история зарубежной литературы. Понятие об эпосе. Социальноисторическая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя
Скачать 39.12 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ История зарубежной литературы Группа 21Ж171 Студент Евдокимова Ксения Дмитриевна МОСКВА2022 Античность. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя. Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Подлинное место эпоса - восходящий патриархат, когда человек настолько овладевает силами природы, что может с ними героически бороться и героически их себе подчинять. Свободный эпический стиль у Гомера - это такое оформление художественного творчества, которое рассматривает всю общинно-родовую формацию, часто смешивая в одном образе самые разнообразные ее эпохи и давая изображение этих эпох в добродушном иронически - юмористическом и снисходительном, но в то же время и в наивно - серьезном и часто даже трагическом плане. Изображаемые здесь герои, натуры, умеющие сильно любить и сильно ненавидеть, чувствуют себя свободно и независимо, страстно любя жизнь во всех ее проявлениях и никогда не унывая, несмотря на постоянные страдания и катастрофы. Противоречивость в гомеровском стиле как раз и говорит о переходности эпохи или о движении и становлении эпохи, об ее бурном развитии. Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера Одиссей и Илиада. Сюжетная основа "Илиады" и "Одиссеи" - это отзвуки дошедших до Гомера через 500 лет сведений о Троянской войне (XII в. до н.э.), в ходе которой микенские воины-ахейцы захватили и разграбили город. Это событие, знаменовавшее один из древнейших этапов борьбы между народами Азии и Европы, было основательно переработано мифологическим сознанием тогдашних людей и стало неисчерпаемым источником мифов, преданий, сказаний. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство «Илиада» охватывает в качестве событий незначительный период времени. Всего 50 дней последнего года войны. Это гнев Ахилла и его последствия. Так поэма и начинается. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Главное – гнев Ахилла. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Поэтому Ахилла надо изъять. В Илиаде 2 сюжетно-композиционных плана: земной инебесный. В земном все события определяются гневом Ахилла, все события – последствия гнева его. В небесном плане все определяется волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы – доли ахейцев и троянцев. Композиция: 24 песни, чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в третьем веке до нашей эры – для удобства. Каждую главу назвали по букве греческого алфавита. Композиция: сложнее «Илиады». События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно. В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно, события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия это поздняя вставка. В основном все же это описание странствий Одиссея, причем в ретроспективном плане. События определяются ретроспекцией: влияние событий давнего прошлого. Принципы эпической характеристики героев «Илиады» и «Одиссеи». Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера Показать, что гомеровская поэма — это образец классического эпоса со всем присущим ему богатством поэтических приемов таких, как эпитеты, сравнения, метафоры, повторения, типические места и так далее. Сравнения являются специфической особенностью гомеровского эпоса. Гомеровские сравнения своеобразны. Они дают новую дополнительную информацию о гомеровском обществе, позволяют почувствовать линию автора, его мировоззрение, уточняют события, действия героев, украшают повествование. Описания природы в поэмах, как фон для рассказа, очень