7 класс. восток.дети. Поразмышляйте, какими должны были быть эти правила
Скачать 26.43 Kb.
|
Задание № 2. (Группа 4) Собрались как-то богатые японские купцы в городе Эдо и заговорили о том, что нет у них своего кодекса, который установил бы для них правила поведения. Сказал один купец: «У самураев есть кодекс чести «бусидо», образ жизни крестьян зависит от самураев, а мы, купцы, можем сами установить для себя правила». Второй купец сказал: «Купцы, в отличие от самураев, не имеют жалованья и содержат семью на деньги, полученные от торговли. Так продолжается из поколения в поколение». А третий купец добавил: «Поэтому нам приходится быть скромными в одежде, еде, убранстве дома и откладывать сбережения на черный день: на случай болезни, пожара или землетрясения. А так как на жизнь мы получаем от своих клиентов, то нужно браться за любые самые маленькие сделки. Купцы не должны проявлять неучтивость даже к служанкам и детям». И все вместе приняли решение: написать правила поведения для купцов, да такие, чтобы помогали они зарабатывать деньги. Поразмышляйте, какими должны были быть эти правила. Задание № 2. (Группа 2) Прочитайте приведенные ниже рассказы из жизни представителей китайского общества. Найдите факты, подтверждающие, что общество было традиционным, и подчеркните их красным цветом. Факты, свидетельствующие о разложении традиционного общества, подчеркните зеленым цветом. В начале XVII в, министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжань И-ань занимался винной торговлей. Но однажды случилось наводнение, и все заготовленное вино прокисло. Поэтому он оставил виноторговлю и, раздобыв слиток серебра, купил один ткацкий станок и ткал на нем тончайшие цветные полотна. Он не успевал снять ткань со станка, как уже не было отбоя от покупателей. В итоге он получал 20% прибыли. Через 20 дней он добавил еще один станок, а впоследствии имел их более 20. В лавки купцов поступало большое количество его тканей, и все же спрос не был удовлетворен. С тех пор его семья сильно разбогатела. Четыре поколения семьи Чжан И-аня продолжали дело, и каждый из них увеличивал богатство, которое в конце концов достигло нескольких тысяч золотых. Ли Цзы-чэн родился в 1606 г. в Минчжи. Отец его Ли Шоу-чжун происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером. Его семья, хотя и разорилась, все-таки не могла освободиться от несения тяжелой повинности деревенского стражника. Это был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставалось только один-два. Однако общая сумма налогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян. В случае неурожая крестьяне не в состоянии были выплатить налоги, даже продав все свое имущество. Все недоимки по налогам должен был возместить начальник деревенских стражников. Таким образом, задолженность Ли Цзы-чэна росла. За это его часто пороли и сажали в колодки. Доведенный до отчаяния, он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом. Задание № 2.(Группа 3) Прочитайте высказывания Конфуция. Как вы думаете, почему его учение нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах? Поразмышляйте, какие из приведенных ниже суждений актуальны и сегодня, какими из них вы руководствуетесь в своей жизни. 1. Набирая учеников, Конфуций руководствовался принципом «В стремлении к знаниям не должно быть имущественных различий». 2. Когда ученики спросили Конфуция о его желании, он ответил: «Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу о старших». 3. Конфуций говорил: «Когда отец жив — следуй его стремлениям; когда отец скончался — следуй его поступкам; если в течение трех лет не изменять Пути отца, то про такого человека можно сказать, что он исполнил долг сыновней почтительности». 4. Конфуций сказал: «Благородный муж, совершив проступок, исправляет его делами, низкий человек, совершив проступок, заглаживает его словами». 5. Конфуция спросили: «Когда население столь многочисленно, то как быть с ним?» Учитель ответил: «Сначала обогатить, потом воспитывать». 6. Конфуций говорил: «Высший — тот, кто знает от рождения; следующий — тот, кто познает в учении; следующий далее — учится, когда испытывает крайность; те же, кто в крайности не учатся, — люди низшие». 7. «Что называется долгом человека?» — спрашивал Конфуций. И сам отвечал: «Отец должен проявлять родительские чувства, а сын — почтительность, старший брат — доброту, а младший — дружелюбие, муж — справедливость, а младшие — покорность, государь — человеколюбие, а подданные — преданность. Эти качества и именуются человеческим долгом. Проповедь верности и миролюбия именуется человеческой пользой. Борьба и взаимные убийства именуются людскими бедствиями...» 8. Правитель одной из областей Китая спросил Конфуция: «Что нужно предпринять, чтобы народ подчинялся?» Конфуций ответил: «Если возвышать прямых и ставить их над кривыми, то народ сам подчинится. Если возвышать кривых и ставить их над прямыми, то народ не подчинится». 9. Конфуция спросили: «Какой человек может быть назван сановником?» Учитель ответил: «Того, кто может чувствовать стыд за свои поступки и, будучи направленным в другие страны, не подведет своего государя, можно называть сановником». 