Главная страница

декоративно-прикладное искусство. О.А. Малахова Декоративно-прикладноре искусство. Популяризация декоративноприкладного творчества как одно из направлений социальнокультурной деятельности


Скачать 447.5 Kb.
НазваниеПопуляризация декоративноприкладного творчества как одно из направлений социальнокультурной деятельности
Анкордекоративно-прикладное искусство
Дата05.09.2022
Размер447.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаО.А. Малахова Декоративно-прикладноре искусство.doc
ТипРеферат
#663106
страница1 из 4
  1   2   3   4



Популяризация декоративно-прикладного творчества как одно из направлений социально-культурной деятельности


Выпускная квалификационная работа


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы развития и становления декоративно-прикладного искусства 7

1.1 Понятие, виды декоративно-прикладного творчества 7

1.2 Формы работы учреждений культуры по продвижению декоративно-прикладного творчества. ..11

Глава 2. Опытно-поисковая работа, направленная на изучение возможности применения декоративно-прикладного искусства в нравственном воспитании 18

2.1 Диагностика нравственного воспитания детей с использованием средств декоративно-прикладного искусства на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 18

2.2 Содержание работы по нравственному воспитанию детей средствами декоративно-прикладного искусства……………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современном образовании выявляется необходимость создания новых подходов к организации образовательного процесса, поиска и разработки новых технологий, моделей развития школьников. В документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одной из приоритетных задач современной образовательной политики, является воспитание детей, подростков и молодежи, разделяющих традиционные нравственные ценности.

ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ предметные, метапредметные и личностные.

Предметные результаты подразумевают результаты, достигнутые учащимися в рамках изучения конкретного предмета.

Метапредметные результаты понимаются как результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в процессе обучения, на практике и перенос этих результатов в жизнь.

Личностные результаты представляют готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование у них мотивации к учёбе и целенаправленной познавательной деятельности.

Следует также отметить, что личностные, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть разделены друг от друга и представляют собой триединую задачу образования.

В ряде нормативных документов, указывается на приоритет нравственного воспитания, рассмотрим некоторые положения: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» говорится об основе развития и воспитания детей в современных условиях, «на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО) говорится о необходимости усвоения детьми «норм и ценностей, принятых в обществе» [1,10].

Одним из важных средств нравственного воспитания можно считать декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Оно наиболее прочно связано с бытом, трудовой и повседневной жизнью человека. Собственно поэтому оно представляет значительную роль в воспитании детей старшего дошкольного возраста, имеет большое значение для развития нравственной культуры общения, труда, культуры человеческих взаимоотношений в целом.

В настоящее время весьма актуален поиск эффективных образовательных технологий, гармонично сочетающих освоение языка искусства, изобразительных форм и техник декоративно-прикладного творчества, а также художественно-эстетических практик, помогающих стать подрастающему поколению не только ценителем произведений искусства и художественно-творческих продуктов, но и активным участником социокультурного процесса.

Понятие «духовно-нравственная культура» представляется как характеристика социально-важных качеств личности, позволяющих реализовать активный диалог с окружающим миром и пространством культуры через становление гражданской позиции, опыта художественно-творческой деятельности и ценностных ориентаций.

Необходимость систематического, целенаправленного приобщения обучающихся к миру культуры и освоению декоративно-прикладного творчества в условиях современного образования приобретает особое значение. Исходной позицией данного исследования является обоснование условий для декоративно-прикладного творчества, позволяющих целенаправленно и систематично осуществлять процесс организации и управления деятельностью подростков по овладению не только художественно-творческим, но и морально-этическим опытом, развивающим гражданскую позицию и социально-творческую активность [15,26].

Необходимость решения указанных противоречий определяет проблему исследования, которая заключается в поиске путей развития их духовно-нравственной культуры в системе общего и дополнительного образования; – между провозглашаемыми целями воспитания детей в традиции исторической преемственности поколений и не разработанностью методического сопровождения этого процесса на практике;–между востребованностью потенциала декоративно-прикладного творчества в личностном развитии детей различного возраста и недостаточным уровнем условий для их творческой активизации к участию в социокультурных проектах. Необходимость решения указанных противоречий определяет проблему исследования, которая заключается в поиске путей развития духовно-нравственной культуры подростков в системе общего и дополнительного образования.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке по работе с современными подростками определили выбор темы исследования: «Декоративно-прикладное творчество в развитии духовно-нравственной культуры современных подростков».