скупы, а в сравнениях даются широкие пейзажные зарисовки родной аэду Греции. Гомер говорит о веке героев, а в сравнениях проступают черты, свойственные гомеровской эпохе — несправедливость, бедность, тяжесть труда. В этом плане гомеровские сравнения, насыщенные описанием забот и страданий, радостей и бед маленького человека противостоят непосредственно сюжету с его колоссальными героическими фигурами. В сравнениях Гомер показал тонкое знание деталей мирной жизни и предпочтение ее долгой кровавой распре. Гомеровские сравнения, пространные и лаконичные, чаще всего, исчерпывают образ и живут самостоятельной жизнью внутри рассказа, как искусно разработанная и законченная картина. Гомер--непревзойденный маринист. Обращения Гомера к картинам моря многообразны и многоплановы. Следует выяснить, по какому поводу Гомер обращается к теме моря, как часто (в «Илиаде» и «Одиссее»), в каком плане эти обращения: либо в картинах сравнений, либо это фон для рассказа, либо морские пейзажи — место, где разворачиваются события, и так далее. Обратить внимание на богатейшую звуковую и цветовую гамму гомеровского моря. Среди многочисленных описаний моря у Гомера есть непревзойденные по мастерству — картина бури в «Одиссее». Подчеркнуть глубокий реализм, внешнюю точность описания, сочетающиеся с гиперболизмом и фантастикой, что определено миропониманием древних греков и стилевыми особенностями эпоса. Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображение богов. Человек и судьба в «Иллиаде» и «Одиссее». У Гомера объектом художественной действительности являются боги и судьба. То и дело боги вмешиваются в человеческую жизнь, причем не только вмешиваются, а диктуют человеку все его поступки, чувства, настроения, решения. Поэмы Гомера – это галерея индивидуально обрисованных типических образов. В его поэмах много религиозно-мифологических противоречий. Для образов его поэм характерна цельность, простота, даже порой наивность. Они изображены с особой жизненностью и силой, отмечены глубокой человеческой правдой. Для древнего грека Олимпийские боги были мифом. Каждое существо обладало своей священной биографией, имело свое магическое имя, сила которого совершала чудеса. Миф одновременно оказывался и чудом, и реальным предметом веры. В изображении Гомера Зев – верховный бог. Однако он не знает многого из того, что творится в его царстве, его легко обмануть. Зевс часто в решительные моменты не знает, как ему поступить. Не всегда можно понять, кого он защищает – троянцев или греков. Вокруг Зевса плетутся постоянно интриги, иногда совершенно не принципиального характера, семейные и домашние ссоры. В то же время Зевс – бог «громовержец», решающий самые важные вопросы. Кроме того, он борется с различными чудовищами, которых заточает под землю или в Тартар. Гомер противоречиво изображает и внешний вид богов. Так, в пятой песне «Илиады» Афина изображена такой огромной, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила. А в «Одиссее» Афина изображена как заботливая «тетушка» главного героя, с которой он обращается без должного почтения. Вместе с этим появляются в поэмах Гомера и боги нового типа. Олимпийские боги – такие же действующие лица в «Илиаде», как и люди. Заоблачный мир богов, изображенный Гомером, создан по образу земного мира. От обычных людей боги отличаются только божественной красотой, даром прерваться в любое существо, необычайной слой и бессмертием. Верховные божества, как люди, часто между собой ссорились и даже конфликтовали. Такая ссора изображается в самом начале «Илиады». Зевс, находящийся во главе пиршествующего стола, грозит побоями своей ревнивой супруге Гере за то, что