происхождении свойств единичных, частных фактов, конкретных событий и явлений. Общие гипотезы – это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями. Гипотеза является плодотворной если может привести к новому знанию и новым методам познания, к объяснению широкого круга явлений.

    Наиболее развитой формой научного познания является теория. Она дает целостное отображение закономерных связей определенной области действительности. Примером этой формы знания являются: классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем в лице синергетики и тд. Теория – это целостная система истинного знания. Она имеет сложную структуру, кроме того включает элементы заблуждения. При этом теория выполняет ряд функций.

    Основные структурные элементы теории:

    1.            Исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы)

    2.            Идеализированный объект (теоретический объект)  - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (к таковым относятся «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и тп)

    3.            Логика теорий (совокупность определенных правил и способов доказательств)

    4.            Философские установки, социокультурные и ценностные факторы

    5.            Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

    Теории опытных наук, по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений, можно разделить на два больших класса:

    - феноменологические (описательные, эмпирические), направленные на то, чтобы описывать наблюдаемые в опыте свойства и величины предмета или процесса. Это теории не вникают глубоко во внутренний механизмы этих процессов. Однако с развитием научного познания феноменологического типа теории уступают место нефеноменологическим.

    - нефеноменологические (объясняющие явления). Они не только отражают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов. Они помогают распознать необходимые связи, существенные отношения, то есть законы. На этом уровне выводятся абстрактные понятия.

    Теории классифицируется по другому критерию, например, по критерию точности предсказания:

    1.            Теории, в которых предсказание имеет достоверный характер

    2.            Теории, в которых предсказание имеет вероятностный характер. Это обусловлено тем, что в этих теориях речь идет о совокупном действии большого числа случайных факторов. К таким теориям относятся стохастические теории.

    Особенности теории:

    1.            Теория представляет собой целостную, органически развивающуюся систему

    2.            Знание в теории не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их

    3.            Теория имеет обоснование

    4.            Она стремится к объяснению широкого круга явлений

    5.            Содержательно имеет системную организацию идеализированных объектов

    6.            Она есть не только готовое знание, но и процесс его получения

    Основные функции теории:

    1.            Синтетическая (так как объединяет отдельные достоверные знания)

    2.            Объяснительная (так как выявляет причинные и иные зависимости)

    3.            Методологическая (так как способствует формированию методов, способов и приемов исследовательской деятельности)

    4.            Предсказательная (так как способствует предвидению)

    5.            Практическая (так как может выступать в качестве руководства к практическому действию)
    3. Концепции, концепты и концептуальность в научном знании и исследовании.
    Парадигма (от греч, παράδειγμα— пример, образец), «понятие, используемое в философии для характеристики взаимоотношений духовного и реального мира. 2) совокупность предпосылок, определяю-щих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе. Понятие «парадигма» в философии науки введено позитивистом Г.Бергманом и было широко рас-пространено амер. физиком Т. Куном для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Часто заменяется понятием "картина мира"»[

    Кун выделяет 4 этапа развития научной дисциплины через определения парадигмы:

    1. допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);

    2. господства парадигмы (так называемая «нормальная наука»);

    3. кризис нормальной науки;

    4. научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.

    «Смена парадигмы по Томасу Куну может происходить эволюционно и революционно. Эволюционное изменение – это постепенная смена носителей парадигмы – самих ученых, которые являются приверженцами господствующей парадигмы. С другой стороны, иногда происходит уникальное событие, быстрое появление новой, до того неизвестной теории, которая быстро овладевает научными умами и в корне меняет представление о науке – такие примеры есть в физике: появление квантовой механики, общей и специальной теории относительности, в биологии – изложение Чарльзом Дарвином теории эволюции и естественного отбора.

    Примерами тезиса смены парадигмы путем смены ее носителей может служить становление геометрии Римана-Лобачевского. Идеи Николая Лобачевского первоначально были приняты научным сообществом враждебно, но затем были признаны, идеи Римана о возможности неевклидовой геометрии на поверхностях с постоянной положительной гауссовской кривизной были восприняты относительно спокойно, так как математическое сообщество уже было «подготовлено» для восприятия этих идей».

    Парадигма

    - То, что объединяет людей внутри данного научного сообщества
    «Ученые, научная деятельность которых строится на основе одинаковых парадигм, опираются на одни и те же правила и стандарты научной практики. Эта общность установок и видимая согласованность, которую они обеспечивают, представляют собой предпосылки для нормальной науки, то есть для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследования»

    - То, что формирует научные сообщества
    «....именно благодаря принятию парадигмы группа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится профессиональной, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину»

    - Образец решения исследовательских задач
    «В своем установившемся употреблении понятие парадигмы означает принятую модель или образец; именно этот аспект значения слова «парадигма» за неимением лучшего позволяет мне использовать его здесь

    - Признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени да-ют научному сообществу модель постановки проблем и их решений

    «Пока парадигма успешно функционирует, профессиональное сообщество будет решать проблемы, которые его члены едва ли могли вообразить и, во всяком случае, и когда не могли бы решить, если бы не имели парадигмы

    Конце́пция (от лат. conceptio — понимание, единый замысел, ведущая мысль) — «система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике

    «Концепция имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя. Концепция вводит в теоретические дискурсы дисциплин их исход-ные принципы и предпосылки ("абсолютные предпосылки", согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя "фундамен-тальные вопросы" ("идеи"), в соотнесении с которыми получают свое значение и обосно-вание выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований— наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира.

    В теологии понятие «концепция» заменяется близким ему термином "доктрина" (лат. docere — учить, doctrina — учение), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения. В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия "концепция" с понятием "теория". В неклассической науке понятие «концепция» стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории).
    Под влиянием постструктуралистских и постмодернистских дискурсов (особенно концепта "ризомы") в последнее время сложилась традиция употребления вместо термина "теория" термина "паттерн", близкого по содержательным и смысловым характеристикам к понятию К. (англ. pattern от лат. patronus — модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка) и трактуемого как коннатативного к концептам "прозрение", "базовая интуиция", "умозрительное видение", что в любом случае подчеркивает два аспекта: 1) "моментальность" "схватывания"; 2) его "целостность"».


    написать администратору сайта