декоративно-прикладное искусство. О.А. Малахова Декоративно-прикладноре искусство. Популяризация декоративноприкладного творчества как одно из направлений социальнокультурной деятельности
Скачать 447.5 Kb.
|
Рис. 1. Диаграмма уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работе по образно-содержательному критерию Как видно на рисунке 1 уровень нравственной воспитанности больше чем у половины старшей дошкольной группы на низком уровне. Остальная часть детей имеют средний уровень нравственной воспитанности, со всеми заданиями справились с помощью наводящих вопросов воспитателя. Справилась со всеми заданиями Н. София и П. Алиса. Диагностические задания по эмоционально-мотивационному критерию нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста: 1. Методика исследования способов выражения эмоций Г.А. Урунтаевой. Цель: выявить уровень развитости способности определять эмоциональные состояния (настроение) по мимике: радость, удивление, грусть, гнев, страх, отвращение; определение причин возникновения эмоционального состояния. Материал: набор пиктограмм, отображающих различные эмоции (радость, удивление, грусть, гнев, страх, отвращение); набор сюжетных картин отображающих различные эмоции (настроение); набор сюжетных картинок героев, у которых не прорисованы лица. Педагог рассматривает с детьми сюжетные картинки, изображения предметов декоративно-прикладного искусства, сами предметы различных промыслов. Задача детей соотнести изображение и предмет декоративноприкладного искусства с эмоцией. После этого детям предлагаются картинки с такими эмоциями, как удивление, грусть. Способность эмоционально откликаться на произведения декоративноприкладного искусства у старших дошкольников оценивались по следующей шкале: - высокий уровень - 3 балла; - средний уровень - 2 балла; - низкий уровень - 1 балл. Если ребенок правильно и самостоятельно справился с заданием, то получает 3 балла; если частично выполняет задание с помощью подсказки, то он получает 2 балла; пассивность ребенка, отсутствие эмоционального телика на произведения декоративно -прикладного искусства оценивается в 1 балл. 2. Диагностическое задание «Семейные события». Цель: выявить представления ребенка о семейных традициях, о взаимоотношениях между близкими людьми, о добрых поступках; выявить желание рассказать о сложившихся добрых традициях в его семье. Материал: фрагменты репродукций русских художников, в сюжете которых изображены значимые семейные события (например: Б.М. Кустодиев «На Волге», Б.М. Кустодиев «Девочка в розовом платье», Ю. Кугач «Дед и внук», Ю. Кугач «В семье. Первые шаги», А. Ржевская «Веселая минутка», А. Корзухин «Бабушкин праздник», К. Савицкий «Отец», И. Тупылев «Крестины» и т.д.); фотографии значимых событий, происходивших в семье ребенка (отобранные совместно с родителями и принесенные заранее). Содержание: педагог выясняет у ребенка, о каких событиях в семье рассказывают фотографии, которые он принес на занятие, просит пояснить значимость и важность событий, запечатленных на фотографиях. Затем педагог предлагает рассмотреть репродукции русских художников и сопоставить события, происходящие на картинах и фотографиях. Педагог делает акцент на традициях и ценностях семьи. Напоминает ребенку о важности семейной памяти, о том, что фотографии нужно хранить в «Семейном альбоме». Затем предлагает ребенку рассказать о самых значимых событиях, запечатленных на фотографиях (с помощью наводящих вопросов). Обработка результатов представлена в таблице 6. Таблица 6 Диагностическое задание «Семейные события»
Уровни нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работе по эмоционально-мотивационному критерию представлены в таблице 7. Таблица 7 Уровни нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе поисковой работы по эмоционально-мотивационному критерию
Анализ результатов методики исследования способов выражения эмоций Г.А. Урунтаевой показал, что большинство детей находятся на среднем уровне развития способности адекватно определять эмоциональное состояние по мимике. Эти ребята поняли инструкцию, однако всем требовалась помощь в виде наводящих вопросов и побуждение к ответу. Стоит отметить, что не умение самостоятельно распознать в изображениях и назвать такие эмоциональные состояния, как удивление, отвращение и гнев говорит о том, что дошкольникам доступна дифференциация лишь основных эмоций. Оттенки эмоциональных состояний дети распознавать затрудняются. На низком уровне задание выполнили 5 детей, так как они были менее сосредоточены во время выполнения задания. Таким образом, по результатам методики исследования способов выражения эмоций Г.А. Урунтаевой и диагностического задания «Семейные события» (по Е.Н. Бородиной) низкий уровень преобладает у 9 детей (50 %), средний уровень показали 7 детей (39 %) и у 2 детей (11 %) - высокий уровень нравственной воспитанности. Рис. 2. Диаграмма уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работе по эмоционально-мотивационному критерию Диагностические задания по действенно-практическому критерию нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста: 1. «Что я знаю о мире вокруг меня?» Цель: выявить у ребенка способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственно проблематикой. Материал: фрагменты картин русских художников с изображением ситуаций из жизни семьи (Ф.Г. Солнцев «Крестьянское семейство перед обедом», В.Е. Маковский «В жаркий день», В.А. Тропинин «За прошивками», М.В. Нестеров «За вышиванием. Портрет Е.П. Нестеровой», Б.М. Кустодиев «Утро», К.Е. Маковский «Сенокос», Н.Ф. Новиков «Картошка». Содержание: педагог предлагает ребенку рассказать о том, какие дела или события запечатлел художник в своем произведении. При составлении рассказа ребенок может использовать примеры с ситуациями из жизни своей семьи. Обработка результатов (таблица 8). Таблица 8 Диагностическое задание «Что я знаю о мире вокруг?»