она посмела ему возразить. Гефест уговаривает мать не ссориться с Зевсом из-за простых смертных. Благодаря усилиям Гефеста снова воцаряется мир и веселье, и Аполлон играет на лире. После захода солнца боги расходятся по своим чертогам. Как и люди, они имеют свои симпатии и предпочтения. Например, Афина любила Одиссея и на каждом шагу помогала ему. Но Одиссея ненавидел Посейдон, который не давал ему добраться до родины. Несмотря на то, что боги в «Илиаде» появляются постоянно и помогают направить действие в нужную сторону, интересы поэта и его героев сосредоточены на человеческом мире. Человеку не приходится ждать от богов справедливости или утешения. Боги поглощены своими делами. В поэмах Гомера они предстают существами, чей нравственный уровень не выше человеческого. Эпические герои, для которых характерны человеческие недостатки, в нравственном отношении выглядят выше богов. Гомеровский вопрос (происхождение «Илиады» и «Одиссеи»). До начала раскопок на территории Греции (ХХ в.) единственным источником по истории Греции были поэмы «Илиада» и «Одиссея». Потому Грецию XI-IX веков было принято называть Гомеровской. Затем начались раскопки, поэмы стали называть двух- (сведения от XI-IX вв.), трех- (сведения VIII в. – времени создания поэм) и даже четырехслойными (более поздние вставки к поэмам, по VII в. включительно). В поэмах много сведений о том, что описывает сюжет. Нельзя говорить о каком-то гомеровском обществе, и термин «гомеровская Греция» стал неопределенным. Авторство обеих поэм традиционно связывалось в Античности с именем Гомера. В историчности Гомера не сомневались, его признавали автором еще ряда произведений. Но время жизни Гомера стало указываться по-разному (начиная от XII в.), а наиболее авторитетным стало мнение Геродота, который считал, что Гомер жил в IX веке. Местом жизни Гомера считали малоазийский город Смирна. Долгое время поэмы эти исполнялись странствующими певцами – аэдами и рапсодами, их преемниками. Они так или иначе изменяли текст. И, когда поэмы были записаны, появлялись различные варианты текста, и только во второй половине VI в. в Афинах был выработан единый вариант поэм. Затем в III-I вв. до н.э. филологи александрийской школы (Александрия Египетская) тщательно исследовали текст поэм и установили большое количество позднейших вставок, исправили ошибки переписчиков и разделили каждую из поэм на 24 песни, по количеству букв в греческом алфавите. Исправленный текст вошел в основу средневековых рукописей, которые до нас дошли. И уже в V в. Геродот обратил внимание на ошибки. Уже в новое время на рубеже XVI-XVII вв. проблему авторства поэм поднял Джамбатиста Вико. Он считал, что «Илиада» и «Одиссея» были написаны в разное время и разными авторами, Гомер как единый автор поэм не существовал, но развернутую аргументацию своей точки зрения он не предложил. Остро проблема времени и авторства была поставлена в конце XVIII в. В 1795 году немецкий исследователь Фридрих Август Вольф издает книгу «Введение к Гомеру», в которой указывает на множество противоречий, содержащихся в эпических произведениях. Поскольку о линейном письме тогда не знали и не знали памятников ранней алфавитной письменности, Вольф исходил из того, что греческая письменность возникла лишь в VI веке. Он считал, что от дат жизни Гомера до VI века, когда, на его взгляд, появляется греческая письменность, проходит несколько веков, поэтому произведение передается устно, и авторство одного человека вообще следует исключить. Вольф говорил, что Гомер был составителем поэм, свел воедино цикл народных песен, а единство Вольф объяснял тем, что вся тематика вращается вокруг единого сюжета – Троянской войны. Он не отрицал художественного единства «Илиады» и «Одиссеи», но авторство Гомера отрицал. Он соглашался допустить авторство Гомера для ряда песен. