Замбуров_2змМТС_реферат. Понятие о субъекте и его психической организации
Скачать 42.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ф едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)» Заочный факультет Кафедра «Инженерная педагогика» Группа 2змМТС Эссе На тему: «Понятие о субъекте и его психической организации» Группа: 2змМТС Выполнил: Замбуров А.А. Преподаватель: Захараян М.А. МОСКВА 2021 г Содержание Введение………………………………………………………………………...……3 Понятие о субъекте и его психической организации …………..…………..……4 Личность и индивидуальность……………………………………………………...6 Заключение……………………………………………………………………….…..8 Список использованных источников………………………………………...……..9 Введение Фундаментальная ситуация любого человеческого существа состоит в том, что оно пребывает в мире как индивид, как законченная и неделимая целостность – зависимая, но всегда имеющая возможность действовать внутри изменчивого, хотя и ограниченного определенными рамками пространства. Индивид – отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, своего рода социального атома, еще не наделенного при общем взгляде богатством индивидуальных и социальных задатков. В социальном бытии он выступает как неразложимый элемент, как клеточка социальной группы или человечества. Индивид экземплярен, т.е. имеет определенные свойства, которые выделяют его из множества "других". Он всегда "один из". Это самая общая, в меру умозрительная характеристика человека, свидетельствующая о том, что он – вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. Понятие о субъекте и его психической организации Активность, реактивность и различные способы их комбинирования (с преобладанием того или иного из этих двух полюсов) по отношению к другим людям неодинаковым образом распределяются у разных индивидов в течение их жизни. В результате формируются разные типы личности. Личность – одно из основных понятий психологии, означающее социально и духовно развитого человека. Личность – это предельное выражение человеческого в индивиде. Немецкий философ Ф. Шлейермахер подчеркивал, что каждый человек должен на свой лад выражать человечество. Когда в древности хотели сказать о каком-то человеке как о значительном, использовали латинское слово "персона", которое подчеркивало социальность человека, его возвышение над природным миром. Поздняя античность называла человека персоной, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие качества. Можно говорить о предельном разнообразии личностей. В качестве крайних примеров целесообразно привести, во-первых, личность созерцательную, сосредоточенную на внутреннем, вверяющую себя спокойному существованию и проводящую жизнь без испытаний, в беспрерывном созерцании и воспоминаниях, и, во-вторых, личность активную, не приемлющую конечности существования, постоянно стремящуюся к изменениям и доказывающую это свое стремление действием и организующим созиданием. Человек всегда находится в какой-либо ситуации. В конечном счете все эти частные ситуации разрешаются в ситуации граничные, т.е. определенные непреодолимые, неизменные ситуации, которые принадлежат бытию как таковому. Эмпирическая психология не в силах осветить эти крайние пределы бытия и ответить на вопрос, на что способен человек, непосредственно столкнувшийся с ними или отгородившийся, отстранившийся от них. Личность – это культура, отраженная в индивидуальном поведении. Важнейшим для психологии оказывается вопрос о том, как индивид усваивает культурные образцы поведения. Это происходит в процессе моделирования, формирования стереотипов поведения в соответствии с некоторым типом идеальной личности, содержащим ценностные ориентации, свойственные каждой культуре. Рассматривая личность как социокультурную реальность, мы различаем: поведение в форме устойчивых повадок, жестов и движений, посредством которых человек "подает" себя окружающим и себе же самому; способ формирования человеком своей среды: одежды, жилища и других компонентов; образ жизни в целом – образ действий человека и избираемые им пути, характеристика его поведения и сформированной им окружающей среды как целостных феноменов, постоянные, повторяющиеся изо дня в день формы поведения человека; преднамеренные действия: присущие данному и только данному индивиду волевые акты, направленные на достижение определенных целей и осуществляемые с полным основанием всех возможных последствий. Совокупность этих данных обеспечивает нам по меньшей мере некоторое представление о личности как социокультурной реальности. Личность и индивидуальность Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Это понятие указывает на нетривиальность человеческого существа. Если употребляя слово "индивид", мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие "индивидуальность", напротив, выделяет человека из массы, из группы. Так преодолевается "атомарность", "элементарность", "экземплярность" человека. Вместе с тем проступает непохожесть его на других субъектов. Мы можем говорить об индивидуальности, по крайней мере, в двух смыслах. С одной стороны, целесообразно проследить постепенное развитие персоналистской традиции в европейской культуре. Внимание к человеку, обостренный интерес к его уникальности, неповторимости, которые присущи христианству, естественно, имели некие фазы собственного развития. В эпоху Возрождения понятие "человек" дополнилось новым – "индивидуальность". Эта традиция, развиваясь, вызвала к жизни новые смысловые блоки: "личность", "гуманизм". В данном контексте можно проследить исторически, как возникали новые грани персоналистской традиции в европейской культуре. С другой стороны, названные понятия можно использовать и в контексте конкретной эпохи. Один и тот же человек, будучи экземплярным, способен наращивать в себе неповторимые задатки. Он может продемонстрировать значительную свободу от коллективной жизни и раскрыть собственную непохожесть на других. Но тот же самый индивид, развивая присущую ему духовность, способен превратиться в личность, в индивидуальность, наделенную множеством социальных качеств. "Индивидуальность" как термин раскрывает некое само- рефлектирующее Я обособленного человека. В эпоху Возрождения индивидуальность стала восприниматься как ценнейшее человеческое качество. "Ни об одной культуре вплоть до Нового времени... уже нельзя было бы сказать, что она пребывала в “в поисках индивидуальности”, т.е. стремилась уяснить и обосновать независимое достоинство особого индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни – словом, если только это не задевает такой свободы других людей, – самоценность отличия"[1]. По мнению Ясперса, начиная с рождения, личность по существу не меняется, а лишь раскрывается; осознает, но не порождает самое себя. Личность – это развитие и становление. Личность осуществляет себя в мире через разнообразные ситуации, через предоставляемые этими ситуациями возможности, через предъявляемые ими задачи[2]. Личность наделена определенной исторической основой и представляет собой не просто растянутое во времени выражение некой окончательной определенности, а сотворение человеком самого себя во времени. Заключение Любая жизнь протекает в определенном окружении. В терминах жизненной реальности это означает, что ситуация высвобождает энергию деятельности и способствует осуществлению заложенных в индивиде способностей и обогащению его опыта. Воздействие ситуации может быть и принудительным, т.е. заключающемся в постановке перед личностью некоторой обязательной, подлежащей выполнению задачи. Социология изучает ситуацию человека в том ее аспекте, который проистекает из объективных взаимосвязей общественной жизни. Что касается психологии, то она исследует установки индивида по отношению к типичным ситуациям. Человека влечет к реальности. Он стремится осуществить свое бытие в гармонии с собственной соматической природой и в соответствии со своими способностями занять подобающее положение в рамках существующего общественного порядка, установить близкие, верные и надежные связи с другими людьми. Только таким путем он может обрести сам себя. По такое осуществление бытия не приходит автоматически, само по себе. Список использованных источников Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. С. 521. |