Объект исследования: нравственное воспитание и становление личности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: комплекс занятий на материале декоративноприкладного искусства, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий на материале декоративно-прикладного искусства, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе анализа нормативно-правовых документов и психологопедагогической литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «нравственное воспитание».

  2. Определить психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  3. Рассмотреть потенциал декоративно-прикладное искусство в направлении нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  4. Разработать и провести комплекс занятий на материале декоративноприкладного искусства, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды ученых по проблеме нравственности (И.С. Марьенко, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Б.Т. Лихачев, Н.В. Микляева, С.Т. Погорелов, и др.), работы ученых, изучающих вопросы нравственного воспитания (И.Ф. Харламов, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, Л.Р. Болотина, Е.Н. Бородина, И.А. Каиров, Ф.Н. Петров, В.А. Яковлев, Н.В. Мельниковой), работы исследователей, изучающих воспитательный потенциал декоративноприкладного искусства (И.А. Лыкова, С.В. Погодина, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, В.В. Абраменкова, О.А. Скоролупова) [31,33].


Глава 1. Теоретические основы развития и становления декоративно-прикладного искусства
1.1 Понятие, виды декоративно-прикладного творчества
Декоративно-прикладное искусство - раздел изобразительного искусства, произведения которого отличны по функции и масштабу: от монументальных и станковых произведений. Термин «декоративно-прикладное искусство» характерен для культуры Нового времени и отражает концепцию превалирования эстетического значения произведения искусства над его утилитарными свойствами.

Декоративно-прикладное искусство - «вид искусства, произведения которого, выполняя определенную утилитарно- практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало».

Декоративное искусство - это один из видов пластического искусства. С.В. Погодина и Н.М. Сокольникова делят декоративное искусство на монументально-декоративное (витражи, мозаика, росписи), народное декоративно-прикладное (бытовые хозяйственные изделия) и оформительское искусство (оформление выставок, экспозиций и т.д.) [6,13,19].

Красота и художественный образ в произведениях декоративно - прикладного искусства соединяются с практической полезностью. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности. Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт, жилище, архитектурные сооружения и комплексы, улицы, парки, скверы и т.д. Произведения декоративноприкладного искусства различаются:

- по назначению (ювелирные украшения, одежда, посуда, мебель, игрушки);

- по материалу, из которого изготовлено (стекло, керамика, фарфор, дерево, кость);

- по технике обработки материала (чеканка, резьба, роспись, литье, набивка, вышивка). Одной из отличительных особенностей декоративноприкладного искусства является то, что оно всегда имело и имеет глубокие народные корни. В сущности «народности» и раскрывается нравственная составляющая декоративно-прикладного искусства.

С.В. Погодина дает следующее определение народного декоративно- прикладного искусства: «Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек)».

В народном декоративно-прикладном искусстве практическая, обрядовая, эстетическая, воспитательная функции находятся в неразрывном единстве. Однако основная функция изделий — быть полезными и красивыми. В народном декоративно-прикладном искусстве выделяются два направления:

- городские художественные ремесла;

-народные художественные промыслы [7,20,25].

Когда мы говорим о декоративно-прикладном искусстве, важным понятием является народный художественный промысел - форма организации художественного труда, основанная на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Промыслы - структура необычайно гибкая, подвижная, развивающаяся хотя в рамках канона, но тем не менее чутко реагирующая на изменение стиля в профессиональном искусстве, индивидуальном творчестве, на запросы времени и конкретной социальной среде. Дошкольников знакомят с некоторыми промыслами: матрешкой, с городецкой, хохломской росписями, с филимоновской и дымковской игрушками, керамикой Гжели. Сила искусства народных промыслов заключается в передаче оригинальных приемов местного профессионального мастерства.