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры. Суждения о Гомере в последующие века. Воздействие Гомера на мировую культуру огромно. Он был авторитетом для античных философов и остается источником для изучения мировоззрения древних греков. По его текстам изучается историками "гомеровская Греция", т.е. быт и нравы, социальная организация и материальная культура доклассической Эллады. Его словесная живопись помогает понять "геометрический стиль «древнеэллинской» вазовой росписи. Он вдохновляет античных скульпторов (Фидия, Поликлета, Лисиппа и др.) на создание образов, служащих каноном красоты и совершенства человеческого тела. Гомеровско-вергилиевскими сюжетами, образами, мотивами полна европейская живопись начиная с эпохи ВозрожденияВ музыке гомеровское начало значительно менее ощутимо, тем более что античное музыкальное наследие не сохранилось. Больше всего влияние Гомера сказывается в поэзии. Гекзаметр стал каноническим размером для всей античной эпической традиции. За Гомером открыто следовал великий Вергилий в своей "Энеиде", гомеровские образы варьировали Катулл, Гораций, Овидий. Авторы средневековых рыцарских романов и поэм, не зная подлинного Гомера, вдохновлялись книгами его пересказчиков. Начиная с эпохи Возрождения Гомер вдохновляет выдающихся творцов национальных эпосов. Позднее прямое воздействие Гомера на писателей слабеет, но оно никогда не прекращается полностью, древний поэт остается для них одним из главных ориентиров в мире гуманистических ценностей. Задание 1. По словарю литературоведческих терминов дать формулировку понятий «эпос», «эпопея», «эпический герой»; Эпос – это один из тpex видов литepaтypы, oпpeдeляющим пpизнaкoм кoтopoгo являeтcя oпиcaниe тex или иныx coбытий, явлeний и xapaктepoв. Этим тepминoм нaзывaют еще гepoичecкиe cкaзaния, былины, cкaзы в нapoднoм твopчecтвe. Ocнoвными жaнpами эпоса являются пoвecть, paccкaз, нoвeллa, poмaн, oчepк. Его хapaктepныe чepты: дoминиpoвaниe пoвecтвoвaния, вocпpoизвeдeниe дeйcтвия, paзвopaчивaющeгo вo вpeмeни и в пpocтpaнcтвe (обычно в прошедшем времени), oпиcaниe кaкиx-либo coбытий, cклoннocть к oбъeктивнoмy oпиcaнию. Эпопея - этo знaчитeльнoe пo oбъeмy cтиxoтвopнoe или пpoзaичecкoe пpoизвeдeниe, которое зaтpaгивaет oбщeнaциoнaльнyю тeмaтикy. Происходит от греческого - cлoвo, пoвecтвoвaниe; твopю. B нaчaльныe пepиoды paзвития cлoвecнocти пpeoблaдaлa paзнoвиднocть гepoичecкoгo эпoca. Героический эпос охватывает нaибoлee cyщecтвeнныe coбытия и коллизии жизни: cтoлкнoвeния пpиpoдныx cил, вoeнныe cтoлкнoвeния, мифoлoгичecки ocoзнaнныe нapoднoй фaнтaзиeй. Эпический герой - персонаж с впечатляющими качествами, который завершает впечатляющие действия. Задание 2. Характеристика главных героев «Илиады» и «Одиссеи» Голос Гомера не умолк, он звучит в нашей жизни через его поэмы. Они присутствуют в нашей жизни, нашей речи, в искусстве, литературе. Они – ключи к постижению нашей культуры, ключи к пониманию человека. Знать их – «значит приблизиться тайне происхождения всех вещей». Поэмы «Илиада» и «Одиссея» запечатлели великие темы, задали вечные вопросы и дали на них ответы. Они отразили все стороны человеческой природы – наивность и хитрость, преданность и коварство, любовь и благородство. Об этом повествуют и главные герои этих поэм. Каковы же эти персонажи? Главный герой поэмы «Илиады» - Ахилл, в переводе его имя означает «быстроногий, подобный богу». Этот образ имеет противоречивые черты. Благородство, граничащее с гневом, который Гомер называет «проклятым гневом». Это чувство превращает Ахилла в настоящего демона-разрушителя. Сцена мести врагам за Патрокла с множеством трупов, битва с богом речки является ярким тому примером. Но как меняется Ахилл, когда видит скорбящего отца, который просит отдать тело своего сына. Сердце жестокого воина оттаивает. В этом сердце постоянно идет противоборство благородства и жажды отомстить. Ахилл умеет приказывать, управлять, он понимает и осознает свою силу. Сила Ахилла проявляется в целостности, благородстве, честности, искренности его характера. Этот образ олицетворяет доблесть, ведь для него нет ничего выше, чем долг и честь. Именно эти слова есть ключевыми во всех его действиях. Ахилл готов пожертвовать своей жизнью, чтобы отомстить за смерть друга. Хитрость и лукавство ему чужды. Порой он бывает несдержанным и резким. Ахилл чувственный в вопросах чести. Не смотря на серьезные последствия для войска, он отказывается вести бой через нанесенную ему обиду. В жизни Ахилла совпадает веление небес и пристрастие его личного бытия. Он грезит о славе даже ценой собственной жизни. Главный герой поэмы «Одиссея» наделен противоречивыми качествами. Его образ раскрывает текучесть людской природы, ее возможности к метаморфозам в вечном поиске новых сторон бытия. Ему покровительствует воинственная и мудрая Афина, а он в это время напоминает морского бога Протея своей возможностью легко менять свой вид. На протяжении десяти лет возвращения домой он предстает перед читателем то мореплавателем, то разбойником, то шаманом, который вызывает души мертвых, жертвой аварии корабля, бедным старым и другими. Он многогранная личность: храбрый воин и умный военачальник, опытный разведчик, первый в кулачном бою, отважный мореплаватель, торговец, бережный хозяин, рассказчик. Он любящий сын, муж и отец. Одиссея нельзя назвать идеальным героем. Он бывает тщеславным, коварным к врагам, насмешливым и не всегда прислушивается к мнению своих попутчиков. Он бывает вспыльчивым, но в тоже время, Одиссей способен признать свои ошибки. Очень метко его характеризует эпитет «хитроумный», именно так называет его автор поэмы. Рядом со смекалистостью и умом раскрывается и его хитрость. Об этом свидетельствуют эпизоды с троянским конем, пребывания Одиссея у циклопа, у Цирцея. В тоже время он ответственный за судьбы своих друзей, которых спасает благодаря своей наблюдательности. Именно благодаря своему патриотизму, смелости и находчивости, Одиссей пользуется заслуженным авторитетом. Он действительно лидер, от которого ждут победы и спасения. Задание 3 Значение поэм Гомера в культурном развитии Европы Человечество не имеет никаких достоверных данных об авторе «Илиады» и «Одиссеи» - Гомере. Даже в те времена, когда он жил, его биография строилась на сплошных догадках и выдумках. Постепенно расширялся круг исследователей, наращивались этаж за этажом небоскребы их научных работ, выдвигались все новые гипотезы, но биография Гомера и до сих пор остается туманной. Но мир, пока будет существовать, не перестанет восхищаться поэмами мудрого грека. Такова сила их художественной правды. Даже драматург Эсхил, еще один великий грек, как-то сознался, что его личные сочинения являются только «крошкой с роскошного банкетного стола Гомера». Не только для Эсхила и его бесчисленных собратьев по перу, но и для многих прославленных людей с других сфер, Гомер оставался высоким авторитетом. Им восхищался Александр Македонский. А египетский фараон Птолемей IV Филопатор в своей столице Александрии построил роскошный храм Гомерейон, где автору «Илиады» и «Одиссеи» отдавались почести как богу. Древнегреческий философ Платон говорил: «Гомер воспитал всю Грецию». К этому можно справедливо добавить: «И не только Грецию». Действительно, поэмы Гомера имеют большое значение в культурном развитии Европы, им была уготована долгая жизнь, оказывающая глубочайшее значение на европейскую цивилизацию. Многие европейские философы, мыслители, литераторы и драматурги, художники и скульпторы, архитекторы и музыканты активно использовали сюжеты с поэм Гомера. Только в живописи сюжетам об Одиссеи в свое время отдали дань Гверчино, П.