10. Конфуций сказал о себе: «Я приобрел знания отнюдь не от рождения. Лишь благодаря любви к древности и настойчивости в учебе я получил их». Задание № 2. (Группа 1) Перед вами страничка из путевого дневника европейского путешественника, побывавшего в XVI в. в империи Великих Моголов. От древности некоторые слова в документе стерлись. Прочитайте текст и заполните пропуски. После нескольких дней довольно утомительного путешествия, когда мне пришлось ехать даже на спине огромного слона, мы прибыли в столицу империи Моголов. Название страны произошло от _______________________, но сами государи себя так не называют. Император, которого здесь называют _____________, по имени ______________, известен далеко за пределами страны своей мудрой политикой, направленной на _____________ государства. Его знают как сильного завоевателя, который сказал: «Правитель всегда должен стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против него оружие». Но мудрость правителя выражается прежде всего в его внутренней политике, девиз которой — «_____________». Правитель понимает, что империя будет сильной, если его будут поддерживать все слои населения. С целью привлечь на свою сторону население, он провел много реформ. Мне назвали самые важные из них. Это реформы____________________________________________________. Человек этот вызывает у меня уважение и своей религиозной политикой, направленной на усиление веротерпимости и взаимопонимания между ______________________________. В то время как европейцы запятнали себя жестокими религиозными войнами, правитель империи признал все религии равноправными. Кроме того, он известен как покровитель искусств, и в его придворной мастерской художники создают прекрасные образцымогольскойминиатюры. Завтра меня отведут во дворец правителя, и я увижу его своими глазами. Задание № 4. (Группа 2) Прочитайте извлечения из нескольких стихотворений. Подумайте, к какому народу принадлежат авторы. Почему из всего многообразия растений предпочтение отдается сосне, бамбуку и сливе? Что символизируют эти растения?
Задание № 4. (Группа 1) Путешественник, войдя в храм, увидел над дверями вырезанных из дерева трех обезьянок. Одна из них закрывала лапами глаза, другая — уши, а третья — рот. Изображение заинтересовало путешественника, и он спросил экскурсовода, что оно означает. «Обезьянки выражают одно из положений религиозного учения», — сказал экскурсовод. Расшифруйте текст, заменив цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, и вы прочитаете это положение. Напишите, какое религиозное учение в нем отражено. Почему вы так думаете? НИЧЕГО НЕ ВИЖУ, НИЧЕГО НЕ СЛЫШУ, НИЧЕГО НЕ ГОВОРЮ. Задание № 4.(Группа 4) Прочитайте отрывок из книги английского историка Холла, в которой автор рисует обобщенный образ представителя одного из сословий японского общества. Назовите сословие, о котором идет речь. ...Он был по преимуществу выходцем из провинциальной аристократии, посвятившим себя делу оружия... Его в первую очередь занимали вопросы земли и меча... Поэтому он... в первую очередь ценил такие качества, как умение управлять лошадью, стрелять из лука, сражаться на мечах и вести за собой людей. Он превозносил преданность, честь, бесстрашие и скромность. Причем скромность признавалась, пожалуй, самым главным достоинством, и не только потому, что он жил на не столь уж обильные дары земли, но потому, что роскошь неотвратимо приводила к слабости и немощи. Вот почему он считал блага жизни при дворе бесполезными... Ведь от него требовались жестокость, прямота и прежде всего действие... Он жил суровой и дисциплинированной жизнью, полностью подчиняя себя приказам и воле вышестоящих. Задание № 4.(Группа 3) Прочитайте описание традиций, лежащих в основе жизни китайской семьи. Как называется общество, где существовали такие семьи? Глава семьи управляет своими детьми, младшими братьями и всеми членами семейства, распределяет между ними обязанности (кому заведовать амбаром, кухней, прислугой, садом и т. п.), назначает занятия (кому что сделать в течение дня), дает им все необходимое (пропитание, одежду и пр.). Члены семейства ни в коем случае не могут действовать по своему усмотрению, но обо всем должны докладывать главе семьи и поступать согласно его воле. Сыновья и жены не могут иметь собственного имущества: все, что они в состоянии приобрести, должно быть отдано хозяину (отцу); когда они хотят воспользоваться чем-либо из домашнего имущества, то должны получить на то позволение отца; по своему усмотрению они не могут ничего ни давать посторонним, ни принимать от них. За противодействие родителям закон карал сурово: «Подвергается смертной казни через рассечение на части тот, кто ударит своего отца или мать, деда или бабку по отцу, равно как и каждая женщина, которая ударит своего свекра или свекровь, деда или бабку мужа по отцу». Там же в законе было записано: «Сын или дочь, словесно оскорбляющие отца или мать, внук или внучка, оскорбляющие деда или бабку по отцу, женщина, оскорбляющая свекра или свекровь, деда или бабку по отцу, подвергаются смертной казни через удушение, если оскорбленное лицо слышало оскорбительные слова и обратилось к властям с жалобой». Уважение к старшим нашло свое выражение в ряде изречений: «Старший человек в семье — сокровище»; «Если в семье есть старец — значит, в семье есть опыт»; «В разговоре со старшим нужно понижать голос, не допускать неясных слов. Когда старший встает, младший не должен сидеть; когда старший сидит, младший не должен садиться, если ему не скажет старший». |