Декоративно-прикладное искусство имеет характерные черты, которые отличают его от других видов искусства:

- утилитарность, практическая принадлежность;

- синкретичность или нерасчлененность различных сторон культуры народа (взаимоотношений между миром и человеком, закрепляющей нравственно-эстетические принципы, как творчества, так и поведения), сущность которой создавалась и передавалась на протяжении многих тысячелетий;

- коллективность творчества, т.е. когда труд носит коллективный характер, из поколения в поколение передается многовековой опыт народного искусства;

- традиционность характеризуется соблюдением традиций, но и возникает благодаря насущным и духовным потребностям, раскрывая сферу индивидуальности;

- реальность, заключающаяся в его многовековой актуальност [11,18].

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью сложного по своей сути декоративного искусства -общего понятия, охватывающего все виды художественной деятельности людей, вносящего красоту в обыденную обстановку их жизни [8,22,27].

Декоративное искусство одновременно включает в себя и декоративно-оформительское искусство (искусство оформления интерьеров, выставочных экспозиций, садово-парковых ансамблей) и театрально-декорационное искусство (искусство оформления театральных декораций, костюмов, грима, бутафорией, реквизитом). Необходимо выделить основное понимание сущности декоративно-прикладного искусства, которое проявило себя на раннем этапе развития человеческой цивилизации в виде как отдельно выполненных, так и серийных, но дорогих в ценностном отношении культовых и эксклюзивных заказных изделий [1,15].

Предмет декоративно-прикладного искусства –единство и относительная самостоятельность понятий «прикладное» и «декоративное». Понятие «прикладное» исторически возникло из обозначения первичности утилитарных функций вещи, благодаря которым создаются форма, масштаб, величина, пластическая и конструктивно-технологическая основы. Понятие «декоративное» связано с наносимым на предмет изображением: знаком, символом, орнаментом, жанровым мотивом – непосредственным украшением изделия, что согласуется с особенностями формы художественного произведения [2,12].

Декоративность как понятийная категория –сущность, функция, метод – имеет различия в зависимости от типологии художественной культуры: народной, конфессиональной, светской, авангардной. В народном искусстве декоративность формируется на основе идей и образов реального мира. В процессе отобразительной деятельности они сохраняют свое текстологическое содержание благодаря устойчивости композиционных структур, их контаминации, традиционности. Этому есть свидетельства в археологических материалах, в частности в славянских зарубинецких и черняховских изделиях (II в. до н. э. – IV в. н. э.), имеющих прямые аналоги декоративной формы в предметах археологии новгородского круга или образцах XIX – начала XX в [9,16,35].

Сущность декоративности в народном искусстве заключена в характере идейной символизации мироустройства, позитивной направленности его на человека. Формально она может быть оценена по факту эволюции пространственно-средовых характеристик. Пространство-символ центричных композиций в народном искусстве адекватно понятию пространствопереживание [4,28,34].

Декор формировался как знаковый эквивалент образа и этим определял содержание композиции, но свое духовное выражение он приобретал благодаря обрядовой структуре.

Можно выделить три уровня идей-функций декоративных композиций в народном искусстве: обрядовые (субъектные, направленные на человека и род); воззренческие (объектные, связанные с взглядом на природу); эстетические (эстетическое содержание идей, общего вида, материала). Важно отметить также утилитарное значение идей-функций: конструкцию, удобство, рациональное исполнение [5,32].

По утверждению А. Б. Салтыкова декоративность храктеризуется следующими признаками, на основе которых и создаются подлинные произведения искусства, отвечающие характеру времени: множественностью времени;

множественностью действия;

множественностью места;

множественностью перспективы;

плоскостностью, локальностью цвета, отсутствием или условностью освещения;

эмблематичностью, надписями, контурностью, жестами [3,24,35].
1.2 Формы работы учреждений культуры по продвижению декоративно-прикладного творчества.
Учреждения культуры являются субъектами обеспечения политики в сфере досуга на территории Российской федерации, основным средством реализации полномочий органов МСУ (муниципального самоуправления) по решению вопросов местного значения в сфере культуры –созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.