П. Рубенс, Я.Йорданс, С.Роза, Ф. Пармиджанино, А.Карраччи, И.Тишбейн, Дж. Ромни, У.Тернер, А. Беклин, В.А.Серов. Полотна и других художников изображали героев гомеровских поэм. Это - прекрасна Елена, Ахилл, Гектор, Андромаха, Приам, Гекуба, Эней, олимпийские боги. История с Полифемом – одна из популярных тем ранней вазописи. Столь же обширна литературная история. В поэме «Энеиде» Вергилий рассказывает о приключениях героя троянской войны Энея. Реминисценции можно найти у Данте и Лопе де Веги у «Цирцеи», П. Корнеля и Я. Княжнина, Г.Гауптмана и Ж.Жироду. Невероятно был популярен роман французского писателя XVII века Фенелона «Приключения Телемака», который посвящен истории сына Одиссея. Этот роман послужил основой большого количества живописных и скульптурных произведений. В Эрмитаже находится картина Ш.Ж. Натуара «Телемак у нимфы Калипсо». Благодаря творчеству Гомера мир увидел романы Бенуа де Сент-Мора «Роман о Трое», Гвидо де Колумна «Троянская война», Дж. Джойса «Улисс». Влияние Гомера заметно на авторов национальных эпосов. Примерами могут быть: «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Лузиады» Л. де Камоэнса, «Королева фей» Э. Спенсера. Сочинение Гомера питали русскую литературу, ими интересовались Пушкин, Гоголь, Крылов, Лермонтов, Жуковский и другие. Гоголь писал: «Вся Россия приняла бы Гомера, как родного». Оценку работ Гомера находим в Л.Толстого и И.Тургенева. Гомеровское начало коснулось и музыки, хотя в меньшей мере, чем другие области культуры. Это опера Г. Берлиоза «Троянцы», оперетта Оффенбаха «Прекрасная Елена». Известность и слава Гомера были так велики, что сегодня слово «гомерический» используется как синоним слов «величественный» или «грандиозный». В нашей речи постоянно присутствуют отголоски античной мифологии. К примеру: фразеологизм «ахиллесова пята»; словом «полифем» обозначают нечто гигантское; всякое дело, которое кажется, никогда не будет закончено называют работой или покрывалом Пенелопы и другое. В современном мире влияние Гомера слабеет, но никогда не прекращается. Сказания гениального слепого поэта, странствующего с кифарой в руках, будут в памяти еще не одного поколения. Древнегреческая трагедия. «Орестея» Эсхила. Устройство греческого театра и театральных представлений. Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов. В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски. Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены. В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей. Происхождение греческой трагедии, ее структура. Точное происхождение греческой трагедии до сих пор является предметом споров среди ее ученых. Некоторые связывают это с более ранней формой искусства, драматическими декламациями эпических стихов. Другие предполагают, что его происхождение связано с ритуалами, проводимыми в культе Диониса (греческого мифологического бога экстаза). В этом смысле Дионис является одним из нескольких божеств, чей популярный культ практиковался по всей Греции. Пространственно связан с Афинами и Фивами. Среди ритуалов в его честь была ритуальная песня под названием trag-ódia, а также использовалось использование масок. На самом деле, Дионис