Главная страница

социальная идентичность. Социальная идентичность. Понятие социальной идентичности описывает то


Скачать 18.45 Kb.
НазваниеПонятие социальной идентичности описывает то
Анкорсоциальная идентичность
Дата07.01.2023
Размер18.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциальная идентичность.docx
ТипДокументы
#874939

Социальная идентичность (англ. social identity, фр. identité social, нем. soziale Identität) – в наиболее общем виде характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе (половой, возрастной, этнической и др.) (Российская социологическая энциклопедия, 1998).

З.Фрейд, основатель психоанализа, впервые вводит этот термин и рассматривает идентификацию как процесс подражания, но бессознательный, являющийся самозащитой личности и регулятором нравственной стороны психики человека. Нравственное поведение формируется через опыт, через присвоение поведенческих образцов и схем.

Несколько другое значение получает понятие «идентичность» в социальной психологии. Это важнейшее условие социальной адаптации, именно идентификация обеспечивает принятие социальных ролей, существующих в обществе, осознание принадлежности к какой-то социальной группе: по возрасту, этническим и расовым признакам, профессии, религиозным и политическим убеждениям.
Понятие социальной идентичности описывает то,

как другие люди определяют человека на основе

широких социальных категорий или признаков,

таких как возраст, профессия или этническая

принадлежность. Это те компоненты «Я» человека,

которые переживаются им на уровне осознания

принадлежности к какой-либо группе.

Социальная идентичность - это результат процесса

социальной идентификации, под которым

понимается процесс определения себя через

членство в социальной группе.

3.

Социальная идентичность складывается из

отдельных идентификаций и определяется

принадлежностью человека к различным

социальным категориям: расе, национальности,

классу, полу и т.д.

Наряду с личностной идентичностью социальная

идентичность оказывается важным регулятором

самосознания и социального поведения.
Составляющие социальной идентичности

Личность одновременно является членом многих

социальны групп, и принадлежность к различным

группам имеет различное значение для формирования

социальной идентичности.

Микляева А.В. и Румянцева П.В. выделяют следующие

компоненты социальной идентичности:

Гендерная

идентичность

Этническая идентичность

Возрастная идентичность

Профессиональная идентичность

Городская идентичность

Тэшфелу принадлежит следующее определение социаль­ной идентичности:
Социальная идентичность — это часть Я-концепции инди­вида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным зна­чением, придаваемым этому членству.
Английский психолог Генри Тэджфел, внесший большой вклад в теорию социальной психологии, разработал данную теорию. На протяжении многих лет исследователь изучал межгрупповые отношения. Если опираться на теорию Я-концепции, личность можно представить в виде системы, регулирующейся на фоне социального поведения. Система включает в себя две подсистемы:

  • личностную идентичность;

  • групповую идентичность.

Первая отвечает за самоопределение личности, объединяя индивидуальные, физические, интеллектуальные, моральные, нравственные свойства человека. Вторая отвечает за идентичность профессиональную, возрастную, религиозную и др. Человек переходит от личностной к групповой идентичности по мере перехода от межличностных форм общения к межгрупповым.

Теджфел рассматривает четыре процесса, тесно связанных между собой: социальные категоризация, идентификация, сравнение и межгрупповая дискриминация. Эти процессы являются фундаментом любой идентичности: личностной, групповой. Для того, чтобы оценить себя, человеку необходимо выбрать форму взаимоотношений. Это может быть межличностное общение и межгрупповое общение, в зависимости от того, какой путь выбран человеком. Всю свою жизнь человек опирается либо на социальную, либо на личностною идентичность. Они могут иметь противоречия в личностной структуре

 По мнению Тэшфела, осознание группового членства реализуется посредством ряда сложных шагов: социальной категоризации (осмысление социального окружения как состоящего из различных групп), социальной идентификации (сделанный на основе сравнения выбор группы, в которую «помещает» себя индивид), наконец, собственно социальной идентичности (полного осознания своей принадлежности выбранной группе)


эриксон

Однако термин «идентичность» прочно вошел в научное употребление только после выхода в свет основных трудов Э. Эриксона - одного из выдающихся ученых в области гуманитарного развития. Эриксон понимал идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что на протяжении всей жизни человека, естественно, предполагало его динамику. Ученый рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

Так, на первом, индивидном, уровне анализа идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это есть представление о себе как о некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющее принадлежащее ему прошлое и устремленное в будущее.

Со второй, личностной, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. Данный элемент идентичности есть «осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями».

В-третьих, идентичность определяется Эриксоном как тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами. Таким образом, солидарность в структуре личности Эриксон считал собственно социальной идентичностью.

Становление личностной идентичности может протекать в трех формах: интроекция - примитивное вживание в образ; идентификация, которая формируется путем интеракции с уважаемыми и значимыми представителями рода, общества; формирование идентичности - ансамбль идентификаций, их включение в единое уникальное целое.

Большинство исследователей полагают, что именно Эриксон впервые создает модель идентичности, которая отличается следующими признаками.

- Эта модель учитывает как персональные компоненты идентичности, так и влияние общественной среды.

- Она имеет свою структуру, включающую такие элементы, как индивидный, личностный и социальный порядки, значимые идентификации, задатки, базовые способности, эго-идеалы и др. Структура становления идентичности состоит из интроекции, идентификации, формирования идентичности. В ней выявлены различные уровни: биологический; личностный; социальный; индивидуальная идентичность; коллективная идентичность.

- Модель является исторической. Эриксон впервые вводит в сферу общественных наук понятие «кризис идентичности», показывает конфликт между становящейся личностью и консервативным «эго». С одной стороны, показана множественность моделей идентичности, с другой - достаточно длительное существование такой модели в течение жизни. В ней учтены общественно-исторические запросы и естественно-биологические потребности (возраст, пол и т.д.).


написать администратору сайта