Учреждения культуры (далее КДУ –культурно-досуговое учреждение) предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии. КДУ могут являться юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Примерный перечень видов КДУ:

1. Дом (Дворец) культуры.

2. Дворец молодежи.

3. Культурно-спортивный комплекс.

4. Социально-культурный центр.

5. Национально-культурный центр.

6. Дом (Центр) ремесел.

7. Дом фольклора.

8. Дом народного творчества.

9. Передвижные культурные центры.

10. Информационно-методические центры.

11. Музей.

12. Музей-заповедник.

13. Дом-музей.

14. Цирк.

15. Библиотека.

Перечислим у слуги, предоставляемые КДУ:

1. Проведение различных по форме и тематике культурных мероприятий –праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, дискотек, обрядов, игровых и развлекательных программ и др.;

2. Организация работы клубных формирований –любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований;

3. Организация различных форм информационно-просветительской деятельности (лекториев, курсов, школ, народных университетов и т.п.);

4. Организация показа фильмов;

5. Оказание консультативных, методических и организационно-творческих услуг в подготовке и проведении культурно-досуговых мероприятий;

6. Оказание справочных, информационных и рекламно-маркетинговых услуг в сфере культуры и смежных отраслях;

7. Предоставление других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях. Услуги КДУ носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на любой демонстрационной площадке (в зрительном, танцевальном, выставочном зале, на площади, стадионе, поляне, ферме, в учебном заведении и т.д.).

Документы, имеющие культурное, научное, историческое значение, а также здание, в котором находится это учреждение.

Федеральный закон даёт такое определение: музей –некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей.

Также Федеральный закон даёт следующие определения, которые нам необходимы для дальнейшего исследования:

Культурные ценности –предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры;

Музейный предмет –культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;

Музейная коллекция –совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;

Музейный фонд –совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом;

Хранение –один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;

Публикация – одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.

Правильно, целесообразно организованный досуг – это, в первую очередь, безграничное пространство для свободного выбора ценностной системы, а так же художественная деятельность, то есть развитие творческих способностей, развитие командного духа, а так же овладение различными социальными ролями. С социально -педагогической точки зрения досуг молодѐжи рассматривается как: время духовного обогащения, сфера, в которой полноценно развиваются их потребности в свободе и независимости, потребности в активной деятельности и самовыражении [3].

Рассматривая декоративно-прикладное искусство как ключевую доминанту в досуговой сфере, мы считаем, что оно способствует развитию, в первую очередь, национального самосознания личности, прививает уважение к старшему поколению, у молодѐжи возникает стремление быть похожими на более старшее поколение (быть патриотом своей страны, уважать свои традиционные корни, интересоваться историей своего народа). В противном случае отказ или пренебрежительное отношение к историческому опыту, спровоцирует разрушение культуры, общества, личности в целом. Декоративно-прикладное творчество способствует духовно-нравственному развитию, творческому обогащению личности, формирует ценностные ориентации, через усвоение ценности народного искусства, развивает толерантность, патриотизм, уважение к национальной культуре, способствует развитию фантазии и творческого мышления, креативности и т.д.

Все эти умения и навыки формируются в различных досуговых объединениях: кружках по интересам, закрепляются в проведении мастер-классов, возможность обмена информацией происходит на конференциях, круглых столах с приглашением специалистов.

Аспект декоративность все чаще наблюдается в быту, так как становиться модным украшать дома предметами прикладного характера. Научиться этому помогут специалисты: освоить технику, узнать историю ремесла, подсказать правильность выполнения. Все это осуществляется в рамках досуговой деятельности и положительно влияет на формирование своего духовного пространства.

В настоящее время к основным методам пропаганды декоративно-прикладного искусства в учреждениях культуры относятся:

-осуществление просветительской и научно-методической деятельности;

-сохранение материального и нематериального культурного наследия;
-изучение, популяризация и актуализация объектов материального и нематериального культурного наследия, обеспечение более полного доступа к культурному наследию в области декоративно-прикладного искусства и ремёсел.
.


  1   2   3   4


написать администратору сайта