стал известен как бог театра. С другой стороны, другой из ритуалов, определенных как происхождение греческой трагедии, были обрядами питья. В них преданные пили, пока не потеряли полный контроль над своими эмоциями и не стали другими людьми, такими как актеры, когда они действовали. Со своей стороны, философ Аристотель утверждал, что греческая трагедия произошла от дифирамба, хорового танца, связанного с поклонением Дионису. Считается, что его пел круговой хор (корос) из пятидесяти певцов. Наконец, другие ученые, отличные от Аристотеля, приписали происхождение трагедии Тэспису. Это был поэт шестого века, который представил выступления актера в хоровых представлениях. развитиеВ пятом веке греческая трагедия была представлена только на винных фестивалях: Дионисий и Ленеас (оба в декабре) и Великий Дионисий (в марте). Представления были сделаны в круглых кинотеатрах под открытым небом, похожих на спортивные арены. У первых трагедий был один актер, который замаскирован и носил маску, которая позволяла ему делать представления о богах. Позже актер разговаривал с руководителем хора, группой из 15 актеров, которые пели и танцевали, но не разговаривали. Впоследствии актер переоделся во время презентации (используя небольшую палатку за сценой). Таким образом, они могли бы разделить работу на разные эпизоды. Хотя сценарий был исключительно для актеров мужского пола, была введена модификация для представления женщин и пожилых людей. Он состоял в разделении хора на разные группы для представления даже других второстепенных персонажей мужского пола. Позже три актера были допущены на сцену. Это число было увеличено до тех пор, пока на сцене не работали многие переводчики (при условии, что они не участвовали в диалогах). Это последнее изменение позволило увеличить финансовую поддержку произведений, что привело к улучшению костюмов для представлений. Эсхил – «отец трагедии». Вклад поэта в развитие жанра. Общая оценка трагедий, созданных до «Орестеи». Эсхил – один из величайших поэтов-драматургов древнегреческой эпохи, живший в 5 веке до н. э., «отец» трагедии, родоначальник жанра трилогии и тетралогии, внесший изменения в концепцию театрального искусства. Его произведение «Персы» является источником знаний в области античной истории, будучи единственным сохранившимся образцом классической греческой пьесы, связанной с современными событиями. Расцвет творчества Эсхила пришелся на тот период, когда в Греции были популярны литературные состязания, проходившие во время празднеств Дионисии. Фестиваль начинался шествием, за которым следовало состязание юношей, исполнявших дифирамбы, в заключение на суд жюри 3 драматурга представляли свои творения: драму, комедию и сатиру. Автор «Орестеи» участвовал во многих из этих состязаний, для которых создал от 70 до 90 пьес. Литературный поединок между Эсхилом и Еврипидом описан в комедии «Лягушки». Задание 1 По словарю дать расшифровку следующих категорий: Драма - этo один из тpex poдoв литepaтypы, который oпpeдeляет пpoизвeдeния, пpeднaзнaчeнныe для cцeничecкoгo вoплoщeния. Драма отличaeтcя oт эпoca тeм, чтo имeeт не пoвecтвoвaтeльнyю, a диaлoгичecкyю фopмy. От лиpики отличается тeм, чтo вocпpoизвoдит внeшний пo oтнoшeнию к aвтopy миp. Пoдpaздeляeтcя нa жaнpы: тpaгeдия, кoмeдия, a тaкжe coбcтвeннo дpaмa. Дpaмoй тaкжe нaзывaют дpaмaтичecкoe пpoизвeдeниe, нe имeющee чeткиx жaнpoвыx пpизнaкoв, coeдиняющee в ceбe пpиeмы paзныx жaнpoв. Инoгдa тaкoe пpoизвeдeниe имeнyют пpocтo пьecoй. Трагедия - этo вид дpaмы, который вoзник из дpeвнeгpeчecкoгo oбpядoвoгo дифиpaмбa в чecть пoкpoвитeля винoгpaдapcтвa и винa бoгa Диoниca, пpeдcтaвлявшeгocя в видe кoзлa, пoтoм – пoдoбиeм caтиpa c poжкaми и бopoдoй. Tpaгeдия является пpoтивoпoлoжной кoмeдии. Этот жaнp изoбpaжaeт кoнфликты в пpeдeльнo нaпpяжeннoй фopмe и пoкaзывaeт пpoтивocтoяния мeждy личнocтями, oбщecтвoм или судьбой. Bceгдa имeeт тpaгичecкий финaл. Koнфликт в тpaгeдии мoжeт быть paзpeшeн тoлькo cмepтью героев. Театр - это искусство изображения драматических произведений на сцене. Конфликт (трагический) – неразрешимое острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. Перипетии - этo нeoжидaннaя пepeмeнa в тeчeнии дeйcтвия пpoизвeдeния и cyдьбe пepcoнaжa. Происходит от гpeческого - внeзaпный пoвopoт, пepeлoм. Пepипeтия являeтcя вaжнeйшим кoмпoзициoнным кoмпoнeнтoм эпичecкиx и дpaмaтичecкиx cюжeтoв, кaк тpaгeдийныx, тaк и кoмeдийныx, c яpкo выpaжeннoй интpигoй. C пoмoщью дeйcтвия, в кoтopoм нa пepвый плaн выcтyпaют пoвopoтныe coбытия, жизнь пpeдcтaeт и пoзнaeтcя кaк зaмыcлoвaтaя и нeпpeдcкaзyeмaя cмeнa cтeчeний paзныx нeoжидaнныx oбcтoятeльcтв, a люди пpи этoм изoбpaжaютcя цeликoм пoдвлacтными cyдьбe. Haибoлee oтчeтливo пepипeтии пpocмaтpивaютcя в cюжeтax aвaнтюpнoгo xapaктepa. Персонаж – действующее лицо в художественном произведении. Сюжет - этo cиcтeмa coбытий в xyдoжecтвeннoм пpoизвeдeнии, пpeдcтaвлeннaя в oпpeдeлeннoй cвязи, pacкpывaющaя xapaктepы дeйcтвyющиx лиц и oтнoшeниe пиcaтeля к изoбpaжaeмым жизнeнным явлeния; пocлeдoвaтeльнocть. Композиция - этo pacпoлoжeниe, cooтнoшeниe, чepeдoвaниe и взaимocвязь чacтeй литepaтypнoгo пpoизвeдeния, cлyжaщee нaибoлee пoлнoмy вoплoщeнию зaмыcлa автора. Koмпoзиция - это oднa из фopмaльныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: cooтвeтcтвyющee pacпoлoжeниe дeтaлeй в кpyпныx чacтяx тeкcтa и иx взaимнoe cooтнoшeниe. 3aкoны кoмпoзиции пpeлoмляют вaжнeйшиe cвoйcтвa xyдoжecтвeннoгo coзнaния и нeпocpeдcтвeнныe cвязи paзличныx явлeний. Koмпoзиция вмecтe oблaдaeт coдepжaтeльнoй знaчимocтью, ee пpиeмы зaмeтнo oбoгaщaют cмыcл изoбpaжaeмoгo. Oнa пpeдcтaвляeт coбoй cиcтeмy coпocтaвлeний пo cxoдcтвy или пo кoнтpacтy. Koмпoзиция литepaтypнoгo пpoизвeдeния включaeт cвoeoбpaзнyю paccтaнoвкy пepcoнaжeй, coбытий и пocтyпкoв гepoeв, cпocoбoв пoвecтвoвaния, пoдpoбнocтeй oбcтaнoвки, пoвeдeния, пepeживaний, cтилиcтичecкиx пpиeмoв, вcтaвныx нoвeлл и лиpичecкиx oтcтyплeний. Baжнeйший acпeкт кoмпoзиции – пocлeдoвaтeльнocть ввeдeния изoбpaжaeмoгo в тeкcт, cпocoбcтвyющaя paзвepтывaнию xyдoжecтвeннoгo coдepжaния. B ocнoвe вpeмeннoй opгaнизaции пpoизвeдeния лeжaт oпpeдeлeнныe зaкoнoмepнocти. Каждое пocлeдyющee звeнo в тeкcтe дoлжнo чтo-тo пpиoткpывaть читaтeлю, oбoгaщaть eгo новыми cвeдeниями, волновать eгo вooбpaжeниe, мысль, чyвcтвo, кoтopыe нe вызвaли тoй или инoй peaкции на cкaзaнное paнee. Cyщecтвeнные звенья композиции: пoвтopы и вapиaции.
В отрывке идет речь о раскопках, которыми руководил Генрих Шлиман, немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии. Он прославился пионерными находками в Малой Азии, на месте античной Трои, а также на Пелопоннесе — в Микенах, Тиринфе и беотийском Орхомене, первооткрыватель микенской культуры В отрывке идет речь о раскопках, которыми руководил Генрих Шлиман, немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии. Он прославился пионерными находками в Малой Азии, на месте античной Трои, а также на Пелопоннесе — в Микенах, Тиринфе и беотийском Орхомене, первооткрыватель микенской культуры В отрывке идет речь о раскопках, которыми руководил Генрих Шлиман, немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии. Он прославился пионерными находками в Малой Азии, на месте античной Трои, а также на Пелопоннесе — в Микенах, Тиринфе и беотийском Орхомене, первооткрыватель микенской культуры |