Второе диагностическое задание по данному критерию было взято у Т.А. Пономаренко, но содержание задания было интерпретировано, и строилось с использованием сказки П.П. Бажова «Хозяйка медной горы». 2. Методика Т.А. Пономаренко. Цель: Изучить у детей сформированность нравственных представлений о дружбе, сочувствии, труде, ответственности. Проведение. Исследование проводится с подгруппой детей. Детям предлагается ответить на вопрос на примере конкретной сказки. Вспомните персонажей сказов П.П. Бажова. О каких главных героях можно сказать, что он трудолюбивый человек и почему? Каким мастерством владел Данила мастер, как ты это понял? Какие изделия и из чего делал Данила мастер? Какими качествами на ваш взгляд должен обладать мастер? Обработка результатов представлена в таблице 9. Таблица 9 Диагностическое задание «Хозяйка медной горы»
Уровни нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работе по действенно-практическому критерию представлены в таблице 10. Таблица 10 Уровни нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы по действенно-практическому критерию
Рис. 3. Диаграмма уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работе по действенно-практическому критерию Таким образом, по методике «Что я знаю о своей семье и мире вокруг показали, что низкий уровень действенно-практического критерия показали 9 детей (50 %), средний уровень - 8 детей (44 %) и высокий уровень показали один ребенок (6 %). В диагностическом исследовании на констатирующем этапе участвовала группа детей старшего дошкольного возраста, состоящая из 18 человек, полученные данные позволили проанализировать и выявить уровни нравственной воспитанности детей. Система показателей для удобства фиксации наблюдений приведена в таблице, где произведена количественная характеристика (таблица 11). Таблица 11 Количественная характеристика типа уровней нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста по трем критериям на констатирующем этапе опытно-поисковой работы
Делаем вывод о том, что на высоком уровне нравственная воспитанность у 2 детей, на среднем уровне у 6 детей, на низком уровне у 10 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 11 %; средний уровень - 33 %; низкий уровень - 56 %. Рис. 4. Диаграмма уровней нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы Подытоживая вышеизложенные результаты, можно констатировать следующее, в группе преобладает недостаточно высокий уровень нравственной воспитанности. У основной части детей нравственные представления находятся на среднем или низком уровнях. Результаты диагностики показали, что по всем критериям и показателям у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный объем знаний о нравственных ценностях которые транслируют художественные образы классического и декоративноприкладного искусства; низкий уровень наличия представлений о нравственных качествах, об истории, достижениях, культурных традициях своей семьи. У детей слабо сформирован интерес к произведениям искусства с нравственной проблематикой на основе соотнесения содержания художественных произведений с событиями своей семьи, своей повседневной жизни, стремление привносить в них творческие дополнения. Следует отметить, что недостаточно сформирована способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственной проблематикой; способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятии и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества; практические навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим, выражения нравственных чувств в делах и поступках. Подводя итог констатирующего этапа опытно-поисковой работы, следует отметить, что полученные данные после обработки результатов диагностических заданий подтвердили актуальность поставленной проблемы и были учтены при теоретическом обосновании, разработке и проведении комплекса занятий беседы об искусстве «Декоративно-прикладное искусство Урала» направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Содержание работы по нравственному воспитанию детей возраста средствами декоративно-прикладного искусства Результаты диагностического исследования на констатирующем этапе опытно-поисковой работы показали, что у детей старшего дошкольного возраста нравственная воспитанность находиться в основном на низком и среднем уровне, высокий уровень выявлен у двоих детей, всего в диагностике участвовало 18 детей. В связи с этим, нами был теоретически обоснован, разработан и проведен комплекс занятий беседы об искусстве «Декоративно-прикладное искусство Урала» направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Тематика и содержание комплекса занятий отбирались с учетом выявленных критериев и показателей нравственной воспитанности. Цель комплекса занятий беседы об искусстве: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале декоративноприкладного искусства. Задачи комплекса занятий беседы об искусстве: Формировать первоначальные представления о нравственных качествах (семья, уважение, добро, трудолюбие, ответственность, любовь к Родине и т.д.) через знакомство с декоративно-прикладным искусством Урала. Развить умение анализировать поведение и нравственные и безнравственные поступки человека и выражать свое отношение с позиции нравственности. Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению безнравственных качеств человека, учить находить пути их преодоления. Способствовать развитию навыков самовыражения к нравственности в продуктах творчества и изобразительной деятельности. Нами был разработан тематический план комплекса занятий беседы об искусстве «Декоративно-прикладное искусство Урала» на материале декоративно-прикладного искусства уральских промыслов (10 занятий), направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Данный комплекс представлен в таблице 12. Этапы реализации комплекса занятий, направленного на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 13. Таблица 13 Этапы реализации комплекса занятий об искусстве «Декоративно-прикладное искусство Урала»
Рассмотрим тематический план занятий беседы об искусстве на тему «Декоративно-прикладное искусство Урала», направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1). Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей нравственной воспитанности в первой главе. Тематика комплекса занятий беседы об искусстве была выбрана не случайно. Мы живем на Урале, мы уральцы. И воспитание на культуре и истории малой Родины, всегда ставились педагогами во главу угла. Важно, чтобы ребенок соприкоснулся с удивительным миром народного искусства, рядом с которым родился и вырос. Данный комплекс занятий предусматривает возможность совмещать занятия по декоративно-прикладному искусству с подвижной игрой, которая помогает детям понять образ, выразить суть явлений через движение, мимику, жест. Рассмотрим рекомендации по проведению занятий по декоративно-прикладному искусству автора Е.В. Кашниковой, описанные в книге «Оригинальные техники изобразительной деятельности». В начале каждого занятия читались рассказы, стихи или сказки на соответствующую тему с интересным сюжетом, насыщенные событиями и вызывающие у детей яркие эмоции. Показывались медиа-ролики по темам занятий, демонстрировались оригинальные изделия декоративноприкладного искусства уральских мастеров: подносы, шкатулки, подсвечники, ювелирные изделия, глиняная расписная посуда и т.д. Иногда использовались куклы «Хозяйка медной горы», «Старичок лесовичок», ящерица и т.д. они говорили словами главных героев, показывали различные иллюстрации, картины, открытки, репродукции и фотографии для понимания проблематики и содержания тематики занятий. Занятия строились с учетом выявленных критериев и показателей и были направлены на воспитание нравственных качеств определенных в рамках нашего исследования. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Поэтому в процесс нравственного воспитания были включены исполнение народных напевов, потешек, чтение сказок и рассказов уральских писателей, играли в народные игры. Подобное сочетание позволило детям окунуться в уральскую старину, более точно ощутить принадлежность и любовь к родному краю, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях. Процесс нравственного воспитания строился на следующих методах: - наглядности; - словесный; - проблемно-мотивационный; - художественно-игровой; - сотворчества. Основным методом на занятиях беседы об искусстве был метод этической беседы нравственной проблематики на материале декоративно- прикладного искусства. Например, такие качества как трудолюбие или ответственность разбирались на примере художественного труда народного мастера, художника декоративного промысла, гончара или архитектора. Или в процессе разбора и обсуждения сюжетных подносов Тагильской (горнозаводской) росписи (быт, народные праздники, межличностные взаимоотношения и т.д.). Этическая беседа строилась с учетом наглядного и образцового характера мышления старшего дошкольника, беседа всегда начиналась с рассматривания яркого образца предмета декоративно-прикладного искусства. В основной части этической беседы раскрывалось конкретное содержание какой либо нравственной нормы, или нравственного качества человека. Проходило обсуждение нравственных поступков или нравственных качеств личности человека. Дети высказывали свои мысли, выражали эмоциональное отношение к какому-либо факту из истории или жизни человека (художника, мастера, целой династии и т.д.). Педагог задавал вопросы на размышление, направленные на анализ и оценку деятельности или поступков людей героев культурно-исторических рассказов, обдумывание их значения, смысла, последствий. Уточняя и дополняя ответы детей, педагог помогал детям сделать правильные выводы относительно фактов поступков, формирует нравственное отношение к ним. В ходе основной части беседы педагог делал акцент на нравственных нормах, разъяснял сущность нравственных качеств, вызывал желание следовать им. В конце этической беседы делались общие выводы, подводились итоги беседы, делался акцент на нравственной позиции, нравственном примере. Беседа завершалась чтением или обыгрыванием какого-либо сюжета. Также, в конце беседы детям предлагалось выполнить творческую работу на тему занятия. Дети старшего дошкольного возраста уже владеют навыками самостоятельного индивидуального и коллективного творчества. Владеют умениями создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых, используя характерные узоры и цветовую гамму. Старшие дошкольники способны не только создавать узоры на силуэте, вырезанном из бумаги, но и выполнять росписи на самостоятельно изготовленных предметах декоративного творчества. Центральными местом в содержании занятий становится личность художника создателя предмета декоративно-прикладного искусства. В котором раскрывается личное видение человека-творца создателя «красоты». В соответствии со спецификой предметного содержания, тематика декоративно-прикладного искусства выражается основными нравственно-эстетическими категориями: красиво — некрасиво, добро — зло, нравственно — безнравственно, реальность — фантазия и многие др. Эти понятия предстают как проблемное поле на занятиях беседы об искусстве на материале народной культуры, которое дети осваивают в активном познавательном процессе на основе эмоционального восприятия и переживания, мышления и воображения. При построении занятий мы опирались на принципы педагогики искусства, где взаимодействие ребёнка с народной культурой рассматривается как ценностно-ориентированное общение с опорой на художественный «язык» разных видов декоративно-прикладного искусства. Так как ребенок старшего дошкольного уже способен «присвоить» нравственные идеалы и ценности, которые «опредмечены» в образах или продуктах. Нравственные ценности народной культуры передаются из поколения в поколение, о них «говорят» предметы декоративно-прикладного искусства: трудолюбие, ответственность, любовь к отечественной культуре и истории, радость созидания, любование красотой окружающего мира, радость творчества и т.д. На протяжении формирующего этапа опытно-поисковой работы использовался метод наблюдения. Метод наблюдения позволил собрать информацию путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия результатов деятельности детей познавательной, коммуникативной, игровой, социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных условиях. В начале нашего исследования метод наблюдения показал, что дети старшего дошкольного возраста на первых занятиях, большая часть вели себя скованно, боялись отвечать на вопросы, смущались и т.д. Но было замечено, что тема нравственности их интересует, в примерах из жизни художников или народных умельцев, дети видят сходство с событиями из своей жизни. Занятия беседы об искусстве позволили раскрыть внутренний потенциал детей, сблизиться в общении между собой и с педагогом. Можно отметить развитие таких нравственных качеств как, уважение к старшим и к сверстникам, приветливость, вежливость, доброта, отзывчивость и др. Таким образом, анализируя результаты педагогического наблюдения проводимое с учетом выявленных критериев и показателей нравственной воспитанности, полученные в процессе проведения занятий беседы об искусстве «Декоративно-прикладное искусство Урала», направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующий вывод: Погружение в материал декоративно-прикладного искусства способствует формированию системы устойчивых нравственно-ценностных мотивов, нравственных качеств, таких как трудолюбие, ответственность, отзывчивость, уважение к труду, любовь к Родине, созидание красоты. Условия активной деятельности позволили констатировать о проявляющихся нравственных качествах детей внутри коллектива, к сверстникам и педагогам и поведении детей в целом, основанном на нравственных эталонах и нормах. Опишем результаты наблюдения по выделенным критериям: образно-содержательному критерию у детей сформировался эмоционально-образный тезауруса, воплощающий нравственные ценности в художественных образах декоративно-прикладного искусства; дети узнали новые пословицы и поговорки о труде, о трудолюбие, об ответственности, об уважении к старшим, о любви к Родине, вспомнили сказки П.П. Бажова, взглянули на смысл сказок с нравственной проблематики, в которых в художественно-образной форме воплощены нравственные ценности, укрепились представления о нравственных качествах; по эмоционально-мотивационному критерию, дети проявляли эмоциональную отзывчивость на художественные образы - носители нравственных ценностей (подносы с сюжетными и бытовыми композициями, объекты каменного зодчества и т.д.); проявляли устойчивый интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства с нравственной проблематикой (предметы Каслинского литья на военную тематику, тему детства); по действенно-практическому критерию, дети продемонстрировали способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностносмыслового содержания произведений декоративно-прикладного искусства с нравственной проблематикой (рассказывали об экскурсии с семьей в Верхотурский монастырь); способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества (выполнение сувенира из пластических материалов в подарок бабушке или дедушке, активное участие в театрализации сказочных сюжетов с предметов подносного промысла; практические навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим, выражения нравственных чувств в делах и поступках помощь сверстникам в процессе индивидуально-коллективной работы, в процессе познавательной беседы проявляли уважение и собеседника |